Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание»




Скачать 451.94 Kb.
НазваниеУрок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание»
страница1/3
Дата17.11.2012
Размер451.94 Kb.
ТипУрок
  1   2   3
Тема «Основы генетики» одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо как можно больше использовать познавательных заданий практического характера, широко использовать возможности информационных технологий, развивать исследовательские навыки на основе генетических знаний, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Разные формы урока способствуют развитию интереса, навыков самостоятельной работы, познавательной активности и стремлению заниматься данной наукой во внеурочное время. Так в 2006-2007 учебном году учащиеся Интеллект клуба секции «Человек и природа» выбрали для своей исследовательской работы тему «Логика возникновения генетических теорий». Свои результаты они продемонстрировали на областном семинаре учителей биологии, где получили высокую оценку. Данная презентация и содержание выступления являются показателем результативности изучения данной темы. На конкурс представлены разработки уроков по общей биологии в 10 классе по теме «Основы генетики»:

1. Комбинированный урок «Моногибридное скрещивание. Множественный аллелизм».

Это классический урок, на котором последовательно проводится повторение изученного. Учащиеся получают различные задания: индивидуальная работа с аппликацией, по карточкам, тестам. Проводится фронтальная терминологическая разминка, так как данная тема предполагает знание и понимание многих терминов, понятий и их правильное использование. В ходе изучения нового материала учащиеся опираются на имеющиеся знания, делают выводы, отрабатывают навыки конспектирования, решения генетических задач. В ходе закрепления устно решаются проблемные задачи, развивается логическое мышление.

2. Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание».

Главная цель данного урока развитие умений в решении генетических задач. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения определять тип задачи, правильно записывать генотипы по условию задачи, схемы скрещивания, определять ответы. Это важно, так как все эти знания и умения проверяются в ходе ЕГЭ. За все время участия учащихся в ЕГЭ учащиеся показывают хорошие результаты 50%- 75% качество знаний и 100 % успеваемость.

3.Урок – модуль «Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование».

В течении 5 лет я на уроках биологии использую модульную технологию.

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение в школе должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащихся. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, может быть модульное обучение, сущность которого выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, объединяющим цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению заданий. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

  • Гарантированность достижения результатов обучения;

  • Паритетные отношения учителя и учеников;

  • Возможность работы учащихся в парах, в группах;

  • Возможность общения с товарищами;

  • Возможность выбора уровня обучения;

  • Возможность работы в индивидуальном темпе;

  • Раннее предъявление конечных результатов обучения;

  • «Мягкий» контроль в процессе освоения учебного материала.

При разработке модульных уроков необходимо учитывать принцип модульного обучения, который включает необходимость определения исходного уровня знаний и умений учащихся по изучаемой теме, блок новой информации по теме, отработка учебного материала, контроль усвоения знаний.

При составлении модуля занятий целесообразно использовать следующий алгоритм:

  1. определение места модульного урока в теме.

  2. Формулировка темы урока.

  3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

  4. Подбор необходимого фактического материала.

  5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  6. Определение способов учебной деятельности учащихся.

  7. Разбивка учебного содержания на отдельные учебные элементы и определение цели каждого из них.

Каждый учебный элемент- это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много, но обязательны следующие:

УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1- включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалом и т.д.

УЭ-п ( где п- номер следующего учебного элемента)- включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания, рефлексию.

  1. Составление модуля данного урока.

  2. Подготовка необходимого количества копий текста урока (на каждого ученика).

Модульные уроки имеют свои особенности:

    • Каждый такой урок целесообразно начинить с процедуры мотивации- это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного текста с самопроверкой и т. п.

    • Целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь- средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

    • Данная технология -стимул для повышения профессионального мастерства учителя , средство формирования новой педагогической культуры.

4. Урок – лекция с использованием компьютерной презентации «Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом».

Данный урок является уроком изучения нового материала на основе поставленных проблемных вопросов с использованием возможностей информационных технологий, которые позволяют обогатить урок большим количеством наглядного материала, дополнительной информацией, сконцентрировать внимание учащихся на особо важных моментах урока. Все это делает урок красочным, насыщенным по содержанию и интересным для учащихся. После таких уроков учащиеся с удовольствием делают презентации, знают, как их представить и защитить.

5. Повторительно - обобщающий урок – модуль с использованием компьютерной презентации «Генетика и медицина».

Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий. В течение всего урока на экране, в ходе презентации, фиксируются все учебные элементы с целями и задачами, с различным иллюстративным материалом. Демонстрация фотографий наследственных заболеваний человека и видеоролика уродств сопровождается звучанием биения сердца человека. Это повышает эмоциональное восприятие материала. Модульные уроки подразумевают большой объем самостоятельных заданий и контроль знаний по ходу освоения учебных элементов, поэтому наряду с фронтальной и индивидуальной работой учащиеся выполняют задания контрольного характера, заполняя индивидуальную итоговую карту урока, которая сдается в конце урока на проверку. Работа с понятиями организована в виде не большой сценки «Разговор двух друзей генетиков», такая форма позволяет разнообразить выполняемые задания и повысить интерес к уроку. Для контроля в приложении № 4 даются правильные ответы на все задания, которые задаются в ходе урока.

Урок «Моногибридное скрещивание. Множественный аллелизм»


Цель: Развитие и закрепление знаний генетических основ и умение их использовать для решения генетических задач.

Оборудование: таблица «Моногибридное скрещивание», схема группы крови, аппликация, тесты, карточки, сборник задач по генетике.


Ход урока:

1.Организационный момент.

  • Сообщение темы и цели урока

  • Сообщение хода урока

  • Результаты работ по карточкам

2.Повторение пройденного материала:

Работа у доски:

  • Выразить в форме аппликации изученные правила и законы Менделя.

  • Работа по карточке «Найдите пару»

  • Работа по карточке «Завершите предложения»

Индивидуальная работа с тестами- 5 учащихся на местах

Фронтальная работа с классом- Терминологическая разминка.

3. Решение генетических задач:

Номера задач по сборнику: № 5, 12, 13, 23 (приложение 2)

Учащиеся решают на местах и по одному у доски, кто быстро решил все три – решает 23.

У доски объясняется каждое действие и какое правило используется.

4. Изучение нового материала «Множественный аллелизм».

Объяснение учителя:

В настоящее время известно, что существуют гены, имеющие не два, а большее количество аллелей. Например, у мухи дрозофилы ген окраски глаз представлен 12 аллелями: красная, коралловая, вишневая, абрикосовая и т.д. до белой. Наличие у гена большого количества аллелей называют множественным аллелизмом. Он является следствием возникновения нескольких мутаций одного и того же гена.


ВНИМАНИЕ: в соматических клетках может быть только два аллеля одного гена, а в гаметах, согласно закону чистоты гамет, соответственно только один аллель, а в популяции может быть несколько различных аллелей одного гена.


Примером множественного аллелизма является ген группы крови у человека.

Работа по схеме: группа крови

Справка: Группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных генов, обозначаемых символами А,В,О. Они комбинируясь в диплоидных клетках по два, могут образовывать 6 генотипов (ОО,АА, ВВ, АО, ВО, АВ). Предполагают, что над рецессивным геном О доминирует как аллельный ген А, так и В, но А и В друг друга не подавляют. У человека 4 группы крови и они отличаются наличием особых белков в плазме и эритроцитах (аглютиногенов и аглютинов):

1 гр. О a, b ОО

2 гр. А b АА, АО

3 гр. В a ВВ, ВО

4 гр. А,В -- АВ


5.Решение задач на группы крови: № 10, 11,17.


6. Закрепление:

Устно на логику мышления:

  • Мама имеет 2 группу крови, папа 3 гр.-а все дети 4 группу. Каковы генотипы родителей? (АА, ВВ)

  • Мама гомозиготна по 2 группе крови, а папа имеет 1группу крови. Какова группа крови будет у детей? (АО- 2 гр.)

  • У отца 4 гр. крови, у матери 1гр.Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца? (нет, т.к. от мамы он получит аллель О, а 4 гр. –АВ)

7. Подведение итогов урока:

  • Реализация целей урока.

  • Выставление оценок и их комментирование.

  • Дом. зад.: выучить записи в конспекте, решить задачу на стр.212 №3.



ПРИЛОЖЕНИЕ:

КАРТОЧКА «НАЙДИТЕ ПАРУ»

1. генетика 1.получили от родителей

2.ген 2.совокупность внешних и внутренних признаков

3.моногибридное скрещивание 3.F 100-цветы все равно белые

4.рецессивный признак 4.противоположность наследственности

5.доминантный признак 5.основной метод Менделя

6.гибриды 6.учитывается один признак

7.гибридологический метод 7.желтые и зеленые семена

8.чистые линии 8.преобладает всегда у гибридов

9.изменчивость 9.основоположник Мендель

10.генотип 10.сочетаются признаки

11.фенотип 11.молекула ДНК

12.наследственность 12.исчезает в F1

13.альтернативные признаки 13.совокупность всех генов организма

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

  1. Генетика изучает закономерности….

  2. Основоположником генетики является….

  3. Объектом своих исследований Мендель выбрал….

  4. Тип опыления у гороха….

  5. Женская и мужская особь обозначается….

  6. Родители и гибридное потомство обозначается…

  7. Совокупность генов организма…

  8. Гетерозигота обозначается…

  9. Совокупность всех признаков организма….

  10. Гомозиготы обозначаются…

  11. Ген, контролирующий преобладающий признак…

  12. Ген, контролирующий подавляемый признак…

  13. Аллельные гены….

  14. Противоположные признаки наз…

  15. Явление, при котором часть гибридовF2 несет доминантный признак, а часть-рецессивный….

  16. Каждый ген аллельной пары наз…

  17. Растения, в потомстве которых, при самоопылении, не наблюдается расщепление признаков наз…

  18. Проявление промежуточных признаков у F1 при скрещивании чистых линий наблюдается при…..

19*В каком случае рецессивный ген может проявиться у гибрида?

20*Сколько аллелей имеет ген, определяющий развитие окраски семян у гороха? Какие ?


Приложение №2.

Задачи на моногибридное скрещивание при полном и неполном доминировании.


1. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Скрещены гетерозиготные растения с желтыми корнеплодами с растениями, имеющие красный корнеплод. Из полученных семян выращено 120 растений. Сколько из них будет иметь красный корнеплод?

2. У морских свинок лохматая шерсть (В) доминирует над гладкой (в). При скрещивании лохматых животных с гладкими получено 8 гладких и 7 с длинной шерстью. Каковы генотипы родителей и потомков?

3 Голубоглазый мужчина (у его родителей карий цвет глаз) женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать голубые глаза. Каковы генотипы всех лиц? Какова вероятность рождения голубоглазого ребёнка у этой супружеской пары?

4. У крупного рогатого скота комолость доминирует над рогатостью . Комолый бык скрещен с двумя коровами:

  1. От скрещивания с рогатой коровой родился рогатый телёнок;

  2. От скрещивания с комолой коровой – комолый телёнок;

  3. От другой комолой коровы родился рогатый телёнок.

Каковы генотипы всех родительских особей? Каких по фенотипу телят можно ожидать от этих животных?

5. Кучерявые волосы у человека доминируют над прямыми (в гетерозиготном состоянии – волнистый волос).

Муж и жена имеют волнистые волосы. Какова вероятность рождения кучерявого ребёнка в этой семье?

6. У человека наличие резус фактора обусловлено доминантным геном Д, ген d определяет отсутствие этого антигена.

Какова вероятность рождения ребёнка с –Rh (минус резус фактор), если оба родителя гетерозиготны по этому признаку?

7. От скрещивания растений ночной красавицы, имеющих розовую окраску, получены растения с красными, розовыми и белыми цветами. Объясните причину появления в потомстве красноокрашенных растений и в каком процентном соотношении произошло расщепление?

8. Ген В определяет у кур черное оперение, ген в – белое. В гетерозиготном состоянии (Вв) у особей голубая окраска пера.

Какое потомство даст голубая курица при скрещивании с:

а) черным; б) голубым; в) белым петухом?

9. Группа крови человека определяется тремя аллелями гена J: J , J , J.

1 Группа -J J ;

2 Группа -J J ,J J;

3 Группа -J J ,J J;

4 Группа -J J.

  1   2   3

Похожие:

Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» iconПлан-конспект урока основные
Основные генетические понятия и символы. Моногибридное скрещивание (первый урок в главе «Закономерности наследственности»)
Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» iconЗакономерности изменчивости
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон...
Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Практикум по решению профессиональных задач
Практикум по решению профессиональных задач составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» iconИстория развития генетики. Моногибридное скрещивание
Ознакомить учащихся с работами Менделя, закономерностями наследования при моногибридном скрещивании
Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» iconМоногибридное скрещивание. Доминирование. Закон чистоты гамет
Оборудование: таблицы по общей биологии, технологичные карты урока, мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебный...
Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» iconУрок по биологии в классах с малой наполняемостью учащихся по теме
«Решение генетических задач на дигибридное скрещивание и взаимодействие генов (кодоминирование по системе аво)»
Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» iconУчебно-методический комплекс практикум по решению математических задач
Охватывают основные разделы курса и позволяют выяснить, насколько хорошо усвоены теоретические положения и может ли студент применять...
Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» icon«Практикум по решению задач»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. – 9 с
Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» iconМоногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя
Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании,...
Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание» icon«Практикум по решению задач по математике»
Никулина Г. Н., старший преподаватель кафедры теории и методики обучения математике, математический факультет Ургпу
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница