Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния»




Скачать 284.7 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния»
страница1/4
Дата17.11.2012
Размер284.7 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНСЕЛЬХОЗПРОДА


Г.А. Царькова


ГЕНЕТИКА


Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений,

обеспечивающих получение среднего специального образования

по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния»


Минск 2008


ГЕНЕТИКА



Методические рекомендации

по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий

для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности

2-74-03-01 «Зоотехния»


УДК 575 (075,3)


ББК 28,04я7

Ц 20


Рецензенты: кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры разведения и генетики сельскохозяйственных животных учреждения образования “Белорусская государственная орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия “ Д.С. Долина;

Преподаватель учреждения образования “Смиловичский государственный аграрный колледж” О.А. Данилюк


Царькова, Г.А.

Ц 20 Генетика: методические рекомендации / Г.А. Царькова. – Мн. : ГУ

“Учебно-методический центр Минсельхозпрода”, 2008. - 27 с.


ISBN 978-985-6816-69-0.


Разработка включает методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы, варианты контрольной работы.

Предназначена для учащихся-заочников учреждений, обучающихся получению среднего специального образования.


УДК 575 (075,3)

ББК 28.04я7


ISBN 978-985-6816-69-0. 0Царькова Г.А., 2008

0ГУ «Учебно-методический центр Минсельхозпрода», 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Генетика – наука, изучающая закономерности двух основных свойств живых организмов – наследственности и изменчивости. Современная генетика занимает одно из ведущих мест в комплексе биологических наук. Она опирается на знания в области цитологии, морфологии, зоологии, физиологии, биохимии, а также математики, философии и других наук.

Цель изучения дисциплины – ознакомление с современным состоянием генетики, теоретическими основами разведения сельскохозяйственных животных, биотехнологии, искусственного осеменения и других специальных дисциплин.

Учебным планом заочного обучения предусмотрено самостоятельное изучение отдельных теоретических вопросов и выполнение практических работ. При самостоятельном изучении курса генетики необходимо руководствоваться планом самостоятельного изучения дисциплины, где последовательно указаны условия выполнения задания.

В графе 2 определены требования к знаниям и умениям, которые получают учащиеся в результате изучения темы.

В графе 3 даются литературные источники, предусмотренные в общем перечне рекомендуемой литературы, и задания для самостоятельной работы, которые следует выполнить учащемуся.

Приступая к самостоятельному изучению дисциплины необходимо:

  • ознакомиться с содержанием заданий по теме;

  • изучить рекомендуемую литературу, отобрать необходимый материал

в соответствии с требованиями задания;

  • выполнить задание в рабочей тетради.

С целью проверки и закрепления знаний по дисциплине необходимо

ответить на вопросы самоконтроля (графа 4).

В результате изучения дисциплины учащиеся должны

знать на уровне представления:

  • значение генетики в животноводстве, этапы её развития;

  • цитологические и молекулярные основы наследственности;

  • работы Г.И. Менделя, хромосомную теорию наследственности;

  • изменчивость, её формы и виды;

  • современные достижения в иммуногенетике (антигены, антитела, группы крови и полиморфизм белков);



знать на уровне понимания:

  • строение, деление и размножение клеток;

  • основные закономерности наследования признаков при половом

размножении;

  • основные методы, используемые при изучении наследственности и

изменчивости;

  • генетику популяции и её положение в животноводстве;

  • хромосомный механизм определения пола, нарушения в развитии

признаков полов и проблему их регулирования;

  • трансплантацию эмбрионов, их деление, оплодотворение вне

организма;

  • генную инженерию, особенности трансгенных животных;

уметь:

  • решать задачи, используя закономерности наследования признаков у

животных;

  • рассчитывать коэффициент корреляции и его статистическую ошибку

по данным карточек племенных животных и государственных племенных книг.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





ТЕМА

Количество учебных часов

Всего по дневной форме обучения

В том числе

на обзорные и установоч-ные занятия

на практические работы

на самостоя-тельную работу учащихся

Введение


1







1

1. Цитологические основы наследственности. Деление клетки. Гаметогенез. Молекулярные основы наследственности.


5


0,5





4,5

2. Закономерности наследования признаков при половом размножении. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.



11



1



4



6

3. Изменчивость. Основы биометрии и её использование при изучении изменчивости и наследственности.



6



0,5






5,5

4. Генетика популяций. Иммуногенетика.

2

0,5




1,5

5. Генетика крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, лошадей и пушных зверей.


5


1,5





3,5

Итого


30

4

4

22



ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ





Требования к знаниям и умениям учащихся

Литература; задания для самостоятельной работы учащихся
Вопросы

для самоконтроля

1

2

3

4

Введение

Высказывает общее суждение о значении её развития.

Называет методы исследования, используемые в генетике.

Высказывает общее суждение о значении генетики для практики.

[1, с. 3-10 ] ;

[ 3, с. 3-9 ] ;

Ответить на вопросы:

  1. Значение

генетики в живот-новодстве.

  1. Содержание

курса, связь с другими дисциплинами.

  1. Роль

отечественных и зарубежных учёных в области развития генетики.

1. Какие вопросы изучает генетика ?

2. Назовите основные этапы развития генетики.

  1. Какие методы

исследования применяются в генетике ?

4. Назовите отечественных и зарубежных учёных в области развития генетики.

1. Цитологические основы наследственности. Деление клетки. Гаметогенез. Молекулярные основы наследственности.

Высказывает общее суждение о строении клетки.

Описывает строение и биологическую роль хромосом.

Объясняет митоз и мейоз, их генетическую сущность.

Определяет, где и как происходит оогенез и сперматогенез.

Излагает строение и синтез нуклеиновых кислот.

Характеризует синтез белка в клетке.

[1, с. 17-31,77-101]

[ 3, с. 9-36 ]

Законспектировать:

1. Строение клетки. Понятие органоидов и включений.

2. Роль ядра и органоидов цитоплазмы в наследственности.

3. Строение и химический состав хромосом.

4. Понятие каротипа. Закономерности хромосомных наборов в соматических и половых клетках.

  1. Митотический

цикл и его биологическая сущность.

6. Мейоз. Особенности профазы и метафазы редукционного деления.


7. Гаметогенез. Стадии гаметогенеза. Отличия оогенеза от сперматогенеза.

8. химический состав и структура нуклеиновых кислот.

9. Генетический код и его свойства.

10. Синтез белка в клетке.

1. Укажите различия между органоидами и включениями.

2. Какие органоиды содержат ДНК ?

3. В каких органоидах происходит синтез белка, синтез АТФ ?

4. Перечислите формы хромосом.

5. Перечислите основные особенности кариотипа.

6. Какой набор хромосом в соматических и половых клетках ?

  1. Чем различается профаза митоза и профаза редукционного деления ?



8. В чём заключается различия между оогенезом и сперматогенезом на стадии размножения, роста, созревания ?

9. Укажите отличия в структуре и функциях ДНК от РНК.

10. Назовите комплементарные пары азотистых соединений.

11. Перечислите этапы синтеза белка.

Практическая

работа № 1.

Изучение деления клетки (выполняется самостоятельно)

Схематически зарисовывает стадии митоза и мейоза, делает анализ. Характеризует процессы деления клеток.

[ 1, с. 25-27 ]

[ 2, с. 16-19 ]

Зарисовывает в тетрадь стадии митоза и мейоза.

Изучить фазы митоза при делении соматических клеток. Охарактеризовать особенности редукционного деления.

1. Почему в результате митоза возникают дочерние клетки с индентичными наборами хромосом ?

2. В чём заключается основная функция мейоза ?

2. Закономерности наследования признаков при половом размножении. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

Высказывает общее суждение о работах Г.И. Менделя.

Излагает основные термины и понятия генетики.

Формулирует законы Г.И.Менделя.

Различает типы доминирования. Объясняет сцепленное наследование признаков.

Раскрывает сущность хромосомного механизма определения пола, наследования признаков, сцепленных с полом.

[1, с. 32-49, 50-59,

60-76 ]

Ответить на вопросы:

1. Каковы основные принципы гибридологического анализа ?

2. Объясните понятия «генотип», «фенотип», «гомозигота», «гетерозигота», «доминантность» и «рецессивность», «моноскрещивание» и «дигибридное скрещивание».

  1. Какие законы

наследования признаков сформулировал Г.И. Мендель?

  1. С какой целью

проводиться анализирующее скрещивание ?

5. Опишите типы взаимодействия неаллельных генов.

  1. Какие признаки называются сцепленными ?

  2. Что такое «группа сцепления» ?

7. Сформулируйте основные положения хромосомной теории наследственности.

8. Какой пол является гомогаметным, а какой – гетерогаметным ?

9. Какие признаки являются сцепленными с полом ?


1. Что означают следующие термины: «доминирование», «рецессивность», «аллель», «генотип», «фенотип», «гомозиготность», «гетерозиготность», «кодоминирование», «эпистаз», «полимерия»,

«комплемен-тарность» ?

2. В чём суть открытий Г.И. Менделя ?

3. В чём состоит основная идея теории сцепления генов, предложенная Морганом ?

4. Доказывает ли сцепление двух пар генов их расположения в одной хромосоме ?

5. Всегда ли кроссинговер приводит к генетической рекомбинации ?

6. В чём состоят различия между половыми хромосомами и аутосомами ?

7. Назовите причину фримартинизма.

  1. Объясните

сущность бисексуальности.

  1. Приведите

примеры практического использования сцепленного с полом наследования.

Практическая

работа № 2. Решение задач по генетическому анализу (моно- и дигибридное скрещивание) (выполняется в учреждении образования)

Решает задачи. Использует знания о закономерностях наследования хозяйственно полезных признаков у животных.

Повторить:

[ 1, с. 32-49 ]

Решить задачи из сборника:

Песецкая, Л.Н.

Сборник задач с решениями по генетике Л.Н.Песецкая, Г.Г.Гончаренко. – Мн. : Сэр-Вит, 2004

  1. Запишите схему

Скрещивания, доказывающего независимое наследование аллелей и признаков среди гибридов

11 поколения.

2. Проанализируйте соотношение фенотипов среди гибридов 11 поколения.

3. Приведите примеры признаков, наследующихся по третьему закону Менделя.
Практическая

работа № 3.

Решение задач по генетическому наследованию признаков, сцепленных с полом (выполняется в учреждении образования).

Решает задачи. Использует знания об основных закономерностях наследования признаков, сцепленных с полом.

Повторить :

[1, с. 60-76 ]

Решить задачи из сборника:

Песецкая, Л.Н.

Сборник задач с решениями по генетике

Л.Н. Песецкая, Г.Г. Гончаренко. – Мн. : Сэр-Вит, 2004

1. Назовите теоретически ожидаемое первичное соотношение по полу в потомстве животных, размножающихся половым путём.

2.Объясните особенности наследования признаков, сцепленных с полом.

3. Опишите особенности наследования болезней и аномалий развития, сцепленных с полом.

3. Изменчивость. Основы биометрии и её наследование при изучении изменчивости и наследственности.

Называет виды изменчивости. Раскрывает сущность основных методов, используемых при изучении наследственности и изменчивости.


Излагает проблемы экологической генетики животных. объясняет использование вариационного ряда и его основных показателей в селекционной и племенной работе.

[ 1, с. 143-164 ]

[ 3, с. 83-91, 97-

103, 165-204 ]

Записать в тетрадь определения понятий “мутация”, “мутагенез”,”мутаген”, “мутант” и “мутантный ген”.


Законспектировать :

  • причины,

обусловливающие возникновение гетероплоидов;

- теоретическое

и практическое значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости;

статистические параметры, используемые для характеристики уровня изменчивости и наследственности количественных признаков.

1. Дайте классификацию мутаций по генотипу.

2. Объясните значение мутаций для эволюции.

  1. Каким образом генные мутации обусловливают явление множественного аллелизма ?



4. Каковы различия между количественными и качественными признаками ?

5. Изложите методы определения коэффициента повторяемости.

Практическая

работа № 4. Построение вариационных рядов. Расчёт и анализ статистических показателей (выполняется самостоятельно).

Выполняет построение вариационных рядов. Производит расчёт средней арифметической (Х) по данным о продуктивности сельскохозяйствен-ных животных. измеряет степень изменчивости признаков. Определяет лимиты, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Вычисляет статистические ошибки. Определяет достоверность разности между средними арифметическими двух выборок. Проводит анализ статистических параметров.

[ 1, с. 165-183 ]

[ 3, с. 83-90 ]

постройте вариационные ряды.

Вычислите и проанализируйте среднюю арифметическую (Х) по данным продуктивности сельскохозяйствен-ных животных.

  1. Что такое

биометрия ?

2. Что собой представляет вариационный ряд ?

3. Опишите общие правила построения вариационных рядов.

4. Объясните, что такое средняя арифметическая величина, назовите её значение

Практическая

работа № 5.

Расчёт коэффициента корреляции и его статистической ошибки (выполняется самостоятельно)

Рассчитывает коэффициент корреляции и его статистическую ошибку.

[ 1. С.184-199 ]

[3. С.90-91 ]

Вычислите коэффициент корреляции и его статистическую ошибку по данным племенным карточек животных.

  1. Что такое корреляция ?

  2. Перечислите виды корреляции.

  3. Как определяется достоверность разности средних величин ?

4. Генетика популяций. Иммуногенетика.

Формулирует определения понятий «популяция» и «чистая линия». Излагает сушность иммуногенетики. Раскрывает значение иммуногенетики для животноводства. Излагает достижения популяционной генетики и иммуногенетики на современном этапе.

[1, с. 241-250 ];

[3, с. 104-115]

Законспектировать вопросы:

  1. Генетика популяций.

  2. Иммуногенетика .

Ответить на вопросы:

  1. Дайте

определения

понятиям «чистая линия» и «популяция».

  1. Изучением каких

вопросов занимается генетика популяции ?

3. Что представляет собой генофонд популяции ?

4. Напишите формулу Харди-Вайнберга и укажите ее особенности применения.

5. Какова судьба возникающих в популяции мутаций ?

6. Дайте определения понятиям «иммуногенетика», «антиген», «антитело».

7. Как наследуются группы крови у животных ?

8. Как используются в практике данные о группах крови и белковом полиморфизме ?


1. Опишите, что такое популяция и чистая линия, какая разница между ними 2. Как формируется закон Харди-Вайнберга и какова его формула ?

3. Перечислите факторы генетической эволюции в популяциях.

4. Что называется группой крови, системой групп крови ?

5. Какими методами изучаются группы крови и белковый полиморфизм ?

  1. Какое практическое значение имеет изучение наследования групп крови и полиморфизма белков ?




5. Генетика крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, птицы и пушных зверей.

Приводит цитогенетическую характеристику основных видов сельскохозяйствен-ных животных.

Характеризует животных по эритроцитарным системам и белковому полиморфизму. Раскрывает сущность генетики воспроизводительной функции и многоплодия сельскохозяйствен- ных животных. излагает биотехнологические приемы повышения многоплодия и продуктивности сельскохозяйствен-ных животных.

[ 1, с. 352-421 ];

[ 5, с. 11 -89 ]

Законспектировать вопросы:

1. Цитологическая характеристика крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, птицы и пушных зверей.

2. Характеристика животных разных видов по группам крови и по лиморфным системам белков.

3. Основные селекционные параметры, характеризующие племенную ценность животных.

4. современные методы биотехнологии воспроизведения через маточную часть популяции.

1. Перечислите ведущих ученых, разрабатывающих проблемы частной генетики разных видов сельскохозяйствен-ных животных.

  1. Приведите

характеристику кариотипов разных видов животных.

3. Охарактеризуйте животных по группам крови и белковому полиморфизму.

4.Опишите

наследственные болезни у животных и методы борьбы с ними.

5. Какие существуют биологические приемы повышения многоплодия и продуктивности сельскохозяйствен-ных животных ?



  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального
«Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального
«Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального
«Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального
«Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального
«Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального
«Технология хранения и переработки животного сырья», направление специальности 2-49 01 02-01 «Технология хранения и переработки животного...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-49 01
«Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации к выполнению контрольной работы
Сборник контрольных работ для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности:...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconПримерная программа учебной дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы, методическими указаниями по изучению каждой темы программы и вопросы для самоконтроля
О рекомендациях по разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов-заочников образовательных учреждений среднего...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-74-03-01 «Зоотехния» iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения
Методические указания предназначены для изучения дисциплины и выполнения заданий контрольных тестов для студентов-заочников по специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница