Скачать 204.74 Kb.
|
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИСоставитель канд. биол. наук П. П. ГОРОЖАНИН I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ1. Цель дисциплины – ознакомление студентов с основными концепциями биологической науки, проблемами экологии и охраны окружающей среды.2. Учебные задачи дисциплины:
3. Методы преподавания дисциплины:
4. Место дисциплины среди других дисциплин учебного планаНаряду с другими естественно-научными дисциплинами данная дисциплина участвует в создании теоретической базы изучения специальных товароведных дисциплин, подготавливает студентов к изучению таких дисциплин, как «Биохимия», «Основы микробиологии», «Анатомия пищевого сырья», «Биоповреждаемость непродовольственных товаров». 5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В итоге изучения дисциплины студент должен уметь ориентироваться в специальной литературе по биологии и экологии, разбираться в основных проблемах экологии и охраны окружающей среды.6. Формы контроля:
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫРАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯТема 1. Предмет и общая характеристика биологииБиология – наука о жизни. Предмет биологии. Происхождение термина «биология». Основные методы науки биологии. Уровни организации и изучения жизненных явлений. Живые системы. Принципы классификации биологических наук: по предмету изучения (микробиология, вирусология, микология, ботаника, и др.); методам изучения (морфология, физиология, генетика и др.); уровню изучения живых объектов (молекулярная биология, цитология, гистология, анатомия и др.). Частные и общие разделы биологических наук. Связь биологии с другими естественными науками. Становление и развитие биофизики, биогеографии, биохимии, бионики и др. Новейшие направления биологических наук (генная инженерия и др.). Практическое значение достижений современной биологии для увеличения производства сельскохозяйственной продукции, решения кардинальных проблем медицины, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, создания безотходных технологических процессов. Значение выяснения механизмов биосинтеза белка и фотосинтеза для получения органических пищевых веществ вне живых организмов. Основные тенденции развития современной биологии. ЛитератураБазовый учебник: [1. С. 10,11,15–26]. Основная литература: [2. С. 132–134]. Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Рефераты и доклады по теме
Тема 2. Возникновение и развитие жизни на ЗемлеОбщефилософское значение проблемы происхождения жизни. Уровни организации живой материи (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный). Основные свойства живых систем (единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция, ритмичность, энергозависимость). Резкие отличия живых организмов как особой ступени развития материи от объектов физики и химии. Определение понятия «жизнь» (Ф. Энгельс, М. В. Волькенштейн и др.). Современные представления о возникновении жизни на Земле. Гипотеза акад. А. И. Опарина. Абиогенный синтез важнейших органических соединений (работы Л. С. Миллера и др.). Понятие о коацерватных структурах. Переход химической эволюции в биологическую. Начальные этапы развития жизни на Земле. Основные эры и периоды эволюционного развития живых организмов. Происхождение и эволюция человека. ЛитератураБазовый учебник: [1. С. 103–115, 431–471]. Основная литература: [2. С. 134–144, 172–183, 188–195]. Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Рефераты и доклады по теме
Тема 3. Клеточное строение живых организмовКлеточная теория строения организмов (М. Шлейден и Т. Шванн). Клетка – структурная и функциональная единица строения всех живых организмов. Современная формулировка основных положений клеточной теории. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Неклеточные формы жизни – вирусы. Методы исследования строения и функции клеток. Важнейшие химические компоненты клеток. Основные структурные компоненты клеток. Понятие о прокариотах и эукариотах. Роль цитоплазмы, ядра, митохондрий, вакуолей, рибосом и других органоидов. Различия строения растительной и животной клетки. Способы деления клеток. Понятие о плоидности. Жизненный цикл клетки. ЛитератураБазовый учебник: [1. С. 116–159]. Основная литература: [2. С. 144–150]. Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Рефераты и доклады по теме
Тема 4. Размножение и развитие живых организмовФормы размножения организмов (бесполое, вегетативное, половое). Чередование форм размножения. Процесс мейоза и развитие половых клеток. Оплодотворение. Партеногенез. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза. Биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Физиология человека. ЛитератураБазовый учебник: [1. С. 199–253]. Основная литература: [2. С. 150–152]. Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Рефераты и доклады по теме
Тема 5. Основы генетики и селекцииГенетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Генотип, фенотип и норма реакции. Типы изменчивости. Основные закономерности наследования признаков – законы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности. Цитологические основы генетических закономерностей. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Генотипическое определение пола и его хромосомный механизм. Наследственные болезни человека. Связь генетики и эволюционной теории. Селекция – наука о принципах и методах создания и совершенствования пород сельскохозяйственных животных, сортов культурных растений и штаммов промышленных микроорганизмов. Основные методы селекции. Явления инбридинга и гетерозиса, их практическое применение. Успехи традиционной селекции, их роль в решении продовольственной проблемы, получении важных медицинских препаратов и др. Достижения современной генной инженерии и возможные отрицательные аспекты получения и использования «трансгенных» сортов пищевых растений и штаммов микроорганизмов – продуцентов ценных для человека веществ. ЛитератураБазовый учебник: [1. С. 315–351]. Основная литература: [2. С. 152–163]. Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Рефераты и доклады по теме
Тема 6. Многообразие живых организмовСистематика – наука о многообразии организмов, выявлении их сходства и различий и их классификации. Система живого мира. Работы К. Линнея. Бинарная латинская номенклатура для обозначения видов живых организмов. Искусственная и естественная классификация. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род и вид. Царство прокариотов («дробянок»). Основные группы бактерий. Особенности их обмена веществ, размножения. Практическое значение бактерий в медицине, сельском хозяйстве, промышленности. Роль изучения бактерий для специалиста-товароведа. Сине-зеленые водоросли (цианобактерии) и их практическое значение. Царство грибов. Особенности строения, обмена веществ, размножения грибов. Классификация грибов. Практическое значение плесневых грибов, дрожжей и съедобных шляпочных грибов в медицине, сельском хозяйстве, промышленности. Бактерии и грибы, как продуценты ценных для человека веществ, возбудители практически важных технологических процессов, деструкторы продовольствия и непродовольственных материалов (порча пищевых продуктов, биоповреждаемость сырья и товаров), возбудители заболеваний растений, животных и человека. Царство растений. Общие свойства растительных организмов (скелетная роль клеточной стенки, автотрофность, прикрепленность к субстрату, особенности расселения, способность к регенерации, закономерная смена гетероплоидных генераций и др.). Отличия растений от животных. Деление царства на низшие и высшие растения. Особенности классификации растений. Цветковые растения как наиболее сложно устроенные, занимающие господствующее положение в растительном покрове Земли и имеющие наибольшее практическое значение (источники пищевых и лекарственных веществ, древесины и другого технического сырья). Царство животных. Особенности животных организмов (подвижность, наличие скелета, гетеротрофность, наличие нервной системы и сложных поведенческих реакций, отсутствующих у растений, способность к миграциям). Деление царства на беспозвоночных и позвоночных животных. Основы классификации животных. Значение животных в жизни человека – медицинское, сельскохозяйственное, промысловое и др. Роль изучения животного сырья для специалиста-товароведа. Положение человека в системе животного мира. Антропология – наука о биологической природе человека. Человек как биосоциальное существо. Современный этап эволюции человека. ЛитератураБазовый учебник: [1. С. 27–100]. Основная литература: [2. С. 165–172]. Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Рефераты и доклады по теме
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИТема 1. Организм и средаЭкология как одна из биологических наук. Предмет и задачи экологии. Характеристика внешней среды. Понятие об экологических факторах. Классификация экологических факторов (абиотические, биотические, антропогенные). Изменчивость внешних условий. Оптимум фактора. Взаимодействие факторов. Взаимозависимость организма и среды. Важнейшие абиотические факторы (свет, температура, влажность, химический состав среды (в том числе соленость), наличие и доступность кислорода, электромагнитные и радиоактивные излучения). Понятие о лимитирующем факторе. Явление периодичности в действии факторов. Суточные и сезонные ритмы. Биотические факторы – формы взаимоотношений между организмами (нейтрализм, симбиоз, антагонизм, паразитизм, хищничество). Пищевые взаимоотношения организмов. Экологическая система, биоценоз, биогеоценоз. Структура и устойчивость биогеоценозов. Природные и искусственные экосистемы (в том числе агробиоценозы). Понятие о пищевых цепях и экологических пирамидах. Смена биогеоценозов. Круговорот веществ в природе. ЛитератураБазовый учебник: [1. С. 547–578]. Основная литература: [1. С. 41–74; 2. С. 195–206]. Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Рефераты и доклады по теме
Тема 2. Биосфера и человекБиосфера и ее границы. Понятие о биомассе и ее свойствах. Превращения энергии в биосфере. Биосфера и эволюция. Экология человека. Роль человека в биосфере. Возникновение ноосферы (акад. В. И. Вернадский). Нарушение человеком природных закономерностей в биогеоценозах Земли и его последствия. Влияние человеческой деятельности на биосферу. Возможность экологического кризиса и возможные пути его предотвращения. Природные и искусственные чрезвычайные экологические ситуации и пути их преодоления. Значение экологических знаний для изучения товароведения. Понятие об «экологической чистоте» продовольствия и промышленных материалов, питьевой воды, воздуха и почвы. ЛитератураБазовый учебник: [1. С. 579–596]. Основная литература: [1. С. 107–111, 123–134; 2. С. 195–206]. Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Рефераты и доклады по теме
Тема 3. Охрана природыЭкология и охрана природы. Важность поддержания естественного равновесия в окружающей человека среде обитания. Нарастающая необходимость комплексных природоохранных мер. Охрана природы как важнейшая задача экологов. Охрана почв, воздуха и водных бассейнов, отдельных видов и целых экосистем. Создание национальных парков и природных заповедников. Политические и экономические аспекты комплексных природоохранных мероприятий. Взаимосвязь экологии и экономики. Биолого-экологический практикум. ЛитератураБазовый учебник: [1. С. 597–600]. Основная литература: [1. С. 189–199, 209–221; 2. С. 195–206]. Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Рефераты и доклады по теме
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫБазовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
IV. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫВопросы к экзамену по дисциплине
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
О к о н ч а н и е т а б л .
|
![]() | Пояснительная записка Программой предмета «Биология с основами экологии» Учебно-методические материалы (заочное обучение) по дисциплине «Биология с основами экологии» / по направлению подготовки 110400... | ![]() | Биология фчз А618157 Биология с основами Биология с основами экологии : учебник / ред. А. С. Лукаткин. М. Академия, 2008. 397 с |
![]() | Балашовский филиал ларионов М. В. Биология с основами экологии Б63 Биология с основами экологии: Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений небиологических специальностей... | ![]() | Литература Основная: Биология с основами экологии. Учебник для вузов Биология с основами экологии. Учебник для вузов / Д. В. Вахненко. Т. С. Гарнизоне си. Колесников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 448... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии «Биохимия», «Основы микробиологии», «Анатомия пищевого сырья», «Биоповреждаемость непродовольственных товаров» | ![]() | Программа дисциплины ен. Ф. Биология с основами экологии «050201. 65 математика с дополнительной специальностью» Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т д |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биология с основами экологии» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общеобразовательных дисциплин государственного образовательного стан Учебно-методический комплекс: Биология с основами экологии(Учебная и рабочая программы, методические материалы). Направление 110300... | ![]() | «Биология с основами экологии» По циклу ен – общие математические и естественнонаучные дисциплины, федеральный компонент |
![]() | Примерная программа наименование дисциплины «Биология с основами экологии» Понимать смысл современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинно-следственных связях, квалифицированно... | ![]() | Программа дисциплины Данная программа по дисциплине "Биология с основами экологии" предназначена для подготовки специалистов-химиков. Ее особенность состоит... |