Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3»




Скачать 234.34 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3»
Дата06.09.2012
Размер234.34 Kb.
ТипРабочая программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет – юридический

Кафедра уголовного процесса и криминалистики


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________В.П. Гарькин

«___»_______________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психология личности

(блок « ДН (М). НР-3 »; раздел «национально-региональный»; магистерская программа 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности по направлению 030500.68 Юриспруденция


Самара

2010

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 030501.65 Юриспруденция, утвержденного __. _____. 2010 г.


Составитель рабочей программы: доц. Таран А.С.


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики (протокол №__от __ _______ 2010 г.)


Заведующий кафедрой

«__» _______ 2010 г. _____________ В.А. Лазарева


СОГЛАСОВАНО

Декан факультета

«___» ____________2010 г. _____________ А.А. Напреенко


СОГЛАСОВАНО

Начальник

Методического отдела

«___» ____________2010 г. _____________ Н.В. Соловова


ОДОБРЕНО

Председатель

методической

комиссии факультета

«___» ____________2010 г. _____________

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, ЗАВЕРШАЮЩЕГО ИЗУЧЕНИЕ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Изучив дисциплину «Психология личности», магистр должен получить представление об основных психических закономерностях взаимодействия человека со средой, в том числе и в ситуациях правового регулирования, а также овладеть некоторыми практическими навыками саморегуляции и совместной деятельности с другими людьми. Магистр должен сформировать элементарные представления о физиологической основе психических явлений, основных законах нервной деятельности человека, внешних проявлениях психических феноменов и осознать роль этих знаний в профессиональной деятельности юриста. Участвуя на практических занятиях в обсуждении проблем психологии, психологических играх и тренингах, магистр приобретает навыки самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, анализа психологических явлений, учится принимать в расчет психологические закономерности при осуществлении правоприменительной деятельности.


  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (час)

2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Вид занятий

Всего часов

Семестры




Дневное отделение

Дневное отделение

Всего аудиторных занятий

58



10

экзамен

Лекции

30

Практические занятия

28

Самостоятельная работа

42

Всего по дисциплине

100

Вид итогов. контроля

экзамен


2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Практич. занятия







д/о

д/о

1.

Введение в психологию

2

-

2.

Психологическая характеристика личности. Социализация личности

4

6

3.

Психологическая характеристика деятельности. Общение как особый вид человеческой деятельности

4

4

4.

Эмоции и чувства

2

2

5.

Мотивы деятельности. Механизмы регуляции поведения человека. Воля

4

2

6.

Познавательная деятельность личности. Значение познавательных процессов для правоприменительной деятельности

4

4

7.

Психология правоприменительной деятельности

4

2

8.

Проблемы психологии профессиональных участников правоприменительной деятельности

4

2

9.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ ).



2

4




Всего по дисциплине

30

28



3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.


Предмет и методы науки психологии. Ее отличие от других наук. Психология личности как самостоятельная отрасль психологии.

Естественно-научные основы психологии. Понятие о нервной системе, принципы функционирования нервной системы, отделы нервной системы и их связь с различными органическими и поведенческими функциями.

Общее понятие о психике. Основные законы высшей нервной деятельности: аналитико-синтетический принцип, принцип взаимодействия процессов возбуждения и торможения, принцип системности (динамический стереотип).

Классификация психических явлений. Понятие о психических процессах, свойствах и состояниях, их взаимосвязь. Виды психических процессов, свойств и состояний.


ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Психоаналитическая и неопсихоаналитические концепции личности. Экзистенциальная и гуманистическая концепции личности. Представление о личности с позиций трансактного анализа. Марксистское учение о личности.

Понятие личности. Соотношение понятия «личность» с понятиями «индивид», «человек», «индивидуальность». Психологическая структура личности. Возрастная периодизация и развитие личности.

Направленность личности. Интересы, мировоззрение, ценностные ориентации и личностные смыслы.

Самосознание и Я – концепция личности. Структура самосознания. Генезис самосознания. Самооценка и уровень притязаний.

Роли, позиции и социальные установки личности в группе.

Понятие социализации. Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Воспитание. Культурная среда и ее роль в социализации личности.

Виды социальных норм. Содержание норм, усвоенных личностью. Диспозиционная структура личности.

Психологические механизмы, обеспечивающие социализацию личности: подражание, идентификация, групповое воздействие, усвоение социальных ролей. Усвоение и присвоение социальных норм личностью. «Знаемые» нормы. Социальный контроль. Социальные санкции по отношению к личности в группе. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности.


ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие деятельности. Психологическая структура и содержание деятельности человека. Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация. Деятельность и психические процессы.

Операционно-технические аспекты деятельности: действия и цели, операции, психофизиологические функции. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

Основные виды деятельности. Игра. Учение. Труд. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.

Понятие общения. Общение и речь. Понятие речи. Виды речи. Свойства речи. Влияние общения и речи на жизнь и деятельность людей. Развитие и расстройства речи.

Общение как взаимодействие и обмен информацией. Общение как взаимосвязь и взаимовлияние. Основные стороны процесса общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная. Виды общения. Невербальное общение. Функции общения. Роль общения и речи в психическом и личностном развитии человека.

Психологические средства воздействия и влияния в процессе общения. Стиль общения. Стратегии контакта.

Характеристика общественно-психологических процессов, развертывающихся в ходе общения (подражание, заражение, убеждение, внушение). Обратная связь в общении. Понятие коммуникативного барьера.


ТЕМА 4. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Определение понятий эмоций и чувств. Эмоции как специфические состояния, способствующие адаптации человека в специфических ситуациях. Чувства как отражение в сознании человека его отношений к действительности.

Эмоции и потребности человека. Роль эмоций в практической и познавательной деятельности. Физиологические основы эмоций и их внешнее проявление.

Виды эмоций. Настроение. Аффект. Стресс. Страсть. Фрустрация.

Функции эмоций. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Эмоциональные особенности личности. Высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, праксические.

Развитие эмоций у детей.

Психодиагностика эмоций.

Понятие о переживании как особой форме психической деятельности. Критические ситуации и механизмы их переживания. Сопереживание.


ТЕМА 5. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВОЛЯ

Понятие мотива и мотивации.

Общее строение мотивационной сферы человека. Потребностно-мотивационные аспекты деятельности. Базовые потребности и мотивы человека.

Структура мотива. Функции мотивов. Классификация мотивов. Иерархия мотивов. Осознанная и неосознанная мотивация.

Формирование мотивов. Мотивационное обусловливание и мотивационное опосредование.

Патологические изменения мотивации.

Типы поведенческих программ. Инстинкт, навык, рациональное поведение. Психическая регуляция поведения и деятельности.

Понятие воли. Воля как способность к выбору одного из возможных вариантов действия. Смысловой контекст выбора. Воля и волевые действия человека. Физиологические механизмы волевого действия.

Волевой акт и его структура. Звенья волевого акта. Сила воли и волевое усилие. Принятие решения и его психологическая характеристика.

Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Важнейшие особенности волевой деятельности. Саморегуляция деятельности.

Развитие воли у ребенка. Волевые качества личности и их формирование. Воспитание и самовоспитание воли.


ТЕМА 6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ЗНАЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Внимание, его физиологическая основа и основные свойства (объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение). Состояния невнимания. Способы управления вниманием.

Понятие об ощущении как о перцептивной основе познавательной деятельности. Физиологическая основа ощущений, понятие анализатора. Виды и закономерности ощущений, взаимодействие ощущений. Значение знаний об ощущениях для правоприменительной практики.

Восприятие, его виды и закономерности (целостность, предметность, осмысленность, структурность, аперцепция, организация поля восприятия). Восприятие пространства и времени. Учет закономерностей восприятия при принятии правовых решений и оценке показаний.

Память, ее физиологическая основа. Виды памяти, их взаимодействие. Процессы памяти, закономерности запоминания и забывания. Эффекты памяти (парадоксальное торможение, эффект Зейгарник, фактор края). Способы улучшения качества запоминания.

Мышление в правоприменительной деятельности. Формы и виды мышления, мыслительные операции. Процесс развития мышления, творческое мышление, способы развития творческого мышления.

Связь мышления и воображения, их значение для юриста. Виды воображения.


ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Психологические особенности профессиональной юридической деятельности. Понятие профессиональной пригодности. Профессиограмма и психограмма, их корреляция.

Роль общения в деятельности юриста. Понятие коммуникативной компетентности. Перцептивная, коммуникативная и кооперативная стороны общения. Основные закономерности общения, трансактный анализ общения.

Особенности правоприменительной деятельности, обусловленные принципами судопроизводства.

а) Принцип состязательности и конфликтность в правоприменительной деятельности, ее причины и способы преодоления. Понятие конфликта, его структура, виды конфликта. Способы управления конфликтами.

б) Психологическое влияние и проблема процессуальной самостоятельности и независимости участников судопроизводства. Наиболее распространенные приемы манипуляции и защита от них. Внушение как разновидность недопустимого влияния, факторы, способствующие эффекту внушения.

в) Сочетание коллегиального и единоличного в судопроизводстве и проблемы группового и индивидуального в психологии. Групповые и индивидуальные решения, психологические методы повышения качества принимаемых решений.


ТЕМА8. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Способности к правоприменительной деятельности и проблема профессиональной деформации. Психологические причины профессиональной деформации и способы ее преодоления.

Интеллектуальные качества юриста (активность, широта, глубина, рефлексивность, критичность, гибкость мышления). Творческое мышление и интуиция в профессиональной деятельности.

Воля как механизм сознательной регуляции. Значение воли для правоприменительной деятельности. Структура волевого действия и психологические проблемы отдельных его этапов. Способы развития волевых навыков. Факторы, ослабляющие волевую регуляцию. Волевые качества юриста.

Роль эмоций в профессиональной деятельности юриста. Конфликтные эмоциональные состояния в профессиональной деятельности и проблема саморегуляции. Экстремальные условия правоприменительной деятельности как стрессогенный фактор и адаптация к ним.


ТЕМА 9. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (СПЭ ).


Понятие СПЭ. Условия привлечения психолога к проведению СПЭ. Порядок назначения СПЭ. Права и обязанности психолога при назначении СПЭ. Этические принципы деятельности психолога эксперта. Этика научных исследований при проведении СПЭ. Виды СПЭ в уголовном процессе. Типы СПЭ. Недопустимые виды СПЭ. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы. Функции и условия проведения судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз: сравнительный анализ.

СПЭ аффекта и аффективных состояний. Понятие аффекта. Виды аффекта. Уголовно-правовые понятия аффекта и аффективных состояний. Цели СПЭ при диагностике аффекта и аффективных состояний.


4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»


ТЕМА 1. Психологическая характеристика личности. Социализация личности

(6 часов)

Семинар 1. Понятие о личности (2 часа)


  1. Понятие личности.

  2. Соотношение понятия «личность» с понятиями «индивид», «человек», «индивидуальность».

  3. Психологическая структура личности.

  4. Возрастная периодизация и развитие личности.

  5. Направленность личности и личностные смыслы.


Семинар 2. Формирование личности. Социализация (2 часа)


  1. Понятие социализации. Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности.

  2. Воспитание. Культурная среда и ее роль в социализации личности.

  3. Содержательная сторона социализации. Виды социальных норм. Содержание норм, усвоенных личностью. Диспозиционная структура личности.

  4. Психологические механизмы, обеспечивающие социализацию личности.

  5. Усвоение и присвоение социальных норм личностью.

  6. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности.


Семинар 3. Самосознание и самооценка личности (2 часа)


  1. Самосознание и Я – концепция личности.

  2. Структура самосознания.

  3. Генезис самосознания.

  4. Самооценка и уровень притязаний.


Тема 3. Психологическая характеристика деятельности. Общение как особый вид человеческой деятельности

(4 часа)

Семинар 1. Психологическая характеристика деятельности (2 часа)


  1. Понятие деятельности.

  2. Психологическая структура и содержание деятельности человека. Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация. Деятельность и психические процессы.

  3. Операционно-технические аспекты деятельности: действия и цели, операции, психофизиологические функции. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

  4. Основные виды деятельности. Игра. Учение. Труд. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.


Семинар 2. Общение как особый вид человеческой деятельности (2 часа)


  1. Понятие общения. Виды и функции общения.

  2. Общение и речь. Понятие, виды, свойства речи.

  3. Перцептивная сторона общения: восприятие людьми друг друга в процессе общения.

  4. Коммуникативная сторона общения: общение как взаимодействие и обмен информацией.

  5. Интерактивная сторона общения: общение как взаимосвязь и взаимовлияние. Манипуляции.


Тема 4. Эмоции и чувства.

1. Определение понятий эмоций и чувств.

2. Эмоции и потребности человека. Роль эмоций в практической и познавательной деятельности. Физиологические основы эмоций и их внешнее проявление.

3. Виды эмоций. Настроение. Аффект. Стресс. Страсть. Фрустрация.

4. Функции эмоций. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Эмоциональные особенности личности.

4. Понятие о переживании как особой форме психической деятельности. Критические ситуации и механизмы их переживания. Сопереживание.


Тема 5. Мотивы деятельности. Механизмы регуляции поведения человека. Воля

1. Понятие мотива и мотивации.

2. Структура мотива. Функции мотивов. Классификация мотивов. Иерархия мотивов. Осознанная и неосознанная мотивация.

3. Формирование мотивов. Мотивационное обусловливание и мотивационное опосредование.

4. Понятие воли. Воля и волевые действия человека. Физиологические механизмы волевого действия.

5. Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Важнейшие особенности волевой деятельности. Саморегуляция деятельности.




ТЕМА 6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

(4 часа)

  1. Общая характеристика познавательной деятельности.

  2. Внимание, его физиологическая основа и основные свойства (объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение). Состояния невнимания.

  3. Понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений. Закономерности ощущений.

  4. Восприятие как познавательный процесс. Виды, закономерности и иллюзии восприятия.

  5. Память, ее физиологические основы. Виды памяти. Процессы памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, забывание). Способы улучшения качества запоминания.

  6. Мышление и его закономерности. Виды мышления, формы мышления, мыслительные операции.

  7. Воображение и его виды. Значение воображения для познавательной деятельности.



ТЕМА7. ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 часа)

  1. Проблема профессиональной пригодности. Понятия профессиограммы и психограммы применительно к правоприменительной деятельности.

  2. Характеристика познавательной, удостоверительной, реконструктивной видов деятельности юриста.

  3. Коммуникативная сторона деятельности юриста. Роль общения в решении профессиональных задач. Психологический анализ общения, приемы гармонизации общения.

  4. Психологические особенности судопроизводства, обусловленные принципами правосудия:

а) Связь состязательного построения процесса и конфликтности правоприменительной деятельности. Психологическая теория конфликта, способы управления конфликтами.

б) Психологическое влияние и проблема процессуальной самостоятельности и независимости. Допустимое и недопустимое влияние. Манипуляция и способы защиты от нее.

в) Сочетание коллегиального и единоличного начал как отражение психологических проблем принятия групповых и индивидуальных решений. Психологические техники сочетания групповых и индивидуальных способов принятия решения.

ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

УЧАСТНИКОВ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(2 часа)

  1. Профессиональные качества юриста, способности к правоприменительной деятельности. Профессиональная деформация, ее причины, проявления и способы преодоления.

  2. Интеллектуальные качества, необходимые юристу (активность, широта, глубина, рефлексивность, критичность, гибкость мышления). Творческое мышление, интуиция.

  3. Значение воли как механизма сознательной регуляции поведения для правоприменительной деятельности. Структура волевого действия и психологические проблемы отдельных его этапов. Факторы, ослабляющие волевую регуляцию.

  4. Роль эмоций в регуляции поведения человека. Значение эмоций для правоприменительной деятельности. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация, доминантные состояния) как результат воздействия экстремальных условий правоприменительной деятельности и приемы саморегуляции.



ТЕМА 9. ТЕМА 9. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (СПЭ ).


  1. Понятие СПЭ. Условия привлечения психолога к проведению СПЭ. Порядок назначения СПЭ. Права и обязанности психолога при назначении СПЭ. Этические принципы деятельности психолога эксперта. Этика научных исследований при проведении СПЭ.

  2. Виды СПЭ в уголовном процессе. Типы СПЭ. Недопустимые виды СПЭ. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы. Функции и условия проведения судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз: сравнительный анализ.

3. СПЭ аффекта и аффективных состояний. Понятие аффекта. Виды аффекта. Уголовно-правовые понятия аффекта и аффективных состояний. Цели СПЭ при диагностике аффекта и аффективных состояний.


Экзаменационные вопросы


  1. Предмет и методы общей и юридической психологии.

  2. Естественно-научные основы психологии.

  3. Основные законы высшей нервной деятельности.

  4. Учение И.П. Павлова о динамическом стереотипе как психофизиологической основе идентификации человека.

  5. Навыки, привычки и их психологическая характеристика.

  6. Классификация психологических явлений.

  7. Общее понятие о психологических свойствах личности.

  8. Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Поведенческие проявления темперамента и способы их использования.

  9. Понятие характера, его взаимосвязь с темпераментом. Процесс формирования характера.

  10. Непатологические психические аномалии (акцентуации и психопатии), их роль в формировании отклоняющегося поведения.

  11. Потребности и мотивы деятельности. Роль потребностей в регуляции деятельности человека.

  12. Мотивационная сфера личности. Понятие мотивационных состояний, их виды и влияние на поведение человека.

  13. Предмет и методы изучения личности в условиях судопроизводства.

  14. Внимание, его физиологические основы. Виды внимания и его свойства (объем, устойчивость, концентрация, переключение внимания).

  15. Физиологическая природа ощущений. Виды ощущений.

  16. Общие закономерности ощущений. Использование знаний о закономерностях ощущений в судопроизводстве.

  17. Восприятие как познавательный процесс. Общие закономерности восприятия.

  18. Понятие апперцепции. Влияние установки на восприятие. Иллюзии восприятия, их влияние на показания свидетелей.

  19. Память (понятие и физиологические основы). Способы улучшения качества запоминания.

  20. Процессы памяти и их взаимосвязь со стадиями свидетельских показаний.

  21. Закономерности непроизвольного и произвольного запоминания.

  22. Воспроизведение, как процесс памяти. Виды воспроизведения. Непосредственное и опосредованное воспроизведение.

  23. Виды памяти, учет их особенностей при производстве процессуальных действий.

  24. Мышление как высшая форма психического отражения действительности. Соотношение мышления и чувственного познания.

  25. Мыслительная деятельность как процесс решения задачи. Виды и формы мышления.

  26. Творческое мышление и способы его развития. Интуиция и ее значение в правоприменительной деятельности.

  27. Воображение (понятие и виды).

  28. Понятие профессиональной пригодности. Профессиограмма и психограмма в юриспруденции.

  29. Экстремальные условия правоприменительной деятельности и их влияние на психику.

  30. Общение как психический процесс. Вербальные и невербальные каналы общения, понятие конгруэнтности.

  31. Коммуникативная компетентность. Техники анализа общения. Приемы гармонизации общения.

  32. Конфликтный характер правоприменительной деятельности. Его причины. Способы управления конфликтами.

  33. Психологическое влияние в правоприменительной деятельности. Критерии допустимого психологического влияния.

  34. Техники манипуляции поведением и защита от них.

  35. Коллегиальное и единоличное принятие процессуальных решений как отражение психологии группового и индивидуального.

  36. Профессиональная деформация, ее причины, проявления и способы преодоления.

  37. Интеллектуальные качества юриста (активность, рефлексивность, критичность, гибкость и творческий характер мышления).

  38. Воля как механизм сознательной регуляции поведения человека. Причины и проявления сниженной волевой регуляции.

  39. Структура волевого действия. Психологические проблемы отдельных этапов волевого действия.

  40. Роль эмоций и чувств в динамической регуляции поведения человека.

  41. Конфликтные эмоциональные состояния (аффекты, стресс, фрустрация), их влияние на психику человека.

  42. Стадии формирования свидетельских показаний и психологические основы тактики допроса свидетеля.

  43. Забывание, его закономерности и физиологическое обоснование. Влияние закономерностей забывания на полноту и достоверность свидетельских показаний.

  44. Реминисценция, "фактор края", парадоксальное торможение и их влияние на тактику допроса.

  45. Закономерности речевого общения и их влияние на достоверность информации.

  46. Проблема внушения и наводящих вопросов при допросе.

  47. Психологические основы тактики допроса потерпевшего.

  48. Психология обвиняемого и подозреваемого. Стрессовые состояния, оборонительная доминанта и иммунитет от наказания.

  49. Проблема установления межличностного контакта.

  50. Психологические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых.

  51. Психологические закономерности лжи.

  52. Психологические приемы диагностики и изобличения лжи в условиях судопроизводства.

  53. Мотивация и психологическая природа самооговора. Самооговор как способ манипуляции следователем.

  54. Психологические проблемы осмотра мест происшествия. Разоблачение инсценировок.

  55. Психологические основы тактики обыска. Психология прячущего, психология ищущего.

  56. Психологические проблемы предъявления для опознания.

  57. Психологические особенности несовершеннолетних. Их учет в правоприменительной деятельности.

  58. Предмет и организация судебно-психологической экспертизы.




  1. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Деловые игры, психологические тренинги и упражнения на развитие различных психических навыков.


  1. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


Наглядные пособия и реквизит для проведения деловых игр и тренингов.


  1. ЛИТЕРАТУРА.




    1. Основная литература.

  1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. М., 2003 г.

  2. Васильев А.В. Юридическая психология. М., 2001 г.

  3. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967 г.




    1. Дополнительная литература

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2002 г.

  2. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. М., 2003 г.




    1. Дополнительная литература к отдельным темам.


К теме 2.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 132–172, 328–336.

  2. Айзенк Г. Структура личности/ Г. Айзенк. СПб: Ювента. 1999. С. 12–45.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т./ Ж. Годфруа. М.: Мир, 1999. Т.2, гл.10.

  4. Кудрявцев И.А. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков / И.А. Кудрявцев.// Психологический журнал. – 1996. – №5.

  5. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным, социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1996. – №4.

  6. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов/ Д.А. Леонтьев.// Психологический журнал. – 1997. – № 6.

  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  8. Маслоу А. Самоактуализация личности. Психология личности: Тексты. М., 1982.

  9. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

  10. Психологические аспекты смысла жизни// Психологический журнал. – 1996. – №6.

  11. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия/ Сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000. С. 15–144, 396–448.

  12. Франкл В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. С. 37– 43, 93–98, 284–298.

  13. Фромм Э. Человек для себя. Минск. 1992.

  14. Хрестоматия по психологии/ Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1983. С. 134–169.


К теме 3.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2000. С. 69–137.

  2. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2001. Гл. 1–14.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ Э.Берн. Красноярск, 1994. Г. 1, 2, 3.

  4. Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция/ А.М. Волков. М.: Изд-во МГУ, 1987.

  5. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения/ Л.С. Выготский. М.: Педагогика – Пресс, 1993.

  6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т./ Ж. Годфруа. М.: Мир, 1999. Т.1, гл.7, 8.

  7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т./ Ж. Годфруа. М.: Мир, 1999. Т.1, гл.7, 8.

  8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: Че Ро, 2000. С. 42–100.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. Гл. III.

  10. Хрестоматия по психологии/ Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1983. С.93 –101.

  11. Хрестоматия по психологии/ Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1983. С.108–134.

  12. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск: Полифакт, 1992. С. 15–33.


К теме 4.

  1. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М., 1987.

  2. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.

  3. Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. М., 1997.

  4. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж. 1977.


К теме5.

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены и механизмы защиты. М., 1997г.

  2. Чалдини Р. Психология влияния. СПб. 2000.

  3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.


К теме 6.

  1. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

  2. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971.

  3. Регуш Л.А. Тренинг профессиональной наблюдательности. Л., 1991.


К теме 7.

  1. Добрович А. Общение: наука и искусство. М. 1996.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1998.

  3. Гришина Н. Психология конфликта. СПб. 2000.

  4. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб. 1997.

  5. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М., 1998.



К теме 8.

  1. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

  2. Виссак Х., Торве В. Пособие по профессиональному общению для юристов. Таллин. 1986.

  3. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.

  4. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. М. 2000.

  5. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону. 1986.

  6. Пиз А. Язык жестов. Воронеж. 1992.

  7. Экман П. Психология лжи. СПб. 2000.

  8. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. СПб. 1997.


К теме 9.

  1. Гецманова И.В. Использование специальных психологических знаний в уголовном процессе: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.

  2. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

  3. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. М., 2000.

  4. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998.



Похожие:

Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconРабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconРабочая программа дисциплины взаимосвязь российского уголовного и уголовно-процессуального права (проблемы рассогласования и согласования) (блок «сд (М). Ф-4»
Блок «сд (М). Ф-4»; раздел «вузовский»; магистерская программа 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза,...
Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconРабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология»
Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология здоровья»
Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconРабочая программа учебной дисциплины психология менеджмента Автор: Терехова Г. И. Направление: 030300. 62 «Психология»
Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология менеджмента»
Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconРабочая программа дисциплины демография блок «Общепрофессиональные дисциплины»
...
Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов специальности Г. 07. 01. 00 Психология Гродно 2002
Охватывают большую часть психологии личности. Они заставляют человека действовать по логике предрасположенности. Суть этой логики...
Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconРабочая учебная программа дисциплины Публичные коммуникации в истории цивилизации Блок дисциплин дв 3 Направление 031600 «реклама и связи с общественностью»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры связей с общественностью и рекламы
Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconРабочая учебная программа предмета
Предмет юридической психологии. Психологические методы изучения личности. Юридическая психология
Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconРабочая учебная программа дисциплины
Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов умения самостоятельно выстраивать процесс обучения и воспитания, целенаправленно...
Рабочая программа дисциплины психология личности (блок «дн (М). Нр-3» iconРабочая программа дисциплины «Психология»
Данная дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу. «Психология» находится в логической связи с такими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница