Методическая разработка урока в 9 классе




Скачать 140.93 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока в 9 классе
Дата17.11.2012
Размер140.93 Kb.
ТипУрок


Методическая разработка урока в 9 классе


«Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА».

Учитель русского языка и литературы: Невструева Татьяна Александровна.


Пояснительная записка.

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Урок проводился 19.11.2011г. в 9 «Б» классе, как часть подготовки к Государственной итоговой аттестации, к части «С».

Класс умеет рассуждать и логически мыслить, но с разноуровневыми способностями по орфографии и пунктуации, поэтому в разработку урока вошли задания различной степени сложности. При разработке урока учитывалось то, что ученики данного класса уже знакомы с приемами сжатия текста.

В классе 15 человек: 8 мальчиков и 7 девочек, атмосфера в классе благоприятная, дети не враждуют, с удовольствием общаются друг с другом.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых – написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.


Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Вспомогательные цели урока:

  1. Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста;

  2. Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.

  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.

  3. Повторить особенности публицистического текста.

  4. Познакомить с текстом на литературную тему.

  5. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).

  6. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:

– выделять главную, наиболее сущест­венную, и второстепенную информацию;

– производить исключение и обобще­ние;

– определять родовые и видовые поня­тия;

– различать целые объекты и их части;

– показать грамотность устной и письменной речи.


Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, на закрытой перед уроком внутренней доске написан эпиграф к уроку:

Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики.

Е. Замятин.


План урока


1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить уча­щихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.


2. Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные реко­мендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения – развитие рече­вых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель уро­ка – сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.

Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким обра­зом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.


  1. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.

Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста.


4. Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное вос­приятие его содержания. Во время пер­вого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.


5. Языковой анализ текста.

Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамот­но проведенный языковой разбор помо­гает учащимся воспроизвести авторскую речь.


6. Орфографическая работа с текстом.

Цель: указать на правописание «труд­ных» слов, а также имен собственных.

Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.


  1. Отработка пунктуационных навыков.

Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях.

Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.


  1. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.


9. Само- и взаимопроверка.

Цель: дать возможность учащимся про­верить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контроли­ровать свою работу – одно из проявлений самостоятельности и условие, повышаю­щее успешность обучения.

Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу.


  1. Подведение итогов урока.

Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках.


  1. Инструктаж по выполнению домашней работы.

Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.


Ход урока


  1. Оргмомент. (1 мин.)


Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.



  1. Актуализация полученных ранее знаний. (8 мин.)




  1. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока:  Сжатое изложение публицистического текста. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)


  1. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Учитель: Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы –написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.

(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста  использовать?)

Учитель: Вспомним, что такое публицистика? 

(Литература по общественно – политическим вопросам современности.)

Учитель: Назовите характерные стилевые черты публицистики. 

(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)

Учитель: А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)

Учитель: Какие жанры публицистики вам известны?   

(Статья, репортаж, интервью, заметка)

Учитель: С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.

А что значит сжать текст? 

(Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

(Обсуждение. Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

Учитель: Повторим приемы сжатия текста.

(1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение.   Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)



  1. Практическая работа на уроке. (15 мин.)


Учитель: Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите слова замечательного русского писателя Е. Замятина, которые служат эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте эти строки и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?

(Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз. Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст на литературную тему.)

  1. Прием опережающего закрепления.

Учитель: У каждого из вас на столе лежит исходный текст для сжатия. Может быть, кто - то уже готов приступить к сжатию текста? Мне нужна группа из трех человек для работы самостоятельно.

Три человека (желающие) получают лист с инструкцией написания сжатого изложения.

  1. Первичное знакомство с текстом.

Учитель вслух читает исходный текст. Определяется тема текста, основная мысль, тип текста, стиль. (Тема – «еретичество» в литературе. Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку. Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический. Кратко повторяем признаки типа текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.)

  1. Языковой анализ текста.

Учитель: Обратим внимание на непонятные слова, которые вы наблюдаете в тексте. Давайте найдем их лексическое значение в толковом словаре. (Учащиеся находят в толковых словарях значение таких слов, как: «еретик», «ересь», «цензура», «диссонанс», «репрессия», кратко записывают толкование слов в тетради.)

  1. Орфографическая работа с текстом.

Учитель: Давайте обратим внимание на правописание суффиксов причастий в данном тексте, проведем их морфемный разбор. (У доски учащиеся разбирают по очереди причастия из текста, объясняя орфограммы.)

Учитель: Обратите внимание также на написание имен собственных. (Учащиеся четко читают вслух имена собственные из текста.)

  1. Отработка пунктуационных навыков.

Учитель: Запишем в тетради и на доске предложение из текста и разберем его по правилам пунктуационного разбора. ( Учащиеся записывают в тетради предложение из текста и разбирают его: «Время подтвердило, что писатель, к сожалению…»)



  1. Самостоятельная работа учащихся. (11 мин.)


Учитель: А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста. Обратите внимание на карточки с небольшими текстами перед вами. Самостоятельно примените прием исключения к текстам 1,2 и 3. В текстах 4 и 5 нужно использовать прием обобщения. (Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения.)



  1. Само- и взаимопроверка самостоятельной работы. (2 мин.)


Учитель: Теперь проверим, как вы справились с заданием. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте, сделайте пометки простым карандашом. Затем самостоятельно проверьте еще раз свои работы. Увидели свои ошибки? (Учащиеся проводят само- и взаимопроверку. Учитель просит зачитать несколько вариантов работ по карточкам, отмечает лучшие.)

Учитель: А теперь посмотрим, что получилось у тех, кто выполнял индивидуальное задание. Экспертами назначаю трех человек с трех колонок, у которых наиболее хорошо получилась работа с приемами. (Учащиеся зачитывают свои сжатые изложения, «эксперты» обсуждают и оценивают, класс также участвует в обсуждении.)

Что ж, ребята, ваш опыт самостоятельной работы по сжатию текста довольно удачный. Молодцы!



  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. (2 мин.)




  1. Вопросы классу:

– О чём мы говорили сегодня на уроке?

– Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста?

– Какой из приемов вам показался наиболее доступным?


(Отвечают, что приемы освоили. Наиболее доступный прием – исключение подробностей.)

– Прошу оценить каждого свою работу (листок со списком – по рядам).

  1. Выставление оценок за урок.




  1. Домашнее задание. ( 1 мин.)


Учитель: Ребята, на ваших столах лежит инструкция «Как писать сжатое изложение». Дома, согласно этой инструкции, используя приемы сжатия текста, вы напишите сжатое изложении по исходному тексту «О «еретичестве» в литературе». Не забудьте о средствах связи между предложениями и абзацами в вашем изложении. Удачи! Спасибо за хорошую работу на уроке!


Методическая литература, использованная для разработки урока:



  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  2. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  3. Крючков В.П. «Еретики» в литературе: Л.Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие. – С аратов: Лицей, 2003.

  4. Сидорова Г.А. Готовимся писать сжатое изложение / Г.А. Сидорова // Оценка качества образования. – 2008. - №5. – С. 30-34.



Приложение:


Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»


  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.

  2. Найдите среди них главную мысль.

  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

  6. Обдумайте средства связи между частями.

  7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

  8. Запишите получившийся вариант текста.




  1. Упражнения по сжатию текста


Карточки с текстами на отработку приема «Исключение»


1. Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди.

  1. Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

  2. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.


Карточки с текстами на отработку приема «Обобщение»


  1. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

  2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.



Статья - исходный текст для сжатия

О «еретичестве» в литературе

По Е. Замятину, только писатели – «еретики», бунтари, нарушители сложившихся канонов могут сказать новое слово в литературе. Их произведения были неприемлемыми для современников, им «не везло» с критикой, и, например, из 301 рецензии, хранившейся в архиве М. Булгакова, ругательными были 298. Своя доля яростной критики досталась и другим авторам, о художественных текстах которых идет здесь речь.

В тревожный для отечественной литературы 1921 год, когда умер А. Блок, был расстрелян Н. Гумилёв, когда новой – советской – цензурой была запрещена свобода слова и становилась проблематичной сама возможность художественного творчества, Е. Замятин в статье «Я боюсь» публично заявил: «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее – ее прошлое». Это предупреждение в то время прозвучало как еретическое, противоречащее официальной точке зрения, прозвучало диссонансом в общем хоре голосов «исполнительных чиновников».

Время подтвердило, что писатель, к сожалению, оказался и прав в своей тревоге, и в то же время, к счастью, не прав в своем пророчестве: мы теперь можем сказать, что русская литература ХХ века состоялась как новая великая литературная эпоха в истории отечественной словесности. Достаточно назвать ряд блестящих имен, вызвавших в прошедшем столетии интерес во всем мире: И. Бунин и М. Горький, М. Шолохов и М. Булгаков, Е. Замятин и Б. Пильняк, Б. Пастернак и М. Цветаева, В. Шаламов и А. Солженицын…

Однако мы знаем также, что создавалась эта великая литература – новая отечественная классика – не благодаря, а вопреки обстоятельствам, мы знаем, что ее питал трагический опыт отечественной истории, тревога за судьбу человека, человечества в условиях мировых катастроф ХХ века. Ныне всемирно известные произведения долгое время ждали своего часа в архивах отнюдь не писательских, многие писатели были репрессированы и только недавно были возвращены в ряд мастеров художественного слова.

К. ф. н. В. П. Крючков.

(261 сл.)

Похожие:

Методическая разработка урока в 9 классе iconМетодическая разработка урока географии в 7 классе по теме
Цель урока: показать особенности расположения главных форм рельефа Земли и их соответствие тектоническим структурам земной коры
Методическая разработка урока в 9 классе iconМетодическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных...
Методическая разработка урока в 9 классе iconУрока: Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading»
Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса. (Материалы можно использовать...
Методическая разработка урока в 9 классе icon«Природные уникумы Урала»
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока в 9 классе iconСвоеобразие природы урала
Методическая разработка содержит конспект урока географии в 8 классе и компьютерную презентацию, которая используется на всех этапах...
Методическая разработка урока в 9 классе iconМетодическая разработка урока по английскому языку в 9 классе
Знакомство с возможными способами познания мира через средства массовой информации
Методическая разработка урока в 9 классе iconМетодическая разработка урока по развитию речи учащихся в 7-м классе «Нет границ душевной доброте» с привлечением учащихся инофонов

Методическая разработка урока в 9 классе iconМетодическая разработка урока истории в 6 классе по теме
...
Методическая разработка урока в 9 классе iconМетодическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа
Методическая разработка урока в 9 классе iconМетодическая разработка урока по предмету «Основы безопасности движения»
Тема урока: Дороги и их виды. Цель урока: Обучающая Обеспечить усвоение материала учащимися
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница