Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»




Скачать 251.02 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Дата16.11.2012
Размер251.02 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА БИОЛОГИИ


Сергей Никитич САФРОНОВ


Учебно-методический комплекс по дисциплине


БИОГЕОГРАФИЯ

специальность: 020201.65 - «биология»




Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________








Южно-Сахалинск




Автор составитель:

САФРОНОВ С.Н., к.б.н., доцент, профессор кафедры биологии.


Учебно-методический комплекс «БИОГЕОГРАФИЯ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «биология».


(шифр) 20201.65 - «биология».


Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных предметов по

специальности «биология» и является обязательной для изучения.


Согласовано:


Декан обучающего факультета В.Н. Ефанов


Директор научной библиотеки Е.В. Квитченко


Содержание стр.


I. Рабочая программа дисциплины 4

    1. Цели и задачи изучения дисциплины 4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6

1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 7

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 7

1.4. Содержание курса 8

1.5. Лабораторные работы (семинарские занятия) 15


1.6. Литература 16


I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Цели и задачи изучения дисциплины


При изучении дисциплины студент получает представление о предмете биогеографии, ее месте в системе наук, о главных этапах ее развития и о ее практическом значении. Остальные разделы програм­мы посвящены собственно биогеографическим вопро­сам: основным положениям экологической географии орга­низмов, понятию об ареале организмов и система­тических групп, представлению о биоценозе, краткой характеристике флористических и фаунистических областей земного шара, теориям происхож­дения наземной фауны и флоры, характерным особенностям растительности и животного мира суши, высотной поясности в распределении наземных организ­мов, органическому миру водной среды и биогеографическому районированию океана.

Основной принцип настоящей программы – комплексный подход к органическому миру как ведущему компоненту биосферы. Рас­сматривая факты и закономерности географии растений и живот­ных, необходимо помнить, что в реальной природе эти группы организмов находятся в разнообразных тесных связях. Раздель­ное изучение закономерностей их распространения по нашей пла­нете – следствие неизбежной дифференциации научных дисциплин. Сохранение этой дифференциации в учебном курсе преследует также ряд методических целей.

Самостоятельный анализ регио­нальных флор и фаун, растительности и населения животных способствует более целостному восприятию их физиономической структуры, более четко отражает специфику двух групп организ­мов, усиливает информативность предлагаемого фактического материала. Известно также, что единое флоро-фаунистическое районирование суши в связи с гетерохронностью эволюции веду­щих групп растительных и животных организмов весьма проб­лематично. Несмотря на сходство некоторых границ наиболее крупных флористических и фаунистических регионов, в целом их различия весьма велики. В предлагаемой программе флористиче­ское и фаунистическое районирование отражает специфику исто­рии формирования и расселения каждой группы организмов или их таксономических разностей по земному шару. Вместе с тем рассмотрение общих проблем биогеографии в программе осуще­ствлено комплексно в общем разделе.

Современная биогеография изучает закономерности распреде­ления видов и сообществ живых организмов в зависимости от усло­вий среды. Поэтому уделено специальное внимание роли абиоти­ческих, биотических и антропогенных факторов в формировании границ, структуры и динамики ареалов растений и животных. На­ряду с изучением распределения, обилия и значимости в экоси­стемах отдельных видов или групп растений и животных совре­менная биогеография должна рассматривать аналогичные проб­лемы на уровне целых сообществ. В программе предусмотрено изучение структуры, особенностей функционирования и распреде­ления биоценозов, взаимосвязей, составляющих их компонентов.

Общая часть программы включает наиболее важные понятия и явления биогеографии: ареал, флора и фауна, растительный покров и животное население, принципы их районирования. В от­личие от предыдущих программ большое внимание уделено изу­чению закономерностей распределения вида внутри его ареала, т.е. структуре ареала. Помимо чисто научного интереса, эта совре­менная проблема имеет важное прикладное значение как основа для организации учета органических ресурсов биосферы, их ра­ционального использования и охраны. Акцентировано внимание также на динамике ареалов, поскольку это явление в настоящее время становится широко распространенным. Следует обратить внимание на подвижность границ даже относительно стабильных, «устоявшихся» ареалов, выражающуюся в виде пульсаций, и свя­зать это не только с изменениями среды, но и с механизмами динамики численности организмов. При рассмотрении структуры сообществ необходимо познакомить студентов с такими катего­риями, как плотность или обилие, абсолютная и относительная численность, доминантность, ярусность, трофическая структура и др. Эти характеристики выступают индикаторами зональной и региональной специфики фито- и зооценозов при их анализе в ре­гиональных разделах курса. При рассмотрении принципов био­географического районирования необходимо отметить хорошую разработку их для растительного мира и значительно более сла­бую для животного мира. Подобное положение обусловлено раз­личным уровнем разработанности типологии растительности и животного населения.

Изучение морской и океанической флоры и фауны в программе предлагается в виде самых общих характеристик в первом разделе, что связано с дефицитом учебного времени, отводимого на изуче­ние курса.

Главнейшие задачи биогеографии: разработка путей использования природных сообществ и их компонентов в связи с сохранением биологического разнообразия; оздоровление Земли – борьба с природно-очаговыми болезнями; борьба с животными, наносящими вред народному хозяйству; создание более продуктив­ных искусственных сообществ; индикация условий среды по особенностям растительных сообществ и по характеру распространения и некоторым особенностям видов растений и животных; рекультивация бросовых земель и др.

В основу региональных разделов программы положен зональ­ный принцип изучения сообществ растений и животных. При этом их анализ начинается с наиболее просто организованных сооб­ществ высоких широт и заканчивается наиболее сложными фор­мами в виде растительности и животного мира тропических, эква­ториальных территорий земного шара. Такое расположение мате­риала позволяет уделить в первую очередь внимание природным зонам, свойственным нашей Родине, и, тем самым, изучению их органического мира


1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Современные требования к уровню освоения дисциплины студентами в области зоологической науки соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО.

Студент-биолог подготовленый к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой (общепрофессиональной), специальной подготовкой должен отвечать следующим требованиям:


иметь представление

– о биогеографии как единой науке, изучающей регио­нальные флоры и фауны, растительность и население животных; об ее методах, теоретических основах и практическом применении биогеографических знаний в различных отраслях народного хозяйства, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

– понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;


знать

– методы исследований, правила и условия выполнения работы, технических расчетов, оформления получаемых результатов;

– основы организации труда, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда;

– особенности морфологии, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов;


приобрести навыки и иметь опыт

– наблюдения, описания, идентификации, классификации биогеографических объектов;

– сбора и анализа полевой, статистической, первичной экспериментальной, и иной информации;

уметь

– на научной основе организовать свой труд, владеть методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

– приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

– применять современные методы исследований;

владеть

– культурой мышления, понимает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты.

1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля


1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения




Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

8

-

-

Аудиторные занятия:

42

-

-

лекции

28

-

-

практические и семинарские занятия

14

-

-

лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

-

-



1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Самостоятельная работа

42

-

-

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

84

-

-

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

рефераты. №№

8 сем.

-

-

Полевя практика:

Весенняя

летняя

-

-

-

Курсовая работа

(№ семестра)

-

-

-

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен – 8 сем.


-

-



1.4. Содержание курса


(Форма обучения очная)


п/п

Наименование и содержание тем


Всего часов

Виды учебных занятий

аудиторные

самост.

работа

лекции

практи-

ческие

1

Введение Биогеография как наука о закономерностях распределения живых организмов и их сообществ по земному шару. Структура биогеографии, общая биогеография, география растений, геогра­фия животных. Место биогеографии в системе биологических и географических наук. Современные методы и подходы в биогеог­рафических исследованиях. Ландшафтно-зональная структура био­сферы. Биосфера и географическая оболочка Земли.

Краткая история биогеографии, важнейшие этапы ее развития.

4

2

-

2

Общая биогеография

2

Ареал Понятие об ареале. Ареалы видов и надвидовых таксонов. Методы их картографирования. Причинность границ ареалов. Физические и экологические преграды. Роль абиотических, биотических и антропогенных факторов в формировании границ ареа­лов. Величина ареалов и определяющие ее причины.

Типы ареалов: сплошные, пятнистые, разорванные (дизъюнк­тивные). Происхождение и типология разорванных ареалов. Под­разделение ареалов по протяженности: космополитные, ленточные, точечные. Понятие об эндемизме и реликтовости. Явление викарирования и его биогеографическое значение.

Структура ареала—распределение вида внутри ареала. Зоны оптимума, пессимума и дисперсии (буферная зона). Периодиче­ские и непериодические перемещения вида внутри ареала. Изме­нения численности вида и пространственное перераспределение особей. Массовые выселения — инвазии. Использование организ­мами различных частей ареала для прохождения отдельных этапов жизненного цикла. Количественное изучение структуры ареала как основа для учета растительных и животных ре­сурсов.

Динамика границ ареалов. Расширение, сокращение, пульса­ция границ. Активное и пассивное расселение организмов. Понятие об автохтонах и иммигрантах. Изменения условий существования за пределами ареала и их влияние на динамику границ. Преодо­ление физических преград. Сознательный и случайный завоз орга­низмов и его последствия для распространения видов. Акклима­тизация и реакклиматизация организмов. Влияние антропогенных изменений среды на расселение организмов. Сокращение ареалов и причины этого явления (изменение среды, влияние конкурирующих видов, роль человека). Охрана редких и исчезающих видов. Меж­годовые изменения условий существования организмов и их со­обществ и пульсация границ ареалов. Флюктуация численности видов и пульсация границ их ареалов.

12

4

2

6

3

Флора и фауна Понятия о флоре и фауне. Систематический состав (насыщен­ность таксонами и разнообразие). Индексы разнообразия. При­чинность своеобразия флор и фаун. Географический элемент (ареальные группы). Географо-генетические группировки (флористи­ческие и фаунистические). Типы флор: ортоселекционные, релик­товые, миграционные. Типы фаун: материковые, островные, мор­ские. Гетерогенность флор и фаун, универсальность принципа гетерогенезиса.

Понятие о конкретной флоре. Принципы изучения конкретных флор. Роль человека в изменении флор и фаун.

Принципы флористического и фаунистического районирования (царства, области, подобласти, провинции, районы). Разнообразие современных воззрений на флористическое и фаунистическое райо­нирование. Представление о биофилотическом (синтетическом) районировании суши.

8

2

2

4

4

Растительный покров и животное население Биоценоз как функциональное единство растительности и жи­вотного населения. Понятия о растительности и животном насе­лении. Состав и структура биоценозов. Фитоценоз — компонент биоценоза и основная единица растительного покрова. Зооценоз — вторичный компонент биоценоза. Хорологические связи и взаимо­отношения между фитоценозами, формы их участия в раститель­ном покрове (комбинации, комплексы, ряды, серии). Ландшафтные виды, их биоценотическое значение. Виды - эдификаторы. Классифи­кации фитоценозов как основа для классификации биоценозов. Разнообразие схем классификации фитоценозов.

Основные закономерности изменения биоценозов во времени и пространстве. Широтная зональность и вертикальная по­ясность — основные закономерности распределения биоценозов. Моделирование растительного покрова Земли — схема идеального континента. Карта растительного покрова Земли. Понятие о зо­нальных, интразональных и экстразональных закономерностях. Динамизм зональных границ. Закономерности зональной смены местообитаний. Индикаторная роль растений, животных и био­ценозов. Явление пограничного эффекта, его универсальность в биосфере.

Геоботаническое и зоогеографическое районирование как формы специального биогеографического районирования.

10

3

2

5

Региональная география растений

5

Флористические царства История формирования и развития фитохорий. Общий харак­тер флоры девона, карбона, триаса и юры. Существование регио­нальных различий флор северного и южного полушарий. Меловые голарктическое, палеотропическое и неотропическое царства. Гео­графическая дифференциация флор третичного периода.

Современные флористические царства: голарктическое, палео­тропическое, неотропическое, капское, австралийское, голантарктическое. Их границы. Особенности систематического состава флор, эндемичные семейства, роды. Флористические царства и происхож­дение культурных растений.

Флористическое деление Мирового океана. Специфика райони­рования планктонных и бентосных форм.

8

2

2

4

6

Растительный покров Земли Полярные пустыни Арктики и Антарктики. Географическое распространение, экологические особенности. Фитоценозы арк­тических пустынь, их флористическая бедность.

Тундры Евразии и Северной Америки. Географическое распро­странение, экологические особенности. Специфика структуры растительного покрова. Основные типы фитоценозов. Особенности растительности лесотундры.

Хвойные леса Евразии и Северной Америки. Географическое распространение, экологические особенности. Особенности таеж­ных фитоценозов. Основные формации темнохвойных (ельников, пихтарников) и светлохвойных (лиственничников, сосняков и кед­ровников) лесов Евразии. Растительный покров северной, сред­ней, южной тайги. Региональные отличия таежных лесов Совет­ского Союза. Хозяйственная значимость и характер использования таежных лесов СССР. Общий обзор таежных лесов Северной Америки.

Летнезеленые лиственные леса. Географическое распростране­ние, экологические особенности. Структурные особенности фито­ценозов. Основные формации широколиственных (дубравы, бучины) и мелколиственных (березняки, осинники) лесов Евразии. Их региональные особенности. Хозяйственное значение и харак­тер использования лиственных лесов СССР. Общий обзор листвен­ных лесов Северной Америки. Важнейшие формации. Широко­лиственные леса Восточной Азии. Их флористическое богатство. Особенности фитоценозов. Леса Советского Дальнего Востока. Широколиственные леса южного полушария.

Степи. Географическое распространение, экологические особен­ности. Структурные особенности фитоценозов. Основные типы сте­пей Евразии. Региональные особенности степей. Луговые, настоя­щие, опустыненные, криофильные степи. Прерии Северной Аме­рики. Пампасы Южной Америки. Степи Южной Африки. Хозяй­ственная значимость и преобразование степей.

Пустыни. Географическое распространение, экологические осо­бенности. Структурные особенности фитоценозов. Региональные типы пустынь Евразии и Северной Африки: казахстанский, сред­неазиатский, центральноазиатский, сахаро-синдский, судано-синдский. Высокогорные пустыни. Обзор пустынь Южной Африки, Аме­рики, Австралии. Хозяйственное преобразование пустынь СССР. Вечнозеленые субтропические леса и кустарники. Географическое распространение, экологические особенности. Структурные осо­бенности фитоценозов. Вечнозеленые лавровые и широколиствен­ные леса. Жестколистные дубовые леса Средиземноморья, Север­ной Америки. Жестколистные леса Австралии. Изменение расти­тельности под влиянием хозяйственной деятельности. Жестколист­ные кустарниковые заросли разных континентов (маквис, гарига, фригана, томнлляры, финбос, скраб, чаппараль). Влажные вечно­зеленые субтропические леса Европы и Америки.

Вечнозеленые дождевые тропические леса. Географическое рас­пространение, экологические особенности. Структурные особен­ности фитоценозов. Дождевые леса Америки — гилей. Особенности индо-малайских дождевых лесов. Дождевые леса Африки. Полу­вечнозеленые дождевые тропические леса. Муссонные тропические леса юго-восточной Азии. Саванные тропические леса Африки (миомбо, мопане) и Южной Америки (кампосы). Экологические особенности. Колючие ксерофильные редколесья (каатинга).

Саванны. Географическое распространение, экологические осо­бенности. Состав и структура растительного покрова. Роль чело­века в существовании саванн. Региональные особенности саванн Африки, Южной Америки, Австралии.

Явление высотной поясности растительности. Типы поясности гор умеренного пояса, субтропиков, тропиков. Специфика расти­тельного покрова альпийского и субальпийского поясов.

Интразональная растительность. Луга пойменные, суходольные, высокогорные, приморские. Их происхождение и зональная спе­цифика.

Растительный покров засоленных местообитаний. Солончаки, марши, мангровы.

Растительный покров болот. Структурные особенности фито­ценозов. Типология болот—верховые, низинные, переходные. Рас­тительность пресноводных водоемов.


16

6

2

8


Региональная география животных

7

Фаунистичёские царства История формирования и развития основных фаун Земли. Со­временные фаунистические царства: голарктическое, афротропическое (эфиопское), ориентальное (индо-малайское), Мадагаскар-ское, неотропическое, австралийское, антарктическое. Их геогра­фическое положение, границы, подразделения на области. Услов­ность некоторых фаунистических границ.

Основные характерные группы животных царств и областей (эндемичные отряды, семейства, роды). Особенности региональных фаун. Древность, богатство, своеобразие фаун афротропического, ориентального, неотропического царств. Островной характер фаун австралийского и антарктического (новозеландская область) царств. Молодость и относительная бедность фауны голарктиче­ского царства. Фаунистические связи между отдельными регио­нами. Влияние человека на фауну разных областей.

Океаническая и морская фауны. Фаунистическое районирова­ние Мирового океана. Животный мир материкового шельфа, пелагиали, абиссали, коралловых островов и рифов. Хозяйственная значимость океанической и морской фауны.

8

2

2

4

8

Животный мир Земли Полярные пустыни Арктики и Антарктики. Особенности усло­вий существования животных арктических пустынь островов и по­бережий материков. Упрощенность структуры населения живот­ных. Бедность состава, неравномерность распределения, сезонность населения животных. Ведущая роль водных и околоводных видов. Наиболее характерные и массовые виды арктических животных. Хозяйственное использование и охрана животных ресурсов.

Животный мир тайги. Особенности существования животных. Структурные особенности таежных зооценозов. Влияние древесной растительности на увеличение разнообразия и усложнение струк­туры животного населения. Фоновые и характерные группы и виды животных тайги Евразии. Региональные различия животного мира европейско-западносибирской, восточносибирской и камчат­ской тайги. Общий обзор животного мира североамериканской тайги. Хозяйственное использование животных ресурсов тайги.

Животный мир широколиственных и смешанных лесов умерен­ных широт. Особенности существования животных. Структурные особенности зооценозов. Разнообразие и высокая плотность насе­ления животных. Фоновые и характерные группы и виды живот­ных широколиственных и смешанных лесов Евразии. Региональ­ные отличия животного мира европейских и дальневосточных лесов. Общий обзор животного мира широколиственных лесов Северной Америки. Антропогенные преобразования лиственные лесов в лесо­луговые ландшафты. Региональная специфика хозяйственного ис­пользования животных ресурсов лиственных лесов. Проблемы охраны животного мира в условиях интенсивного освоения тер­ритории.

Животный мир степей. Особенности условий существования животных. Структурные особенности зооценозов. Фоновые и ха­рактерные группы и виды животных степей Евразии. Региональ­ные отличия животного мира европейских, казахстанских, забай­кальских степей. Общий обзор животного мира прерий Северной Америки, пампасов Южной Америки. Изменения животного мира степей в связи с их антропогенным преобразованием и проблема сохранения степных комплексов животных.

Животный мир пустынь. Особенности условий существования животных. Структурные особенности зооценозов. Фоновые и харак­терные группы и виды животных пустынь Евразии. Животный мир высокогорных пустынь. Общий обзор животного мира пустынь Северной и Южной Америки, Северной и Южной Африки, Австра­лии. Хозяйственное преобразование пустынь и проблема сохране­ния пустынных комплексов животных.

Животный мир субтропических вечнозеленых лесов и кустар­ников. Особенности условий существования животных. Струк­турные особенности зооценозов. Общий обзор животного мира жестколистных лесов Средиземноморья, Северной Америки, Авст­ралии. Антропогенные преобразования животного мира в связи с глубоким и интенсивным освоением субтропических лесов че­ловеком.

Животный мир саванн. Особенности условий существования животных. Структурные особенности зооценозов. Фоновые и ха­рактерные группы и виды животных саванн Африки. Общий об­зор животного мира саванн Южной Америки и Австралии. Осо­бенности животного мира дождезеленых саванных лесов. Проб­лемы охраны животных саванн.

Животный мир вечнозеленых тропических дождевых лесов. Особенности условий существования животных. Структурные осо­бенности зооценозов. Разнообразие видового состава. Фоновые и характерные группы и виды животных тропических лесов Аме­рики, Африки, Юго-Восточной Азии. Антропогенные изменения животного мира тропических лесов.

Явление вертикальной поясности животного населения. Осо­бенности условий существования животных в высокогорьях. Спе­цифика животного мира альпийского и субальпийского поясов гор Евразии.

16

6

2

8

9

Значение курса биогеографии для работы учителя в школе. Использование курса биогеографии для формирования материа­листических мировоззрений учащихся. Роль биогеографии в природоохранительном просвещении и в воспитании любви к родной природе, к Родине.

Всемирная стратегия охраны природы и значение биогеографии в ее планировании и практическом осуществлении.

2

1

-

1

Всего

84

28

14

42




1. 5. Лабораторные работы (семинарские занятия)



1. Биосфера. Ландшафтно-зональная структура био­сферы. Биосфера и географическая оболочка Земли.

2. Ареал Ареалы видов и надвидовых таксонов. Методы их картографирования. Причинность границ ареалов. Физические и экологические преграды. Величина ареалов и определяющие ее причины. Типы ареалов: сплошные, пятнистые, надвидовых таксонов. Методы их картографирования. Под­разделение ареалов по протяженности: космополитные, ленточные, точечные. Явление викарирования и его биогеографическое значение. Структура ареала, распределение вида внутри ареала. Зоны оптимума, пессимума и дисперсии (буферная зона). Динамика границ ареалов. Акклима­тизация и реакклиматизация организмов. Сокращение ареалов и причины этого явления (изменение среды, влияние конкурирующих видов, роль человека).


3. Флористические царства (Современные флористические царства: голарктическое, палео­тропическое, неотропическое, капское, австралийское, голантарктическое. Их границы. Особенности систематического состава флор, эндемичные семейства, роды. Флористические царства и происхож­дение культурных растений).


4. Растительный покров Земли (Полярные пустыни Арктики и Антарктики. Тундры Евразии и Северной Америки. Хвойные леса Евразии и Северной Америки. Степи. Пустыни. Вечнозеленые дождевые тропические леса. Саванны).

Флористическое деление Мирового океана. Специфика райони­рования планктонных и бентосных форм.


5. Фаунистичёские царства. Со­временные фаунистические царства: Голарктическое, Афротропическое (Эфиопское), Ориентальное (Индо-малайское), Мадагаскарское, Неотропическое, Австралийское, Антарктическое. Основные характерные группы животных царств и областей (эндемичные отряды, семейства, роды). Особенности региональных фаун. Древность, богатство, своеобразие фаун афротропического, ориентального, неотропического царств. Островной характер фаун австралийского и антарктического (новозеландская область) царств. Молодость и относительная бедность фауны голарктиче­ского царства. Фаунистические связи между отдельными регио­нами. Влияние человека на фауну разных областей.


6. Океаническая и морская фауны. Фаунистическое районирова­ние Мирового океана. Животный мир материкового шельфа, пелагиали, абиссали, коралловых островов и рифов. Хозяйственная значимость океанической и морской фауны.


7. Животный мир Земли. Полярные пустыни Арктики и Антарктики. Животный мир тайги, широколиственных и смешанных лесов умерен­ных широт, степей, пустынь, субтропических вечнозеленых лесов и кустар­ников, субтропических вечнозеленых лесов и кустар­ников, саванн, вечнозеленых тропических дождевых лесов.


1. 6. Литература
Основная

Воронов А. Г. Биогеография с основами экологии. М., Изд-во МГУ, 1987

Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография: Учебник для студ. высш. учебн. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 304 с.

Кафанов А.И., Кудряшов В.А. Морская биогеография. М., Наука, 2000, 176 с.

Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г. Биогеография с основами экологии. М., 1999.


Дополнительная

Алехин В. В., Кудряшов Л. В., Говорухин В. С. География растений с основамиботаники. М., Учпедгиз, 1961.

Аллен Р. Как спасти Землю (Всемирная стратегия охраны при­роды). М., 1983.

Базилевич Н.И., Гребенщиков О.С, Тишков А.А. Геогра­фические закономерности структуры и функционирования экосис­тем. М., 1986.

Беклемишев К.В. Экология и биогеография пелагиали. М.: На­ука, 1969. 291 с.

Бобринский Н. А., Гладков Н. А. География животных. М., Учпедгиз, 1961.

Второв П. П., Дроздов Н. Н. Биогеография. М., Просве­щение, 1978.

Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Экосистемы мира. М., 1997.

Тахтаджан А. Л. Флористические области Земли. Л., На­ука, 1978.

Толмачев А. И. Введение в географию растений. Изд-во ЛГУ, 1974.

Вальтер Г. Растительность земного шара. М., Прогресс, 1968, 1974, 1975, т. I—III.

Вальтер Г. Общая геоботаника. М., Мир, 1982.

Воронов А. Г. Геоботаника. Изд-во МГУ, 1973.

Воронов А. Г. Общие вопросы биогеографии и ее основные направления на современном этапе. Биогеография. Т. 1. Итоги на­уки и техники. Изд-во ВИНИТИ, 1976.

Воронов А. Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография Мира. М., Высшая школа, 1985.

Второв П. П., Дроздов Н. Н. Биогеография материков. М., Просве­щение, 1979.

Дарлингтон Ф. Зоогеография (географическое распростра­нение животных). М., Прогресс, 1966.

Жизнь животных. М., Просвещение, 1968—1971, т. 1—6.

Жизнь растений. М., Просвещение, 1974, т. 1.

Кафанов А.И.

Леме Ж. Основы биогеографии. М., Прогресс, 1976.

Лопатин И.К. Зоогеография. Минск, 1989.

Нейл Г. География жизни. М., Прогресс, 1973.

Одум Ю. Экология: В 2 т. Т.1, 2. М., 1986.

Симпсон Дж. Великолепная изоляция. М., 1983.

Сочава В.Б. Учение о геосистемах. М., 1978.

Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М., 1980.

Флинт В.Е. Стратегия сохранения редких видов в России: Тео­рия и практика. М., 2000.

Чернов Ю.И. Природная зональность и животный мир суши. М., 1975.

Шмитхюзен И. Общая география растительности. М., Просвещение, 1966.

Яблоков А.В., Остроумов С. А. Уровни охраны живой приро­ды. М., 1985.



Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «биогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биогеография (название)
Учебно-методический комплекс Биогеография составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология» Квалификация: биолог
Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 “Биология”
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1 «Ботаника» для студентов обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 01. 5 «Молекулярная генетика» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 Биология
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница