Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс (раздел «Введение в общую биологию») 68 часов в год, 2 часа в неделю
Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой 6-11 класс, и примерной программы по биологии основного общего образования. На изучение курса используется 2 часа их федерального компонента БУП – 2004 . Реализация курса биологии осуществляеться на основе УМК: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. М: Дрофа,2003; Пасечник В.В., Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь. М: Дрофа,2003; Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Тематическое и поурочное планирование. М: Дрофа,2003; вошедших в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006-2007 учебный год. Представленная рабочая программа разработана на основе программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой 6-11 класс. 2 час в неделю, всего 68 часов в год. При составлении тематического планирования было учтено основное содержание, минимальный перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, требования к уровню подготовки выпускников. Лабораторные и практические работы могут являться фрагментами урока, не требующими для их проведения дополнительных часов, они могут быть включены в урок. Предусмотренный резерв времени 2 часа может использоваться на проведение обобщающих уроков, а также на изучение трудно усвояемого материала и отработку навыков и умений с использованием новых образовательных технологий (проектная и исследовательская деятельность учащихся). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов) Введение (2 часа). Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Раздел 1.Уровни организации живой природы (49 часов) Тема 1.1. Молекулярный уровень (8часов). Понятие живой и неживой природы. Многомолекулярные системы : белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды. Катализаторы. Вирусы. Тема 1.2.Клеточный уровень (14 часов). Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты. Эукариоты. Автотрофы. Гетеротрофы. Химический состав клетки. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Анаэробное и аэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки. Митоз и мейоз. Демонстрации модели клетки; микропрепаратов митоза и мейоза корешков лука; хромосом; моделей – аппликаций деления клеток; Лабораторные и практические работы: Приготовление микропрепаратов растительных клеток и их описание; Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. Тема 1.3.Организменный уровень (12 часов). Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. Лабораторная работа: Выявление изменчивости у организмов. Тема 1.4. Популяционно - видовой уровень (4часа). Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. Лабораторные и практические работы: Изучение морфологического критерия вида; Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов). Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрация коллекций экологических взаимосвязей в биогеоценозах; моделей экосистем. работы: 6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме; 7. Cоставление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); Экскурсия в местный биоценоз. Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа). Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Демонстрация моделей – аппликаций «Биосфера и человек». Практическая работа: 8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Раздел 2. Эволюция (7 часов). Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. Практическая работа: 9. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах). Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе». Раздел 3. Возникновение жизни на Земле (7 часов). Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа: 10. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Экскурсия в палеонтологический музей или на геологическое обнажение. Итоговая аттестация учащихся (2 часа). Обобщение и повторение материала за курс общей биологии.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы: В результате изучения биологии выпускник должен: Называть общие признаки живого организма; основные систематические категории; признаки вида, царств, отделов, классов, и семейств растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции; Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений и пород животных; Характеризовать: строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности; иммунитет , его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека; вирусы как неклеточные формы жизни; среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ. Обосновывать: взаимосвязь строения и функции органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия; влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере. Распознавать: организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека; наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов; съедобные и ядовитые грибы. Сравнивать: строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых; царства живой природы. Применять знания: о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов, профилактики отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов. Делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств живой природы; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции,; о происхождении человека от животных. Наблюдать: сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов. Соблюдать правила: приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных; бережного отношения к живым организмам, природным сообществам; поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравлений грибами . растениями.
Календарно-тематическое планирование курса общей биологии 9 класс ( 2 часа в неделю) №п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Примечание Демонстрации: | Лаб. и Практ.р.
| Контроль знаний
ческие атериалы | Экскурсии | Введение (2 часа). | 1 | Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». | 1 |
|
|
|
| 2 | Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. | 1 |
|
|
|
|
| Раздел 1. Уровни организации живой природы (49 часов) |
| Тема 1.1. Молекулярный уровень |
8 |
| | | | 3 | Понятие живой и неживой природы.
| 1 |
| | |
| 4 | Общее понятие о многомолекулярных системах | 1 |
| | |
| 5 | Строение и свойства белков | 1 |
| | |
| 6 | Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Биологическое значение. | 1 |
| | |
| 7 | Моно - ди -и полисахариды. Строение. Значение. | 1 |
| | |
| 8 | Катализаторы. Их роль в процессах жизнедеятельности. | 1 |
| | |
| 9 | Вирусы. Строение, многообразие. | 1 |
| | |
| 10 | Контрольно-обобщающий урок | 1 |
| Тестовая работа | |
|
| Тема 1.2. Клеточный уровень | 14 | 2 | | |
| 11-12 | Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. | 2 |
| Фронтальный и индивидуальный опрос | | модели клетки | 13 | Прокариоты. Эукариоты. | 1 |
| | |
| 14 | Автотрофы. Гетеротрофы.
| 1 |
| | |
| 15 | Химический состав клетки. | 1 |
| | |
| 16--17 | Строение клетки. Функции органоидов. Лаб.р.№ 1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и их описание; Лаб.р.№ 2. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. | 2 | 1 | Отчет по лабораторным работам | | модели клетки | 18 | Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. | 1 |
| | |
| 19-20 | Анаэробное и аэробное дыхание. | 2 |
| | |
| 21 | Рост, развитие и жизненный цикл клеток. | 1 |
| | | модели – аппликации деления клеток
| 22-23 | Общие понятия о делении клетки. Митоз и мейоз. | 2 |
| Срезовая работа | | микропрепараты митоза и мейоза корешков лука; хромосом | 24 | Контрольно-обобщающий урок | 1 |
| Зачет | |
|
| Тема 1.3.Организменный уровень | 12 |
| | |
| 25-26 | Бесполое и половое размножение организмов. | 2 |
| | |
| 27 | Половые клетки. Оплодотворение. | 1 |
| | | Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
| 28-29 | Индивидуальное развитие организмов. | 2 |
| | |
| 30-31 | Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. | 3 |
| | |
| 32-33 | Закономерности изменчивости. Лаб. р. № 3. Выявление изменчивости у организмов. | 2 | 1 | | |
| 34 | Контрольно-обобщающий урок | 1 |
| Выполнение творческих заданий | |
|
| Тема 1.4. Популяционно - видовой уровень | 5 |
| | |
| 35-36 | Вид, его критерии. Структура вида. Лаб.р.№ 4. Изучение морфологического критерия вида | 2 | 1 |
Отчет по работе | | Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
| 37 | Популяция – форма существования вида. | 1 |
| | |
| 38 | Экология как наука. Экологические факторы.
| 1 |
| Выполнение творческих заданий | |
| 39 | Практ. р. № 5.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. | 1 |
| Отчет по работе | | Возможно выполнение как домашнего задания |
| Тема 1.5. Экосистемный уровень | 8 | 2 | | 1 |
| 40 | Биоценоз и экосистема. | 1 |
| | | Демонстрация моделей экосистем | 41-42 | Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Практ.р.№ 6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме | 2 | 1 |
Отчет по работе | | Демонстрация коллекций экологических взаимосвязей в биогеоценозах | 43 | Экскурсия в местный биоценоз.
| 1 |
| Отчет по экскурсии | |
| 44-45 | Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Практ.р.№ 7. Cоставление схем передачи веществ и энергии (цепей питания
| 2 | 1 |
Отчет по работе | |
| 46 | Искусственные биоценозы. Их характеристика. | 1 |
| | |
| 47 | Экологическая сукцессия.
| 1 |
| | |
|
| Тема 1.6. Биосферный уровень
| 4 |
| | |
| 48 | Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. | 1 |
| | | Демонстрация моделей – аппликаций «Биосфера и человек».
| 49 | Круговорот веществ и энергии в биосфере. | 1 |
| | |
| 50-51 | Экологические кризисы. Их причины. Практ.р. № 8.. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
| 2 | 1 | Доклады и рефераты Отчет по работе | |
| Раздел 2. Эволюция (8часов) | 52-53 | Основные положения теории эволюции Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | 2 |
| | | Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность
| 54-55 | Приспособленность и ее относительность. Практ. р..№ 9. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). | 2 | 1 |
Отчет по работе | | Демонстрация Иллюстрирующих приспособленность | 56 | Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе». | 1 |
| Отчет по экскурсии | |
| 57 | Искусственный отбор. Селекция.
| 1 |
| | | Демонстрация иллюстрирующих результаты искусственного отбора. | 58-59 | Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. | 2 | 1 | Срезовая работа | |
| Раздел 3. Возникновение жизни на Земле (7 часов).
| 60-61 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | 2 |
| Доклады | |
| 62-63 | Краткая история развития органического мира. | 2 |
| | |
| 64-65 | Доказательства эволюции. Лаб. р. №10. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. | 2 | 1 | Отчет по работе | | Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. | 66 | Экскурсия в палеонтологический музей или на геологическое обнажение. | 1 |
| Отчет по экскурсии | |
| | Итоговая аттестация учащихся. | 2 | 1 | | |
| 67-68 | Обощающий урок по курсу общей биологии | 2 | 1 | Итоговая тестовая работа | |
| | Всего: | 68 |
|
| |
| Примечание: Оставшиеся 2 часа можно использовать для организации промежуточного контроля или изучения трудных тем курса.
Методические особенности преподавания курса Курс «Введение в общую биологию и экологию» в основной школе является пропедевтическим для изучения курса «Общая биология» в средней школе. Поэтому основной задачей этого курса будет ознакомление с основными понятиями и положениями, закономерностями общей биологии. Основными видами деятельности учащихся предполагаются самостоятельная работа школьников по изучению материала, его анализу и практическому подтверждению. Целесообразно изучение некоторых тем курса («Экологические кризисы. Их причины»; «Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни») через доклады и сообщения, рефераты учащихся. Важно выполнение творческих заданий учащимися, которые содержат нестандартные вопросы или задания практико-ориентированного характера. Литература: Основная литература: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. М: Дрофа,2003. Пасечник В.В., Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь. М: Дрофа,2003. Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Тематическое и поурочное планирование. М: Дрофа,2003. Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология.9 класс. М: Владос, 2003.
Дополнительная литература: Алексеев В.Н., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы. Растения. М.: Дрофа, 2004. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы.Животные. М.: Дрофа, 2004. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. М.: Дрофа, 2004. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004. |