Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский




Скачать 268.26 Kb.
НазваниеЖ. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский
страница1/3
Дата17.11.2012
Размер268.26 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3




СоставителИ:

Т.С.Борисова, заведующая кафедрой гигиены детей и подростков Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Н.А.Болдина, доцент кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Ж.П.Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра гигиены и медицинской экологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

И.И.Тарашкевич, главный врач городского Центра здоровья г. Минска

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой гигиены детей и подростков Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 29.10.2009 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 23.12.2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 3 от 05.01.2010 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Валеология – интегрированная учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, изучающие закономерности, механизмы и способы формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека.

Изучение студентами основ валеологии определяется необходимостью целенаправленного овладения знаниями для предстоящей практической деятельности по гигиеническому обучению населения и пропаганде здорового образа жизни в целях сохранения, укрепления и пополнения резерва здоровья каждого человека.

Сегодня нет такой отрасли клинической и теоретической медицины, где бы знания дисциплины «Валеология» не использовались в той или иной степени с профилактической и научной целью. Поэтому знание основ дисциплины необходимо каждому современному врачу независимо от профиля его работы.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (регистрационный № L 79-008/тип), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Валеология» включает новейшие научно-обоснованные данные по основным аспектам здоровьесбережения человека – факторы и условия, влияющие на формирование здоровья, методы и критерии диагностики здоровья и донозологических состояний на индивидуальном уровне, механизмы, способы, пути и средства пополнения резерва здоровья человека.

В программе нашли отражение современные научные подходы к организации гигиенического воспитания, пропаганды и формирования знаний, мотиваций, умений и навыков здорового образа жизни и культуры здоровья.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Валеология» состоит в приобретении студентами научных знаний о закономерностях формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека, а также о путях и способах пропаганды здорового образа жизни и привития культуры здоровья.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • закономерностей и механизмов сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека;

  • факторов и условий, влияющих на формирование здоровья человека;

  • принципов и методов диагностики здоровья и донозологических состояний на индивидуальном уровне;

  • путей и способов формирования здорового образа жизни.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой состоит в знании и применении:

  • методов диагностики и оценки здоровья на индивидуальном уровне;

  • благоприятного влияния факторов и условий среды обитания на формирование здоровья и пополнение его резерва;

  • базовых принципов разработки и проведения мероприятий, направленных на формирование у населения мотиваций, умений и навыков здорового образа жизни и привитие культуры здоровья.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Валеология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Медицинская биология и общая генетика. Организм как открытая саморегулирующаяся система. Наследственная изменчивость – основа онтогенеза. Основные факторы здоровья. Биологические ритмы. Медицинское значение хронобиологии.

Биологическая химия. Обмен веществ в организме. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества: классификация, суточная потребность, усвояемость. Биохимические методы контроля состояния здоровья организма.

Анатомия человека. Формообразующее действие на строение тела человека условий и образа жизни с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Нормальная физиология. Физиология основных жизнеобеспечивающих систем организма человека. Обмен веществ и энергии. Физиологические нормы питания. Механизмы терморегуляции. Физиологические основы физического и умственного труда. Работоспособность и утомление организма. Физиологические основы режима дня. Адаптация и здоровье. Особенности адаптации к физическим, биологическим и социальным факторам окружающей среды. Физиологические методы контроля состояния здоровья человека.

Общая гигиена и военная гигиена. Структура и факторы окружающей среды. Взаимодействие окружающей среды и организма человека. Понятие о факторах риска. Гигиенические методы исследования. Гигиена жилых и общественных зданий. Основы личной гигиены. Гигиенические требования к организации режима быта, труда и отдыха. Гигиена питания. Роль белков, жиров и углеводов в сохранении здоровья человека. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Методы оценки адекватности индивидуального питания и статуса питания. Профилактика алиментарных нарушений.

Структура учебной программы дисциплины включает три раздела и двадцать три темы.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • признаки здоровья и факторы его определяющие;

  • особенности формирования и пути мотивации здорового образа жизни;

  • механизмы, способы, пути и средства поддержания здоровья;

  • методы, формы и средства пропаганды здорового образа жизни;

  • методы оценки состояния здоровья и его резерва на индивидуальном уровне;

  • основные компоненты здорового образа жизни;

  • основные принципы организации и проведения мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни;

уметь:

  • выявлять, оценивать и пополнять адаптационные и функциональные резервы организма;

  • проводить диагностику здоровья и донозологических состояний на индивидуальном уровне;

  • составлять валеологический прогноз;

  • составлять программу коррекции образа жизни;

  • пропагандировать здоровый образ жизни;

  • составлять план мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию, формированию здорового образа жизни среди различного контингента населения.

Характеристика рекомендуемых методов обучения

При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, а также элементы самостоятельной управляемой работы студентов.

Самостоятельная работа студентов включает:

  • индивидуальную работу по подготовке и составлению разнообразных печатных или наглядных средств (памятка, буклет, плакат, санбюллетень, лекция, презентация слайд-шоу) пропаганды здорового образа жизни;

  • апробацию различных инструментальных и тест-систем, самостоятельное оформление протоколов диагностики собственного здоровья;

  • решение ситуационных задач;

  • подготовку рефератов по предлагаемой тематике;

  • участие в студенческой научно-исследовательской работе;




  • подготовку и выступление с докладами на студенческих научных конференциях;

  • участие в Олимпиадах студенческого мастерства.

Обучение организуется с использованием традиционных (методические рекомендации, пособия, справочная литература) и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий, компьютерных программ для расчета и оценки полученных показателей, видеофильмов, интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet).

На лабораторных занятиях студенты обучаются методам и методикам оценки состояния здоровья и резерва адаптационных возможностей организма на индивидуальном уровне, проводят комплексную оценку условий и качества жизни, анализ факторов, оказывающих влияние на формирование и укрепление здоровья человека, изучают механизмы поддержания и укрепления здоровья, способы, пути и средства формирования мотиваций, умений и навыков здорового образа жизни, привития культуры здоровья. Учатся грамотно оценивать полученные результаты, формулировать валеологический прогноз, разрабатывать программы по гигиеническому обучению и воспитанию различных контингентов населения. В рамках программы дисциплины организуются выездные занятия в организации здравоохранения с целью изучения опыта работы специалистов в области профилактики по гигиеническому обучению и воспитанию населения, формированию здорового образа жизни.

Студентов знакомят с международными и отечественными юридическими и этическими нормами, необходимыми для пропаганды здорового образа жизни.

К практической работе допускаются студенты, освоившие правила безопасных методов и приемов работы.

Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса и выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе лабораторных занятий.

Для изучения дисциплины предусмотрено 106 часов, из них 72 часа аудиторных занятий, в том числе 18 часов – лекций и 54 часа лабораторных занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета (6 семестр).

Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

лабораторных

1. Введение в валеологию. Основы здорового образа жизни

4

6

1.1. Валеология как наука. Здоровый образ жизни и его компоненты

2

-

1.2. Многофакторная природа здоровья. Системы защиты здоровья. Культура контроля здоровья

2

-

1.3. Валеограмотность как один из мотивов здравотворчества. Сущность здоровья. Факторы, формирующие здоровье

-

3

1.4. Валеодиагностика: качественная и количественная оценка функционального состояния и резервных возможностей организма. Диагностика здоровья на индивидуальном уровне

-

3

2. Основные компоненты здорового образа жизни

14

33

2.1. Питание как фактор здоровья. Основы здорового питания студентов

2

3

2.2. Валеологические аспекты питания: питьевой режим и баланс воды в организме. Анализ различных диет

2

-

2.3. Дисбактериоз как критерий донозологической диагностики. Профилактика дисбактериоза

2

-

2.4. Основы безопасного питания. Профилактика пищевых отравлений и алиментарнообусловленных заболеваний

-

3

2.5. Режим дня, как модель формирования здорового стиля поведения. Гигиена умственного и физического труда. Профилактика утомления и переутомления

-

3

2.6. Основы психического здоровья. Диагностика психоэмоционального статуса индивида

2

3

2.7. Профилактика психоэмоционального неблагополучия и стрессов. Диагностика стрессоустойчивости организма

-

3

2.8. Оздоровительное влияние факторов окружающей среды на организм человека. Физическое воспитание и закаливание как средство укрепления здоровья

2

3

2.9. Окружающая среда и здоровье. Создание благоприятных условий среды обитания

-

3

2.10. Личная гигиена. Валеологические аспекты ухода за кожей, использование косметических средств

2

-

2.11. Валеологические аспекты стоматологии. Основные принципы и средства профилактики стоматологических заболеваний

-

3

2.12. Зрение и осанка в обеспечении оптимальной жизнедеятельности человека, профилактика их нарушений

2

-

2.13. Сексуальная культура. Валеологические аспекты полового воспитания. Основы репродуктивного здоровья

-

3

2.14. Профилактика вредных привычек

-

6

3. Структура валеологической службы Республики Беларусь. Социальные институты защиты здоровья. Гигиеническое обучение и воспитание населения

-

15

3.1. Структура валеологической службы Республики Беларусь. Деятельность центров общественного здоровья по вопросам формирования здорового образа жизни

-

3

3.2. Организация работы врача-валеолога учреждений здравоохранения

-

3

3.3. Общественные основы формирования здорового образа жизни. Социальные институты защиты здоровья. Валеоготовность

-

3

3.4. Методические аспекты организации и проведения профилактической работы с населением

-

3

3.5. Валеологический прогноз и разработка индивидуальных программ оздоровления

-

3

Всего часов

18

54
  1   2   3

Похожие:

Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconЖ. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский
Т. С. Борисова, заведующая кафедрой гигиены детей и подростков Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconЛ. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук
С. М. Полякова, доцент кафедры патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconКондратьева яна валентиновна дата рождения
Занимаемая должность – заместитель заведующего кафедрой «Связи с общественностью», доцент кафедры «Связи с общественностью», доцент...
Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconТеоретические основы радиотехники учебная
А. Н. Надольский, доцент кафедры радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики...
Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconЕ. Н. Яговдик-Тележная, доцент кафедры инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
И. А. Карпов, заведующий кафедрой инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconЕ. Н. Яговдик-Тележная, доцент кафедры инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
И. А. Карпов, заведующий кафедрой инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconВ. В. Поплавский доцент кафедры физики учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»
«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук, до­
Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconОсновы дискретных систем регулирования учебная
А. Б. Давыдов, доцент кафедры электронных вычислительных средств Учреждения образования «Белорусский государственный университет...
Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconН. И. Инсарова доцент кафедры медицинской и биологической физики Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат физико-математических наук, доцент
Н. И. Инсарова – доцент кафедры медицинской и биологической физики Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский...
Ж. П. Лабодаева, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе кафедры гигиены детей и подростков Учреждения образования Белорусский iconЗаместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница