В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ




НазваниеВ пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ
страница1/7
Дата16.11.2012
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие предназначено для выполнения практической части курса «Биогеография» студентами естественно-географического факультета, обучающимися по специальностям «География с дополнительной специальностью Биология» – 050103.65 и «Биология с дополнительной специальностью География» – 050102.65.

В пособии даны тематика практических занятий по курсу «Биогеография», методические рекомендации к проведению практических работ, вопросы семинарских занятий. К каждому занятию поставлены образовательные задачи, указано оборудование, выделены основные биологические понятия. В планы занятий включены разные формы проверки знаний, задания для выполнения практической работы на основном этапе и задания для внеаудиторной работы с целью закрепления новых знаний и умений. К плану занятий составлены приложения, содержащие теоретический материал, необходимый для выполнения практических заданий, решения тестов. К каждому занятию прилагается список рекомендуемой литературы.

В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ.

Курс «Биогеография» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальностям «География» и «Биология». Практикум является частью УМК по данному курсу. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, после изучения курса «Биогеография» студент должен знать:

1. Основные биогеографические понятия и правила, отражающие закономерности адаптаций живых организмов;

2. Типологию, структуру и динамику границ ареалов таксонов живых организмов;

3. Свойства, состав, типы флоры и фауны различных регионов Земли;

4. Причины и факторы, объясняющие флористические и фаунистические различия регионов Земли;

5. Принципы и механизмы формирования биологического разнообразия материковых и островных экосистем;

6. Принципы, схемы флористического и фаунистического районирования суши Земли;

7. Структурно-функциональные портреты основных биомов суши;

8. Причины природной зональности, основные типы растительности;

9. Причины глобального характера обеднения биологического разнообразия и методы его сохранения.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, после изучения курса «Биогеография» студент должен уметь:

1. Картировать и типизировать ареалы различных таксонов;

2. На контурную карту наносить границы царств, областей и пр.;

3. Строить климатограммы, определять тип климата и зональный тип растительности;

4. Анализировать, сравнивать, устанавливать межпредметные связи с другими науками, формулировать выводы, работать с учебной, научной литературой и Интернет-ресурсами.

Изучение данного курса должно способствовать решению воспитательных задач: формированию научного мировоззрения, познавательных интересов к изучению биогеографии, стремлению к самообразованию в области естественных наук, воспитанию экологического сознания.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «БИОГЕОГРАФИЯ»

Биогеография является обязательным курсом в блоке дисциплин предметной подготовки федерального компонента. Согласно учебному плану для специальности «География с дополнительной специальностью Биология» курс изучается в объеме 100 часов, из них 50 часов аудиторных (30 лекционных, 20 практических) и 50 часов приходится на самостоятельную подготовку студентов. Для специальности «Биология с дополнительной специальностью Химия» курс изучается в объеме 76 часов, из которых 38 часов отводится на аудиторную работу (20 лекционных, 18 практических) и 38 часов – на самостоятельное изучение. На отделении «География» ОЗО курс изучается в объеме 32 часов: 16 аудиторных часов (10 лекционных, 6 практических) и 16 часов приходится на самостоятельную работу. На отделении «Биология» ОЗО курс биогеография изучается в объеме 24 часов: 12 аудиторных часов (6 лекционных, 6 практических) и 12 часов составляет самостоятельная работа студентов.

Курс «Биогеография» условно можно разделить на три раздела: общая биогеография, региональная биогеография, биогеография и реконструкция биоты. Первый раздел включает наиболее важные понятия и явления биогеографии: ареал, флора и фауна, растительный покров и животное население. В этом разделе основное внимание уделено биогеографическим закономерностям, отражающим распределение биоты по земному шару, механизмам формирования биоразнообразия, т.е. эволюционным аспектам формирования современной мозаичной картины распределения по Земле сообществ живых организмов и их компонентов – таксонов живых организмов. Акцентировано внимание и на изучение закономерностей распределения вида внутри ареала. Помимо научного интереса, эта современная проблема имеет важное прикладное значение как основа для охраны и рационального использования растительных и животных ресурсов среды. Уделено внимание динамике границ ареалов, вопросам перемещения организмов внутри ареала, поскольку в настоящее время на Земле появился мощный антропогенный фактор, влияющий на состав биоты, ее связи, расселение и даже эволюцию.

Второй раздел посвящен изучению принципов районирования, различных схем районирования, основных биомов Земли и типов растительного покрова. Анализ региональных флор и фаун способствует более целостному восприятию их особенностей структуры, динамики, географического распространения, усиливает информативность предлагаемого фактического материала. Известно также, что единое биофилотическое районирование суши в связи с гетерохронностью эволюции ведущих групп растений и животных весьма проблематично. Поэтому в предлагаемом учебно-тематическом планировании курса отдельно рассматриваются две системы районирования: флористическое районирование суши по А. Л. Тахтаджяну и фаунистическое – по П. Склетеру. На наш взгляд, именно этот подход отражает специфику истории формирования и расселения каждой группы организмов по земному шару.

Вместе с тем изучение структуры растительности и животного населения в учебно-тематическом планировании курса осуществлено комплексно – при изучении биомов Земли. При этом анализ начинается с наиболее сложно организованных и богатых в видовом отношении сообществ тропических лесов и заканчивается наиболее просто устроенными и обедненными биогеоценозами тундры. При рассмотрении биомов студенты знакомятся с вопросами их происхождения, вертикальной и горизонтальной структурой сообществ, видами доминантами и эдификаторами, трофическими и экологическими группами животных и растений. Большое внимание уделено также динамике сообществ, актуальным проблемам биомов, связанных с антропогенной трансформацией сообществ.

Последний раздел курса посвящен роли биогеографии как науки в реконструкции флоры и фауны Земли. Здесь акцент сделан на то, что биогеографические знания – основа для разработки мероприятий по рациональному использованию биологических ресурсов – живых компонентов биосферы, количественно возобновимых (через размножение, рост), но качественно не восстанавливаемых, т.к. потеря вида, другого таксона или какой-либо экосистемы безвозвратна. Большое внимание уделено практическому участию биогеографии в разработке основ для реставрационных мероприятий в природных экосистемах.

Необходимо отметить, что при изучении фактического материала каждого из разделов курса учитывался эколого-краеведческий подход. Итогом изучения курса «Биогеография» на отделении «География с дополнительной специальностью Биология» естественно-географического факультета является экзамен, на других отделениях – зачет.

Тематика практических занятий для специальностей «География с дополнительной специальностью Биология» и «Биология с дополнительной специальностью Химия»



Тема практического занятия

Кол-во часов

Отделение «География»

Отделение «Биология»

1. Ареалы таксонов

2

2

2. Биогеография островов – соединение проблем эволюции, географии и экологии



2



-

3. Флористическое районирование суши Земли по А. Л. Тахтаджяну



4



4

4. Биота пустынь Земли

2

2

5. Природная зональность суши

2

2

6. Биота Мирового океана

2

2

7. Флора и фауна Амурской области

4

4

8. Роль человека в изменении биологического разнообразия Земли



2



2

Итого

20

18



Тематика практических занятий для специальностей «География» ОЗО и «Биология» ОЗО



Тема практического занятия

Кол-во часов

Отделение «География» ОЗО

Отделение «Биология» ОЗО

1. Природная зональность суши

2

2

2. Флора и фауна Амурской области

2

2

3. Роль человека в изменении биологического разнообразия Земли



2



2

Итого

6

6



Занятие 1. Ареалы таксонов


Задачи:

1. Изучить классификацию ареалов.

2. Познакомиться с основными гипотезами, объясняющими внутри- и межконтинентальные разрывы ареалов.

3. Научиться наносить на контурную карту ареалы, типизировать их и объяснять возможные причины разрывов ареалов.


Оборудование: мультимедийная презентация на тему «Типы ареалов», контурные карты, географические атласы.


Основные понятия: ареал, таксон, дизъюнкция.


План занятия:

I. Проверка знаний:

1. Картирование ареалов: методы и причины.

2. Структура, размеры, динамика границ ареалов.

3. Понятие викариата, типы викарирования.

II. Основная часть:

1. Ознакомление с различными типами ареалов, предложенными в презентации.

Задание: определите типы предложенных Вам ареалов, составьте в тетради их классификацию. В случае затруднения обратитесь к Приложению 2, с. 16.

Выполнение практической работы «Картирование и типизация ареалов».

Ход работы:

1. Используя различные способы картирования ареалов, нанесите на контурную карту Евразии ареалы предложенных таксонов растений (Приложение 1, с. 15).

2. Определите тип ареала: сплошной или разорванный. Для разорванного ареала укажите возможную причину дизъюнкции.

Задание для внеаудиторной работы:

- ознакомьтесь с вопросами и списком рекомендуемой литературы семинарского занятия на тему «Биогеография островов – соединение проблем эволюции, географии и экологии»;

- используя каталоги и Интернет-ресурсы, дополните список рекомендуемой литературы, подберите наглядный материал к данной теме;

- раскройте содержание предложенных к обсуждению вопросов семинара;

- выполните тест по разделу «Общая биогеография».


Тест к разделу «Общая биогеография»

Задания части А. К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный.

А1 Основоположником биогеографии считают:

  1. А. Н. Краснова;

  2. А. Гумбольдта;

  3. Ч. Дарвина;

  4. А. Энглера.

А2 Биогеография как единая наука возникла:

  1. в середине XX века;

  2. в начале XVIII века;

  3. в середине XVI века;

  4. в конце XVI века.

А3 Биноминальная (бинарная) номенклатура в употребление была введена:

  1. Ч. Дарвиным;

  2. Э. Геккелем;

  3. К. Линнеем;

  4. Ж. Ламарком.

А4 Основоположниками экологического направления фитогеографии являются:

  1. А. Энглер, А. Л. Тахтаджян;

  2. А. Н. Краснов, Н. И. Вавилов;

  3. Е. Варминг; А. Гризебах;

  4. нет верного ответа.

А5 Основоположником исторического направления фитогеографии считают:

  1. И. Шмитхюзена;

  2. А. И. Толмачева;

  3. А. Л. Тахтаждяна;

  4. А. Энглера.

А6 Основные концепции островной биогеографии разработаны:

  1. А. Г. Вороновым;

  2. Ж. Лемме;

  3. Ф. Дарлингтоном;

  4. П. П. Второвым.

А7 Направление биогеографии, изучающее структуру, динамику и географическое распространение сообществ живых организмов, называется:

  1. ареалогическое;

  2. историческое;

  3. биоценологическое;

  4. экологическое.

А8 Направление биогеографии, занимающееся флористическим или фаунистическим районированием, называется:

  1. экологическое;

  2. ареалогическое;

  3. биоценологическое;

  4. историческое.

А9 Биогеографическое правило, отражающее изменение размеров тела у теплокровных животных одного или близкородственных видов в связи с изменением географической широты местности, получило название:

  1. правило К. Бергмана;

  2. правило Д. Аллена;

  3. правило Д. Джордана;

  4. правило викариата.

А10 Биогеографическое правило, отражающее изменение окраски у гомойотермных животных одного или близкородственных видов в связи с изменением климатических факторов, называется:

  1. правило К. Бергмана;

  2. правило Д. Аллена;

  3. правило К. Глоджера;

  4. правило Д. Джордана.

А11 Согласно правилу К. Бергмана, у теплокровных животных одного или близкородственных видов:

1) размеры тела меньше в холодных частях ареала, больше – в теплых местообитаниях;

2) размеры тела больше в холодных частях ареала, меньше – в более теплых местообитаниях;

3) выступающие части тела больше в холодных частях ареала; меньше – в теплых местообитаниях;

4) нет верного ответа.

А12 Закономерность, отражающая положительную зависимость между величиной ареала и скоростью видообразования, носит название:

1) правило викариата;

2) теория Вегенера;

3) теория Виллиса;

4) правило К. Глоджера.

А13 Участок суши или водоема с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов, занятый биоценозом, – это:

  1. биом;

  2. биотоп;

  3. биохор;

  4. биоцикл.

А14 Сахара может служить примером:

  1. биома;

  2. биоцикла;

  3. биохора;

  4. биоты.

А15 Часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространен определенный таксон, – это:

  1. биотоп;

  2. биом;

  3. ареал;

  4. биота.

А16 Ареал, в пределах которого особи вида заселяют все пригодные местообитания, называется:

  1. дизъюнктивный;

  2. сплошной;

  3. разорванный;

  4. переходный.

А17 Ареалы, ограниченные узколокальной областью распространения, называются:

  1. эндемичные;

  2. пантропические;

  3. переходные;

  4. космополитные.

А18 Примерами видов-космополитов служат:

1) пасюк, рыжий таракан;

2) гаттерия, большая панда;

3) лотос Комарова, сосна корейская;

4) голубая сорока, пастушья сумка обыкновенная.

А19 Эврибионтами являются:

1) лисица, волк;

2) рыжий кенгуру, коала;

3) кедровка, дикуша;

4) утка-мандаринка, полярная крачка.

А20 Краевая зона ареала характеризуется:

1) положительным балансом численности особей;

2) отрицательным балансом численности особей;

3) расселением особей за пределы ареала;

4) наиболее благоприятными условиями среды.

А21 Границы ареала, которые периодически то расширяются, то сужаются на некоторое расстояние, получили название:

  1. эмпидитные;

  2. климатические;

  3. пульсирующие;

4) эдафические.

А22 Ареал, охватывающий тундру Северного полушария, служит примером:

1) циркумбореального типа ареала;

2) циркумполярного типа ареала;

3) биполярного типа ареала;

4) арктомонтанного типа ареала.

А23 Из предложенных типов ареалов дизъюнктивными являются ареалы:

1) арктомонтанные;

2) циркумбореальные;

3) пантропические;

4) циркумполярные.

А24 Замещение европейского крота в Африке златокротом, а в Австралии сумчатым кротом является примером:

1) географического викарирования;

2) систематического викарирования;

3) экологического викарирования;

4) миграции.

А25 Замещение береговой гориллы в континентальном районе Центральной Африки другим подвидом – горной гориллой является примером:

1) систематического викарирования;

2) географического викарирования;

3) гомогенной дизъюнкции;

4) экологического викарирования.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconЭкзаменационные вопросы Темы курсовых работ
Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (курсовых, дипломных) работ
В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconУчебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)»
Ает темы для изучения дисциплины, нормативные акты и литературу, вопросы и задачи для семинарских и практических занятий, примерную...
В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconТемы Курсовых работ для студентов 2 курса Темы курсовых работ даны
Моделирование технологии производства с помощью производственных функций и технологических множеств
В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconТемы Курсовых работ для студентов 3 курса Темы курсовых работ даны
Моделирование технологии производства с помощью производственных функций и технологических множеств
В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconУчебное пособие для студентов (контрольные вопросы, задачи и домашние задания к курсу) Для студентов экономических вузов и факультетов
В пособии даны рекомендуемые темы рефератов, примерный перечень вопросов к экзамену и тематика курсовых и квалификационных работ
В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconМетодические указания по выполнению курсовых работ для студентов экономических специальностей заочного обучения
Ковалева (темы 38–43); С. А. Константинов (темы 44–54); В. П. Сивцов (темы 73–81); В. А. Сивцова (темы 86–89; 90–92); Н. Н. Себровская...
В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconТемы курсовых работ для студентов 3 курса миэф гу-вшэ темы Курсовых работ для студентов 3 курса
Темы работ по специализациям даны ориентировочно, и могут изменяться по согласованию с научным руководителем
В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconТемы курсовых работ для студентов 3 курса миэф гу-вшэ темы Курсовых работ для студентов 3 курса
Темы работ по специализациям даны ориентировочно, и могут изменяться по согласованию с научным руководителем
В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconМетодические рекомендации по подготовке и изучению курса
Юридическая техника” содержат планы для самостоятельной подготовки и изучению дисциплины, примерную тематику проведения практических...
В пособии приведены также вопросы к зачету и темы курсовых работ iconМетодические рекомендации для студентов всех форм обучения 2010
Темы курсовых работ отражают наиболее актуальные вопросы изучаемой дисциплины учебного плана, отвечают ее основному содержанию и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница