Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе




НазваниеПрограмма элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе
Дата17.11.2012
Размер95.9 Kb.
ТипПрограмма
Программа элективного курса «Генетика человека»

в 11 химико-биологическом классе.


Пояснительная записка: особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека», углубление знаний в области медицинской генетики, разработка современных методов генной терапии, знания в области экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека – далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому данный элективный курс является актуальным при профильном изучении предмета «Общая биология», помогает формированию естественно- научного мировоззрения и воспитанию экологической и биологической культуры молодого поколения. В курсе особое внимание уделено влиянию антропогенных факторов на генотип отдельного человека и генофонд человечества в целом. Поднимаются актуальные вопросы ранних сексуальных отношений, аборты, влияние вредных привычек на развитие плода. В программе предусмотрены практические работы, практикумы по решению генетических задач, составление презентаций по темам занятий и проектов по теме курса и их защита. Количество часов курса – 34.

Цель курса: формирование понимания единства генетических закономерностей для всех живых организмов и особенностей их проявления у человека.

Задачи курса:

- овладеть основными генетическими терминами, используемыми в генетике человека;

- приобрести знания об особенностях человека как объекта генетических исследований;

- рассмотреть основные методы генетики человека, их особенности;

- изучить различные механизмы наследования признаков у человека;

- знать о мутагенах, в том числе антропогенного характера, о типах мутаций, встречающихся в клетках человека

- знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;

- уметь решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;

- составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;

- уметь изготовлять препараты и работать с микроскопом.
Учащиеся должны знать и уметь:

- генетические термины

- основные методы изучения генетики человека

- различные механизмы наследования признаков у человека

- мутагены, в том числе антропогенного характера

-типы мутаций

- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека

- составлять свою родословную, анализировать по ней характер наследования

- уметь работать с микроскопом и изготавливать микропрепараты.

-работать с Интернет-ресурсами

-выбирать фактический материал, составлять презентации.


Формы организации обучения:

  1. Лекции.

  2. Проектная деятельность. Составление презентаций.

  3. Практические занятия.

  4. Семинары (заслушивание и обсуждение сообщений учащихся).

  5. Экскурсия в медико-генетическую консультацию г. Костромы.


Оборудование: микроскоп, микропрепарат щечного эпителия человека, яйцеклетки, сперматозоида, таблицы «Гаметогенез», «Индивидуальное развитие организма», динамическая модель перекреста хромосом, генетические карты хромосом, материалы Коллекции Цифровых Образовательных ресурсов, видеофрагменты.


Тематическое планирование.




Название тем, темы уроков

Форма проведения занятия

Кол-во часов

1.


2.


3.


4.


5.


6.

Введение. Человек как объект генетических исследований. Сложности изучения генетики человека.

Тема: Методы изучения генетики человека.(8 часов)

1)Генеалогический метод, его суть.


Родословные известных людей.


2)Составление родословного древа, анализ наследования признаков.

3)Близнецовый метод, монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование признаков человека.

4)Знаменитые близнецы.


5)Цитогенетический и биохимический метод. Культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование.


6)Популяционно-генетический

(статистический метод). Генетика популяции человека, насыщенность популяций мутациями. Изолянты, инбридинг. Геногеография групп крови, аномальных гемоглобинов.

8)Модификационная изменчивость в популяциях человека. Практическое применение знаний о закономерностях модификационной изменчивости.


Тема: Наследственный аппарат соматических и половых клеток человека(4 часов)

1)Хромосомный набор клеток человека. Аутосомы и половые хромосомы. Структура хромосом.

2)Геном человека. История изучения.


3)Явление полного и неполного доминирования, кодоминирования, сверхдоминирования. Решение задач.


4)Изучение кариотипа человека и генетических карт его хромосом.


Тема: Механизм наследования различных признаков у человека (7 часов)

1)закономерности наследования признаков у человека. Аутосомно-доминантное наследование.


2)…….Аутосомно-рецессивное наследование


3)Признаки, сцепленные с полом и ограниченные полом


4)Сцепленное наследование.

5)Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток.


6)Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия) плейотропное взаимодействие генов.

7)Определение числа и типов гамет, решение задач.


Тема: Генетические основы онтогенеза человека (6 часов)

1)Особенности гаметогенеза человека. Строение яйцеклеток и сперматозоида, их генетический аппарат.


2)Оплодотворение, его генетический смысл. Аборты.


3)Генетические аспекты эмбриогенеза человека, регуляция активности генов в ходе эмбриогенеза.


4)Цитогенетические аспекты определения пола его нарушения (гермафродитизм, трансвестизм).


5)Роль наследственности и среды в появлении специфических для человека фенотипических признаков – склонностей, способностей, таланта.


6)Проблема долголетия и некоторые подходы к ее решению. Лечение стволовыми клетками.

Творческие долгожители

Тема: Основы медицинской генетики

(9 часов)

1 Виды мутаций, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов.

Задания для проекта


2)Наследственные заболевания. Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно- рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз, альбинизм).


3)………., наследуемые как аутосомно-доминантные(ахондроплазия, полидактилия, седая прядь, анемия Минковского-Шоффара).


4)…………., сцепленные с Х-хромосомой, рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия), доминантные (коричневая окраска эмали зубов, резистентный рахит), сцепленные с Y-хромосомой (раннее облысение,ихтиозис).


5)Хромосомные и геномные мутации (синдром Дауна, Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера).


6)Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Влияние на развитие плода лекарственных препаратов.


7)Влияние на развитие плода алкоголя, никотина, наркотиков, принимаемых беременной женщиной.


8)Болезни с наследственной предрасположенностью: ишемическая болезнь сердца, диабет, псориаз,

бронхиальная астма, шизофрения).


9) Защита проекта «Злые причуды генетики».

Медико-генетическое консультирование. Экскурсия в медико-генетическую консультацию г.Костромы.



Лекция


Лекция,


Защита презентаций

Практическая работа

Лекция


Защита презентаций

Лекция, сообщения учащихся


Лекция, сообщения учащихся


Практическая работа


Семинар


Лекция, защита презентации


Практическая работа


Работа с материалами ЦОР


Лекция, работа с таблицей


Лекция, решение задач


Семинар, решение задач


Лекция, решение задач

Лекция, решение задач.


Решение задач


Практическая работа


Практическая работа


Семинар, фильм, презентация


Лекция


Семинар, сообщения учащихся


Сообщения учащихся


Защита проектов долгожительство и долгожители


Лекция, обсуждение


Лекция, практич. раб. по решению задач


Практическая работа по решению задач.


Лекция, решение задач


семинар


сообщение


защита презентации


сообщения


экскурсия (по возможности)

1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 часа


1час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 часа


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час.


1 час


1час



Формы итогового контроля.

-решение генетических задач

-защита презентации по теме занятия

-защита проектов по общей теме

- устное обсуждение

- семинары.


Оценивание успешности учащихся происходит в форме устного или письменного отзыва учителя.


Используемая литература.


  1. А.Ю. Асанов, Н.С. Деменкова. Основы генетики. М: ACADEMIA,2003г.

  2. Л.Ю. Трушкина. Гигиена и экология человека. Ростов-на Дону: «Феникс», 2003г.

  3. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. Общая биологии 10-11 класс, М: «Дрофа», стр. 176-184.

  4. А.И. Никишов. Дидактический материал по общей биологии. М: «Рауб – Цитадель», 1997, стр. 103 – 107.

  5. Дубинин Л.Б. Горизонты генетики. М: Просвещение, 1970

  6. Константинов А.В. Биология индивидуального развития. Минск: Изд-во БГУ,1978.

  7. Интернет – ресурсы.

Похожие:

Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconПрограмма элективного курса
Вид элективного курса: предметно-ориентировочный. Программа предполагает углубленное и расширенное изучение отдельных тем и разделов...
Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconРабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс
Программы элективного курса «Генетика человека» Ю. В. Филичевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,...
Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconПрограмма элективного курса по химии химия в промышленности
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса или профильных классов (10-11кл) средних школ, естественно – научного...
Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconПояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека»
В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному...
Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconРабочая программа элективного курса «Генетика человека»
Целью данного предмета является: -расширить и углубить знания учащихся по генетике, -способствовать формированию здорового образа...
Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов химико-биологического профиля «Микробиология»
Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час...
Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconАвторская программа элективного курса
Программа элективного курса в 9 классе «Наш край» разработана в соответствии с требованиями предпрофильной подготовки учащихся 9...
Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconРабочая программа элективного курса для 10 класса «Генетика человека»
Муниципальное образовательное учреждение Килпъяврская средняя общеобразовательная школа имени А. С. Хлобыстова муниципального образования...
Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов «Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля»
Программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств с модулями» предлагается для изучения в 10-11 классах средней общеобразовательной...
Программа элективного курса «Генетика человека» в 11 химико-биологическом классе iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница