Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1




Скачать 257.15 Kb.
НазваниеИнструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1
страница1/3
Дата16.11.2012
Размер257.15 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
  1   2   3
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет естествознания и математики

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году»


1. Основные документы, определяющие содержание обучения предмету «Биология»

Учебная дисциплина «Биология» - одна из основных базовых дисциплин в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования, неотъемлемая составная часть естественно-научного образования на всех ступенях школы. В 2009-2010 учебном году рекомендуется организацию обучения биологии осуществлять в соответствии со следующими федеральными и региональными документами:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002г №2783.); Приказ МО РФ от 05.03 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

  • Стандарт основного общего образования по биологии. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень). (http://www.lexed.ru) или Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1312);

  • Приказ управления образования и науки области от 26.04. 2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, реализующих программы общего образования».

  • Примерная программа основного общего образования по биологии. Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень).


2. Количество часов по предмету «Биология», заявленных в федеральном БУПе.



  1. В рамках химико-биологического, биолого-географического и агро-технологического профилей на изучение биологии отводится 3 часа в неделю, однако возможно преподавание предмета по программам для углубленного изучения биологии, рассчитанных на 5 часов за счет часов из III блока (Элективные курсы);

  2. В физико-химическом профиле на изучение биологии отводится 1 час в неделю, но этого недостаточно для формирования целостной картины естественнонаучных представлений в рамках заявленного профиля. Следует отметить тот факт, что многие учащиеся, выбравшие данный профиль, впоследствии будут поступать на химико-биологические специальности. Рекомендуем образовательным учреждениям реализовывать 2-х часовую программу по биологии за счет часов из III блока (Элективные курсы);

  3. В рамках социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, оборонно-спортивного, физико-математического, информационно-технологического, индустриально-технологического профилей биология включена в интегрированный курс «Естествознание» (на его изучение отведено 3 часа в неделю), однако в настоящее время рекомендуем в рамках указанных профилей реализовывать программу по биологии на 1 час в неделю.

  4. В рамках универсального (непрофильного) обучения предлагается изучение биологии 1 час в неделю. Однако за счет Компонента образовательного учреждения (Элективные курсы и пр.) допустимо преподавание биологии в количестве 2-х часов в неделю. Параллельная реализация одночасовой программы курса биологии и элективного курса по биологии (на 1 час) нецелесообразна.

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент) перенесены часы: в 6 классе - 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Природа родного края».


3. Рекомендуемые УМК по предмету «Биология»

Согласно региональному перечню учебников, рекомендованных к использованию в учебном процессе в ОУ Ленинградской области в 2009/10 учебном году, предложены


следующие учебники по
биологии:



Линия Пономаревой И.Н.

1

Пономарева И.Н, Корнилова O.A., Лощилина E.H. Общая биология. 10 кл.

2006

Вентана-Граф

Учебник соответствует авторской программе (Пономарева И.Н. и др.). Может быть использован как на профильном, так и на базовом уровне.

2

Пономарева И.Н, Корнилова O.A., Лощилина E.H. Общая биология. 11 кл.

2006

Вентана-Граф

Учебник соответствует авторской программе (Пономарева И.Н. и др.). Является продолжением учебника "Общая биология" для 10 класса. Может быть использован как на профильном, так и на базовом уровне.

Общая биология: Программы 10-11 класс/ Под ред.

4.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2005.

Линия Сонина Н.И.

1

Захаров В.Б, Мамонтов С.Г, Сонин Н.И.

Общая биология. 10 кл.

2005

Дрофа

Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. Профильный и углубленный уровни.

2

Захаров В.Б, Мамонтов С.Г, Сонин Н.И.

Общая биология. 11 кл.

2005

Дрофа

Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. Профильный и углубленный уровни.

3*

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10-11 кл.

2005

Дрофа

Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. Базовый уровень. Программа. Рабочая тетрадь

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. -М. Дрофа, 2005. (для линии Сонина Н.И.)

Линия Пасечника В.В.

1

Каменский A.A., Криксунов Е.А, Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл.

2003

Дрофа

Завершенная линия Пасечника В.В. Базовый уровень

Примерная программа среднего (полного) образования по биологии (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004

Учебник для изучения предмета «Биология» на углубленном уровне

1

Под ред. Шумного В.К, Рувинского А.О. и др. Биология. 10-11 кл

2006

Просвеще

ние

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Профильный и углубленный уровни.

Дымшиц Г.М. Программа по биологии (http://www.prosv.ru)



* Учебник не включен в областной перечень, но входит в федеральный перечень учебников на 2007/08 учебный год. Для классов, которые занимаются по линии Сонина Н.И. рационально на него ориентироваться при изучении биологии на базовом уровне.

Учебно-тематическое планирование по действующим УМК для 6, 10-11 классов (на 1 и 3 часа) можно найти на сайте http://ipkps.bsu.edu.ru/ в рубрике «Виртуальный методический кабинет. Биология».

Количество демонстраций, лабораторных и практических работ, а также экскурсий, рекомендуемых к выполнению (в соответствии с примерными программами по биологии) предложено в ПРИЛОЖЕНИИ № . О единых требованиях к проведению письменных работ и проверке тетрадей сказано в ПРИЛОЖЕНИИ № 2.


4. Элективные курсы по предмету «Биология» Согласно Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002г №2783.) в рамках профильного обучения предусмотрены элективные курсы и учебно-исследовательские практики.

Следует отметить, что в отличии от элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов курсы по выбору для профильного обучения учащихся должны пройти процедуру экспертизы на муниципальном и региональном уровне. Можно использовать элективные курсы, которые уже прошли экспертизу и помещены в банк данных ЛОИРО или же элективные курсы, которые представлены издательствами «Просвещение», «Дрофа» и Национальным фондом подготовки кадров. Источники приведены ниже:

http://www.profile.edu.ru (Элективные курсы), http://www.drofa.ru (Каталог издательства), http://ipkps.bsu.edu.ru/ (Виртуальный методический кабинет/Химия и биология), http://www.vgf.ru/ (Каталог издательства), http://www.prosv.ru (Каталог издательства).

  1. Журналы «Биология в школе» за 2005 и 2006 гг.

  2. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение/ авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник - 2-е изд, стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

  3. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 2. 1 авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова - М.: Дрофа, 2006.

  4. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 3. / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунов - М.: Дрофа, 2006.

  5. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание»/Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. -М.: Вита-Пресс, 2004.

  6. Алексеев С.В. и др. Экологический практикум школьника: Элективный курс для 10-11 кл. Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.

  7. Федорос Е.И, Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана -Граф, 2006


5. Подготовка к областным и районным олимпиадам по предмету «Биология» Областная олимпиада 2009-2010 учебного года была структурирована согласно методическим материалам, составленным Центральной предметно-методической комиссией по биологии под руководством проф. В.В.Пасечника г. Москва. Материалы включали теоретическую часть – тесты и практическую часть в виде образцов заданий практической направленности.


Методические материалы и спецификация областной олимпиады представлены в виде отдельного документа (приложение 3).

  1. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ М.Б. Беркинблит, СМ. Глаголев, М.В. Голубева и др. - М.: МИРОС - Международные отношения, 1994.

  2. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. - СПб.: «Паритет», 2000.

  3. Всероссийская олимпиада школьников по биологии: Методическое пособие/ Сост. Е.В. Колесова и др; Науч. Ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2005.

  4. Всероссийская олимпиада школьников по экологии: Методическое пособие/ Сост. Г.Г. Швецов; Науч. Ред. Э.М. Никитин. -М.: АПКиППРО, 2005.

  5. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. -М.: Просвещение, 2003.

  6. Черепанов И.В. Биология: бактерии, грибы, лишайники, растения. / И.В. Черепанов. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Также можно воспользоваться литературой, которая указана в пунктах №6 и №7 данного методического письма.


6. Подготовка учащихся к итоговой аттестации по биологии


дифференцированного обучения, технология критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология тестового контроля.


7. Подготовка учащихся к единому государственному экзамену по биологии Содержание проверки на едином государственном экзамене в 2006 году составили знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они были соединены в 7 содержательных блоков:

Биология - наука о живой природе;

Клетка как биологическая система;

Организм как биологическая система;

Многообразие организмов;

Человек и его здоровье;

Надорганизменные системы. Эволюция органического мира;

Экосистемы и присущие им закономерности.

Варианты экзаменационной работы с заданиями (теории, законы, закономерности, понятия), контролирующими теоретические знания, содержали задания практического характера. Среди них большое внимание уделялось контролю компетентностей выпускников:

  • здоровъесберегающей (сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, соблюдение правил здорового образа жизни, личная и общественная гигиена);

  • природоохранной (соблюдение норм поведения в природе, обоснование последствий влияния деятельности человека на окружающую среду, сохранение растений, животных, экосистем и др.);

  • информационной (умение работать с текстом, рисунками, схемами, анализировать их и делать выводы, обобщения);

Экзаменационная работа 2009 г. состояла из 3-х частей: 1(А) - 36 заданий, из них А27-А36 повышенного уровня сложности, 2(В) - 8 заданий повышенного уровня сложности: 3-е выбором нескольких ответов, 5 - на установление соответствия и последовательности биологических объектов, явлений, процессов и часть 3(С) - 6 заданий, из них 1 -повышенного уровня сложности и 5 - высокого. На выполнение экзаменационной работы отводилось 3 часа.

Традиционно высокие результаты продемонстрировали учащиеся при выполнении заданий, контролирующих гигиенические знания, что можно объяснить интересом учащихся к своему организму, вниманием к проблеме сохранения здоровья.

Учащиеся неплохо ориентировались в проблемах экологии, особенностях воздействия антропогенных факторов, роли биогеоценозов в поддержании устойчивости биосферы. Школьники успешно составляли пищевые цепи и указывали в них перемещение веществ.

Наиболее существенные проблемы наблюдались в знаниях выпускников за основную школу: о многообразии организмов и их классификации, ароморфных особенностях отделов растений и типов животных, процессах жизнедеятельности растительного организма (транспорт веществ, транспирация, корневое давление, фотосинтез), разнообразии животных по способам питания.

Низкий уровень усвоения материала выявлен в ответах на вопросы, контролирующие знания об эволюции органического мира: о древних организмах и их связи с современными группами, о конвергенции организмов, значении идиоадаптаций. Плохо сформированы у выпускников знания об основах эмбриологии, практически отсутствует понимание смысла дифференцировки зародышевых листков. Учащиеся не понимают, как дегенерации и идиоадаптаций способствуют достижению биологического прогресса.

По сравнению с 2008 г. выпускники более успешно овладели основными генетическими понятиями, понимают смысл генетических законов, однако решение ряда генетических задач вызывали затруднения.

Больше всего верных ответов выпускники дали на задания части 1, которые соответствуют базовому уровню сложности. В части 2 наибольшие затруднения вызвали у выпускников задания на сопоставление биологических объектов, процессов. По-прежнему

сложными для экзаменуемых остаются задания части 3, требующие развернутого ответа, владения умением письменного изложения своих рассуждений.

Ввиду вышесказанного рекомендуем в 2007-2008 учебном году организовать целенаправленную подготовку учащихся по материалам единого государственного экзамена по биологии. В работе учителю может помочь следующая тематическая литература:

  1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. - М.: Дрофа, 2003-2005.

  2. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения- М.: Дрофа, 2003-2005.

  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. - М.: Дрофа, 2003-2005.

  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология - М.: Дрофа, 2003-2005.

  5. Дольник В.Р. и др. Биология: позвоночные животные: пособие для учащихся/ В.Р. Дольник, М.А. Козлов. - М.: Просвещение, 2005.

  6. Дольник В.Р. и др. Биология: безпозвоночные животные: пособие для учащихся/ В.Р. Дольник, М.А. Козлов. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. -М.: Просвещение, 2003.

  8. Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. /ФИЛИ - М.: Интеллект-Центр, 2007.

  9. Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы. Сборник заданий. СПб.: Просвещение, 2007.

  10. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни: пособие для учащихся/ Б.М. Медников. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2006.

  1   2   3

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Е в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Е в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году» I. Вступление
О преподавании предмета Мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» 1 iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница