Скачать 98.14 Kb.
|
Тема урока: Общие черты рельефа. Рельефообразующие факторы Урок разработан преподавателем ШКГ №29 Цели и задачи урока: - обучающие – сформировать представление об общих чертах рельефа территории Кыргызстана, познакомить учащихся с особенностями рельефообразующих процессов в нашей местности; - развивающие – развивать умения и навыки сравнительного анализа, выявления причинно-следственных связей в природных явлениях, самостоятельной и групповой работе на уроке, умения работы с различными видами карт; - воспитательные – прививать чувство толерантности, любовь к родному краю, повышать интерес к изучению предмета и получению научных знаний о своей Родине. Тип урока: изучение нового материала Вид урока: комбинированный Методы: использование ИКТ (интерактивная доска), рассказ учителя, фронтальная беседа и опрос, самостоятельная деятельность учащихся, работа в малых группах. Оборудование: презентация урока в слайдах, атлас по физической географии Кыргызской республики для 8 класса, карта самоконтроля для учащихся, таблицы: «Характеристика генетических объединений различных форм и типов рельефа территории Кыргызстана», «Характеристика комплексов рельефа территории Кыргызстана». Ход урока: 1. Организационный момент (1 слайд) Учитель: Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим особенности рельефа нашей республики. В процессе урока вы будете работать с картами самоконтроля, в которые внесены задания и оценочный лист. Все предложенные задания вам необходимо выполнять только по моему указанию в определенном порядке и в определенное время. Надеюсь, у нас все получится! 2. Повторение ранее изученного материала 2.1. Фронтальная беседа, самостоятельное выполнение заданий учащимися. - Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним: 1. Что называется рельефом? 2. Какие факторы относятся к рельефообразующим? Для этого выполните задания, предложенные в карте самоконтроля. Задание 1. Закончите предложения: Рельеф – это … На формирование рельефа влияют … и … силы. Крупные неровности рельефа создают … процессы рельефообразования и их называют эндогенными процессами. С помощью различных … сил разрушая и расчленяя, выравнивают выпуклые участки, заполняя заносами, продуктами разрушения вогнутые впадины, работают в направлении сглаживания неровностей экзогенные процессы. Задание 2 и 3. Заполните схемы. (См. карту урока) 2.2. Проверка выполнения предложенных заданий - Для того, чтобы узнать, как вы справились с заданием, давайте проверим вашу работу. Самостоятельная проверка выполнения работы учащимися. 2 слайд - Проверьте правильность выполнения 1 задания 3 слайд - Проверьте правильность выполнения 2 задания 4 слайд - Проверьте правильность выполнения 3 задания - Надеюсь, что вам удалось справиться с заданиями. А теперь, вспомнив основные понятия, приступим к изучению нового материала. 3. Актуализация темы урока. - Наша республика имеет определенные особенности рельефа и действия рельефообразующих факторов. Сегодня на уроке мы не только рассмотрим с вами общие черты рельефа территории Кыргызстана, но и выясним, какие причины оказывают свое влияние на формирование современных черт рельефа нашей республики. 5 слайд – Физическая карта Кыргызстана /Учащиеся на протяжении всего урока для работы используют «Физическую карту Кыргызстана» атласа./ 4. Изучение нового материала Рассказ учителя с элементами фронтальной беседы - Территория Кыргызстана в основном состоит из сложного сочетания высоких гор и межгорных долин. В целом современный рельеф сформировался под воздействием интенсивного тектонического движения противоположного направления. Современные черты рельефа возникли в условиях, когда в одних местах преобладали тектонические поднятия, в других местах межгорные вогнутые тектонические впадины заполнялись отложениями. Например, самые высокие поднятия были на востоке – Хан-Тенгринский горный узел; вогнутые впадины – Чуйская, Ферганская долины – были вогнутыми и заполнялись песчано-каменистыми наносами гор. 4.1. Рельефообразующие факторы - Основными рельефообразующими факторами являются эндогенные и экзогенные процессы. В результате различные формы рельефа земной поверхности, образованные тектоническими движениями, подвергаются непрерывным изменениям. 6 слайд Горный рельеф Кыргызстана, разнообразные климатические зоны определяют активность природных процессов: землетрясения оползни сели, паводки снежные лавины прорывы высокогорных озер поднятие уровня грунтовых вод метеорологические аномальные явления - Рассмотрим некоторые из них. 7 слайд Фото «Землетрясения» - Наша республика расположена в сейсмически активной зоне, поэтому для нас актуально влияние тектонических движений земной коры. 8 слайд - Ежегодно регистрируется около 3500 землетрясений, а несколько сопровождаются разрушительными эффектами. С 1970 года произошло 18 разрушительных землетрясений.
9 слайд Карта сейсмической опасности - На карте «Сейсмической опасности КР» мы видим районы наибольшей сейсмической активности. 10 слайд Карта - схема наиболее крупных землетрясений, произошедших в 2006-2008 гг. Самостоятельная работа в парах Задание 4. На физической карте найдите районы крупных землетрясений и определите причинно-следственную связь с рельефом данных территорий. 11 слайд Фото Паводки и сели, их катастрофические последствия - На территории республики довольно часты паводки и сели, которые нередко приводят к катастрофическим последствиям. 12 слайд Карта Селевой опасности - На территории Кыргызстана насчитывается около 3900 селевых бассейнов рек, а также до 2000 высокогорных прорывоопасных озер из которых до 200 имеют высокую вероятность прорыва. В зонах возможного поражения различной степени находится более 300 населенных пунктов. В 1153 населенных пунктах зафиксированы случаи селевых потоков приведших к различным ущербам 13 слайд П р о р ы в о о п а с н ы е в ы с о к о г о р н ы е о з е р а - Это связано, в том числе, с высоким стоянием грунтовых вод 14 слайд КАРТА ВЫСОКОГО СТОЯНИЯ УРОВНЯ ГРУНТОВЫХ ВОД - Общая площадь подтопления населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий вызванного поднятием подземных вод составляет 3300 кв. км. В зоне подтопления находится 260 населенных пунктов. До 15 тыс. жилых домов находится в зонах сильного подтопления с уровнем подземных вод от 0 до 1,0м. от поверхности земли В городе Бишкек также имеются территории, где залегание подземных вод составляет от 0 до 3х метров от поверхности земли 15 слайд ФРАГМЕНТ КАРТЫ ПОДТОПЛЕНИЯ населенных пунктов и территории в районе г. Бишкек - На горных склонах, в предгорьях, на наклонных равнинах встречаются и формы рельефа, возникшие под воздействием подземных вод, к которым относятся и оползни. 16 слайд Фото «Оползни» 17 слайд К А Р Т А О П О Л З Н Е В О Й О П А С Н О С Т И - На территории Кыргызстана насчитываются более 5000 активных оползней. В различной степени опасности подвержено 396 населенных пунктов. 18 слайд Фрагмент карты оползневой опасности Узгенского района Ошской области 19 слайд Фрагмент крупномасштабной карты распространения оползней в близи населенных пунктов в Южном регионе 4.2. Краткие комментарии учителя по фрагментам космоснимков и аэрофотоснимков различных территорий КР. 20 слайд Фрагмент космоснимка юго-восточного региона Кыргызстана 21 слайд Фрагмент космоснимка долины реки Майлуу-Суу 22 слайд Фрагмент космоснимка в районе оползня Кочкор - Ата 23 слайд Оползни, разрушившие жилые дома в селе Сары-Бее ( Майлуу-Суу) 24 слайд Оползень « Тектоник» в г. Майлуу-Суу 25 слайд ФРАГМЕНТ КРУПНОМАСШТАБНОЙ КАРТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОПОЛЗНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ г.МАЙЛУУ – СУУ 26 слайд Фото «СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ» 27 слайд К А Р Т А Л А В И Н Н О Й О П А С Н О С Т И - Более половины территории республики подвержена лавинной опасности. Продолжительность лавинного сезона 5 – 7 месяцев. Ежегодно на горных автодорогах лавины приводят к жертвам людей 28 слайд Автодорога Бишкек – Ош Схема расположения лавиносборов на участке 198 – 265 км. 29 слайд Фрагмент карты лавинной опасности 30 слайд фото Противолавинное сооружение (галерея) Ледник Кочко-Булакская лавина Лавина (конус выноса) - Итак, мы рассмотрели основные рельефообразующие факторы, проявляющиеся на территории Кыргызстана. 4.3. Формы и типы рельефа - Современные черты рельефа сформировались под влиянием поднятий платформы. Слайд 31 - Различные формы и типы рельефа в целом подразделяются на три генетических объединения: (см. таблицу 1) 1. тектонико-денудационные 2. тектонико-денудационные-аккумулятивные 3. тектонико-аккумулятивные На основе этих групп, на территории Кыргызстана выделены 12 типов рельефа Задание: Ипользуя атлас, назовите данные группы (работа с картой атласа)/ - Рассмотрим основные характеристики типов рельефа различных групп с помощью таблицы 1 «Характеристика генетических объединений различных форм и типов рельефа территории Кыргызстана». Слайд 32 - По геологическому строению и времени формирования рельефа типы рельефа можно объединить в геоморфологические комплексы:
4.4. Самостоятельная работа учащихся в группах - А теперь вам предстоит поработать в группах и выполнить следующую самостоятельную работу (см. карту самоконтроля). /Проводится самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 34 – 36). Учащиеся класса делятся на три группы, каждая из которой заполняет часть предложенной учителем таблицы 2 «Характеристика комплексов рельефа территории Кыргызстана» (см. карту самоконтроля)/ 5. Закрепление изученного материала Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам и заданиям (учебник, стр.37). 6. Подведение итогов. Оценивание учащихся - Оцените свою работу, подсчитав количество баллов за выполненные задания. Рефлексия: - Понравилась ли форма данного урока? - Все ли было понятно в процессе объяснения нового материала? - Легко ли справлялись с предложенными заданиями? Домашнее задание: прочитать параграф 2.4. Карта самоконтроля учащегося 8 класса «____» По теме «Общая характеристика рельефа Кыргызстана. Рельефообразующие факторы» Ф.И. ____________________________________________ Задание 1. Закончите или дополните предложения: 1. Рельеф – это __________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 2. На формирование рельефа влияют _________________и _________________ силы. 3. Крупные неровности рельефа создают ________________________процессы рельефообразования и их называют эндогенными процессами. 4. С помощью различных ________________сил, разрушая и расчленяя, выравнивают выпуклые участки, заполняя заносами, продуктами разрушения вогнутые впадины, работают в направлении сглаживания неровностей экзогенные процессы. Задание 2. Заполните схему «Внутренние процессы рельефообразования» ![]() Источник энергии – __________________________________________________________________ Задание 3. Заполните схему «Внешние процессы рельефообразования» ![]() Источник энергии – ______________________________________________________ Задание 4. На физической карте найдите районы крупных землетрясений и определите причинно-следственную связь с рельефом данных территорий. _____________________________________________________________________________________ Самостоятельная работа Задание. Используя текст учебника стр. 34 – 36, заполните часть предложенной учителем таблицы 2 «Характеристика комплексов рельефа территории Кыргызстана» 1 группа – работает с текстом «Комплекс рельефа подгорных равнин», 2 группа – работает с текстом «Комплекс низкогорий и адыров», 3 группа – работает с текстом «Комплекс высоких и средневысоких гор». Заготовки таблицы для заполнения выдаст учитель. По окончанию работы проверьте правильность заполнения таблицы с помощью учителя. Оценочный лист деятельности на уроке учащегося 8 «___» класса Ф.И. ______________________________________________ Тема урока: «Общая характеристика рельефа Кыргызстана. Рельефообразующие факторы»
Итоговая оценка - ______________________________ Рефлексия: - Понравилась ли форма данного урока? - Все ли было понятно в процессе объяснения нового материала? - Легко ли справлялись с предложенными заданиями? Домашнее задание: прочитать параграф 2.4. |
![]() | Исследование "Многообразие кишечнополостных. Общие признаки" Познакомить учащихся с многообразием кишечнополостных, признаками приспособления к среде обитания, общие черты организации. Показать... | ![]() | Факторы конкурентоспособности для стратегии дифференциации. Хасанов Ринат Хамитович В статье анализируются факторы конкурентоспособности для стратегии дифференциации. Предлагается система, состоящая из десяти факторов,... |
![]() | Расшифровка подписи Разработка проекта будет проходить на реальном примере рельефа местности. Планируется освоение нескольких методов построения цифровых... | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру ... |
![]() | «Культурология» «Охарактеризуйте общие черты и различия национальных религий Китая: даосизма и конфуцианства» | ![]() | Программа подготовлена авторским коллективом (под редакцией Н. И. Сонина), 2000 г ... |
![]() | Виды террористических акций, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении Вопрос виды террористических акций, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения населения... | ![]() | Тема: Факторы риска и факторы выживания человека в окружающей среде Факторы риска (голод, холод, жара, жажда, страх, переутомление, одиночество и др.) |
![]() | Музыкальный Романтизм 19 века Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль». 17 | ![]() | Программа инструктажа Общие сведения об учебном корпусе № Основные опасные и вредные производственные факторы |