Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы




Скачать 210.16 Kb.
НазваниеПрограмма: 9 – 17 лет. Срок реализации программы
Дата16.11.2012
Размер210.16 Kb.
ТипПрограмма
МОУ ДОД ДЮЦ « Звездочка» город Томск


Утверждаю

Директор МОУ ДОД ДЮЦ

« Звездочка» г. Томск

_______________ Матова О.А.

«___»_______2010


Программа

экологического кружка « Юный эколог»


второй год обучения


Возраст детей, на которых рассчитана программа: 9 – 17 лет.


Срок реализации программы 1 год


Автор программы: учитель биологии высшей квалификационной категории,

педагог дополнительного образования Цыганкова Ольга Владимировна


2010-2011


Пояснительная записка

Программа экологического кружка « Юный эколог» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.

Существует большое количество авторских программ кружков экологической направленности, направленных на изучение собственно экологии, а также химии, биологии и других смежных дисциплин, кружки краеведческой направленности также включают широкий спектр направлений воспитательной работы (литературное, туристическое, историческое краеведение). Данная программа базируется на принципах гуманистической экологии и рассчитана на формирование у учащихся мировоззрения нового типа.

Принципы организации образовательного процесса, реализующиеся в данной программе:

  1. Принцип «малой родины» - географической конкретности гуманитарно-экологических исследований и образовательных инициатив

  2. Принцип вовлечения в живой традиционно-культурный диалог

  3. Принцип внимания к вариативности и полной паспортизации материала традиционной культуры

  4. Принцип экологической интерпретации и этно- экологического анализа материала традиционной культуры

  5. Принцип традиционно-культурного описания природных объектов и гуманитарно-экологического картирования

  6. Принцип иллюстративности первичным материалом

  7. Принцип педагогической актуализации географически-конкретных традиционных культур

  8. Принцип гуманитарно-экологического педагогического комплекса.

При реализации данной программы отбор предметного содержания, форм и методов осуществлении образовательного процесса направлен на формирование мировоззрения нового общества устойчивого развития:

  1. Принцип единства (все мы являемся частью природы).

  2. Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).

  3. Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).

  4. Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).

  5. Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).

  6. Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю по крайней мере такой ж, если не лучше, чем она была для нас).

  7. Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).

  8. Принцип: люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью).

Данная программа рассчитана на работу с разновозрастной группой учащихся, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников.

В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок « Юный эколог» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.

Кружки экологической, краеведческой и этно-экологической направленности решают важные и разнообразные психолого-педагогические задачи:

  • образовательная – у воспитанников расширяется кругозор, происходит переосмысление места и роли человека в природе, понимание принципов функционировании человеческого общества, построенного на законах, которые являются отражениями закономерностей, существующих в природе, активизируется мыслительная деятельность через самостоятельное изучение нового материала и исследовательскую деятельность, тренируется наблюдательность в ходе фенологических изысканий.

  • воспитательная – у ребенка формируется потребность в новом типе отношений между человеком и природой, развивается любовь к своей малой родине, уважение к традициям и истории своего народа, происходит переосмысление ценностей и потребностей в соответствии с философией общества устойчивого развития, развиваются умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава)

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Программа рассчитана на 9 – 17-летних детей.

Программой предусматривается 216 занятий (6 часов в неделю) в течение одного учебного. Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более длительное время.

Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, дидактические карточки, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.


Цель программы:

Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.

Задачи программы:

  1. Изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к лесу и его обитателям

  2. Формирование представлений о лесе как универсальной ценности

  3. Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся

  4. Привитие любви к природе родного края и вовлечение учащихся в реальную деятельность по охране природы родного края

  5. Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение)

  6. Изучение природопользования в Томской области


Ожидаемый результат:

  1. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.

  2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.

  3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

  4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.

  5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

  6. Участие в районных и областных конкурсах.



Общие сведения о кружке:

вид кружка

переменного состава

год занятия кружка

первый, второй

количество членов кружка

12 -15 человек

возраст кружковцев

9 – 17 лет

количество занятий

6 часов в неделю

216 часов в учебный год

место занятий

МОУ гимназия № 6 город Томск

Учебно-тематический план.





Тема занятия

количество часов

Дата

проведения

теорет.

практ.

всего

1

Природа: многообразие форм и красок

3

11

14




2

Природа в наших ощущениях

3

10

13




3

Геометрия живой природы

3

6

9




4

Лес и его обитатели

3

3

6




5

Лесные ремесла

3

9

12




6.


Видовое многообразие организмов леса

6

3

9




7.

Изучение структуры лесного сообщества

3

3

6




8.

Влияние деятельности человека на лесное сообщество

3

3

6




9.

Влияние леса на микроклимат

3

3

6




10

Лишайниковый мониторинг

3

3

6




11.

Мониторинг на основе эпифитных мхов




3

3




12.

Хвойные деревья как индикатор загрязнения

3

6

9




13

Зеленые насаждения соответствующие естественным сообществам в городе Томске

3

12

15




14

Памятники природы Томского района

5

21

26




15

Музей леса

3

6

9




16

Минералогический музей

3

3

6




17

Зоологический музей ТГУ

3

3

6




18

Творческий проект

6

20

26




19

Лаборатория экологического центра

3

6

9




20

Станция защиты растений

3

6

9




21

Калтайский заказник

3

6

9




22

Итоговая конференция




2

2






Содержание программы.


Тема 1. Природа: многообразие форм и красок (14 часов)

Теория: знакомство с оборудованием, необходимым для работы во время наблюдений: полевой дневник, компас, лупой, определителем растений и животных, справочниками, картой местности. Четыре основных качества, необходимые каждому во время наблюдений в природе: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Четыре вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к наблюдению: зачем, что, где, как наблюдать.

Практика 1. Экскурсия на ООПТ «Дызвездный ключ»

2. Оформление результатов экскурсии (презентации, фотоотчет)


Тема 2. Природа в наших ощущениях (13 часов)

Теория: Сенсорное восприятие – один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление гаммы оттенков зелёного цвета – основного цвета леса, коричневого – цвета коры и почвы, голубого – цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как связь, стройность, соразмерность.

Практика: 1. Экскурсия в музей – заповедник под открытым небом «Томская писаница»

Тема 3. Геометрия живой природы ( 9 часов)

Теория: Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных – способ достижения дополнительной жесткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль. Растут побеги, двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков. Развертываются побеги папоротника, спирально расположены почки, и листья на побеги. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Практика: 1. Техника рисования природы: монотипия, акватипия, трафареты.

2. Презентации «Геометрия живой природы»


Тема 4. Лес и его обитатели

Теория: Наблюдения за растениями и животными в Ботаническом саду. Изучение условий обитания, особенностей произрастания – одиночные, образуют заросли, угнетен ли рост. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов. Особенности поведения живых организмов.

Практика: 1. Фотографирование живых объектов.


Тема 5. Лесные ремесла (12 часов)


Теория: Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте, плетение из лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павлопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская, сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (брезгливость, отвращение). Лесная палитра: растения – красители. Красильная мастерская в работе: окрашивание тканей природными красителями. Рисование природными красками. Лес – кормилец, врачеватель. Лесное меню. Лекарственные растения леса

Практика: 1. Презентации «Резьба по дереву», «Берестоплетение», «Матрешки»

2. Презентация «Лекарственные растения Томской области»

3. Флористика


Тема 6. Видовое многообразие организмов леса (9 часов)


Теория: Изучение многообразия видов живых организмов, образующих сообщество лесса. Изучение растительного сообщества леса. Доминирующие виды растений и виды-эдификаторы (сопутствующие). Влияние преобладающих видов на условия жизни в экосистеме. Различные способы изучения видового состава беспозвоночных и позвоночных животных леса. Организация микрозаповедников. Инвентаризация и описание памятников природы. Установление лесных охранных знаков.

Практика: 1. Описание памятника природы «Дызвездного ключа»


Тема 7. Изучение структуры лесного сообщества (6часов)


Теория: Распределение растений и животных по ярусам – условие существования различных видов организмов в сообществе. Сезонные и суточные изменения структуры сообщества – хронологическая структура леса. Описание основных ярусов растительности леса: древесного, кустарникового, травянисто - кустарникового, мохово-лишайникового. Установление различных видов взаимосвязи ярусов леса.


Практика: 1. Описание ярусности и сезонных изменений Магадаевского кедровника.


Тема 8. Влияние деятельности человека на лесное сообщество (6 часов)


Теория: Оценка состояния лесного сообщества. Определение степени деградации леса под воздействием человека. Выявление признаков повреждения деревьев с использованием шкалы визуальной оценки их состояния по внешним признакам. Установление причин обнаруженных повреждений. Сравнительное изучение видового многообразия леса в местах, подвергающихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию. Залечивание ран на деревьях, нанесенных человеком.


Практика: 1. Залечивание ран на деревьях, нанесенных человеком.


Тема 9. Влияние леса на микроклимат (6часов)


Теория: Сравнительное изучение температуры воздуха и почвы в лесу и на открытом пространстве. Изучение изменения скорости ветра в лесу и на открытом пространстве с использованием шкалы Бофорта. Установление зависимости между плотностью травянистого покрытия и освещенностью в различных участках леса. Визуальная шкала оценки интенсивности освещенности. Изучение влияния фитонцидов различных растений леса на микроорганизмы с использованием микроскопа. Наблюдение за действием сока, полученного из хвои сосны и стеблей черемухи на простейших.


Практика: 1. Опыт в лаборатории «Действие сока их хвои сосны и сока их стеблей черемухи на микроорганизмы»


Тема 10. Лишайниковый мониторинг (6 часов)


Теория: Мониторинг – проведение систематических наблюдений с целью составления прогноза дальнейших изменений состояния окружающей среды или отдельных её элементов. Определение степени загрязнения воздуха в районе практики по видовому составу лишайников. Простейший тест на чистоту воздуха с использованием трехбалльной шкалы.


Практика: 1. Лишайниковый мониторинг Михайловской рощи.


Тема 11. Мониторинг на основе эпифитных мхов

Практика: 1. Описание эпифитных мхов на стволах 10 деревьев по выбору в Михайловской роще. Фотографирование мхов на различных участках деревьев.


Тема 12. Хвойные деревья как индикатор загрязнения (9 часов)


Теория: Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей среды. Определение уровня загрязнения по состоянию побегов, хвои и шишек хвойных деревьев сосны.


Практика: 1. Описание состояния хвойных деревьев в Ботаническом саду, оценка их состояния, оценка уровня загрязнения окружающей среды.


Тема 13.

Зеленые насаждения соответствующие естественным сообществам в городе Томске (15 часов) 3+12


Теория: Видовой состав растений разных ярусов в искусственных насаждениях города.

Интенсивность процессов жизнедеятельности.

Практика: 1. Описание основных ярусов растительности: древесного, кустарникового, травянисто - кустарникового, мохово-лишайникового в Троицком сквере.

2. Описание основных ярусов растительности: древесного, кустарникового, травянисто - кустарникового, мохово-лишайникового в городском саду

3. Описание основных ярусов растительности: древесного, кустарникового, травянисто - кустарникового, мохово-лишайникового в Буф-саду.

4. . Описание основных ярусов растительности: древесного, кустарникового, травянисто - кустарникового, мохово-лишайникового в Ботаническом саду.


Тема 14. Памятники природы Томского района (26 часов) 5+ 21


Теория: Что такое памятники природы, почему их надо охранять. Ботанические, зоологические, геологические, ландшафтные, водные памятники природы Томского района

Практика: 1. Учебный фильм «Особо охраняемые территории Томской области»

2. Ботанические памятники природы (экскурсия, презентация, описание)

3.Зоологические памятники природы (экскурсия, презентация, описание)

4. Геологические памятники природы (экскурсия, презентация, описание)

5. Ландшафтные памятники природы (экскурсия, презентация, описание)

6. Водные памятники природы (экскурсия, презентация, описание)

7. Водные памятники природы (экскурсия, презентация, описание)


Тема 15. Музей леса (9 часов)


Теория: История создания музея леса в селе Тимирязево. История развития и освоения лесов в Томской области в царской России и в настоящее время. Уровень развития лесной промышленности в области.


Практика: 1.Экскурсия в Музей леса село Тимирязево.


Тема 16. Минералогический музей (6 часов)


Теория: История создания музея минералов ТПУ. Роль живых организмов и условий среды в образовании минералов.

Практика: 1. Экскурсия в музей минералов ТПУ


Тема 17. Зоологический музей ТГУ (6 часов)


Теория: Зачем нужен зоологический музей ТГУ. Его роль в обучении студентов и школьников города Томска. Экологическое просвещение населения.


Практика: 1. Экскурсия зоологический музей ТГУ


Тема 18. Творческий проект (26 часов) 6 +20


Теория: Как написать проект, этапы проектной деятельности, оформление результатов проекта, план работы над проектом. Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач. Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. Осуществление и оформление проекта. Выполняется один групповой или индивидуальный проектов по теме, выбранной учащимися.


Практика: Защита проектов:

1. «Особо охраняемые территории Томского района, организация их сохранности и охраны»

2. «Организация зеленых уголков в городе Томске»

3. «Озеленение рекреаций гимназии»

4. «Озеленение гимназической территории»


Тема 19. Лаборатория экологического центра (9 часов)


Теория: Для чего нужна лаборатория. Какие исследования в ней проводят, кто в ней работает, где получить соответствующее образование, кому нужны данные лаборатории


Практика: 1. Экскурсия в лаборатории. Экологического центра


Тема 20. Станция защиты растений (9часов)


Теория: От кого защищают растения, для чего это нужно. Как уберечь себя от ядов и пестицидов. Биологические, химические методы борьбы с вредителями растений.


Практика: 1. Экскурсия на станцию защиты растений ТГУ


Тема 21. Калтайский заказник ( 9 часов)


Теория: История создания заказников, ООПТ, памятников природы в Томской области. Видовой состав растений и животных. Сотрудники заказников.


Практика: 1. Экскурсия В Калтайский заказник.


Тема 22. Итоговая конференция ( 2 часа)

Практика: Публичная защита презентаций, рефератов по итогам работы.


Требования к уровню экологической подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятия: экология, окружающая природная среда, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы, мониторинг.

  2. Особенности экологического состояния природы Чувашской Республики . Источники загрязнения.

  3. Проблемы и пути решения улучшения окружающей среды.

  4. Методы исследования природных сред и объектов. Правила личного поведения в природе.

  5. Особо охраняемые природные территории.


Учащиеся должны уметь:

  1. Оценивать экологическое состояние природных ресурсов своего края.

  2. Выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

  1. Оценивать экологическое состояние природных сред и объектов своей личности.

  2. Прогнозировать улучшение, восстановление, меры по охране природы родного края.

5. Участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности.

6. Строго соблюдать правила поведения в природе.


Техническое оснащение программы.

  1. Типовое здание школы.

  2. Компьютеры, принтер, сканер.

  3. Цифровой фотоаппарат.

  4. Медиапроектор

  5. Магнитофон.

  6. Интерактивная доска

Необходимая материальная база.

  1. Инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, канцелярские принадлежности)

  2. Расходные материалы (бумага, магнитные носители).

Воспитательные мероприятия:

    • дидактические игры и игровые моменты на занятиях;

    • конкурсы и игры;

    • коллективные творческие дела,

    • внеклассные мероприятия,

Работа с родителями:

    • анкетирование «Мнение об организации и проведении кружка;

    • посещение занятий родителями;

    • участие в опросах, проводимых учащимися, по сбору этнографическое и другой информации;

    • «Дни открытых дверей»;

    • индивидуальные беседы.

Документы и материалы,
с учетом которых составлена программа:

  1. Конституция РФ.

  2. Конвенция ООН «О правах ребенка».

  3. Закон об образовании.

  4. Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, от 22 февраля 1997 г.// Вестник образования №6, 1997 г.

  5. Программа кружков для внешкольных учреждений общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986 г.

  6. Программа развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2004 гг.



Литература:

  1. Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образования: понятия, принципы, проекты // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.

  2. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.

  3. Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.

  4. Мезенцева В.Д. Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.

  5. Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000.

  6. Рюкбейль Н.А. Экология и мировоззрение. Программа для детей среднего школьного возраста. Новосибирск, 2000.

  7. И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.

  8. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;

  9. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;

  10. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2005 г.», г. Сыктывкар, 2006 г.

  11. Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.

  12. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. - М.: Агар, 2000.

  13. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997

  14. Красная Книга Томской области

  15. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.

  16. Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.

  17. Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.


Литература для учителя.

  1. Биология, экология, здоровый образ жизни / Составитель Балабанова В.В., Максимцева Т.А. – Волгоград: Учитель.

  2. Рохлов B.C. Школьный практикум. Биология. Человек. - М, Дрофа, 1998

  3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2006г.».

  4. Зелёный пакет. Комплект образовательных материалов. - Венгрия, РЭЦ, 2005 –С-Пб; С. 85-117; 203-208; 234-237.

  5. Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Фёдоров А.В. Экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды в России, М.: Аргус, 1994

  6. Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113; 191-204.

  7. Симонова Г. А. Экология и мы. - Сыктывкар, 2002

  8. Фёдорова А.И., Никольская. Практикум по экологии и охране окружающей среды. М: ВЛАДОС, 2001 - с. 177; 203

  9. ХотунцевЮ.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.: Устойчивый мир, 2001 - с. 163

Похожие:

Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПрограмма: 9 – 17 лет. Срок реализации программы
Программа «Экология и мы» экологического кружка «Фиалка» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconЗакон РФ «Об образовании»
Моу – сош №6 г. Маркса №256 от 30. 08. 2007г. Срок реализации программы – 5 лет (2007-2012гг.)
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПояснительная записка программы дополнительного образования детей
Программа «На материках и океанах», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, составлена на основе «Программы для общеобразовательных...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПрограмма для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет
Целью хорового пение является развитие слуха, музыкальности детей, необходимых для овладения исполнительским искусством
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconОбразовательная программа «Веселый художник» Возраст учащихся: 7-10 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Баранова Наталия Геннадьевна, педагог моу дод цдод «Уникум»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПояснительная записка Программы дополнительного образования детей
Программа «Решение расчетных задач по химии», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, утверждена на Методическом Совете...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПрограмма воспитания школьников моу «сош №11»
Данная программа рассчитана на всех школьников с 1-го по 11-й классы, педагогов, классных руководителей, родителей. Срок реализации...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПрограмма дополнительного образования рассчитана на обучающихся 6-7 классов. Срок реализации программы 1 год
Содержание программы дополняет и систематизирует знания, полученные на уроках биологии
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconОбразовательная программа Лидер Возраст детей: 13 17 лет Срок реализации: 1 год Автор программы: Храмова Наталья Владимировна
Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconНормативный срок освоения программы 5 лет
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница