Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология»




Скачать 184.39 Kb.
НазваниеПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Дата06.09.2012
Размер184.39 Kb.
ТипПрограмма
Программа.

Общая биоология.10-11 класс. Профильная группа.

Пояснительная записка.


Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в классе специализирующемся на изучении биологических дисциплин и рассчитана на 3 часа классных занятий в неделю.

Программа курса полностью включает в себя программу общеобразовательной школы. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока расширено и углублено.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести:

-знания об особенностях жизни как существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах, о фундаментальных понятиях биологии, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, об основных понятиях биологии- клеточной хромосомной теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства; при охране окружающей среды и здоровья человека; основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе.

-умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а так же различать группы растений и животных; давать аргументированную информацию по биологическим вопросам; работать с микроскопом; решать генетические задачи; работать с учебной и научно- популярной литературой; составлять план, конспект; владеть языком предмета.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы. Изучение предмета предусматривает использование знаний, полученных при изучении химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для изучения других дисциплин.

Для решения образовательных задач программой предусмотрены различные формы обучения: лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы.

В программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу.


10-ый класс. 102 урока. (3 урока в неделю).


I Введение (1 ч.)

Место курса «Общая биология» В системе естественно-научных и биологических дисциплин. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимодействия всех частей биосферы Земли.


II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.


1. Основные свойства живого. Многообразие живого мира. (3 ч.)


Единство химического состава живой материи. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы: естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации живого.


-Умения. Объяснять основные свойства живых организмов. Характеризовать структуру живой природы, объяснять принципы классификации живых организмов.


2. Современные представления о возникновении жизни на Земле.(9 ч.)


История представлений о возникновении жизни на Земле. Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные; химические предпосылки эволюции материи. Первичная атмосфера и эволюция химических элементов.

Современные представления о возникновении жизни на Земле, теория А. И. Опарина, опыты С. Мюллера. Теория происхождения протобионтов. Эволюция протобионтов: возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточность.


-Умения: Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.


3. Химическая организация клетки (12 ч.)

Элементарный состав живого вещества биосферы. Распространённость элементов. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганическое вещество организмов. Вода, её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот; их вклад обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержания гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмотическое давление. Буферные системы клетки.

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация – биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы - белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров – полисахаридов. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки целостного организма. ДНК – молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей; правило комплементарности; двойная спираль; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция, РНК, структура и функции. Информационные, транспортные рибосомальные и регуляторные РНК.


Лабораторная работа Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма. Определение крахмала в растительных тканях.


4. Обмен веществ в клетке (метаболизм) (8 ч.)


Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений её жизнедеятельности. Католический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определённых клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков в клетке. Транскрипция; сущность и механизм. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом, неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза, процессы в ней протекающие, использование энергии. Хемосинтез.

Понятие о гомеостазе; регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.


III Учение о клетке. (13 ч.)


1. Введение в цитологию.

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические.


2. Строение и функции прокариотической клетки.

Царство прокариот; систематика и отдельные представители. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

3. Структурно- функциональная организации клеток эукариотов.

Цитоплазма эукариотической клетки. Мемранный принцип организации клеток. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии энергетические станции клетки. Рибосомы. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы, сократительные вакуоли и др. Особенности строения растительной клетки, вакуоли и пластиды. Виды пластид, их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Включения, значение и роль метаболизма клеток.

Клеточное ядро- центр управления жизнедеятельности клеток. Структура клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки. Кариотип, понятие о гомологических хромосомах. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

4. Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги.

Вирусы- внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов , механизм взаимодействия вируса и клетки. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания человека. СПИД, бактериофаги.


5. Клеточная теория.

Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории: работы М. Шлейдена, Т Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других учёных. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии.

Лабораторная работа

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.


IV. Размножение организмов. (5 ч.)

1. Бесполое размножение растений и животных.

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных;

Спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.


2. Половое размножение.

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенз. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза- 1и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза . Период формирования половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки учебника. Характеризовать сущность бесполого размножения.


V. Индивидуальное развитие организмов. (8 ч.)

1. Эмбриональное развитие животных.


Реализация наследственной информации в процессе индивидуального развития. Оболочки яйца. Основные закономерности дробления. Образование однослойного зародыша-бластулы. Гаструляция. Закономерности образования двухслойного зародыша-гаструлы. Зародышевые листки. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении развития организмов.

2. Постэмбриональное развитие животных.

Закономерности постэмбрионального развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития. Прямое развитие. Дорепродуктивный. репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть.


3. Онтогенез высших растений.

Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян. Формирование тканей и органов, побеговой и корневой систем.

4. Общие закономерности онтогенеза.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.(закон К. Бэра). Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. Работы академика А. Н. Северцева.


4. Развитие организма и окружающая среда

Роль факторов среды в развитии организма. Влияние токсических веществ на развитие организма.

различные периоды онтогенеза.

-Умения. Объяснять процесс развития живых организмов. Различать и характеризовать

VI. Основы генетики. (18 ч.)

1. Основные закономерности наследственности.


История представлений о наследственности и изменчивости. История генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства, гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип. Генофонд. Хромосомная и нехромосомная наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков. Гибридологический метод изучения признаков. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя-закон доминирования. Второй закон Менделя- закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя-закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетические карты хромосом. Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признака. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Генетические карты хромосом человека.характер наследования признаков у человека. Хромосомные аномалии и вызываемые ими заболевания. Человеческие расы. Со

Лабораторная работа. Составление родословных.

-Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение. Составление родословных и решение генетических задач.


2. Основные закономерности изменчивости. (9 ч.)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные , хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций. Причины и частота мутаций. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Модификационная изменчивость. Роль условий среды в развитии и проявлении признаков. Вариационные ряд и кривая. Норма реакции. Управление доминированием.

Лабораторная работа. Изучение изменчивости.


3. Селекция растений, животных и микроорганизмов.(9 ч.)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции. Отбор и гибридизация. Формы отбора. Отдалённая гибридизация. Явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения современной селекции. Значение селекции.

-Умения. Понимать необходимость развития селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства.


Резервное время 7 часов.


11класс

136 (102) урока. 4 (3) урока в неделю.

VII. Эволюционное учение.

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина. (5) (4)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционисткая теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.


Демонстрация биографий учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей.


Дарвинизм (7) (6)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид- элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.


Демонстрация биографии Ч. Дарвина, маршрута и конкретных находок Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».


Лабораторные работы. Изучение изменчивости. Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.


Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. (13) (10)

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция- элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди- Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяции. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С.Четвериков, И.И. Шмалькгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.


Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; показ живых растений и животных, гербариев и коллекций, раскрывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.


Лабораторная работа. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. (13) (11)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Агроценоз; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определённым условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.


Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, ихстроения и происхождения в процессе онтогенеза; соотношеня путей прогрессивной биологической эволюции; представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.


Основные понятия. Эволюция. Вид, их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результата борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни», их причины, пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса: ароморфозы, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснить причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленности к окружающей среде.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца 15- первой половины 17 века. География. Великие географические открытия. Население мира. География населения мира.


VIII. Развитие органического мира.

Основные черты эволюции животного и растительного мира. (17) (13)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция растений, появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники. голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых. Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.


Демонстрация. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.


Происхождение человека. (7) (7)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к систематическим группам разного уровня в царстве животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы, расообразование, единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика «социального дарвинизма» и расизма.

Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблтц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Межпредметные связи. География. История континентов. Население мира. География населения мира.


IX. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Понятие о биосфере. (5) (4)

Биосфера- живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, атмосфера, гидросфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу;.биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие её отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.


Жизнь в сообществах. (11) (9)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материов; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Демонстрация карт, отражающих геологическую историю материков, распространённость основных биомов суши.


Взаимоотношения организмов и среды. (11) (9)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы и редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Цепи питания. Сети питания. Экологическая пирамида чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Демонстрация видеофильма «Биосфера».

X

Взаимоотношения между организмами. (13) (10)

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения- симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения- нейтрализм.

Демонстрация примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.

Межпредметные связи. Химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. География. Климат Земли, климатическая зональность.


X. Биосфера и человек.


Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. (17) (14)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Демонстрация влияния хозяйственной деятельности человека на природу, карт заповедных территорий нашей страны.


Бионика. (7) (6)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

Демонстрация примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов.

Основные понятия. Воздействие человека на природу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология.

Умения. Объяснять необходимость знаний и умения практически применять сведеня об экологических закономерностях в промышленности и в сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Межпредметные связи. Химия. Охрана природы от воздействия отходов химического производства. Физика. Понятия о дозе излучения и биологическая защита.


Основная литература. 1. Общая биология. 10-11 классы./ Под ред. акад. В. Б. Захарова .3-е изд. М. Дрофа, 2003.

2. Общая биология. 10-11 классы / Под ред. акад. Д. К. Беляева, проф. Г. М. Дымшица и проф. А. О. Рувинского. 7-е изд. М. Просвещение, 2002.

Похожие:

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по курсу общая биология 9 класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2 часа...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма по общей биологии на 2011/2012 уч год
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по биологии 10 класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», которая входит в образовательную область»Естествознание». На изучение...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по биологии для 9 класса учителя биологии
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРассмотрено: согласовано: утверждаю
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и предназначена для изучения предмета «Общая биология»...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по биологии для 10 класса
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по биологии для 11 класса (общеобразовательный уровень) Гатунок Т. В
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности общая биология Республика Казахстан
Программа курса «Общая биология» предназначена для подготовки высококвалифицированных специалистов биологов и составлена с учетом...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Иродной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница