Скачать 57.81 Kb.
|
9 класс Тема урока: Пластический обмен. Биосинтез белка Цели урока: изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности Задачи: образовательная: рассмотреть понятие «обмена веществ», генетический код и его свойства, процесс биосинтеза белка; развивающая: формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы Тип урока: комбинированный Метод проведения: лекция с элементами беседы Ученик должен: - иметь представление о процессе биосинтеза белка; - знать: определения «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность»; - уметь: объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков Оборудование: таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка», динамическое пособие «Биосинтез белка», компьютер (с использованием презентации) ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Проверка знаний учащихся Метод: фронтальный опрос III. Мотивация учебной деятельности Сообщение темы, цели занятия (использование презентации слайд № 1, 2, 3) IV. Изложение нового материала Тема: Пластический обмен. Биосинтез белков План
V. Домашнее задание Глава 10. § 23, с.113-117; вопросы 1-5 VI. Подведение итогов занятий 1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей 2. Оценить работу учеников во время занятий VII. Закрепление изученного материала Обсуждение результатов работы с таблицей, формулировка вывода, решение упражнений и кроссворда (использование презентации слайд № 10, 11, 12, 13, 14, 15)
Живая клетка постоянно поглощает вещества из окружающей среды и в окружающую среду выделяет их. Так, клетки человека поглощают кислород, воду, глюкозу, аминокислоты, минеральные соли, витамины, а выводят углекислый газ, воду, мочевину и др. Клетка представляет собой открытую систему, поскольку между клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии (использование презентации слайд № 4) (Учитель дает определение обмена веществ, учащиеся записывают в тетради. Затем учитель поясняет, что обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: пластического обмена и энергетического обмена.) Обмен веществ (метаболизм)
![]() ![]() ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН (анаболизм, ассимиляция)-реакции биологического синтеза высокомолекуляр- ных веществ из простых, протекающих с поглощени- ем энергии ем энергии. ем энергии ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН (катаболизм, диссимиляция)-совокупность реакций расще- пления высокомолекулярных веществ, протекающих с вы- делением энергии ферменты ![]() ![]() энергия Далее учитель может проиллюстрировать изменения интенсивности обменных процессов в течение жизни человека: Преобладают процессы ассимиляции – процессы диссимиляции 1. А > Д (рождение, юность) 2. А = Д (20-25 лет) 3. А < Д (зрелый, старческий возраст) 2. Пластический обмен. Биосинтез белков Сегодня на уроке мы будем говорить о пластическом обмене. Выясним, как происходит биосинтез белка. Учащимся уже знакомы некоторые особенности строения белковой молекулы. Учитель предлагает вспомнить какова структура молекулы белка и ответить на вопросы Теста (использование презентации слайд № 5) 3. Генетический код и его свойств. Каждой аминокислоте в полипептидной цепочке в молекуле ДНК соответствует комбинация из трех нуклеотидов - триплет (ЦАЦ- вал). Демонстрируется таблица «Генетический код». Зависимость между триплетами оснований и аминокислотами - генетический код (использование презентации слайд № 6) Суть генетического кода заключается в том, что последовательность расположения нуклеотидов в и- РНК определяется последовательность расположения аминокислот в белках. Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственно участие в синтезе белка принимает и - РНК, то генетический код записан на «языке» РНК. Свойства генетического кода:
Затем учитель демонстрирует на схеме, как передается наследственная информация от ДНК к и - РНК и к белку. Передача наследственной информации от ДНК к и - РНК и к белку (использование презентации слайд № 7) ДНК Г Т Г Г Г А Т Т Т Ц Г Т (фрагмент) Ц А Ц Ц Ц Т А А А Г Ц А и-РНК Г У Г Г Г А У У У Ц Г У (фрагмент) Антикодоны т-РНК Ц А Ц Ц Ц У А А А Г Ц А Полипептид (фрагмент) Валин Глицин Фенилаланин Аргенин 4.Этапы биосинтеза белков Биосинтез белков происходит на рибосомах – особых органеллах клетки, находящихся в цитоплазме Рассмотрите рис. 61 (с. 115) или поработайте с таблицей, найдите изображение рибосомы Молекул ДНК в рибосомах нет – они содержатся в ядре. Найдите ядро на схеме. Что происходит в ядре? (Раскручивание ДНК и образование и - РНК – матрицы.) Для биосинтеза белка необходимо:
Далее учитель объясняет, как происходит непосредственно сам процесс, используя презентацию слайды № 8, 9 Учащиеся по ходу объяснения заполняют таблицу БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
Закрепление. Обсуждение результатов работы по заполнению таблицы, формулировка вывода, решение упражнений и кроссворда. Ученики самостоятельно разгадывают Кроссворд, выполненный учителем в программе MS Excel, последующая проверка кроссворда выполняется с использованием презентации (слайд № 15) (использование презентации слайд № 10, 11, 12, 13, 14, 15) |
![]() | Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности В основу настоящей программы положены следующие разделы: структура и функции белков; структура и биосинтез нуклеиновых кислот; структура... | ![]() | «Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь» Закрепить знания об особенностях пластического и энергетического обменов веществ в организме |
![]() | Анаболизм. Реализация наследственной информации биосинтез Тема: " Анаболизм. Реализация наследственной информации биосинтез белка ". Урок с использованием эор | ![]() | Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00. 03 «Молекулярная биология» по биологическим, медицинским и сельскохозяйственным наукам В основу настоящей программы положены следующие разделы: структура и функции белков; структура и биосинтез нуклеиновых кислот; структура... |
![]() | Конспект урока по биологии в 9 классе Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютерная презентация, компьютер, проектор | ![]() | Тестовые задания к презентации «Биосинтез белка» блок 1 Материальным носителем наследственной информации в эукариотической клетке является |
![]() | Лекция 10. Обмен веществ. Биосинтез белков Важнейшее свойство живых организмов — обмен веществ. Любой живой организм — открытая система, которая потребляет из окружающей среды... | ![]() | Н. И. Лобачевского Подготовительный факультет Биосинтез белка и его регуляция. Пособие для школьников, абитуриентов, студентов/ Автор кандидат биологических наук, доцент А. Н.... |
![]() | Контрольная работа по теме «Обмен веществ и энергии» 9 класс Определите первичную структуру белка, закодированного в левой цепи гена, если участок его правой цепи имеет следующую последовательность... | ![]() | Перечень практических и лабораторных занятий осеннего семестра (2 курса) ... |