Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена




НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена
страница1/6
Дата17.11.2012
Размер0.82 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации

по подготовке к сдаче кандидатского экзамена

«История и философия науки»


1. Работа над рефератом по курсу «История науки».

Написание реферата является первым этапом подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки».

1.1. Этапы работы над рефератом

1.1.1. Выбор темы реферата должна отвечать некоторым общим требованиям:

выбор темы начинается с изучения списка примерных тем реферата, изложенных в данном методическом пособии, или примерных программ по истории науки (имеются программы по истории основных естественных и социально-гуманитарных наук), утвержденных ВАК Министерства образования и науки РФ;

выбор темы должен быть обдуманным и должен отвечать личным научным интересам аспиранта;

тема реферата должна быть актуальной;

не допускается выбор несколькими аспирантами одинаковых тем;

работа должна содержать зачатки важной теоретической проблемы по истории науки в рамках научной специальности послевузовского образования, по которому аспирант проходит обучение;

тема реферата должна иметь конкретную направленность на тему кандидатской диссертации.

1.1.2. Тема реферата согласовывается аспирантом с научным руководителем и утверждается на кафедре философии. Для этого необходимо написать заявление по установленному образцу и сдать в отдел аспирантуры для последующего утверждения на кафедре философии (или сдать уже готовый или черновой вариант реферата на кафедру философии) не позднее 1 марта текущего учебного года.

1.1.3. Работа с литературой. Следующим этапом в написании реферата является работа с литературой, эта работа предусматривает:

изучение первоисточников, методической литературы, периодических философских и науковедческих изданий, научных исследований;

отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов;

группировка отобранного материала.

Аспирант ведет самостоятельный поиск литературы в справочно-библиографическом отделе библиотеки, а также при необходимости в сети Internet.

1.1.4. Составление плана. После ознакомления с литературой аспирант составляет план реферата. План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. Это своеобразный логико-методологический скелет произведения. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

По форме членения планы могут быть подразделены на простые и сложные. Составляется он обычно по историческому или проблемно-логическому принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого – к настоящему), второй – изучение нескольких явлений (проблем) и логико-методологических и теоретических связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-исторического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.

Этот план по мере накопления материала может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно.

1.1.5. Изучение собранного материала. Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное, следует сжато, в виде тезисов сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки также нужно записывать, но лучше их записывать на свободном поле листа конспекта, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скобки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом.

Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем аспиранту предстоит сконструировать из наработанного конечный вариант реферата.

1.1.6. Написание реферата. Проведя такую предварительную и, пожалуй, наиболее трудоемкую работу, можно переходить к написанию реферата.

Не рекомендуется в реферате ставить предельно широкие проблемы (даже если они так сформулированы в примерной тематике рефератов), что неминуемо приведет работу к нежелательному схематизму, поверхностности.

Целесообразно исследовать какой-либо аспект выбранной проблемы со всей возможной глубиной и обстоятельностью. Это будет соответствовать основной задаче экзамена по курсу «История и философия науки» и способствовать сознательному выбору методологии научного исследования при написании кандидатской диссертации.

Реферат должен содержать следующие структурные компоненты.

Титульный лист. Он оформляется печатным шрифтом или набранным на компьютере и содержит в себе информацию: название учебного заведения, кафедры, темы работы, фамилию и инициалы магистра, номер группы, фамилию, инициалы и ученые академические звания научного руководителя, название города, в котором находится учебное заведение, а так же год написания работы.

Образец оформления титульного листа реферата по истории науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)


Кафедра __________________________


Реферат по истории науки


на тему

«Химическая революция А. Лавуазье»


аспиранта дневной формы 1 года обучения

Иванова Сергея Николаевича


Научный руководитель:

доктор химических наук, профессор

Коновалов Иван Федорович


Рецензент


__________________________________________

(заполняется преподавателем кафедры философии,

проверяющим данный реферат)


БЕЛГОРОД, 2011

Оглавление. В оглавление должны быть указаны основные разделы реферата (главы), а в необходимых случаях и подразделы (параграфы). Все пункты плана сопровождаются указанием на соответствующие страницы работы.

Введение. Во введении должна быть обоснована актуальность темы, поставлены цели и задачи исследования, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа, здесь дается краткая характеристика использованной литературы, где демонстрируется полнота освещения избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

Основная часть. В этой части работы полно и логически последовательно раскрывается тема реферата. Этот раздел должен быть поделен на главы, которые, в свою очередь, могут делиться на параграфы. Каждый раз­дел рекомендуется заканчивать кратким выводом. Все главы должны быть сопоставимы друг с другом по объему и не должны превышать 10 страниц.

Заключение. В заключении сводятся воедино выводы, сделанные ранее по каждой главе или параграфу, и оно содержит, таким образом, общие выводы автора по изучаемому вопросу. Написание выводов - ответственный этап работы. Требуется, чтобы они не носили общего характера, а были краткими, конкретными, аргументированными. Так же в заключении дается авторская оценка и говорится о перспективах развития проблемы. Здесь не допускается повторение содержания введения и основной части реферата. Заключение, как правило, не должно превышать 1-1,5 страниц

Список литературы. Дается в соответствии с основными правилами библиографического описания и в порядке цитирования. Рекомендации по оформлению списка литературы рассмотрены далее в методических реко­мендаций и в приложении к ним.

Основные требования к оформлению реферата

Реферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297х 210мм).

Текст работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman (14 пунктов) через 1,5 интервала.

Абзацный отступ 10 мм.

Текст работы печатается с соблюдением следующих размеров полей: верхнее - 1,5 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1,5 см.

Для акцентирования внимания на определенных терминах, важных моментах, специфических особенностях, содержащихся в работе, аспирант может использовать шрифты разной гарнитуры (полужирный, курсив), подчеркивание и т.п.

Заголовки структурных компонентов работы печатаются заглавными буквами симметрично тексту (оглавление, введение); они выделяются жирным шрифтом без изменения размера и типа шрифта; заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице; названия глав и параграфов располагаются посередине строчки, в которой они находятся; заголовки глав и параграфов пишутся без кавычек; после заголовков глав и параграфов никакие знаки препинания не ставятся.

Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы в правом верхнем углу без точки в конце. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц.

Каждая глава, введение, заключение оглавление, список литературы начинаются с новой страницы.

Повествование ведется от третьего лица. Например: «Целью нашего исследования является...». «В процессе написания реферата мы пришли к следующим выводам...».

В случае цитирования материала, перефразирования отдельных положений необходимо сделать подстрочную ссылку на источник.

Объем реферата должен быть не менее 20-25 страниц (но не превышать 35-40 страниц).

1.1.7. Сдача и проверка реферата. Выполненную работу аспирант сдает на кафедру философии не позднее 1 марта (5 сентября) текущего учебного года. Реферат проверяется профессором или доцентом кафедры философии, участвующим в приеме кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки». Зачет по реферату является допуском к сдаче кандидатского экзамена.

2. Примерная тематика рефератов

История математики

1. Периодизация истории математики А.Н. Колмогорова с позиций математики конца XX в.

  1. Математика Древнего Египта.

  2. Математика Древнего Вавилона.

  3. Знаменитые задачи древности (удвоение куба, трисекция угла, квадратура круга) и их значение в развитии математики.

  4. Апории Зенона в свете математики XIX - XX вв.

  5. Аксиоматический метод со времен античности до работ Д. Гильберта.

  6. Теория отношений Евдокса и теория сечений Дедекинда (сравнительный анализ).

  7. Интегральные и дифференциальные методы древних в их отношении к дифференциальному и интегральному исчислению.

  8. «Арифметика» Диофанта в контексте математики эпохи эллинизма и с точки зрения математики XX в.

  1. Теория конических сечений в древности и ее роль в развитии математики и естествознания.

  2. Открытие логарифмов и проблемы совершенствования вычислительных средств в XVII - XIX вв.

  3. Рождение математического анализа в трудах И. Ньютона.

  4. Рождение математического анализа в трудах Г. Лейбница.

  5. Рождение аналитической геометрии и ее роль в развитии математики в XVII в.

  1. Л. Эйлер и развитие математического анализа в XVIII в.

  2. Спор о колебаниях струны в XVIII в. и понятие решения дифференциального уравнения с частными производными.

  3. Нестандартный анализ: предыстория и история его рождения.

  4. Проблема интегрирования дифференциальных уравнений в квадратурах в XIX - начале XX в.

  5. Качественная теория дифференциальных уравнений в XIX - начале XX вв.

  6. Принцип Дирихле в развитии вариационного исчисления и теории дифференциальных уравнений с частными производными.

  7. Автоморфные функции: открытие и основные пути развития их теории в конце XIX - начале XX вв.

  8. Задача о движении твердого тела вокруг неподвижной точки и математика XVIII - XX вв.

  1. Аналитическая теория дифференциальных уравнений 19-ая, 20-ая и 21-ая проблемы Гильберта.

  2. Теория эллиптических уравнений и 19-ая и 20-ая проблемы Гильберта.

  3. От вариационного исчисления Эйлера и Лагранжа к принципу максимумов Понтрягина.

  4. Проблема решения алгебраических уравнений в радикалах от евклидовых «Начал» до Н.Г. Абеля.

  5. Рождение и развитие теории Галуа в XIX - первой половине XX вв.

  6. Метод многогранника от И. Ньютона до конца XX в.

  7. Открытие неевклидовой геометрии и ее значение для развития математики и математического естествознания.

  1. Московская школа дифференциальной геометрии от К.М. Петерсона до середины XX в.

  2. Трансцендентные числа: предыстория, развитие теории в XIX - первой половине XX в.

  3. Великая теорема Ферма: от П. Ферма до А. Уайлса.

  4. Аддитивные проблемы теории чисел в XVII - XX вв.

  5. Петербургская школа П.Л. Чебышева и предельные теоремы теории вероятностей.

  6. Рождение и первые шаги Московской школы теории функций действительного переменного.

  7. Проблема аксиоматизации теории вероятностей в XX в.

  8. Развитие вычислительной техники во второй половине XX в.

  9. Континуум-гипотеза и ее роль в развитии исследований по основаниям математики.

  10. Теорема Геделя о неполноте и исследования по основаниям математики в XX в.

  11. Доклад Д. Гильберта «Математические проблемы» и математика XX в.

История физики

  1. Учение Платона о материи (диалог «Тимей»).

  2. Учение о движении в физике и космологии Аристотеля.

  3. Гидростатика Архимеда (трактат «О плавающих телах»).

  4. Оптические знания в Средние века (XI-XIV вв., Альзахен, Гроссетест, Р. Бэкон, Э. Вителлий и др.).

  5. Проблема относительности движения (от У. Оккама и Ж. Буридана до Г. Галилея и И. Ньютона).

  6. Роль астрономии в формировании и развитии классической механики (от Н. Коперника к И. Кеплеру, Галилею и Ньютону).

  7. «Математические начала натуральной философии» Ньютона: основные понятия и принципы классической механики.

  1. Законы сохранения в механике (от X. Гюйгенса до Ж.Л. Лагранжа).

  2. Российский вклад в физику XVIII в. (М.В. Ломоносов, Г. Рихман, Л. Эйлер, Ф. Эпинус и др.).

  1. Значение Парижской политехнической школы и математического анализа в создании классической физики (от П.С. Лапласа к оптике О. Френеля, теории теплопроводности Ж. Фурье, электродинамике A.M. Ампера, термодинамике С. Карно).

  2. От «Размышления о движущей силе огня» С. Карно к основам термодинамики У. Томсона и Р. Клаузиуса.

  3. Гипотеза «тепловой смерти Вселенной» У. Томсона и Р. Клаузиуса.

  4. Открытие М. Фарадеем явления электромагнитной индукции -экспериментальной основы электромагнетизма.

  5. Синтез классической электродинамики в «Трактате об электричестве и магнетизме» Дж.К. Максвелла.

  6. Дискуссии о механическом и статистическом обосновании второго начала термодинамики на рубеже XIX и XX вв. (Л. Больцман, М. Планк, Й. Лошмидт, Э. Цермело, А. Пуанкаре и др.).

  7. Опыты П.Н. Лебедева по измерению светового давления на твердые тела и газы.

  8. Теория броуновского движения и экспериментальное доказательство реального существования атомов и молекул (А. Эйнштейн, М. Смолуховский, Ж. Перрен и др.).

  9. Соотношение эксперимента и теории в открытии электрона и первые шаги на пути к электронной теории материи (Дж.Дж. Томсон, Э. Вихерт, Х.А. Лоренц, П. Зееман и др.).

  10. Электромагнитная концепция массы и электромагнитно-полевая картина мира.

  11. Трудности и критика классической механики и ньютоновской теории тяготения накануне теории относительности (Э. Мах и др.).

  12. От квантов действия М. Планка к квантам света А. Эйнштейна.

  13. Кто открыл специальную теорию относительности? Анализ эйнштейновской статьи «К электродинамике движущихся тел».

  14. Открытие ядерной структуры атома и его роль в создании квантовой теории атома водорода (от Э. Резерфорда к Н. Бору).

  15. Роль эксперимента в формировании и развитии общей теории относительности.

  16. Эквивалентность различных формулировок квантовой механики, развитых В. Гейзенбергом, Э. Шрёдингером, П. Дираком и др.

  17. Восприятие теорий относительности и квантовой механики в России и СССР и отечественный вклад в разработку этих теорий.

  18. Вариационная структура основных уравнений физики, теорема Нётер и связь законов сохранения с принципами симметрии.

  19. От уравнения Шрёдингера к уравнению Дирака. Первые экспериментальные подтверждения уравнения Дирака.

  20. Первые отечественные научные школы: П.Н. Лебедева, А.Ф. Иоффе, Д.С. Рождественского и Л.И. Мандельштама.

  21. Нобелевские премии по физике как источник изучения истории физики XX в. Отечественные «нобелевцы» и работы «нобелевского уровня», не удостоенные Нобелевской премии.

  22. Принцип автофазировки (В.И. Векслер, Э. Макмиллан) и создание больших циклических ускорителей нового поколения (в 1950-1960-е гг.).

  23. Первые шаги на пути использования ядерной энергии: создание первых образцов ядерного оружия. Особенности советского атомного проекта.

  24. «Курс теоретической физики» Л.Д. Ландау и Е.М. Лифшица: его структура и значение. Школа Ландау.

  25. Физические основы и предшественники (В.А. Фабрикант) квантовой электроники.

  26. Отечественный вклад в создание лазеров и их применение в физике, технике, медицине (работы A.M. Прохорова, Н.Г. Басова, Р.В. Хохлова, С.А. Ахманова, Б.М. Вула, B.C. Летохова, Ж.И. Алферова и др.).

  27. Эксперимент и теория в исследовании явлений сверхпроводимости и сверхтекучести. Отечественные достижения (Л.В. Шубников, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, Н.Н. Боголюбов, В.Л. Гинзбург и др.). Проблема высокотемпературной сверхпроводимости.

  28. Релятивистская космология в конце XX в. Проблема лямбда-члена и космического вакуума.

  29. Кварковая структура адронов и теория электрослабого взаимодействия: формирование теоретических представлений и экспериментальное подтверждение (история создания стандартной модели в физике элементарных частиц).

  30. История проблемы построения единой теории фундаментальных взаимодействий (от Максвелла и Эйнштейна до М-теории): основные этапы и достижения.

  31. Проблема «черных дыр»: предыстория, теоретическое предсказание возможности их наблюдения.

  32. Физика на рубеже XX и XXI вв. в свете «проблем В.Л. Гинзбурга» (по статье В.Л. Гинзбурга «Какие проблемы физики и астрофизики представляются важными и интересными?»).

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена
Написание реферата является первым этапом подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей нгту в рамках изучения ими курса История и философия науки разработан...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconИ. И. Климова Н. М. Лизунова Е. И. Бойчук
Климова И. И., Лизунова Н. М. и др. Методические рекомендации по подготовке к вступительным экзаменам в аспирантуру и сдаче кандидатского...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации по подготовке: учебно-методическое пособие / Авт сост.: Е. В. Спирина Ульяновск: уипкпро, 2010. 91 с
Методические рекомендации предназначены для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (егэ) по биологии. Егэ по биологии...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Составители: В. И. Казакова, К. Г. Мальцев, Т. Л. Михайлова. / Нгту им. Р. Е. Алексеева, Н. Новгород, 2007. 22 с
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации по подготовке заданий с развернутым ответом (блок «С») единого государственного экзамена по истории
Подготовка старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена – важная и непростая задача
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconПрограмма вступительного экзамена и кандидатского минимума
Приводится список основной литературы по указанным циклам дисциплин, которая должна быть использована аспирантами при подготовке...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconСоветы психолога по подготовке к сдаче егэ психологические рекомендации родителям
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого Государственного...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconПрограммам послевузовского профессионального
Минобрнауки России направляет изменения в действующие Временные требования к основным образовательным программам послевузовского...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
При сдаче кандидатского экзамена следует ориентироваться только на те разделы программы, которые соответствуют выбранному в диссертации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница