Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление




НазваниеЗаконодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление
страница1/11
Дата17.11.2012
Размер1.07 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2011 г. N 839


О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА


Рассмотрев Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" (Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, 2009, декабрь, N 9-2).

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель Законодательного Собрания

Ямало-Ненецкого автономного округа

С.Н.ХАРЮЧИ


Утверждена

постановлением Законодательного Собрания

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 14 декабря 2011 г. N 839


СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА


ВВЕДЕНИЕ


Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой сбалансированную систему ориентиров, задающих целенаправленное движение к неуклонному росту качества жизни населения и повышению устойчивости экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ, округ, регион) в обозначенный период.

Стратегия учитывает основные положения долгосрочного планирования, сформулированные как на уровне Российской Федерации, так и в Уральском федеральном округе. Она четко увязана с приоритетами общегосударственного и отраслевого развития.

Основываясь на глубоком анализе текущего положения дел, экспертных оценках потенциала и преимуществ территории, Стратегия также аккумулирует наиболее актуальные предложения населения, высказанные на общественных слушаниях, которые состоялись во всех муниципальных образованиях автономного округа, включая самые отдаленные.

Согласованность с потребностями населения делает Стратегию гармоничной программой дальнейших совместных действий органов власти, политических институтов, бизнеса и общества, а также универсальной базой для разработки перспективных планов, проектов и прогнозов Ямала.


1. Характеристика и системные проблемы

социально-экономического развития автономного округа


Автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России.

Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 01 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России).

Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Средний возраст жителей 33 года в последние годы ослабляет тенденцию к "старению" населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году. В то же время доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26% в 2000 году до 20,9% в 2009 году.

В национальном составе населения преобладают русские (59,0%). Украинцы составляют 13,1%, татары - 5,5%. Доля ненцев в национальной структуре постоянного населения составляет 5,2%, ханты - 1,6%, селькупов - 0,3%.

В регионе зарегистрировано более 360 общественных объединений. Более половины из них - профсоюзы и спортивные организации, остальные - ветеранские, национальные и молодежные организации. Кроме того, действует 70 религиозных объединений, представляющих православие, ислам, протестантизм и другие вероисповедания.

Из 36 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни. Оставшаяся часть, как правило, проживает в сельских населенных пунктах и испытывает серьезные проблемы с трудоустройством.

Расселение населения в округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в два раза.

Наряду с общим дефицитом трудовых ресурсов, регион испытывает недостаток квалифицированных специалистов. Особенно ощутима нехватка профессионалов высокого класса в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, сферах торговой деятельности, общественного питания, связи и транспорта, а также социальной сфере.

Старение кадров, как одна из самых актуальных проблем, требующих незамедлительного решения, наиболее остро проявляется в системе образования и здравоохранения.

Так, средний возраст ямальского учителя составляет 45 лет. Доля педагогов наиболее продуктивного возраста продолжает уменьшаться. Из общего числа педагогических работников автономного округа у 49% педагогический стаж превышает 20 лет, 28% достигло пенсионного возраста. Молодых специалистов со стажем работы до 3-х лет на Ямале - около 4%.

Схожая ситуация наблюдается в отношении квалифицированных работников в сфере здравоохранения.

В автономном округе отмечается достаточно высокий, по сравнению с другими регионами, средний уровень заработной платы. Однако при детальном изучении вопроса выявляется высокая отраслевая и территориальная дифференциация. Так, по итогам 2010 года среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере (32,0 тыс. рублей) составила 60,0% от среднеокружной (52,6 тыс. рублей), а в сельском хозяйстве (21,4 тыс. рублей) - только 40,0%.

Что касается территорий, то наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в районах нефтегазодобычи, наиболее низкий - в сельских районах автономного округа.

В силу очагового освоения региона социальная инфраструктура в муниципалитетах, ее качество и мощность также неоднородны. Это обусловило неравенство обеспечения соответствующими услугами жителей городских и сельских поселений.

Наряду с недостаточностью квалифицированных кадров, практически во всех направлениях социального обслуживания сельского населения инфраструктура имеет слабую материально-техническую базу.

Темпы обновления зданий учреждений здравоохранения отстают от темпов их старения, несмотря на активное строительство объектов здравоохранения последних лет. Большое количество амбулаторно-поликлинических зданий находится в аварийном состоянии, требует реконструкции или капитального ремонта. Не все здания и сооружения подключены к водопроводу и центральному отоплению, 29% зданий не имеют горячего водоснабжения.

В силу территориальной удаленности жители сельских поселений, а также тундровое население испытывают нехватку врачебной помощи, ощущают дефицит лекарств.

В округе практически не развита система медико-социальной помощи пожилым людям, находящимся в экстремальной ситуации.

На протяжении ряда лет в регионе, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается увеличение численности инвалидов. Больше всего их в городах Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым. Нуждаются в решении медико-социальные вопросы по укреплению здоровья, снижению заболеваемости, улучшению качества и эффективности восстановительного лечения и реабилитации больных людей и инвалидов. В целом социальная среда лишь в редких случаях приспособлена к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья.

Многие учреждения образовательной сферы сельских территорий находятся в неудовлетворительном состоянии. Третья часть школ и большинство детских садов расположены в старых зданиях, многие не имеют водоснабжения и канализации.

Во всех муниципалитетах округа высокий уровень рождаемости обеспечил динамично растущий спрос на детские сады. Вкупе с недостаточными темпами строительства новых объектов это привело к серьезному дефициту мест. В очереди состоит 11,5 тыс. человек, что составляет почти четверть общего количества детей в возрасте от 1 года до 7 лет.

В сельских муниципалитетах недостаточно или совсем отсутствуют современные спортивные сооружения. В городах спортивные объекты перегружены.

Не отвечает современным потребностям населения уровень инфраструктурного и материально-технического обеспечения в сфере молодежной политики.

Сельские учреждения культуры находятся в плачевном состоянии. Здания не соответствуют санитарным и противопожарным нормам, не имеют специализированного оборудования, компьютеров и выхода в Интернет.

Наиболее острой для жителей автономного округа остается проблема ветхого и аварийного жилья, удельный вес которого занимает 8,6% (866,6 тыс. кв. м) общей площади жилого фонда региона.

Несмотря на предпринимаемые усилия, жилой фонд устаревает быстрее, чем появляются новостройки. Это особенно характерно для сельских территорий и национальных поселков округа, возраст которых часто старше возраста ямальских городов. Большинство зданий этих поселений в деревянном исполнении, срок их постройки превышает 40 лет.

Экстремальные погодные условия, значительные затраты на поддержание стабильной и безаварийной работы жилищно-коммунального комплекса, неразвитость транспортной инфраструктуры предопределили объективно высокий уровень тарифов на услуги ЖКХ. Снижение этой нагрузки на население обеспечивается за счет субсидий окружного бюджета. Тем не менее динамику роста коммунальных тарифов продолжают задавать опережающие, относительно инфляции, темпы роста тарифа на газ (для газифицированных муниципальных образований) и нарастающая дороговизна сезонного завоза топлива (для негазифицированных муниципальных образований). Добиться качественных изменений в короткие сроки не позволяют значительные издержки строительства новых и содержания изношенных, не соответствующих требованиям энергоэффективности основных фондов организаций коммунального комплекса.

Практически во всех населенных пунктах округа низкое качество питьевой воды. Устаревшее оборудование, размещение водозаборов в непригодных местах, неработающая система водоочистки - все это отражается на качестве здоровья и продолжительности жизни населения округа. Остается проблемной очистка сточных вод. В некоторых населенных пунктах канализационное хозяйство имеет сильный физический и моральный износ.

Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа, или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.

По объему промышленного производства на душу населения автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в России. Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона.

На фоне того, что основная часть месторождений Надым-Пур-Тазовского междуречья перешла в стадию падающей добычи, обострились системные проблемы топливно-энергетического комплекса. Это низкие объемы геологоразведочных работ; малоэффективное использование попутного нефтяного и природного "жирного" газа при добыче конденсата; недостаток технологий по вовлечению в хозяйственный оборот низконапорного газа, имеющего, по оценкам ряда экспертов, значительные объемы.

В целом значительная часть ресурсов, колоссальными запасами которых располагает территория автономного округа, не используется (или используется в недостаточной степени) в экономике региона.

Так, недра Полярного Урала, занимающего западную часть автономного округа, являются явным ресурсом, который позволит нарастить минерально-сырьевой потенциал региона и в перспективе радикально улучшит сырьевую базу промышленности Урала и всей страны, но для их промышленного освоения необходима дополнительная доразведка.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - на 01 января 2011 года его поголовье достигло 660 тысяч голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Аналогичное значение имеет в округе и рыбодобыча. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород.

Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, ликвидировать браконьерство, достигшее промышленных масштабов.

Еще одним резервным биологическим ресурсом являются дикоросы. Перспективность создания производства на основе дикорастущих лечебных трав и ягод, обильно произрастающих вблизи многих населенных пунктов, требует организации соответствующей инфраструктуры (сбора, хранения, сбыта) и применения высоких технологий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconПравительство ямало-ненецкого автономного округа постановление
В целях внедрения новых механизмов совершенствования системы и оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения...
Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconЗакон Ямало-Ненецкого автономного округа «О здравоохранении в Ямало-Ненецком автономном округе»
Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2006, декабрь, №11-1; 2007, апрель, №3; 2007, декабрь, №10/1;...
Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconПостановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года n 210-фз "Об организации предоставления государственных и муниципальных...
Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconПостановление от 7 августа 2008 г. N 418-а о проведении соревнований санитарных дружин и санитарных постов, создаваемых объектами экономики, организациями на территории ямало-ненецкого автономного округа (в ред постановления Правительства янао от 25.
Ямало-Ненецкого автономного округа способам оказания первой помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, а...
Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconОказываемых (выполняемых) государственными учреждениями ямало-ненецкого автономного округа
А, в целях упорядочения государственных услуг (работ), осуществляемых (выполняемых) государственными учреждениями Ямало-Ненецкого...
Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconРасширенной коллегии департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам: Состояние младенческой и материнской смертности в
Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам: «Состояние младенческой и материнской смертности в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого...
Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconПравительство ямало-ненецкого автономного округа
Ников окружных государственных учреждений здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждённое постановлением Правительства...
Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconО главных внештатных специалистах департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 год
Ямало-Ненецкого автономного округа, а также переходом на новую систему оплаты труда, п р и к а з ы в а ю
Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconО проведении рабочего совещания «Оптимизация работы фтизиатрической службы Ямало-Ненецкого автономного округа»
В соответствии с планом организационных мероприятий департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам управления...
Законодательное собрание ямало-ненецкого автономного округа постановление iconО проведении рабочего совещания «Оптимизация работы фтизиатрической службы Ямало-Ненецкого автономного округа»
В соответствии с планом организационных мероприятий департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, по вопросам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница