Критерии оценки качества лекции Анализ содержания качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции. Критерии оценки содержания лекции: соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса; научность, соответствие современному уровню развития науки; точность используемой научной терминологии; информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами; реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений; реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей; связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы, даётся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.). Критерии оценки методики чтения лекции: дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала; структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции; акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции; рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.); логичность, доказательность и аргументированность изложения; ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучаемых; соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами; использование методов активизации мышления студентов; использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрение каждого вопроса, в конце всей лекции); использование записей на доске, наглядных пособий; использование раздаточного материала на лекции; использование технических средств обучения. Критерии оценки организации лекции: соответствие лекции учебному расписанию; чёткость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.); чёткость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку); посещаемость лекции студентами; дисциплина на лекции; рациональное распределение времени на лекции; соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.); наличие необходимых средств наглядности и технических средств. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции: осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекции; оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.); просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции); использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.); разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после неё); согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов. Критерии оценки лекторских данных преподавателя: знание предмета; убеждённость; эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная); степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом); культура речи; речевые данные, дикция; внешний вид; манера поведения, умение держаться перед аудиторией; контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует); отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.); отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.). Критерии оценки результативности лекции: степень реализации плана лекции (полная, частичная); степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции; информационно-познавательная ценность лекции; воспитательное воздействие лекции. |