К самостоятельному изучению курса




Скачать 56.81 Kb.
НазваниеК самостоятельному изучению курса
Дата16.11.2012
Размер56.81 Kb.
ТипМетодические указания
К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»


В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

******************************************************


ВНИМАНИЮ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА!

ГОТОВИМСЯ К 1 СЕССИИ!

САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧАЕМ.

Темы:

«Морфофункциональные особенности нервной и эндокринной систем у детей»

«Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека »

«Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем»

Рекомендуемая литература:


  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М.: Академия, 2003.

  2. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-Пресс, 208с. Высшее образование, 2008.

  3. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний. – М.: Высшая школа, 2001.

  4. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1987.

  5. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

  6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М.: Академия, 2000


ГОТОВИМСЯ К СЕМИНАРУ.

Тема семинара: № 1 «Гигиена слуха и зрения у детей».

Основная литература


  1. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-Пресс, 208с. Высшее образование, 2008.

  2. Голубев В.В., Голубева С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1998.

  3. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. М.: Владос, 2003.

  4. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний. – М.: Высшая школа, 2001.

  5. Обреимова Н.Н., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000

  6. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста// под редакцией Дорошкевич М.П., Кравцова М.Л. - Ростов-на –Дону.: Университетское, 2003.


Дополнительная литература


  1. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. //сост. Теленчи В.И. М.: Просвещение, 1987

  2. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний, М.: Просвещение, 1986



Изучаем самостоятельно


Задание на межсессионный период

для студентов 1 курса заочного

отделения к 1сессии


Тема 2: «Морфофункциональные особенности нервной и эндокринной систем у детей»

Методические указания к выполнению работы.

Студенты изучают и анализируют литературу по заявленной теме, знакомятся со

значением и строением нервной и эндокринной систем, разбирая и составляя схемы их строения.

Центральная нервная система: головной мозг, спинной мозг, ствол мозга, кора больших полушарий. Периферическая нервная система (соматическая, вегетативная). Нейрон, его строение и свойства. Понятие о раздражении, раздражителях, возбудимости, возбуждении и торможении. Возрастные изменения свойств нервных волокон в связи с их миелинезацией. Связь между нейронами. Синапсы. Нервный центр и его свойства. Рефлекс, рефлекторная дуга, ее звенья, обратные связи. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Иррадиация, индукция, их особенности у детей. Учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение отделов центральной нервной системы и вегетативной нервной системы. Значение обратной афферентации. Строение коры головного мозга. Локализация функций.

Железы внутренней секреции. Строение, физиология. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Роль желез внутренней секреции в формировании поведенческих реакций детей. Строение и функции щитовидной и зобной желез, надпочечников и поджелудочной железы. Заболевания эндемичные для Свердловской области и Урала. Роль ОУ в их профилактике. Половые железы. Их роль в процессах роста, развития организма.


Тема 3: «Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека »

Методические указания к выполнению работы.

Студенты изучают и анализируют литературу по заявленной теме. При изучении темы овладевают научной терминологией, составляют структурные схемы.

Учение об условных рефлексах. Механизм их образования. Различие условных и безусловных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Безусловное и условное торможение, их виды и особенности у детей. Выработка условного торможения – физиологическая основа воспитания. Условные рефлексы на время, высшего порядка и на комплексные раздражители. Понятие о функциональной системе.

Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания. Эмоции, их мотивация. Роль эмоций в воспитании и обучении. Физиологические основы памяти. Краткосрочная и долговременная память. Понятие о доминанте, ее значение. Динамический стереотип и его роль в обучении и воспитании.

Условные рефлексы на речевые раздражители. Сигнальные системы действительности. Возрастные особенности первой и второй сигнальных систем. Типы высшей нервной деятельности. Учет типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

Нарушения ВНД ребенка. Причины детской нервности. Детские страхи. Детская нервность. Неврозы и их профилактика.


Тема 4: «Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем».

Студенты изучают и анализируют литературу по заявленной теме. При изучении

темы овладевают научной терминологией, составляют структурные схемы.

Роль анализаторов в познании окружающего мира, в процессах саморегуляции. Сенсорные системы организма. Строение анализаторов. Зрительный, слуховой, вестибулярный, двигательный, вкусовой, обонятельный, кожный, внутренний анализаторы. Их функциональное значение.

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Функции зрения. Понятие о рефракции, аккомодации, конвергенции. Острота зрения. Астигматизм. Нарушение цветового зрения. Бинокулярное зрение, его нарушение. Профилактика нарушения зрения у детей. Гигиена зрительных нагрузок. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению групповых комнат. Гимнастика для глаз.

Слуховой анализатор. Строение, функции. Чувствительность слухового анализатора у детей. Значение слуха в формировании речи, регуляции голоса, развитии певческих способностей. Профилактика нарушений слуха. Гигиена слуха детей. Акустика помещений для занятий. Борьба с шумом в ОУ.


Готовимся к семинару №1


ТРЕБОВАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Подготовьтесь к семинару № 1 на тему: «Гигиена слуха и зрения у детей ».

Изучите соответствующую теме литературу (по1-2-м источникам), законспектируйте основные положения по предложенному плану, разберите схемы строения зрительного и слухового анализаторов, возникновения изображения при нормальном зрении, дальнозоркости и близорукости. Найдите решение предложенных физиологических задач, подберите необходимые примеры.

План семинара:

1. Возрастные особенности слухового анализатора у детей.

2. Влияние шума, переохлаждения и инфекций на слух детей и профилактика этих нарушений и отита.

3. Примеры развития слуха у детей (в том числе музыкального) в играх на занятиях (5-6)

4. Возрастные особенности зрительного анализатора у детей.

5. Нарушение зрения у детей, их причина и профилактика в детском саду:

- дальнозоркость,

- близорукость,

- косоглазие,

- дальтонизм.

6. Гигиенические требования к освещению (естественному и искусственному) в детском образовательном учреждении.

7. Гигиенические требования к просмотру детьми видеофильмов и телепередач, работе с компьютером.

На занятии также будет проводиться решение физиологических задач по вопросам:

1. Адаптация и тренировка анализаторов.

Пример: Объясните, почему, надевая часы, мы хорошо чувствуем их на руке, а через какое-то время проверяем их присутствие. Какой анализатор наиболее активен в данном примере?

2. Нарушение зрения и слуха и их профилактика.

Пример: После проверки зрения в 1 год Кате выписали очки, велели попеременно заклеивать стекла через определенный срок. Почему? Каков диагноз и его возможная причина?

Похожие:

К самостоятельному изучению курса iconИ. О. Архипов Методическое пособие по самостоятельному изучению системы математического моделирования Scilab
Учебное пособие содержит теоретические сведения и рекомендации по самостоятельному изучению пакета математического моделирования...
К самостоятельному изучению курса iconМетодические указания к самостоятельному изучению курса
Темы: «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, защита детского коллектива от последствий чс»
К самостоятельному изучению курса iconМетодические указания к самостоятельному изучению курса
Строение и функции кожи. Защитная функция кожи. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Выделительная и дыхательная...
К самостоятельному изучению курса iconМетодические указания по самостоятельному изучению дисциплины для студентов всех форм обучения и задания для контрольной работы сдудентам-заочникам
Лесное товароведение с основами древесиноведения: методические указания по самостоятельному изучению дисциплины для студентов всех...
К самостоятельному изучению курса icon№1: Характеристики и основы боевого применения сил и средств воздушно-космического нападения иностранных государств
Ввс, выдается задание по самостоятельному изучению трех тем курса «Тактика зрв» на лето. Задание представляет собой перечень вопросов...
К самостоятельному изучению курса iconМетодические указания по изучению специального курса «особые производства в уголовном процессе»
Методические рекомендации предназначены для студентов пятого курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция»...
К самостоятельному изучению курса iconМетодические рекомендации к самостоятельному изучению курса, выполнению контрольной работы и подготовке к семинарским занятиям (очно-заочная (вечерняя) и заочная форма обучения)
Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у слушателей...
К самостоятельному изучению курса iconПрограмма курса мировая политика и международные отношения
Программа курса предназначена для формирования у студентов системы взглядов в данной области, способности к её самостоятельному совершенствованию...
К самостоятельному изучению курса iconМетодические указания к самостоятельному изучению теоретической части дисциплины «Трудовое право»
Курс «Трудовое право» предназначен для студентов специальностей 030501 «Юриспруденция» и 080504 «Государственное и муниципальное...
К самостоятельному изучению курса iconМетодические указания по изучению курса Для специальности 131001 Филология (Русский язык)
Издание содержит методические указания по изучению курса «Русское устное народное творчество», рекомендуемую литературу и вопросы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница