Скачать 253.17 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Биологический факультет Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.04 «Генетика» для студентов, обучающихся по специальности 020201.65 Биология Нальчик 2009 Автор-составитель: Ситникова А.Д. Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.04 «Генетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению шифр 020201.65 Биология Шифр ОПД.Ф.04 «Генетика». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения. Содержание 1. Рабочая учебная программа дисциплины………………………..4 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 21 2.1. Методические рекомендации для преподавателя 21 2.2. Методические указания для студентов 21 2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов 21 2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием 25 2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине 26 2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине и др………………………………………………………………..27. 3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине 27 3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине 27 3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине 27 3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине 28 3.1.3. Шкала оценки по дисциплине 28 3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине 28 3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине 29 3.2. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет) аттестации студентов по дисциплине 29 3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов 29 3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины 30 4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины 30 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Биологический факультет Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПД.Ф.04 «Генетика» для студентов, обучающихся по специальности 020201.65 Биология УТВЕРЖДАЮ Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/ «___» _________________ 200__ г. Нальчик 2009 Рабочая программа составлена на основании ____________________________ __________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения) Разработчик: доцент Ситникова А.Д. / ____________________________ (должность, подпись, Ф.И.О.) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей генетики, селекции и семеноводства Протокол №____ от «___»_________________200__г. Заведующий кафедрой________________ М.К. Керефова (подпись) Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета «___»_________________200__г. Председатель ______________ А.Ю. Паритов 1.1. пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.04 «Генетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению шифр 020201.65 Биология Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
Цели дисциплины: Курс общей генетики при обучении биологов является дисциплиной формирующей специальность. С одной стороны, он является основополагающим (как фундаментальная наука) при обучении биологов широкого профиля, в том числе и при подготовке научных кадров; с другой - общие разделы генетики и основы селекции входят в учебник по общей биологии для учащихся 9-11 классов средних школ. В виду этого будущие учителя-биологи должны иметь обширные и глубокие знания по генетике и селекции. Наконец, генетика как наука о наследственности и изменчивости, наука о материальных носителях этих важных атрибутов живого, дает блестящий материал для материалистической диалектики, показывая, что окружающий нас мир составляют не отдельные изолированные друг от друга предметы и явления, а совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенного рода целостные образования. Задачи изучения дисциплины Генетика - одна из ведущих наук современной биологии. Для генетики характерно привлечение принципов и методов исследований точных наук, а также связь с другими биологическими науками. Генетические закономерности лежат в основе всех биологических явлений, познание которых дает возможность управлять индивидуальным развитием и формообразованием, создавать высокопродуктивные породы животных, сорта растений и штаммы микроорганизмов, бороться с явлениями злокачественного роста, проводить трансплантации тканей и пересадку органов. Таким образом, правильное использование основных достижений генетики необходимо для успешного развития теоретических и прикладных наук: эволюционной теории, ботаники, зоологии, медицины, многих сельскохозяйственных наук и др. Именно генетика является теоретической основой для разработки методов селекции растений, животных, микроорганизмов, генной инженерии и через решение этих вопросов выходит на выполнение практических задач. 1.1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Для усвоения материала по генетике необходимо знание ранее изученных дисциплин, таких как ботаника, зоология, микробиология, биохимия белков и нуклеиновых кислот, а так же разделов цитологии – строение клетки, молекулярные основы клеточных процессов, так как изучение генетики базируется на различных уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном.
1.2. Тематический план дисциплины. 1.2.1. Введение – 1-я неделя сентября. 1.2.2. Закономерности независимого наследования – 2-я неделя сентября. 1.2.3. Наследование при взаимодействии генов – 3-я неделя сентября. 1.2.4. Сцепленное с полом наследование – 4-я неделя сентября. 1.2.5. Сцепление и кроссинговер – 1-я неделя октября. 1.2.6. Молекулярные механизмы рекомбинации – 2-я неделя октября. 1.2.7. Молекулярные основы генетических процессов – 3-я неделя октября. 1.2.8. Проблема стабильности генетического материала – 4-я неделя октября. 1.2.9. Нехромосомное наследование – 1-я неделя ноября. 1.2.10. Нехромосомные генетические элементы – 2-я неделя ноября. 1.2.11. Структура и функции гена – 3-я неделя ноября. 1.2.12. Генетика онтогенеза –4-я неделя ноября. 1.2.13. Изменчивость генетического материала – 1-я неделя декабря. 1.2.14. Молекулярные механизмы точковых мутаций. – 2-я неделя декабря. 1.2.15. Хромосомные перестройки – 3-я неделя декабря. 1.2.16. Генетика и эволюция –4-я неделя декабря. 1.2.17. Генетика человека. 1.3. Содержание дисциплины. 1.3.1. Лекции. 1.3.2. Практические (семинарские) – нет. 1.3.3. Лабораторные занятия. 1.3.4. Курсовая работа – нет. 1.4. Экзамен. 1.3. Содержание дисциплины 1.3.1. Лекции Лекция 1. Введение. - 2 ч.
Лит-ра: 1. стр. 9-27 2. стр. 7-22 3. стр. 5-10 4. стр. 9-21 5.стр. 9-24 6.стр. 9-19 7. стр. 6-8 Лекция 2. Закономерности независимого наследования.
Лит-ра: 1. стр. 31-34 2. стр. 23-42 3. стр. 24-37 4. стр. 24-54 5.стр. 104-149 6.стр. 64-99 7. стр. 49-73 Лекция 3. Наследование при взаимодействии генов.
Лит-ра: 1. стр. 35-38 2. стр. 42-54 3. стр. 37-47 4. стр. 58-70 5.стр. 152-177 6.стр. 100-121 7. стр. 75-87 Лекция 4. Сцепленное с полом наследование.
Лит-ра: 1. стр. 40-42 2. стр. 85-90 3. стр. 47-63 4. стр. 98-129 5.стр. 181-199 6.стр. 121-134 7. стр. 134-143 Лекция 5. Сцепление и кроссинговер.
Лит-ра: 1. стр. 42-48 2. стр. 97-110 3. стр. 64-79 4. стр. 132-156 5.стр. 229-254 6.стр. 134-166 7. стр. 149-166 Лекция 6. Молекулярные механизмы рекомбинации.
Лит-ра: 1. стр. 224-234 2. стр. 144-168 4. стр. 354-364 5.стр. 258-277 7. стр. 192-196 Лекция 7. Молекулярные основы генетических процессов.
Лит-ра: 1. стр. 107-117 2. стр. 112-142 3. стр. 79-114 4. стр. 251-265 7. стр. 170-179 Лекция 8. Проблема стабильности генетического материала.
Лит-ра: 1. стр. 369-387 2. стр. 409-427 3. стр. 344-359 4. стр. 364-385 Лекция 9. Нехромосомное наследование.
Лит-ра: 1. стр. 452-455 2. стр. 225-255 3. стр. 328-344 4. стр. 165-182 5.стр. 519-543 6.стр. 167-181 7. стр. 422-436 Лекция 10. Нехромосомные генетические элементы.
Лит-ра: 1. стр. 131-145 2. стр. 198-224 3. стр. 261-328 4. стр. 348-352 5.стр. 417-450 Лекция 11. Структура и функции гена.
и-РНК.
Лит-ра: 1. стр. 110-127 2. стр. 370-407 3. стр. 217-239 4. стр. 274-282, 322-335 5.стр. 454-479 6.стр. 271-285 7. стр. 213-236 Лекция 12. Генетика онтогенеза.
Лит-ра: 1. стр. 369-387 2. стр. 409-427 3. стр. 344-359 4. стр. 364-385 5.стр. 551-596 6.стр. 310-330 7. стр. 437-457 Лекция 13. Изменчивость генетического материала.
Лит-ра: 1. стр. 51-57 2. стр. 290-296 3. стр. 139-153 4. стр. 187-205 5.стр. 285-310 6.стр. 193-200 Лекция 14. Молекулярные механизмы точковых мутаций.
Лит-ра: 1. стр. 207-213 2. стр. 296-317 3. стр. 153-160 4. стр. 219-229 6.стр. 200-203 Лекция 15. Хромосомные перестройки.
Лит-ра: 1. стр. 64-69,289-299 2. стр. 318-346 3. стр. 149-153 4. стр. 196-203 5.стр. 316-344 6.стр. 203-212 7. стр. 248-267 Лекция 16. Полиплоидия и анеуплоидия.
Лит-ра: 1. стр. 70-76 2. стр. 347-369 4. стр. 190-196 5.стр. 349-376 6.стр. 212-225 7. стр. 267-269 Лекция 17. Генетика и эволюция.
Лит-ра: 1. стр. 413-427 2. стр. 454-495 3. стр. 359-376 4. стр. 410-427 5.стр. 603-627 6.стр. 340-354 7. стр. 345-364 Лекция 18. Генетика человека.
Лит-ра: 2. стр. 496-524 3. стр. 396-411 4. стр. 465-478 5.стр. 679-714 6.стр. 361-371 |