Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы




Скачать 98.14 Kb.
НазваниеОбщие черты рельефа. Рельефообразующие факторы
Дата15.11.2012
Размер98.14 Kb.
ТипУрок
Физическая география Кыргызстана 8 класс

Тема урока: Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы

Урок разработан преподавателем ШКГ №29

Цели и задачи урока:

- обучающие – сформировать представление об общих чертах рельефа территории Кыргызстана, познакомить учащихся с особенностями рельефообразующих процессов в нашей местности;

- развивающие – развивать умения и навыки сравнительного анализа, выявления причинно-следственных связей в природных явлениях, самостоятельной и групповой работе на уроке, умения работы с различными видами карт;

- воспитательные – прививать чувство толерантности, любовь к родному краю, повышать интерес к изучению предмета и получению научных знаний о своей Родине.


Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный


Методы: использование ИКТ (интерактивная доска), рассказ учителя, фронтальная беседа и опрос, самостоятельная деятельность учащихся, работа в малых группах.


Оборудование: презентация урока в слайдах, атлас по физической географии Кыргызской республики для 8 класса, карта самоконтроля для учащихся, таблицы: «Характеристика генетических объединений различных форм и типов рельефа территории Кыргызстана», «Характеристика комплексов рельефа территории Кыргызстана».

Ход урока:

1. Организационный момент (1 слайд)

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим особенности рельефа нашей республики. В процессе урока вы будете работать с картами самоконтроля, в которые внесены задания и оценочный лист. Все предложенные задания вам необходимо выполнять только по моему указанию в определенном порядке и в определенное время. Надеюсь, у нас все получится!


2. Повторение ранее изученного материала

2.1. Фронтальная беседа, самостоятельное выполнение заданий учащимися.

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним:

1. Что называется рельефом?

2. Какие факторы относятся к рельефообразующим?

Для этого выполните задания, предложенные в карте самоконтроля.

Задание 1. Закончите предложения:

Рельеф – это …

На формирование рельефа влияют … и … силы.

Крупные неровности рельефа создают … процессы рельефообразования и их называют эндогенными процессами.

С помощью различных … сил разрушая и расчленяя, выравнивают выпуклые участки, заполняя заносами, продуктами разрушения вогнутые впадины, работают в направлении сглаживания неровностей экзогенные процессы.

Задание 2 и 3. Заполните схемы. (См. карту урока)


2.2. Проверка выполнения предложенных заданий

- Для того, чтобы узнать, как вы справились с заданием, давайте проверим вашу работу.

Самостоятельная проверка выполнения работы учащимися.

2 слайд - Проверьте правильность выполнения 1 задания

3 слайд - Проверьте правильность выполнения 2 задания

4 слайд - Проверьте правильность выполнения 3 задания

- Надеюсь, что вам удалось справиться с заданиями. А теперь, вспомнив основные понятия, приступим к изучению нового материала.


3. Актуализация темы урока.

- Наша республика имеет определенные особенности рельефа и действия рельефообразующих факторов. Сегодня на уроке мы не только рассмотрим с вами общие черты рельефа территории Кыргызстана, но и выясним, какие причины оказывают свое влияние на формирование современных черт рельефа нашей республики.

5 слайд – Физическая карта Кыргызстана

/Учащиеся на протяжении всего урока для работы используют «Физическую карту Кыргызстана» атласа./


4. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами фронтальной беседы

- Территория Кыргызстана в основном состоит из сложного сочетания высоких гор и межгорных долин. В целом современный рельеф сформировался под воздействием интенсивного тектонического движения противоположного направления.

Современные черты рельефа возникли в условиях, когда в одних местах преобладали тектонические поднятия, в других местах межгорные вогнутые тектонические впадины заполнялись отложениями. Например, самые высокие поднятия были на востоке – Хан-Тенгринский горный узел; вогнутые впадины – Чуйская, Ферганская долины – были вогнутыми и заполнялись песчано-каменистыми наносами гор.


4.1. Рельефообразующие факторы

- Основными рельефообразующими факторами являются эндогенные и экзогенные процессы. В результате различные формы рельефа земной поверхности, образованные тектоническими движениями, подвергаются непрерывным изменениям.


6 слайд Горный рельеф Кыргызстана, разнообразные климатические зоны определяют активность природных процессов:

землетрясения

оползни

сели, паводки

снежные лавины

прорывы высокогорных озер

поднятие уровня грунтовых вод

метеорологические аномальные явления

- Рассмотрим некоторые из них.


7 слайд Фото «Землетрясения»

- Наша республика расположена в сейсмически активной зоне, поэтому для нас актуально влияние тектонических движений земной коры.

8 слайд

- Ежегодно регистрируется около 3500 землетрясений, а несколько сопровождаются разрушительными эффектами. С 1970 года произошло 18 разрушительных землетрясений.

  • «Суусамырское» 1992 г. силой 9 баллов, унесло жизни 53 человек, а 60 тысяч человек осталось без крова, разрушено 16056 жилых домов и объекты инфраструктуры. Общий ущерб составил 175 млн. $ США.

  • В 2008 с.Нура силой 8 баллов, унесло жизни 73 человек, разрушено 123 жилых дома.

9 слайд Карта сейсмической опасности

- На карте «Сейсмической опасности КР» мы видим районы наибольшей сейсмической активности.

10 слайд Карта - схема наиболее крупных землетрясений,

произошедших в 2006-2008 гг.


Самостоятельная работа в парах

Задание 4. На физической карте найдите районы крупных землетрясений и определите причинно-следственную связь с рельефом данных территорий.


11 слайд Фото Паводки и сели, их катастрофические последствия

- На территории республики довольно часты паводки и сели, которые нередко приводят к катастрофическим последствиям.

12 слайд Карта Селевой опасности

- На территории Кыргызстана насчитывается около 3900 селевых бассейнов рек, а также до 2000 высокогорных прорывоопасных озер из которых до 200 имеют высокую вероятность прорыва. В зонах возможного поражения различной степени находится более 300 населенных пунктов. В 1153 населенных пунктах зафиксированы случаи селевых потоков приведших к различным ущербам

13 слайд П р о р ы в о о п а с н ы е в ы с о к о г о р н ы е о з е р а

- Это связано, в том числе, с высоким стоянием грунтовых вод

14 слайд КАРТА ВЫСОКОГО СТОЯНИЯ УРОВНЯ ГРУНТОВЫХ ВОД

- Общая площадь подтопления населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий вызванного поднятием подземных вод составляет 3300 кв. км. В зоне подтопления находится 260 населенных пунктов.

До 15 тыс. жилых домов находится в зонах сильного подтопления с уровнем

подземных вод от 0 до 1,0м. от поверхности земли

В городе Бишкек также имеются территории, где залегание подземных вод составляет от 0 до 3х метров от поверхности земли

15 слайд ФРАГМЕНТ КАРТЫ ПОДТОПЛЕНИЯ

населенных пунктов и территории в районе г. Бишкек

- На горных склонах, в предгорьях, на наклонных равнинах встречаются и формы рельефа, возникшие под воздействием подземных вод, к которым относятся и оползни.

16 слайд Фото «Оползни»

17 слайд К А Р Т А О П О Л З Н Е В О Й О П А С Н О С Т И

- На территории Кыргызстана насчитываются более 5000 активных оползней. В различной степени опасности подвержено 396 населенных пунктов.

18 слайд Фрагмент карты оползневой опасности Узгенского района

Ошской области

19 слайд Фрагмент крупномасштабной карты распространения оползней в близи населенных пунктов в Южном регионе


4.2. Краткие комментарии учителя по фрагментам космоснимков и аэрофотоснимков различных территорий КР.

20 слайд Фрагмент космоснимка юго-восточного региона Кыргызстана

21 слайд Фрагмент космоснимка долины реки Майлуу-Суу

22 слайд Фрагмент космоснимка в районе оползня Кочкор - Ата

23 слайд Оползни, разрушившие жилые дома в селе Сары-Бее ( Майлуу-Суу)

24 слайд Оползень « Тектоник» в г. Майлуу-Суу

25 слайд ФРАГМЕНТ КРУПНОМАСШТАБНОЙ КАРТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОПОЛЗНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ г.МАЙЛУУ – СУУ


26 слайд Фото «СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ»

27 слайд К А Р Т А Л А В И Н Н О Й О П А С Н О С Т И

- Более половины территории республики подвержена лавинной опасности.

Продолжительность лавинного сезона 5 – 7 месяцев. Ежегодно на горных автодорогах лавины приводят к жертвам людей

28 слайд Автодорога Бишкек – Ош Схема расположения лавиносборов

на участке 198 – 265 км.

29 слайд Фрагмент карты лавинной опасности

30 слайд фото

Противолавинное сооружение (галерея)

Ледник

Кочко-Булакская лавина

Лавина (конус выноса)


- Итак, мы рассмотрели основные рельефообразующие факторы, проявляющиеся на территории Кыргызстана.


4.3. Формы и типы рельефа

- Современные черты рельефа сформировались под влиянием поднятий платформы.

Слайд 31 - Различные формы и типы рельефа в целом подразделяются на три генетических объединения: (см. таблицу 1)

1. тектонико-денудационные

2. тектонико-денудационные-аккумулятивные

3. тектонико-аккумулятивные

На основе этих групп, на территории Кыргызстана выделены 12 типов рельефа

Задание: Ипользуя атлас, назовите данные группы (работа с картой атласа)/


- Рассмотрим основные характеристики типов рельефа различных групп с помощью таблицы 1 «Характеристика генетических объединений различных форм и типов рельефа территории Кыргызстана».


Слайд 32 - По геологическому строению и времени формирования рельефа типы рельефа можно объединить в геоморфологические комплексы:

  1. Комплекс рельефа подгорных равнин

  2. Комплекс низкогорий и адыров

  3. Комплекс высоких и средневысоких гор


4.4. Самостоятельная работа учащихся в группах

- А теперь вам предстоит поработать в группах и выполнить следующую самостоятельную работу (см. карту самоконтроля).

/Проводится самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 34 – 36). Учащиеся класса делятся на три группы, каждая из которой заполняет часть предложенной учителем таблицы 2 «Характеристика комплексов рельефа территории Кыргызстана» (см. карту самоконтроля)/


5. Закрепление изученного материала

Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам и заданиям (учебник, стр.37).


6. Подведение итогов. Оценивание учащихся

- Оцените свою работу, подсчитав количество баллов за выполненные задания.

Рефлексия:

- Понравилась ли форма данного урока?

- Все ли было понятно в процессе объяснения нового материала?

- Легко ли справлялись с предложенными заданиями?


Домашнее задание: прочитать параграф 2.4.


Карта самоконтроля учащегося 8 класса «____»

По теме «Общая характеристика рельефа Кыргызстана.

Рельефообразующие факторы»

Ф.И. ____________________________________________


Задание 1. Закончите или дополните предложения:

1. Рельеф – это __________________________________________________________

______________________________________________________________________

2. На формирование рельефа влияют _________________и _________________ силы.

3. Крупные неровности рельефа создают ________________________процессы рельефообразования и их называют эндогенными процессами.

4. С помощью различных ________________сил, разрушая и расчленяя, выравнивают выпуклые участки, заполняя заносами, продуктами разрушения вогнутые впадины, работают в направлении сглаживания неровностей экзогенные процессы.


Задание 2. Заполните схему «Внутренние процессы рельефообразования»





Источник энергии – __________________________________________________________________


Задание 3. Заполните схему «Внешние процессы рельефообразования»




Источник энергии – ______________________________________________________


Задание 4. На физической карте найдите районы крупных землетрясений и определите причинно-следственную связь с рельефом данных территорий. _____________________________________________________________________________________


Самостоятельная работа

Задание. Используя текст учебника стр. 34 – 36, заполните часть предложенной учителем таблицы 2 «Характеристика комплексов рельефа территории Кыргызстана»

1 группа – работает с текстом «Комплекс рельефа подгорных равнин»,

2 группа – работает с текстом «Комплекс низкогорий и адыров»,

3 группа – работает с текстом «Комплекс высоких и средневысоких гор».

Заготовки таблицы для заполнения выдаст учитель.

По окончанию работы проверьте правильность заполнения таблицы с помощью учителя.


Оценочный лист деятельности на уроке учащегося 8 «___» класса

Ф.И. ______________________________________________

Тема урока: «Общая характеристика рельефа Кыргызстана.

Рельефообразующие факторы»


Наименование заданий

Критерии оценки

Количество баллов

Задание 1

4 балла - все предложения были правильно дополнены,

3 балла - допущены ошибки в 1 предложении,

2 балла - допущены ошибки в 2 предложениях,

1 балла – допущены ошибки в 3 предложениях,

0 баллов – не справился с заданием

Самоконтроль - _____________

Максимально – 4 балла

Минимально – 0 баллов

Задание 2

Если все три части схемы были заполнены правильно – 3 балла, 1 балл – лишь 1 ячейка.

Самоконтроль - ____________

Максимально – 3 балла,

Минимально - 1 балл

Задание 3

Если все три части схемы были заполнены правильно – 7 баллов, 1 балл – за каждый правильный ответ

Самоконтроль - _____________

Максимально – 7 балла,

Минимально - 0 балл

Задание 4

Оценивает учитель

Контроль учителя

Самостоятельная работа

Оценивает учитель

Контроль учителя


Итоговая оценка - ______________________________


Рефлексия:

- Понравилась ли форма данного урока?

- Все ли было понятно в процессе объяснения нового материала?

- Легко ли справлялись с предложенными заданиями?


Домашнее задание: прочитать параграф 2.4.

Похожие:

Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы iconИсследование "Многообразие кишечнополостных. Общие признаки"
Познакомить учащихся с многообразием кишечнополостных, признаками приспособления к среде обитания, общие черты организации. Показать...
Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы iconФакторы конкурентоспособности для стратегии дифференциации. Хасанов Ринат Хамитович
В статье анализируются факторы конкурентоспособности для стратегии дифференциации. Предлагается система, состоящая из десяти факторов,...
Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы iconРасшифровка подписи
Разработка проекта будет проходить на реальном примере рельефа местности. Планируется освоение нескольких методов построения цифровых...
Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
...
Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы icon«Культурология»
«Охарактеризуйте общие черты и различия национальных религий Китая: даосизма и конфуцианства»
Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы iconПрограмма подготовлена авторским коллективом (под редакцией Н. И. Сонина), 2000 г
...
Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы iconВиды террористических акций, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении
Вопрос виды террористических акций, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения населения...
Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы iconТема: Факторы риска и факторы выживания человека в окружающей среде
Факторы риска (голод, холод, жара, жажда, страх, переутомление, одиночество и др.)
Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы iconМузыкальный Романтизм 19 века
Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль». 17
Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы iconПрограмма инструктажа
Общие сведения об учебном корпусе № Основные опасные и вредные производственные факторы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница