Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук




Скачать 92.28 Kb.
НазваниеЛекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук
Дата06.09.2012
Размер92.28 Kb.
ТипЛекция
Урок-лекция на тему:

Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова для селекции и биологических наук»

Учитель биологии: Данильченко Ольга Николаевна

Цель работы: углубить знания о роли и значении работ Н.И Вавилова в разработке научных основ селекции, раскрыть сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Оборудование: Карта «Центры происхождения культурных растений», портрет ученого, коллекция растений семейства злаков иллюстрирующая закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, таблица в учебнике гомологические ряды Н.И Вавилова.

«Растениевод и великий ученый путешественник, генетик и великий ученый, патриот своей страны и просто человек».

Цель юности: Привести в порядок весь земной шар.

Цель жизни: «Сберечь, приумножить и улучшить растительные богатства нашей планеты»

Девиз: «Жизнь коротка, надо спешить»

Проблемы современной Биологии:

1.Проблема продовольствия

2.Неизлечимые болезни

3.Экологические проблемы.

Николай Иванович Вавилов родился в Москве в 1887 года в семье коммерсанта, в которой было 7 детей. С детства его влекли естественные науки. С братом они оборудовали лабораторию в сарае, где ставили опыты по физике, химии, собирали коллекции животных, гербарий растений.

Отец не препятствовал детским забавам, но был не мягкого нрава, жил по принципу: «бытиё» определяет сознание, сек мальчишек плетью. Однажды, в 13 лет, Николай вырвался, вскочил на подоконник – «не подходи - брошусь вниз». Отец отступился.

Вавилов знал немецкий, английский, французский, итальянский язык.

После школы отец определил его в Карческое училище, т.к. по распространенному мнению сын коммерсанта должен стать коммерсантом. Отец нанял ученого магистра, который неделю читал лекции о почтенности и необходимости промышленности и коммерции для общества. После этого отец спросил: - «Ну как, Николай?» Тот посмотрел в лицо отца и тихо сказал: – «Хочу стать биологом». Отец схватил стул, грохнул об пол и сказал: «Запрещаю! Выгоню из дома! Не дам ни копейки, как-то пойдет биология на голодный желудок». Потом посмотрел в упрямое лицо сына и понял: этого не испугаешь и махнул рукой.

Нужно было получать высшее образование. Николай Вавилов хотел поступить в медицинский университет, но не знал латынь и поступил в 1906 году в Петровскую сельскохозяйственную академию.

Учился легко и интересно, посещал лекции и семинары, изучал физиологию растений, болезни растений, ездил в экспедиции на Кавказ. В 1908 г. привез первую научную коллекцию болезней растений - 158 видов. Изучал болезни хлебов, т.е. занимался изучением иммунитета растений (устойчивость растений к болезням). Николай Вавилов любил жизнь и все живое, ему очень хотелось защитить растения от гибели, было больно видеть, как гибнут растения от ржавчины, от вредителей, которые отнимают 50% урожая. Хотел выяснить, передается ли иммунитет по наследству. Как влияет среда? Книг по этим темам не было. Чтобы ответить на эти вопросы надо было изучать многообразие видов и сортов, условия жизни и как возможности передачи наследственных признаков из поколения в поколения, возможности повлиять на это.

Нужно знать генетику и эволюционную теорию Дарвина. Брался за любую работу и учился у своих учителей и перерос - их знаний ему не хватало.

После окончания академии в 1911 г. многие кафедры боролись за него, оставляли в академии, чтобы подготовить его к профессорской деятельности. Вавилова направляют учиться в Кембриджский университет, он работает в Англии, где изучает эволюционную Теорию Дарвина, его законы развития, потом Франция, Германия. Из-за войны 1914 года учебу пришлось прервать. Родина в опасности. Вавилов накупил книг и отправляется на родину. Но пароход взрывается на мине, он чудом остался жив.

1916 г. - война Турции и России, Россия ввела в войска в Персию или Иран. У солдат появляется болезнь, они ходят «полупьяные». Русские медики подметили, что «опьянение» вызывает хлеб из местной муки. Военные власти попросили министерство земледелия прислать специалиста растениевода, выбор пал на Вавилова. Оказалось, что поля пшеницы засорены ядовитым сорняком - опьяняющим плевом. Нельзя есть хлеб этой муки, необходимо завозить его из России.

Вавилов начинает искать особый сорт пшеницы, который не поражается мучнистой росой и ржавчиной. Собирает коллекцию диких форм пшеницы и других злаков.

В 1917 г. ему предлагают преподавать в институте г.Воронежа или г.Саратова. Он уезжает в Саратов, где работает над темой «Иммунитет растений к и инфекционным болезням».

За 5 лет работы в Саратове Николай Иванович изучил 1700 образцов овса, ячменя. Понял, что есть какая-то система закономерностей в наследственных признаках. Были установлены общие наследственные признаки у растений семенных злаков.

В 1920 году на съезде селекционеров России он излагает «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости».

В хаосе тысяч образцов у злаков Вавилов сумел заметить определенную систему. Он опроверг взгляды на то, что все наследственные изменения происходят случайно. «Генетически близкие роды и виды имеют в одинаковых условиях одинаковые наследственные изменения». На съезде слушали его выступление с затаенным дыханием. После профессор Зеленский сказал: «Биологи приветствуют своего Менделеева». Съезд послал телеграмму Луначарскому, с просьбой обеспечить возможность Вавилову развивать работу дальше.

В 1921 году его переводят в Петербург в институт растениеводства на кафедру ботаники. Н.И. Вавилов доказал, что естественный иммунитет у растений возникает в результате совместной эволюции с врагами и посетителями болезней. Враги бракуют слабые растения, отбирая более сильные. Значит, стойкие сорта к болезням надо искать на древней Родине растений. Надо найти родину! Все культурные растения являются потомками диких, надо искать эти дикие формы. Вавилов снаряжает экспедиции во все страны мира с целью найти Родину каждого культурного растения.

В 1922 Вавилов был назначен директором Государственного института опытной агрономии. В 1924 он стал директором Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур, который в 1930 году был переименован во Всесоюзный институт растениеводства

С 1922 по1925 он и его соратники объездили почти все уголки Земли, открыли центры происхождения культурных растений.

1926 год. В стране голод, холод, война, нищета. Засухи в Поволжье, голодает 30 млн. человек. Вавилов понимает, что нужны засухоустойчивые сорта хлебов, морозостойкие, устойчивые к болезням и работает над этим.

1932 год. Н.И. Вавилова посылают в Америку на международный съезд по болезням хлебов, где он представляет молодую советскую науку. Там он познакомился с новыми достижениями в области генетики и растениеводства, закупил лучшие сорта семян для Поволжья.

Лекцию о достижение в области патологии растений он читал на английском языке. После этого его портреты появляется во всех газетах.

Его черты по портрету: обаятельный, умный, доброжелательный, талантливый, весёлый; в высшей степени благородный. Одна газета писала: «Если все русские такие, как Вавилов, нам следует дружить с Россией».

В Америке его поразила большая коллекция семян и плодов растений, привезённых из многих стран мира. «Надо собрать коллекцию семян в России и со всего мира, причём не на авось, а наверняка».

Николай Иванович создает банк семян, в хранилище которого при жизни ученого было собрано около 200 000 видов (надо оставить материал потомкам). 7 000 образцов семян кукурузы, льна было привезено только из Аргентины. А сейчас в этой коллекции более 700 000 видов.

Во время войны в Ленинграде в институте осталось 14 сотрудников. Они отбивали коллекцию семян от голодных крыс, мышей. Зерно может храниться 3-5 лет, а картофель, привезенный из Америки, надо спасти от морозов, а весной высадить.

Сотрудник Лехнович разводил в помещении костры, обогревая хранилище, весной из последних сил капал и сажал, а потом охранял всходы. От голода умер Иванов, которому надо было сберечь около 1000 пакетиков риса. Умерла от голода хранительница овса. За письменным столом с пакетиком семян в руках, умер сотрудник Жукин, который готовил семена для самолета, чтобы отправить на большую Землю.

Н.И. Вавилов поставил науку селекцию на научную основу, т.е. при выведении новых сортов учитывались законы наследственности, открытые Г. Менделем и влияние законов Дарвина на проявление новых признаков культурных растений.

Вся жизнь и научная деятельность Вавилова были направлены на решения одной великой задачи «сберечь, приумножить, улучшить растительные богатства планеты». Ради этого он путешествовал, проявлял мужество, изобретательность, находчивость. Он побывал в 52 странах, его сотрудники совершили 180 экспедиций.

«Беру всё, что можно. В советской стране всё нужно. Она должна знать всё, чтобы себя и мир на дорогу вывести».

Везде, где было возможно Николай Иванович закупал журналы, книги для институтской библиотеки. Работал не ради наград и похвал, а ради науки.

В 1929 году Вавилов - первый президент ВАСХ (всероссийской академии сельскохозяйственных наук), с 1931 года - президент Всесоюзного географического общества. Он был членом академии наук Индии, Германии, Чехословакии, Шотландии, Лондонского королевского общества, Американского ботанического общества.

В 1939 году болгарский генетик Костов писал: «В настоящее время академик Вавилов самый популярный ученый, и хотя он еще молод, но нет на Земле уголка, где не знают его имени».

Н.И Вавилов был человек открытый, прямой, честный, не переносил лжи. К экзаменам студентов относился легко, оставлял их на совести студентов, но к дипломной работе - очень серьезно. Он умел одобрить и поддержать в беде, но умел говорить и горькие истины, которые часто выслушивали молодые сотрудники.

Трагедией советской биологии стал результате идеологической борьбы, проводимой партией и противопоставление «советской биологии» буржуазной. Партийные идеологи пытались вовлечь в политическую борьбу и другие науки, но не получилось. Почему именно биология в стране была разгромлена как наука? Агрономия, растениеводство, сельское хозяйство, именно в этой области было легче всего выдать себя за специалиста любому партийному работнику.

В этом разгроме сыграл роль Лысенко Трофим Денисович, крестьянский сын. Он заочно закончил Киевский сельскохозяйственный институт, не имел богатого научного багажа. Работал в области яровизации злаковых растений. Вавилов, когда посещал Украину, решил поддержать его и его исследования. Николай Иванович считал, что молодому специалисту нужно еще немного подучиться, и тогда он войдёт в научную среду. Вавилов пригласил Лысенко Т.Д. в Петербург. Но Лысенко особо не вникал в науку, а стал подстраиваться под партийных руководителей: стал близким другом Берия, хотя не был членом партии. «Был высокомерен, не терпел критики в свой адрес, шёл на любую сделку с совестью, доносил и порочил честных людей, которой занимались истинной наукой, был очень тщеславный». Лысенко собрал около себя себе подобных и стал «создавать свою биологию», не признавал научных открытий, отрицал законы наследственности, открытые Г.Менделем, отрицал существование генов, не брал во внимание влияния законов Дарвина на проявление признаков. Трофим Денисович считал, что на внешние признаки оказывает влияние только климатические условия, т.е внешняя среда, можно один сорт привить на другой или просто внести удобрение. Он обещал вывести ветвистую пшеницу, неземующие растения сделать зимующими, обещал вывести многолетнюю пшеницу, сеять вообще хлеб по стерне, т.е непаханой земле. Лысенко очень завидовал и ненавидел Вавилова, которого приглашали во все зарубежные страны как ученого, на научные конференции, конгрессы и симпозиумы.

Лысенко Т.Д быстро сделал карьеру. В 1934 году стал членом АНУССР, в 1935- член ВАсхН имени Ленина, в 1938 году - её президентом. В 1939 - член академии наук СССР. В 1940 году (после ареста Вавилова) он стал директором генетики АНСССР. С 1940 - заместитель председателей комитета по Сталинским премиям в области науки. 1937-1950 - заместитель председателя Верховного Совета СССР. Хотя он не был членом партии, но участвовал во всех пленумах ЦК. Его награды: Герой социалистического труда(1945), 8 орденов Ленина, Орден трудового Красного Знамени, Лауреат трёх Сталинских премий(1941-1943-1949 гг.), Золотая медаль имени Мичурина(1950).

Травля Вавилова началась в институте растениеводства, с 1930 года молодые сторонники Лысенко пишут клеветнические статьи и брошюры. Начинаются политические допросы, число которых растет с каждым годом. Самой страшной жалобой была жалоба Лысенко во время приема в Кремле 1939 года, он дал понять Берия, что Вавилов мешает его деятельности на пользу социалистического хозяйства.

Вавилов чувствовал, что его скоро арестуют. С 1937 года ему запретили выезжать за границу. Летом 6 августа 1940 года ее арестовывают, начинаются пытки и допросы. Следователь «Бериевской выучки» умел раскалывать и таких мужественных, твердых и волевых людей. Вскоре удалось заставить Вавилова написать на 12 страницах заявление «О вредительстве в системе растениеводства руководимого с 1920 года до моего ареста». Нечеловеческие пытки, постоянные допросы и унижения заставили написать это заявление. После того как Вавилов признал себя «вредителем» и «врагом» народа, до марта 1941 года его не допрашивают. Все это время он сидит в одиночной камере и пишет карандашом книгу «Об истории мирового земледелия» - это была последняя работа ученого. В марте опять начались допросы, утром его обессиленного бросали у порога камеры.

В июне 1941 года состоялось закрытое заседание военной комиссии и через несколько минут вынесли приговор: высшая мера наказания – расстрел. Но Вавилова не расстреляли в Бутырской тюрьме, расстрел отсрочили на 1,5 года. Мгновенная смерть была заменена медленной мучительной гибелью.

Его перевели из Бутырки в тюрьму НКВД. Вавилов обращается к Берии с просьбой дать ему закончить труд «Практическое руководство для выведения сортов культурных растений устойчивых к главнейшим заболеваниям». Но ответа он не получил.

29 октября 1941 года Н.И. Вавилова перевозят в Саратовскую тюрьму, где он сидит в камере смертников около года, за это время его ни разу не вывели на прогулку, запрещено было переписываться с родными, получать передачи, не водили в баню, даже не давали мыла. Весной 1942 года Вавилов тяжело заболел цингой. Он опять пишет письмо Берии, где просит разрешить ему работать. В результате Николаю Ивановичу заменяют высшую меру наказания на заключение в исправительно-трудовом лагере НКВД сроком на 20 лет.

Но Вавилов не дожил до лагеря, он ослабел, заболел дизентерией, у него развилась сердечно-сосудистая недостаточность, крупозное воспаление легких. 24 января 1943 года он умер.

Николай Иванович похоронен в г.Саратове на кладбище около Зооветеринарного института. Там стоит памятник Вавилову. На кладбище существует могила №173 на 2в участке.

Живая коллекция семян растений пополняется, селекционеры изучают формы растений.

Похожие:

Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconЛекция 25. Основы селекции Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений
В основе селекции лежат такие методы, как гибридизация и отбор. Теоретической основой селекции является генетика
Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconУрок по общей биологии в 11 классе
Конспект урока по общей биологии в 11 классе «Дело академика Вавилова» («Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова»)
Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconОсновы селекции. Работы Н. И. Вавилова
Н. И. Вавилова; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, прививать коммуникативные...
Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 08. «Введение в биотехнологию» для студентов, обучающихся по направлению
Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства
Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Генетика человека» для студентов, обучающихся по направлению
Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства
Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconЗакономерности наследования в ди- и полигибридных скрещиваниях. Статистический характер расщеплений
Предмет генетики. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики для решения задач селекции, медицины, биотехнологии,...
Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconМетодические указания по курсу «Биофизика» для студентов биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности 013500 «Биоэкология»
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором В. В. Внуковым, кандидатом биологических наук, доцентом...
Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconПетра Михайловича Жуковского (к 120-летию со дня рождения) Тамара Никитична Федорова, доктор биологических наук
Н. И. Вавилова и активного продолжателя его идей. П. М. Жуковский автор около 200 научных работ. Им воспитано большое количество...
Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconДемонстрационная версия рабочей программы По опд ф04 “генетика с основами селекции”
Реквизиты разработчика: Рафаилов Адюм Михайлович, доцент каф общей биологии, кандидат биологических наук, выпускник мгу
Лекция на тему: “ Жизнь и деятельность Н. И. Вавилова для селекции и биологических наук iconПрограмма по генетике для сдачи вступительного экзамена в аспирантуру
Г. Менделя в становлении генетики как науки. Методы генетики: гибридологический, цитологический, физико-химический, онтогенетический,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница