Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния»




Скачать 180.32 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния»
Дата16.11.2012
Размер180.32 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ


Кафедра агроинженерных дисциплин


Методические рекомендации

по дисциплине ЕН.Ф.05. «Биология с основами экологии»


для специальности

310700 - Зоотехния


Абакан 2004


Хакасский филиал

Федерального Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»


Биология с основами экологии


Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для

контрольной работы студентов 1 курса

специальности 310700 - «Зоотехния»


Абакан 2004


УДК 333.103(075.8)

Составитель: Н.М.Врублевская - старший преподаватель


Биология с основами экологии

Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для Контрольной работы (сост. Н.М.Врублевская, ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ, Абакан, 2004-12с)


Предназначены студентам заочной формы обучения для специальности 310700 «Зоотехния»


Печатается по решению учебно-методического Совета ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ. Протокол № __ ____200_г.


Рецензенты:

ФГОУ ВПО КрасГАУ Хакасский филиал, 2004


Введение

Биология - это наука о живом. Биология и экология - это современный комплекс наук о живом, о происхождении, росте, развитии, наследственности и изменчивости организмов, о взаимоотношении организмов между собой и со средой, о результатах деятельности человека в окружающей среде и воздействии факторов, порожденных этой деятельностью, на организм человека, животных и растений.


1.Общие методические рекомендации по изучению дисциплины.

Студенты - заочники 1 курса специальности 310700 - «Зоотехния» изучают дисциплину «Биология с основами экологии», согласно учебному плану, рассмотренным методическим советом ХФ КрасГАУ, одобренным учебным советом университета от «__»____200_, утвержденным ректором ФГОУ ВПО КрасГАУ от «__»____200_ и рабочей программе дисциплины, утвержденной советом кафедры агроинженерных дисциплин «__»____200_.

Предметом биологии с основами экологии являются: принципы и методы классификации организмов, живые системы, человек, основы экологии. Изучение дисциплины «Биология с основами экологии» осуществляется в следующем порядке. На предшествующем курсе в период лабораторно -экзаменационной сессии преподаватель проводит установочные консультации, на которых рассматриваются особенности содержания дисциплины, а также даются задания и рекомендации по выполнению контрольной работы.

Работа студента - заочника при изучении курса слагается из самостоятельных занятий в межсессионный период и работы в филиале в период сессии.

Самостоятельную работу начинают с проработки методических рекомендаций. Изучая разделы курса, используют основную и добавочную литературу, приведенную в библиографическом списке. Основные положения и сведения, следует законспектировать. Студент выполняет контрольную работу, которая должна быть представлена не позднее чем за месяц до начала лабораторно - экзаменационной сессии. Ответы должны полно отражать сущность, знание, обоснование задач, иллюстрироваться цифровыми материалами, написана аккуратно, понятным подчерком. Объем контрольной работы 10-12 страниц. Список используемой литературы (5-10 источников). По темам, которые вызывают затруднения при самостоятельном изучении курса и выполнении контрольной работы, студент может обращаться за консультацией на кафедру агроинженерных дисциплин. Студент, успешно выполнивший контрольную работу, прослушавший курс лекций и сдавший лабораторно - практические занятия, допускается к экзамену.


Таблица №1 Распределение учебного времени для изучения дисциплины.




Наименование тем


Всего часов


Распределение времени


Самост. работа


Литера тура











Лекци и


Практическ ие, лабораторн ые занятия








1


Живые системы


56(56)


2(2)


4(4)


50(50)


1-4


2


Человек


78(78)


4(4)


4(4)


70(70)


3,4


3


Основы экологии


66(66)


4(6)


6(6)


56(54)


3,4


4


Всего (час)


200(200)


10(12)


14(14)


176(174)






1.Методические советы по изучению тем дисциплины.

Тема 1. Живые системы.

Химия жизни. Уровни организации живых систем, общие свойства живых систем. Клетки и организмы. Многообразие биологических видов, разнообразие жизни на земле, отношения в сообществах живых организмов. Экосистемы и биосфера. Индивидуальное и историческое развитие живых систем. Эволюция органического мира.

Вопросы для самопроверки:

1 .Дайте определение систематике и назовите основные ее разделы.

2.Назовите свойства живого. Укажите, какие из этих свойств характерны для неживого и какие только для живого.

3.Сформулируйте основные положения клеточной теории.

4.Почему современную теорию эволюции называют синтетической и в чем состоит ее отличие от классического дарвинизма.

5.Назовите главные направления в эволюции, приведите примеры.

Тема 2. Человек.

Особенности биологического вида. Физиологические основы сохранения жизнеспособности и здоровья человека. Место человека в эволюции земли.

Вопросы для самопроверки:

1 .Назовите свойства, по которым человек отличается от животного.

2.Как вы понимаете биологическую и социальную сущность человека.

3.Какие вы знаете группы людей, возникшие в результате экологической изменчивости.

4.Когда и как естественный отбор действовал в эволюции человека.

5.Какова роль труда в антропогенезе.


Тема 3. Основы экологии.

Современные представления о структуре и эволюции биосферы, соподчинении и взаимосвязи элементов в экосистемах. Основные принципы природопользования. Примеры изменений в биосферных процессах и в жизни человека, связанные с успехами биологических наук.

Вопросы для самопроверки:

1 .Дайте определение экологии.

2.Назовите абиотические факторы среды и каково их значение в применении

к человеку.

З.Что представляют собой биомы, как они формируются.

4.Что является элементарной единицей биосферы.

З.Что такое пищевая цепь, как много этих цепей в экосистеме.


Таблица №2.

Список рекомендуемой литературы для изучаемой дисциплины.



Автор

Наименование

Год и место издания

ОСНОВНАЯ

1


Чебышев Н.В, Гринева Г.Г и т.д

Биология


М.:ВУНМЦ 2000


2


Пехов А.П


Биология с основами экологии

Спб.: Лань 2002


3

Либберт Э.

Общая биология

М.: Мир 1962

4


Мамонтов С. Г


Биология


М.: Высшая школа 1994

5

Северцов А.С

Направленность эволюции

Изд. МГУ 1990

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

6


Гусев М.В


От антропоцентризма к биоцентризму

Вестник МГУ, 1991


7

Гумилев Л.Н

Этногенез и биосфера Земли

Л.: 1989

8


Исач М


О природе живого: механизмы и смысл

М.: Мир 1994


9


Казначеев В.П


Очерки теории и практики экологии

М.: 1933


10

Медников Б.М

Дарвинизм в хх веке

М.: 1975

11


Реймерс Н.Ф


Экология


М.: Россия молодая, 1994



2. Задания и методические рекомендации по выполнению

контрольной работы.

Номера вопросов, которые должны быть освещены в контрольной работе, устанавливаются по таблице №3 с учетом учебного шифра студента. Например, учебный шифр студента 05. Для нахождения номеров вопросов нужно в первой (заглавной) строке таблицы найти последнюю цифру шифра т.е. 5. в первой вертикальной графе - предпоследнюю цифру 0. В клетке таблицы, находящейся на месте пересечения указанных координат, обозначены номера вопросов: 5, 44, 57, 72


Предпоследняя цифра шифра


Последняя цифра шифра


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


0





1,50 53,68


2,51 54,69


3,52 55,70


4,45 56,71


5,44

57,72


6,43 58,73


7,42 59,74


8,41 60,75


9,4С 61,76


1


10,30 62,77


11,31 63,78


12,32 64,79


13,33 65,80


14,34 66,81


15,35 67,82


16,36 53,83


17,37 54,84


18,38 55,85


19,29 56,86


2


20,27 57,87


21,26 58,88


22,25 59,89


23,28 60,90


24,29 61,91


25,1 62,68


26,24 63,69


27,23 64,70


28,22 65,71


29,21 67,72


3


30,20 66,73


31,19

53,74


32,18 54,75


33,17 55,76


34,16 56,77


35,15 57,78


36,14 58,79


37,13 59,80


38,12 60,81


39,11 61,82


4


40,10 62,68


41,9 63,91


42,8 64,90


43,7 65,89


44,6 66,88


45,5 67,87


45,4 53,86


47,3 54,85


48,2 55,84


49,1 56,83


Вопросы для контрольной работы

1. Элементарный состав живого вещества.

2. Различия косного и живого вещества по соотношению элементов.

3. Основные типы биополимеров и других биологически важных веществ: белки, липиды, нуклеиновые кислоты, нуклеотиды и др.

4. Возможные этапы физико — химической эволюции.

5. Структура белков как основа проявления биологической индивидуальности и узнавания.

6. Структура нуклеиновых кислот и принцип матричного синтеза как основа наследственных свойств живых систем.

7. Биологическое преобразование энергии.

8. Биологические структуры, их самовоспроизведение, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой.

9. Биосинтез белков.

10. Генетический код.

11. Молекулы и их ансамбли, клеточные органеллы, клетки, ткани и органы, организмы, популяции, сообщества, экосистемы, биосфера.

12. Общие свойства живых систем: структурная организация, динамическое состояние. (Неравновесные открытые системы).

13. Гомеостаз и адаптация; способность к самообучению и саморегулированию.

14. Иерархическая организация биологических систем, соподчинение регулирующих механизмов.

15. Способность к самовоспроизведению.

1 б.Свойства изменчивости и наследственности — как основа способности к развитию и эволюции.

17. Фундаментальные принципы взаимоотношений биологических систем со средой их обитания.

18. Единство и разнообразие клеточных типов.

19. Принципы структурной организации клеток и регуляция метаболизма.

20. Структура и функция мембран.

21. Самовоспроизведение и специализация клеток; клеточные циклы.

22. Функции клеток; принципы восприятия, хранения и передачи информации; регуляция жизненных функций.

23. Источники энергии в клетке и молекулярные механизмы её преобразования в автотрофных и гетеротрофных клетках: фотосинтез, дыхание, хемосинтез.

24. Автотрофные одноклеточные организмы как создатели кислородной атмосферы Земли и родоначальники биосферы.

25. Основные типы клеток: прокариотная — бактериальная, эукариотная — растительная и животная.

26. Организм как дискретная самовоспроизводящаяся структура, связанная обменными процессами со средой.

27. Генетическая программа организма. Современные представления о геноме.

28. Организм высших животных.

29. Нервная и эндокринная система как координаторы поведения и приспособления к среде.

30. Молекулярные механизмы межклеточных взаимодействий.

31. Дифференциация клеток. Старение. Многообразие организмов.

32. Многообразие биологических видов — основа организации и устойчивости биосферы.

33. Принципы систематики и таксономии в биологии.

34. Фундаментальные признаки биологической организации, определяющие разделение природы на царства.

35. Прокариоты: бактерии, архебактерии, цианобактерии

36. Вирусы как особая форма организации материи.

37. Эукариоты: простейшие; грибы; растения; животные. Основные черты организации и роль в биосфере.

38. Трофические отношения между организмами.

39. Продуценты, консументы, редуценты.

40. Пищевые цепи, сети, пирамиды.

41. Типы биологических отношений в сообществах: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, биотрофия.

42. Взаимопроникновение и перерождение живого и биокосного вещества в круговоротах.

43. Почва как биокосное тело.

44. Динамическое состояние и факторы устойчивости экосистем, сукцессия.

45. Биосфера и космические циклы.

46. Биологические ритмы.

47. Необратимые изменения экосистем как следствие расхода ресурсов.

48. Биологическое время, биологический возраст.

49. Причины, механизмы и закономерности эволюции живых систем.

50. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина

51. Эволюция биосферы.

52. Представление о ноосфере В.И. Вернадского.

53. Системная организация и обеспечение основных жизненных функций у животных и человека.

54. Гомеостаз и защитные системы человека. Иммунитет. Болезни иммунитета и качество среды обитания.

55. Скрытые возможности человеческого организма. Работоспособность и способы её повышения.

56. Стресс и тренировка. Адаптация.

57. Здоровье и болезнь. Здоровое патологическое потомство. Генетика человека.

58. Факторы экологического риска: влияние на организм человека физических, химических, психологических факторов техногенной среды.

59. Психическое и соматическое начало в человеке: личность и организм.

60. Физиологические факторы формирования психики и поведения, основные принципы высшей нервной деятельности у животных и человека.

61. Рефлексы. Потребности и мотивы деятельности человека.

62. Память, эмоции, речь и мышление; сознательное и бессознательное в психике человека.

69. Роль живых организмов в биогеохимических циклах. Взаимодополнение растений и животных. Эффект «самоочищения».

70. Преобразующее влияние живого на среду обитания.

71. Понятие об экосистемах и их состав. Зависимость от среды обитания.

72. Сбалансированность экосистемы. Поток вещества и энергии. Экологические пирамиды. Экологическое равновесие.

73. Разнообразие экосистем, их основные типы в связи с типологией почв и ланшавтов. Климатические зоны и биомы.

74. Разнообразие видов, соответствующее различиям условий существования. Лимитирующие факторы.

75. Популяции, их генофонд, структура. Понятие ареала вида.

76. Динамическое равновесие численности популяций, их взаимодействие.

77. Условия устойчивого существования популяций. «Волны Жизни». Последствия сокращения видового разнообразия.

78. Структура биосферы, её функциональная целостность. Роль массовых и малочисленных видов в обеспечении устойчивости биосферы.

79. Антропогенное воздействие на природу. Прямое уничтожение. Изменение среды обитания.

80. Воздействие человека на биогеохимические циклы. Производство новых веществ. Экологическое значение процессов загрязнения природы, сокращения естественных экосистем, перенаселения, Урбанизации.

81. Проблемы интенсификации сельского хозяйства. Возможные последствия потепления климата.

82. Сохранение биоразнообразия. Сохранение естественных экосистем.

83. Ограничение массового производства загрязняющих веществ. Ограничение энергозатрат.

84. Глобальный экологический кризис и региональные кризисные ситуации.

85. Использование огня и освоении залежей ископаемого топлива — ключевые этапы в истории воздействия человека на биосферу.

86. Сжигание органического топлива как источник углекислого газа в атмосфере и причина возникновения «парникового эффекта»; потепление

климата Земли, опасность таяния ледников и повышения уровня мирового океана. Мероприятия по предотвращению этих процессов.

87. Кислотные дожди и закисление почв. Опасность кислотных дождей для растительного покрова.

88. «Озоновая дыра», причины её возникновения, опасность жесткого ультрафиолетового излучения и других лучевых космических факторов для здоровья человека. Влияние на гомеостаз и воспроизведение растений, животных и микроорганизмов. Возможности предотвращения дальнейшего разрушения озонового слоя.

89. Демографический взрыв и проблемы ресурсов биосферы, возможности предотвращения истощения энергетических и трофических ресурсов.

90. Радиоактивное загрязнение. Химические загрязнения, их виды. Проблемы утилизации бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания не разрушающих природу технологий.

91. Экологическая экспертиза, мониторинг и прогнозирование. Сценарий будущего человечества.


Оглавление


Раздел 1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины 3

Раздел 2. Задания для контрольной работы и рекомендации

по ее выполнению 6

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентам 2 и 4 курсов специальности 110401. 65 «Зоотехния»
Министерство сельского хозяйства российской федерации федерального государственного образовательного учреждения
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов заочников специальности
Организация землеустроительных и земельно-кадастровых работ: Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы
Дьяченко Н. В. Формы организации и управления производственным персоналом: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы
Лапутина, О. А. Введение в библиографию: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А....
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Абакан 2006
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы./Сост. Т. П. Сафронова
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconМетодические указания по самостоятельному изучению дисциплины для студентов всех форм обучения и задания для контрольной работы сдудентам-заочникам
Лесное товароведение с основами древесиноведения: методические указания по самостоятельному изучению дисциплины для студентов всех...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 080105 «Финансы и кредит» Составитель М. А. Заглядова
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения специальности 080105 «Финансы и кредит» с целью приведения...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconПримерная программа дисциплины рекомендуется Минобразованием России для специальности 310700 «Зоотехния»
Дисциплина «Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии» является одной из ведущих дисциплин учебного плана при подготовке...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов V курса специальности 0610 «Государственное и муниципальное управление»
По дисциплине «Избирательные системы и технологии» учебным планом предусмотрено выполнение контрольной работы, которое рассматривается...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентов 1 курса специальности 310700 «Зоотехния» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 Задания к контрольной работе №1 Задания к контрольной работе №2 Приложения Литература Пояснительная записка. Программа дисциплины «Основы автоматики и автоматизации производства»
Методические рекомендации и контрольные задания для учащихся заочной формы обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница