Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему




НазваниеСочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
страница1/4
Дата17.11.2012
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Дидактический материал для выпускников IX класса при подготовке к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Часть С2.1.


Подготовили: Чуканова Т.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Никифоровская СОШ № 1», Новичкова Е.С., учитель русского языка и литературы Богородицкого филиала МОУ «Екатерининская СОШ», Кулешова Т.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Никифоровская СОШ № 2»


Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (задание С2) вызывает у девятиклассников определённые затруднения, которые свидетельствуют не только о недостаточной сформированности коммуникативной компетенции выпускников, но и о недостаточной базе лингвистических знаний.

Выпускнику предоставляется право выбора – раскрывать тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, экзаменуемый должен чётко представлять, о чём писать, как подбирать материал по теме сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Работа над частью С2.1. строится следующим образом. Класс делится на две группы. У каждого девятиклассника есть учебно-методические пособия «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации» под редакцией Н. А. Сениной. Первая группа обучающихся работает по текстам, представленным в вариантах 1-15, вторая группа - с текстами вариантов 16-30. На дополнительных уроках обсуждается тема предстоящего сочинения: слушаются устные сообщения обучающихся, приводятся примеры из художественных текстов, осуществляется запись материала в тетради. Затем каждый девятиклассник получает информацию по обсуждаемой теме на бумажном носителе.

Таким образом, у обучающегося появляется возможность написать сочинение на лингвистическую тему, используя теоретические сведения, взятые из словарей, методических пособий, справочников, других источников. Девятиклассник сможет пополнить свои знания и самостоятельным поиском информации по указанным на бумажном носителе источникам. Кроме того, выпускник может воспользоваться услугами Интернет. Так или иначе, ученик не остаётся один на один с заданием С2.1. Пользуясь речевыми стереотипами, характерными для сочинения-рассуждения, перерабатывая полученную или самостоятельно добытую информацию, девятиклассник всё же напишет сочинение заданного типа. К слову сказать, работая с одними и теми же теоретическими сведениями, обучающиеся не написали ни одного одинакового сочинения.

Р.S. Данный дидактический материал включает в себя теоретические сведения по лингвистике, заготовки для сочинений, готовые сочинения выпускников.


Дидактический материал по книге «Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания». Автор: Г.Т. Егораева. Издательство «Экзамен», Москва, 2009.


Вариант 1.

Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения.


Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак может быть использован с различным назначением. Одним из таких знаков препинания является многоточие. Что может выражать этот знак? С какой целью авторы используют многоточие?

Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.), намеренного интригующего умолчания, а также для указания на перерывы в речи, на заминки. В конце предложения употребляется для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено. Ставится оно и для указания на неожи­данный переход от одной мысли к другой. Многоточие в начале текста указывает, что про­должается прерванное какой-нибудь вставкой повест­вование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени. Часто в названиях газетных статей многоточие употребляется при перечислении слов с не­раскрытым содержанием.

Может ли многоточие при всём многообразии функций помочь понять подтекст произведения? Оказывается, может.

Некоторые случаи употребления многоточия встречаются в тексте (название, автор). Так, в предложении (указать номер) многоточие имеет следующий смысл: (расшифровать смысл), а в предложении (указать номер) многоточие помогает понять другое: (указать смысловое значение многоточия).

Следовательно, …


Вариант 2.

Роль наречий в тексте


Обозначая признак действия, признака, предмета, наречия необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно действия, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Особую роль в текстах наречия играют при описании внутреннего мира человека или состояния природы. Этим функции наречия не исчерпываются. Они могут выражать настроение, состояние человека.

Наречия, особенно качественные, очень богаты средствами выражения тончайших оттенков мыслей, эмоций, оценок. Большинство наречий, соотносительных с именами существительными, содержат экспрессию и принадлежат устной разговорно-бытовой речи.

Нередко в тексте наречия несут смысловую нагрузку. Если их опустить, текст станет бессмысленным.

Наречия позволяют более точно, более выразительно характеризовать действие, предмет, признак, передавать наше отношение к тому, о чём мы говорим и пишем.

Наречия дают более точное представление о месте и времени, служат для создания образа персонажа, выступают в качестве одного из факторов, интегрирующих текст.

Наречия, став элементами художественного произведения, приобретают особую емкость, их смысловая структура расширяется и обогащается.

Наречия играют немалую роль в создании ресурсов эмоционально и экспрессивно окрашенной лексики, несут в себе определенную информацию, оценку, создают образ и логически связывают текст.

Следует выделить следующие стилистические функции наречия в художественном тексте:

1. наречие увеличивает информационную емкость повествования без расширения объема сообщения;

2. наречие создает ресурсы эмоционально и экспрессивно окрашенной лексики;

3. при помощи наречий выражается авторская субъективно-эмоциональная оценка;

4. наречия выступают и как средства описания, характеризации и создания образа героя;

5. наречия нередко передают психологическое состояние героев, определенную атмосферу повествования, отношение к нему автора и других героев;

6. наречия играют роль усилителей и интенсификаторов, придавая экспрессивность и эмоциональность повествованию.

Такова роль наречий в художественном тексте.


Вариант 3.

Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?

Пример 1.

Суффиксы – значимая часть слова, с помощью которой могут образовываться новые слова. Для каждой части речи характерны свои суффиксы, которые выражают определённое значение. Например, некоторые суффиксы имён существительных могут обозначать и деятеля, и орудие действия, и лицо, и вещь. Они могут образовать в одном случае отвлечённое существительное, в другом – собирательное.

В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет).

Пример 2.

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающие лицо: девочка - девчурка - девчушка – девчонка и др. Можно нанизывать суффиксы субъективной оценки, так что происходит их удвоение, утроение: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища.

Суффиксы создают богатейшие возможности для варьирования при употреблении не только существительных и прилагательных, но и других частей речи.

В русской художественной литературе множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Например, у Грибоедова Фамусов использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику (Скалозубу): «Прозябли вы, согреем вас; отдушничек отвернем поскорее». В иных репликах эти же суффиксы придают речи ироническую окраску: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених»; создают фамильярно-непринужденный тон его монологов: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!»

А пристрастие Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий оттенок, подчеркивая его зависимое положение: «Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка, я гладил все его; как шелковая шерстка». В монологах Чацкого слова с оценочными суффиксами звучат сатирически: «Французик из Бордо». Гоголь с иронией описал увлечение уменьшительно-ласкательными словами дам города N, пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями: «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики».

Использование выразительных возможностей русского словообразования в творчестве наших лучших писателей было обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами.

Однако, как это ни странно, нашу речь портит немотивированное использование «ласковых» словечек. Представьте себе юношу атлетического сложения, который жалуется: «Головка болит, ножку подвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю». Не покажется ли он при этом смешным?

У некоторых людей есть дурная привычка - делать свою речь «слишком вежливой»:

«Два билетика, прошу вас!», «Мне справочку заверьте, пожалуйста!»

В повседневной речи, а тем более в публичных выступлениях, не следует злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами: они лишь продемонстрируют ваше незнание законов красноречия.


Вариант 4.

Как подчеркнуть свою речевую индивидуальность?

Выразительные функции фразеологизмов.


Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении.

Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка.

Значительная часть фразеологических оборотов относится к разговорному стилю, имеет нередко ярко выраженную экспрессивную окрашенность (кровь с молоком - здоровый, цветущий).

Многие фразеологизмы свойственны книжным стилям и могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, иногда иронии, шутки (курить фиам -льстиво восхвалять).

Для фразеологизмов характерна эмоциональная выразительность. Они не только называют явления действительности (называют через сопоставление, образно), но и передают отношение говорящего к названному явлению. Эмоциональность и образность фразеологизмов не всегда замечаются говорящими, но сопоставление фразеологизмов со словами и словосочетаниями оживляет их эмоциональность и образность.

Чтобы речь была яркой, образной, а иногда и доступной, человек использует крылатые слова и выражения. Это говорит о знании языка, его истории, умении пользоваться речевыми возможностями, подчёркивает его самобытность, индивидуальность. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.

Фразеологизм «(указать)», встречающийся в предложении (указать номер), выполняет следующую функцию: (указать функцию).

Всё вышесказанное ещё раз подтверждает, что …. .


Вариант 5.

Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое

Из всего многообразия синтаксических конструкций для описания действий героини О. Павлова выбирает предложения именно с однородными членами. Что автор выражает с помощью конструкции с однородными членами?

Данные конструкции создают очень точную картину, позволяют подробно описать героев, их поступки, их внутреннее переживание. Однородные глаголы-сказуемые из предложений 1 и 7 используются автором для создания динамических картин. Возьмем другой эпизод, где также преобладают конструкции с однородными членами. В предложениях 43, 45, 47 однородные глаголы-сказуемые имеют пояснительные слова, которые помогают писателю ярче обрисовать состояние героини. Если в начале текста (предложения 1 и 7) однородные глаголы-сказуемые передают отчаяние, душевный разлад, то в предложении 47 однородные члены служат для того, чтобы передать, как меняется настроение героини. В предложении 7 особая напряжённость события передаётся с помощью приставочных глаголов совершенного вида, указывающих на мгновенность действия. Контекстуальные синонимы «исчезла, улетучилась» (предложение 45) усиливают выразительность речи.

Предложения с однородными членами помогают писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.


Вариант 6.

Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?

Вводными словами называются слова, которые говорящий вводит в предложение, чтобы выразить своё отношение к высказываемой мысли.

Вводные слова выражают разное отношение говорящего к высказываемой мысли. Так, с помощью одних вводных слов говорящий выражает достоверность сообщения, факта (уверенность). С помощью других вводных слов говорящий может, наоборот, показать, что он рассматривает высказываемую мысль как предположение. В вводных словах содержится и эмоциональная оценка сообщения (радость, удовольствие, сожаление и т.п.).

Посредством вводных слов говорящий может сослаться на источник высказываемой мысли или указывать на последовательность мыслей, на их связь, а также выразить отношение говорящего к способам оформления мыслей, к тону и эмоциональной окрашенности речи.

Многообразие значений вводных слов позволяет использование их в текстах-рассуждениях, в которых утверждается или отрицается какое-либо явление, понятие, факт, показывается развитие мысли. Чтобы убедить другого или других в чём-либо, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Важно, чтобы в тексте-рассуждении между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь. В качестве грамматической связи между аргументами нередко используются вводные слова. Так, в предложениях 9, 10, 11 вводные слова «во-первых», «во-вторых», «кроме того» определяют порядок мыслей, а в предложении 15 вводное слово «одним словом» подтверждает, что данная мысль по отношению к прежде высказанным является заключительной.

Благодаря вводным словам слушающий последовательно включается в процесс развития мысли. Использование вводных слов в речи говорит о постоянном внимании к родному слову, к способам выражения мыслей.

  1   2   3   4

Похожие:

Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему iconСочинения, каков порядок учебных действий. Начнем с чтения задания и текста
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в письменной речи
Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему iconПодготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально
Здравствуйте, ребята, мы с вами продолжаем работу по подготовке к написанию сочинения- рассуждения. Сегодня мы будем рассуждать на...
Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему iconСочинение может строиться по следующей логике рассуждения: а) описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мной и моим другом возник спор »
Подготовка обучающихся к гиа по русскому языку в новой форме и написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему iconПеречень теоретических материалов для повторения и подготовки к гиа по русскому языку в 9 классе
Для сочинения на лингвистическую тему – строение сочинения-рассуждения, все функции знаков препинания (в общем: разделительная, выделительная),...
Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему iconИспользование схем-шаблонов и речевых клише при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (часть с 1 гиа 9 класс)
Петрова Светлана Евгеньевна, заместитель директора по увр, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного...
Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему iconИзложения с элементами сочинения или рассуждения как форма обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения
Одной из форм такой работы могут служить изложения с элементами сочинения или рассуждения, доступные для выполнения учащимися 3-4...
Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему icon27 готовых сочинений на лингвистическую тему
Знаки препинания в сложном предложении: 2 образца с ссылкой на текст (сочинения под №19)
Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему iconРекомендации по написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста

Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему iconДанное пособие поможет написать сочинения для школьников. В нем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса. Содержание
История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема 9 Отечественной войны 1812 г.)
Сочинения, каков порядок учебных действий. С этой целью был составлен дидактический материал, использование которого поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему iconСетевой учебный план Щербаковского территориального школьного округа по организации предпрофильной подготовки 2011-2012 учебный год
Подготовка к написанию сжатого изложения и созданию сочинения на лингвистическую тему
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница