Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции




Скачать 345.63 Kb.
НазваниеСочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции
страница1/3
Дата17.11.2012
Размер345.63 Kb.
ТипСочинение
  1   2   3
Обобщение педагогического опыта


Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции


Автор опыта: Сахнова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №134 «Дарование»


Волгоград 2012


Содержание

  1. Информационно-справочные сведения……………………………….2

  2. Технологические сведения

    1. . Актуальность опыта…………………………………………………..3

    2. . Цели и задачи………………………………………………………….3

    1. Технология опыта

2.3.1. Нетрадиционные жанры сочинений………………………………4

2.3.2. Работа над сочинением-описанием картины…………………..12

2.3.3. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему……………………………………………………………………………...18


2.3.4. Работа над сочинением в 10-11 классах………………………….23

2.4. Результативность………………………………………………….....27

3. Перспективы использования в массовой практике

3.1. Условия функционирования…………………………………………28

3.2. Теоретико-практические основы опыта…………………………….28

3.3. Перспективы и возможности использования в массовой практике………………………………………………………………...30

Список использованной литературы…………………………………….31

Приложение……………………………………………………………….32


Информационно-справочные сведения

1.Тема опыта:

«Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции».

2.Автор опыта:

Сахнова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.

3. Место функционирования:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 134 «Дарование»

Степень новизны опыта:

Новизна опыта заключается в системном подходе к раскрытию творческого потенциала ребенка и развитию у него творческих способностей. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.

  1. Длительность функционирования:

Работа над опытом продолжается с 2008 года


Технологические сведения

  1. Актуальность

Актуальность опыта определяется противоречиями, сложившимися в современной школе.

Концепция модернизации российского образования предусматривает в области основного образования развитие русского языка как базы общекультурной компетентности учащихся.

В последнее время возрос интерес к проблеме изучения родного языка. Это продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью формирования личности гражданина, способного грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. С другой стороны, специалисты отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, создаваемые в первую очередь недостаточным уровнем их интеллектуального развития.

Исходя из всего вышесказанного, считаю, что выбранная мною тема - актуальна, т. к. формирование коммуникативной компетентности, развитие навыков связной устной и письменной речи - одна из основных задач уроков русского языка и залог хорошей успеваемости по всем предметам. Выпускник школы должен владеть базовыми компетенциями, сформированными на уроках русского языка: языковой, коммуникативной и речевой.

  1. Цели и задачи

Цель - развивать речь учащихся

Задачи:

1. Научить детей мыслить, говорить, рассуждать, раскрыть творческие возможности учащихся.

2. Формировать коммуникативную культуру учащихся.

3. Развивать речь учащихся (устную и письменную), коммуникативно-речевые умения.

4. Способствовать повышению качества знаний учащихся.

Технология описания работы

  1. Нетрадиционные жанры сочинений

Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношение к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления. В процессе работы над сочинением формируется речевая компетенция, т.е. знание принципов отбора языковых средств для порождения высказывания.

В современной методике существуют различные жанры школьных сочинений. По тематике (содержанию) различаются сочинения на литературную, лингвистическую и свободную тему; по источнику информации – сочинения на основе жизненного опыта, просмотренных телепередач; по объему – сочинения – миниатюры, этюды, изложения. В соответствии с типами речи выделяются сочинения – повествования, сочинения – описания, сочинения – рассуждения.

Наиболее распространенными жанрами школьных сочинений является небольшие по объему творческие работы: зарисовка, этюд, миниатюра. Они оперативны, экономичны, могут использоваться чаще, чем работы большого объема, и поэтому их обучающий эффект следует учитывать в широкой практике

Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современной методике. Мое внимание привлек прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д., здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. Здесь особенно важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера, что следует подчеркнуть в анализе специально.

В своей практике использую также сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение.

В целях предупреждения однотипности работ учащихся обращаю их к таким формам сочинения, как рецензия, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки, юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи.

Одной из таких интересных форм является ведение дневника. Учащимся на примерах поясняю, что человек фиксирует в дневнике пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах.

После анализа образца дневниковой записи учащимся предлагаю темы для составления дневника каких–либо литературных персонажей. Выполнение такой творческой работы помогает учащимся «приблизить» к себе героя, почувствовать его переживания, не понятые при поверхностном чтении.

При обучении такой форме сочинения следует предупредить о необходимости сохранения колорита речи героя, атмосферы эпохи. Такая работа дает представление не только о знании текста, понимании сложности и противоречивости характера персонажа, но и просто учит вести дневник, помогает преодолеть страх перед белым листом бумаги.

В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое и жанр письма. Его полезно возвращать, как и дневники. Письмо – полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы. Можно практиковать письма-обращения к какому-нибудь персонажу, письма-признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.

Эпистолярный жанр, бесспорно, не из легких. Он должен отвечать определенным требованиям. Общеизвестны слова Цицерона: «Письма – это беседы с отсутствующими друзьями». Все в них имеет значение: и дата, ибо она должна соответствовать реальному ходу событий, и языковые средства, которые помогут воссоздать нравственные идеалы, духовную жизнь героев. Пишущий должен хорошо представить себе характер персонажа, привычки, образ мыслей и манеру говорить.

Использование подобных творческих заданий позволяет мне затронуть и этическую сторону воспитания, то есть обратить внимание на то, что письмо, как правило, характеризует не только адресата, но и адресанта. Особенность формулировки тем требует от учащихся составления письма по воображению на основе текста произведения. Оно ставит пишущего в позицию героя, позволяет ему глубже осмыслить духовный мир персонажа. Опыт показывает, что сразу написать письмо от имени одного из героев учащиеся затрудняются. Наи­большую пользу в усвоении этого вида работы приносит знаком­ство с сочинением, написанным от лица одного из героев, и его анализ. Например, предлагаю прослушать письмо Петра Грине­ва родителям и ответить на следующие вопросы:

- Как начинается письмо?

- Можно ли отнести к содержанию письма два первых предло­жения. Как можно назвать эту часть сочинения?

- Какое событие нашло отражение в письме Петра Гринева?

- Нашел ли отражение в сочинении язык художественного произведения?

- Соответствует ли данное сочинение плану, по которому пи­шутся письма?


Письмо

Петра Гринева родителям.

Дорогие мои батюшка Андрей Петрович и матушка Авдотья Васильевна! Пишу вам в надежде, что поймете меня и благосло­вите на брак с Марьей Ивановной, дочерью капитана Миронова, под началом которого я служу. Маша — чудесная девушка, я люблю ее больше жизни и хочу, чтобы она стала моей женой. Матушка, батюшка, когда вы увидите Машу, вы тоже ее по­любите, потому что нельзя ее узнать и не полюбить. Родители Маши — простые и добрые люди. Отец ее, Иван Кузьмич, комендант нашей крепости, честный и благородный человек, а Васи­лиса Егоровна, Машина матушка, очень добра со мной и отно­сится ко мне, как к родному сыну. У Марьи Ивановны нет при­даного, но это меня не страшит. Главное, что я люблю ее, и она любит меня. Молю Бога и надеюсь на согласие ваше и родитель­ское благословение.

Остаюсь вам покорный сын ваш Петр Гринев.

Анализ ответов свидетельствует о том, что учащиеся смогли доказать, что данный текст является письмом, он имеет обрамле­ние (два первых предложения), автор письма подобрал для сооб­щения родителям самое важное событие в его жизни; язык пове­ствования соответствует языку рассказчика.

На мой взгляд, уроки по написанию сочинений - это особые уроки, уроки творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность. И если учитель не сумел организовать собственную творческую деятельность уч-ся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьется. Нельзя же считать творчеством урок, который, по сути дела, сводится к инструктажу: выделим основную мысль, составим план, определим слова и словосочетания, которые используем в сочинении и т.д. Несомненно, такая работа способствует выработке у учащихся знаний, умений, навыков, но недопустимо ограничиваться только этим. У меня возникла идея расширить поле творческой деятельности ученика, чтобы не ограничивать его только написанием сочинений. А что если спланировать подготовку к такому уроку вместе с учащимися? Практика показала, что это возможно.

Вот, например, урок в 5 классе. Тема «Мое любимое животное»

В начале подготовки к такому уроку вместе с ребятами обсуждаем, как провести такой урок и выбираем наиболее интересный вариант: ребята предложили урок-игру «Путешествие в лес». По желанию ребят определили, что там нам встретятся медведь, заяц, волк, лиса, болотная сова, лось, белка, олень, собака. Чтобы больше узнать об этих животных, ребята отправились в библиотеку и местный краеведческий музей. Они обратились за помощью к учителю биологии, библиотекарю. Выбрали орггруппу урока (лесники), которая вместе с учителем должна продумать план проведения урока, задания объединениям юннатов (их было 3), оформление класса. Остановились на том, что юннаты отправятся в экспедицию по лесу, тема ее «Животные». Ребята побывали на «Опушке зоологов», где получили задание разгадать кроссворд, кратко рассказать об одном-двух животных, достать из дупла открытку с изображением животного, составить научно – популярный рассказ по ней. Те, кто оказались на поляне любителей книг, должны убедить присутствующих прочитать книги о животных, рассказать о книгах писателя, чья фамилия указана на открытке. На «Просеке художников» нужно было узнать картину, назвать автора и рассказать о ней, защитить свою газету. К «Роднику сюрпризов» уч-ся должны подойти с творческим домашним заданием (по своему выбору). А если устали, то можно отдохнуть на пеньке, а лесники им расскажут «Оказывается…» (члены орггруппы заранее готовили сообщения о заповедниках, о животных из Красной книги, о муз. произведениях, герои которых животные. Задания были предложены разные по степени сложности, и уч-ся могли сами выбирать).

А в качестве домашнего задания было предложено написать письмо «Вести из леса», которое проверяли вместе с «лесниками». Лучшие работы зачитаны в классе.

Такая форма урока способствует пробуждению собственного «я» ученика, развивает его способность свободно выражать свои мысли в любой ситуации (и монологической, и диалогической речи)

Следует особо сказать об обучении учащихся деловому письму, поскольку школа должна подготовить ребят к жизни, где использование деловых бумаг имеет большое значение. В качестве образца я предлагаю вниманию учащихся стенд «Оформление деловых бумаг». Во-первых, ребята знакомятся с основными их видами, во-вторых, учатся правильно составлять их, что пригодится им при поступлении на работу, учебу и в других жизненных ситуациях позволит чувствовать себя увереннее. В начале работы я рекомендую учащимся завести особые тетради для записи в них образцов деловых бумаг, так как в будущем им придется не раз обращаться к этим тетрадям за оправками. Указываю, что деловая переписка по своему стилю отличается предельной простотой, точностью и краткостью изложения, в отдельных случаях архаичностью ряда стереотипных выражений, издавна вошедших в канцелярский язык и сохраняющихся до настоящего времени как некие стандарты (податель сего; в удостоверении чего выдается; с подлинным верно; подписью и приложением печати удостоверяется и т.п.)

На уроке всегда стараюсь работать со связным текстом, проводить его комплексный анализ, что позволяет не только развивать речь учащихся, но и дает им возможность прикоснуться к удивительному миру русской литературы, оценить речевое мастерство писателя.

Например, 5 класс. Тема «Буквы з и с на конце приставок».

Работаем с рассказом А.Курляндского «Геройский поступок». Читаю только часть рассказа, работаем над изучаемой орфограммой, а в качестве домашнего задания предлагаю создать свой вариант конца рассказа. На следующем уроке идет речь и об основной мысли произведения, обсуждаются варианты, концовки, зачитываю ребятам и авторский вариант. Так же можно организовать работу с рассказом Г.Горина «Ежик» при изучении темы «Обозначение мягкости согласных».

Использую и такой вид работы, как литературно-музыкальные диктанты.

Например, 5 класс. Тема «Простые и сложные предложения»

Прослушиваем «Песенку Тортиллы» (муз. А.Рыбникова, сл.Б.Окуджавы)

После первого прослушивания задаю вопросы:

- Что значит «драться надо, так дерись»?

- Какой смысл вкладывает Тортилла в слова «Ты взрослеть не торопись, никогда не знай покоя, плачь и смейся невпопад»?

После второго прослушивания:

- Заметить и назвать обращения.

- Попытаться запомнить побудительные предложения.

- Объяснить значение слова «дивный», подумать над его происхождением.

Д/З на этом уроке : написать маленькое сочинение «Мудрые мысли черепахи Тортиллы» ( Помните, что сложные предложения делают речь богаче!)

Такие задания вызывают у учащихся большой интерес, пробуждают желание высказать свое мнение. А это очень важно – пробудить желание говорить, связно выразить свои мысли. Но чтобы это произошло, важно заинтересовать ребенка, создать для него ситуацию успеха. «Интерес к учению,- писал В.А.Сухомлинский, - проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…». В этом могут помочь нестандартные задания, которые не только позволяют совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, но и развивают навыки связной речи.

Например, при изучении темы «Словообразование» ребята с удовольствием играют в игру «Буриме», сочиняют сказку о городе Слованске, жителями которого являются части слова (первоначально сочиняю лингвистические сказки сама).

Например, 7 класс. Тема «Причастие»

Провожу творческий диктант по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы». В начале урока звучит рассказ о живописце, который готовят учащиеся. Затем читаю текст диктанта (описание картины) и обращаю внимание на то, что данное описание могло бы быть более ярким и полным, если его обогатить причастиями и причастными оборотами, что и делают учащиеся, когда текст читается по частям. Такой же диктант можно провести и в 8 классе по картине И.Шишкина «Рожь» при изучении темы «Однородные члены предложения» (задание: дается начало предложения, а уч-ся продолжают, объясняя знаки препинания)



  1. Работа над сочинением-описанием картины

Предлагаемая логика анализа живописного произведения одна и та же для любого жанра. Сначала исходим из первого общего, целостного впечатления от картины, пытаемся «схватить» художественный образ целиком. Для этого работаем с названием картины, если оно содержательно. Как, например, «Московский дворик», «Утренний натюрморт», «Стрекоза», «Пан», или пытаемся в названии обнаружить содержательный элемент «Портрет Микки Морозова».

В тех случаях, когда в самом названии не содержится ничего примечательного, то сразу обращаемся к личности изображённого человека, и это наше обращение и удержит необходимую целостность первого впечатления от картины. После этого начинаем внимательно исследовать подробности. Если это портрет, то речь идёт о внешних способах характеристики человека (поза, одежда, причёска, интерьер или пейзаж или просто фон, на котором он изображён, окружающие его вещи), так и об анализе внутреннего мира человека (обнаруживающийся в выражении лица: возрасте, чертах характера, состояние, настроении.)

Если это пейзаж, мы стараемся, чтобы ни одна изображённая художником деталь не осталась незамеченной, чтобы дети можно точнее характеризовали каждую подробность (например, не просто «дом», но покосившейся домик, не просто голубое небо, но «ещё холодное серо – голубое небо», не просто «зелёная трава», но «нежная первая ослепительно яркая зелёная травка» и т. д.) и, вместе с тем, чувствовали общую атмосферу (не настроение художника, но то, относится собственно к изображению: время года и дня, погода, температура воздуха, то есть попытались почувствовать, ощутить движение воздуха, тепло солнечных лучей или, напротив, разлившуюся в атмосфере влажность и прохладу).

Если мы анализируем натюрморт, важно, чтобы дети могли дать точную характеристику каждой вещи (обнаруживали её тяжесть или хрупкость, плотность или прозрачность, её цветовые особенности, но за всем этим – её возраст, то есть только ту жизнь в конкретном пространстве, которое представлено у художника, но и жизнь во времени). Необходимо, чтобы за каждой вещью (где это возможно, конечно) дети могли обнаружить присутствие человека: его привычки, вкус, само протекание его жизни, которое вплотную связано с окружающими его вещами. Речь идеи, опять же, не о вкусе художника, который выбрал именно эти вещи и именно «таким образом их расположил. Речь идёт о людях из того созданного художником мира, которые оказались за кадром натюрморта, но присутствие которых всё–таки чувствуется.

На третьем этапе обращения к картине (первый этап – целостное общее впечатление; второй этап – подробное рассматривание) необходимо вновь обратиться к целостному впечатлению, которое теперь уже будет более богатым, насыщенным теми подробностями, которые удалось обнаружить во время внимательного исследования деталей. Вновь обращаемся к названию картины или к личности изображённого человека или задачам жанра в целом), формируя уже более содержательно то общее впечатление (например, впечатлений «сильной, умной, творческой натуры конкретного человека», ощущение «уюта дачной жизни и свежести летнего утра», впечатление «сложности этого детского характера», ощущение «таинственности и одухотворённости русского леса»), которое исходит от художественного образа, воплощённого в картине.
Продолжая разрабатывать тему тайны и чуда, которые разлиты в окружающем нас мире, воплощены в каждой вещи, предлагаю детям для анализа сначала только два жанра: пейзаж и натюрморт.

В качестве инструкции сообщаю, что исключительно для удобства рассматривания картин, для того, чтобы точно указать то место на картине, которое привлекло наше внимание, можно пользоваться такими выражениями, как «на переднем, или первом плане … справа, слева, в центре», «на среднем или втором или третьем плане…. Слева, справа, в центре». Объясняю, что если мы будем пользоваться этими выражениями, нашим слушателям или читателям можно будет без труда отыскать на картине нужное место. После этого объясняю, что эти специальные выражения нужны нам только в ходе черновой работы, когда мы, рассматривая картину, что–то обнаружили и хотим этим поделиться с окружающими.

В ходе самого устного сочинения к этим выражениям лучше не прибегать.

  1   2   3

Похожие:

Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции iconИ межкультурной коммуникации
Элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции...
Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции iconУроках русского языка» Тема: «Организация работы по изучению лингвистической терминологии на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции студентов 1 курса»
Проблема «Мониторинг формирования лингвистической компетенции студентов 1 курса посредством изучения лингвистической терминологии...
Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции icon«Культура речи как важнейший фактор формирования коммуникативной культуры личности на уроках русского языка, литературы и мировой художественной культуры»
Тема: Культура речи как важнейший фактор формирования коммуникативной культуры личности на уроках русского языка
Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции iconЛитература. Методическая тема учителя
Методическая тема учителя: «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной...
Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции iconНмоу «Лицей №111», 654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 35. Учитель русского языка и литературы
Лингвистическое сочинение – показатель коммуникативной компетенции выпускника основной школы
Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции iconАналитическая справка
На протяжении нескольких лет я работаю над следующей темой: «Инновационные технологии как средство формирования познавательного интереса...
Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции icon3. Сочинение рассуждение: создание текста о тексте
Обучение сочинению-рассуждению на уроках русского языка – одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших...
Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции icon«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы
«Использование технологий интенсивного обучения Т. Я. Фроловой как средство повышения качества знаний учащихся на уроках русского...
Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции iconФормирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка
Обучающие игры на уроке иностранного языка как важная составляющая формирования социокультурной компетенции учащихся
Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции iconУроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы
Приёмы формирования разных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница