Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение»




Скачать 219.16 Kb.
НазваниеРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение»
Дата16.11.2012
Размер219.16 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа с. Софьино Аркадакского района Саратовской области


«Рассмотрено» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Директор МОУ – ООШ с. Софьино

_______ /Н.В. Латыгина/ _________ /Т.В. Шмелева/

Протокол № ___ Приказ № ___

от «___» _____ 2011 г. от «___» _____ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шишкиной Надежды Викторовны

(I квалификационная категория)

по учебному курсу «Краеведение»

7 класс


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ___ от «___» ______ 2011 г.


2011 – 2012 учебный год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ авторы Н.В.Дмитриева, В.Ю.Крестьянинов

Соответствует БУПу 2004 г.

Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 7-го класса.

Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

  1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

  2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

  3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

  4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

  5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

  6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

  7. Научить детей чувствовать красоту природы.

  8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

  9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе продиктовано следующим:

  1. Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

  2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

  3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.



* - уроки с использованием ИКТ.


II. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

Дата

Методическое содержание

Практические работы

Тематический контроль

Тип урока + ИКТ

Домашнее задание

план

факт

ВВЕДЕНИЕ.









Что изучает биологическое краеведение? Источники информации.







Вводная лекция с элементами беседы

С. 3 - 6

Раздел 1. Растительный мир.









Грибы. Споровые растения.




Фронтальная беседа

Изучение нового материала

С. 7 §1.1









Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области.*




Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений


§ 1.2









Флора Саратовской области.

Практическая работа №1 «Составление схемы Разнообразие флоры нашего края»

Эвристическая беседа

Актуализация знаний и умений, практикум












Лесная растительность. *




Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений


1.3









Степная и полупустынная растительность. Луговая растительность.*

Практическая работа №2. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ.

Работа с дополнительной литературой

Актуализация знаний и умений, практикум

§ 1.4-1.5









Прибрежно-водная растительность.




Фронтальная беседа

Актуализация знаний и умений

§ 1.6

урока

Дата

Методическое содержание

Практические работы

Тематический контроль

Тип урока

Домашнее задание

план

факт









Интересные растения Аркадакского района.*

Практическая работа №3 «Составление рефератов об интересных растениях района»

Работа с дополнительной литературой

Актуализация знаний и умений, практикум












Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.




Фронтальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 1.7









Растения засолённых почв.*




Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 1.8









Растительность Саратовской области.




Проверка знаний и умений

Проверка знаний




Раздел 2. Животный мир.









Животные обитающие в лесу.




Беседа

Актуализация знаний и умений

§ 2.1









Степные животные.




Фронтальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 2.2









Кто живёт около водоёмов? Водные животные.*




Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 2.3 – 2.4









Беспозвоночные животные.*




Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 2.5









Животные Аркадакского района.*

Практическая работа № 4. «Характеристика животного мира Аркадакского района».

Работа с текстом

Актуализация знаний и умений, практикум




урока

Дата

Методическое содержание

Практические работы

Тематический контроль

Тип урока

Домашнее задание

план

факт









Опасные животные Саратовской области.*




Фронтальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 2.6









Сельскохозяйственные животные. Животные – вредители.*




Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 2.7 – 2.8









Животные на улицах города.

Практикум

Актуализация знаний и умений

Актуализация знаний и умений

§ 2.9









Животный мир.




Проверка знаний и умений

Проверка знаний




Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края.









Геохронология, как наука.




Беседа

Актуализация знаний и умений

§ 3.1









Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.*




Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 3.2









Ископаемые позвоночные животные.




Фронтальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 3.3









Ранняя история Земли. Палеозойская эра.

Практическая работа. «Составление таблицы палеонтологических объектов местности».

Актуализация знаний и умений

Актуализация знаний и умений

§ 3.4









Мезозойская эра.*




Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 3.5









Кайнозойская эра.*

Практикум

Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 3.6









Живое прошлое Саратовской области.




Проверка знаний и умений

Проверка знаний и умений




урока

Дата

проведения


Методическое содержание

Практические работы

Тематический контроль

Тип урока

Домашнее задание

план

факт




Раздел 4. Охрана природы.









«Красная книга Саратовской области»*

Практикум

Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 4.1









«Красная книга Саратовской области»*

Практикум

Фронтальный и индивидуальный опрос

Актуализация знаний и умений

§ 4.1









Особо охраняемые территории Саратовской области.




Актуализация знаний и умений

Актуализация знаний и умений

§ 4.2









Проектная работа «Красная книга Аркадакского района».

Практикум

Актуализация знаний и умений

Исследовательская работа












Проектная работа «Красная книга Аркадакского района».

практикум

Актуализация знаний и умений

Исследовательская работа




Резервное время – 2 часа









Растительный и животный мир Саратовской области.




Тестирование итоговое

Проверка знаний и умений












Итоговое повторение по всему курсу «Биологическое краеведение»




Актуализация знаний и умений

Актуализация знаний и умений






III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Введение. (1 час)

  2. Раздел 1. Растительный мир. (10 часов)

Грибы. Споровые растения. Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. Флора Саратовской области. Лесная растительность. Степная и полупустынная растительность. Луговая растительность. Прибрежно-водная растительность. Растения, обитающие на меловых и песчаных породах. Растения засолённых почв.

  1. Раздел 2. Животный мир. (9 часов)

Животные обитающие в лесу. Степные животные. Кто живёт около водоёмов? Водные животные. Беспозвоночные животные. Опасные животные Саратовской области. Сельскохозяйственные животные. Животные – вредители.

  1. Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края. (7 часов)

Геохронология, как наука. Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения. Ископаемые позвоночные животные. Ранняя история Земли. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра.

  1. Раздел 4. Охрана природы. (5 часов)

«Красная книга Саратовской области». Особо охраняемые территории Саратовской области.

  1. Резервное время. (2 часа)

Растительный и животный мир Саратовской области. Итоговое повторение по всему курсу «Биологическое краеведение»


IV. УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ:

  1. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).

  2. Изучение флоры города (поселка) и его окрестностей.

  3. Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд).

  4. Экскурсия в карьер на обрыв или в места выхода древних пород.

  5. Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия.



V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести умения:

  1. собирать информацию по заданной теме;

  2. оформлять свои наблюдения в виде буклетов, презентаций, альбомов;

  3. выступать с краткими сообщениями.



VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


  1. Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2009.

  2. Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2009.

Рекомендованная литература:

1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.

2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 – 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 – 2006 гг.

3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.

4. Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.

5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.

6. Строев К.Ф. Краеведение. М. "Просвещение" 1974,. 142с.

7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.

8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

п/п


урока

Дата

проведения


Тема урока

ИКТ



план

факт


1.

3







Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области.

Презентация по теме урока

2.

5







Лесная растительность.

Презентация по теме урока

3.

6







Степная и полупустынная растительность. Луговая растительность.

Презентация по теме урока

4.

8







Интересные растения Аркадакского района.

Презентация по теме урока

5.

10







Растения засолённых почв.

Презентация по теме урока

6.

14







Кто живёт около водоёмов? Водные животные.

Презентация по теме урока

7.

15







Беспозвоночные животные.

Презентация по теме урока

8.

16







Животные Аркадакского района.

Презентация по теме урока

9.

17







Опасные животные Саратовской области.

Презентация по теме урока

10.

18







Сельскохозяйственные животные. Животные – вредители.

Презентация по теме урока

11.

22







Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

Презентация по теме урока

12.

25







Мезозойская эра.

Презентация по теме урока

13.

26







Кайнозойская эра.

Презентация по теме урока

14.

28







«Красная книга Саратовской области»

Презентация по теме урока

15.

29







«Красная книга Саратовской области»

Презентация по теме урока

Похожие:

Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «История»
Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса и рассчитано на 40 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «История»
Планирование составлено на основе программы "Всеобщая история". Авторы программы: Колпаков С. В., Пономарёв М. В., Рогожкин В. А.,...
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «История»
Планирование составлено на основе программы "Всеобщая история". Авторы программы: Колпаков С. В., Пономарёв М. В., Рогожкин В. А.,...
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «История»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа педагога мыльниковой Ольги Эдуардовны, высшая квалификационная категория по учебному курсу «Алгебра» 7-9 класс Базовый уровень
...
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа педагога хусаиновой Анисы Фаритовны, I квалификационная категория по учебному курсу «Биология»
Мбоу «Беденьговская основная общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа педагога шашаева Александра Григорьевича, I квалификационная категория по учебному курсу «Обществознание»
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой...
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа педагога комиссаровой Татьяны Петровны, II квалификационная категория по учебному курсу «Обществознание»
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой...
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «Краеведение» iconРабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница