Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол»




Скачать 260.74 Kb.
НазваниеПрограмма обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол»
страница1/3
Дата15.11.2012
Размер260.74 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
«Вы никогда не думали, как хорошо начать создание
детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт

игры с перевоплощением есть у каждого ребенка.
Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит
ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас,
профессионалов».

К.С.Станиславский.

Пояснительная записка.



Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф.З.Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол», Ю.В.Калчеева «Авторская программа курса «Творчество» для II-V классов образовательной школы», А.И.Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович «Играем в кукольный театр. Программа «Театр – творчество – дети». Модификация заключается в выборе тем, которые подходят для специфики кукольного театра.

Направленность программы художественная.


АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Обширные отечественные и зарубежные исследования доказали, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время, когда другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребенка естественно и точно так же, как родная речь, дает ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения

Так как кукольный театр является синтезом искусств, то занятия этим видом деятельности наиболее полно позволяют развивать общие способности детей.

Современные социальные условия требуют от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют обучающемуся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Анализ жизненных ситуаций через этюдную работу, постижение событийного ряда, логики жизни поможет воспринимать зло не как отдельно существующий объект, с которым нужно смириться, а как следствие определенных обстоятельств или поступков, которые можно и нужно преодолевать. И уж ни в коем случае не сотворить его самому.


НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Образовательная программа не предполагает подготовку обучающихся в профессиональные учебные заведения, но ставит социальную значимость театрального образования детей для общества. Выполнение этой программы позволяет воспитать эстетически развитого гражданина, который может эффективно использовать свой театральный опыт в другой профессии, даже далекой от театра.

Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшей деятельностью в детском театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие индивидуальных способностей воспитанника, развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, фантазии, наблюдательности и т.д.). Происходит усвоение социальных норм поведения. Таким образом, работа над этюдами и спектаклем не менее важна, чем сам спектакль.

Детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства. Но законы детской игры и законы сцены различны. Игра «для себя» психологически естественна, игра «на публику» противоречит природе. Законы детской игры подвижны и переменчивы. А закон, по которому строится художественный образ, задается художником для каждого конкретного произведения единожды. В детской игре много условности, понятной только играющим, в ней возможны любые пропуски фрагментов действия, утрированное обозначение каких-то явлений. В театре это возможно далеко не всегда. Но при этом будет совершенно неправильно, создавая детский театральный коллектив, игнорировать законы детской игры и учить детей играть «по-взрослому». Это сразу перекроет возможность творческой реализации детей. При работе в детском кукольном театре, прежде всего необходимо, чтобы цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть реальны и выполнимы. А это значит, что они должны быть максимально конкретны и понятны. «Метод физических действий» К.С.Станиславского здесь неоценим.

Существует устойчивое мнение, что маленькие дети – все артисты. Точно можно сказать: все творцы, но не все артисты. Публичное творчество привлекает далеко не всех. Нельзя неволить неокрепшую творческую природу ребенка, заставлять его быть на виду, если он не хочет этого. Но в то же время нельзя исключать ребенка из общего дела, оставлять его в стороне. Для каждого в кукольном театре можно найти дело, в котором он может реализоваться.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.


Основной целью психолого-педагогического сопровождения является формирование психически здоровой, социально-адаптированной личности.

Для этого в коллективе:

- создаются благоприятные условия для самовыражения ребенка. Это и различные театральные игры, и этюды, и работа с куклой, и приобщение к участию в общественной жизни;

- на занятиях создается атмосфера доброжелательности, формируется чувство ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок, для каждого обучающегося ситуация успеха.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Цель: Создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей для дальнейшей социальной адаптации в современном мире.


Цель реализуется через следующие общеобразовательные задачи:

  • пробудить интерес обучающихся к театру, творчеству, сценической деятельности;

  • способствовать формированию общечеловеческих ценностей;

  • выявлять и развивать творческие способности обучающихся;

  • на основе упражнений, театральных игр обучать основным дисциплинам (актерскому мастерству, кукловождению, сценической речи);

  • развивать познавательные, коммуникативные и рефлекторные способности.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни:


- Принцип гуманизации, основный на уважении личности, признании её самоценности и самодеятельности.


- Принцип природосообразности, основанный на знании возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния здоровья (физического, психического) и социального развития.


- Принцип культуросообразности, основанный на понимании культурно-исторических ценностей, их сохранении и создании новых.


- Принцип коллективности творчества. Театр – искусство коллективное, только ансамбль единомышленников может создать целостное художественное произведение – спектакль. Театр – искусство синтетическое, объединяющее в творчестве многих художников: актеров, режиссера, музыкантов, хореографа, декоратора и т.д.


- Принцип равенства и демократии. Кукольный театр – коллектив единомышленников, в котором всех участников: педагогов, детей, родителей - объединяет интересная совместная творческая деятельность. Взрослые и дети в коллективе имеют равные права, одинаково соблюдают правила и законы, установленные коллективом.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЦЕССА.


Организация образовательной деятельности выстраивается согласно нормам СанПиНа.

Срок реализации программы -2 года .


Первый год:

Первый год рассчитан на детей 7-8 лет.

занятия проводятся два раза в неделю по 1.5 ч.

Наполняемость групп 6-8 человек.

Форма проведения занятий – групповая.


- пробуждение интереса воспитанников к деятельности кукольного театра;

- закрепление ощущения радости от успеха в играх, упражнениях, тренингах, от совместной работы;

- изучение и применение на практике правил поведения на сцене, на занятии, в группе сверстников;

-совершенствование артистических навыков детей;

- работа над речью, интонациями, мимикой, пластикой;

-работа над эмоциональным развитием детей;

- освоение настольной, тычковой, перчаточной, планшетной куклы.

Работа с каждым видом кукол:

а) простейшие упражнения с куклой,

б) этюды с куклами,

в) инсценирование русских народных сказок,

г) сочинение и показ своих сказок,

д) подготовка и показ небольшого спектакля на 10-15 минут

По каждому этапу освоения куклы проводится зачетный урок в форме небольшого концерта или спектакля для родителей


Второй год обучения:


Второй год рассчитан на детей 9-12 лет. Занятия проводятся три раза в неделю по 1.5 ч .

Наполняемость групп 10-12 человек.

На этой ступени возможно заниматься от года до нескольких лет, усложняя с каждым годом репертуар, овладевая навыками смежных театральных профессий.

Принимаются все желающие, как ранее занимавшиеся, так и вновь прибывшие.

Формы проведения занятий: - групповые;

- творческие минигруппы;

- индивидуальные занятия.

- развитие и закрепление стремления обучающихся к творческой деятельности;

- совершенствование навыков актерского мастерства;

- продолжение обучения работы с куклами разных систем: ,

а) этюды,

б) инсценировки и придумывание своих сказок,

в) спектакль;

- занятия сценической речью;

- придумывание и постановка концертных номеров.

- формирование основного репертуара театра;

- участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Подведение итогов по каждой изучаемой теме проходит на зачетном уроке в форме концерта или спектакля.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Театр – одно из ярких средств воспитания высших человеческих потребностей, положительного личностного развития. Театр – это средство коллективного воспитания.

Педагогические технологии реализации данной программы включают в себя следующие формы и методы образовательного процесса:


Формы:

- актерский тренинг;

- театральные игры и упражнения;

- развивающие игры и упражнения;

- ситуационные игры и этюды с куклами и без них;

- беседы;

- экскурсии;

- просмотр и обсуждение профессиональных и самодеятельных

драматических и кукольных спектаклей;

- постановка спектаклей;

- концертная деятельность.


Методы обучения:

  1. объяснительно- иллюстративный ;

  2. репродуктивный ;

  3. частично-поисковый .



Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:



  1. показа,

  2. подсказа,

  3. рассказа,

  4. метод действенного анализа.



Первый год обучения.


Первый год обучения. (8-9лет).


УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.





Наименование темы

теория

практика

Ожидаемые результаты

1.

История театра.


1час




- знакомство с различными видами театров, театральными профессиями и секретами, заинтересованность театром.

2.

Художественная дисциплина и этика.





4часа

- воспитание внимательных, доброжелательных отношений друг с другом;

- воспитание сознательной дисциплины;

- создание комфортных условий для творческих занятий;

3.

Основы актёрского мастерства


1 час

20часов

- развитие основных познавательных процессов;

- развитие интереса к театру в деятельности;

- раскрепощение, умение владеть своим телом;

- понятие о внутреннем мире и его проявлении во внешних качествах;

-совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия;


4.

Кукловождение:


-знакомство с перчаточными куклами;


-знакомство с планшетными куклами;




0,5 часа


0,5 часа





24часов


12часов





- усвоение основных правил игры с перчаточной куклой;

-совершенствование, речи, мышления, восприятия;


- усвоение основных правил игры с планшетной куклой;

-совершенствование речи, мышления, восприятия;



5.

Сценическая речь:





16 часов

- развитие речевого аппарата, дикции, дыхания;

- умение ясно и четко выражать свои мысли.

6.

Сценическое воплощение.

петрушечными куклами; планшетными куклами.


1 час

1 час


32 часа

32 часа

- получение эмоциональной радости и удовольствия;

- развитие интереса к сценической деятельности;

- самовыражение, реализация творческих способностей;

-сплочение коллектива.

7.

Досуговая деятельность.

.




6часов

- получение эмоциональной радости, удовольствия;

- сплочение коллектива.

8.

Аттестация

2 часа

10

-выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических)







Итого:

144часа



  1   2   3

Похожие:

Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconКнига история русской драматургии театра кукол глава истоки русской драматургии театра кукол народная кукольная комедия Школьная вертепная драма «Вольные англо-немецкие комедии»
Драматургия театра кукол второй половины XX в. Имитация драмы На путях «фантастического реализма»
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconИнформационный бюллетень 07 13 марта 2011 года
...
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconМатериалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра»
Ii вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих...
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconНаучно-исследовательская творческая работа
Теоретические аспекты проблемы развития культуры личности средствами самодеятельного театра
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconМатериалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра»
Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра. Календарный цикл дионисийских...
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconВидеофильмов
Фильм-спектакль по одноименной комедии И. Штока в постановке Государственного Академического Центрального театра кукол имени С. Образцова....
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconБорис Голдовский Светлана Смолянская театр кукол украины страницы истории Ст-Фрациско, 1998
На широком фактологическом материале, историко-культуриом фоне раскрывается многообразие форм и специфика театра кукол Украины XVII...
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconВопросы к экзамену по курсу «История русского театра» (2 половина ХХ века)
Особенности развития отечественного театра в 50-е годы. Театральная «оттепель» 50-х годов
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconВиктор Демин Первое лицо: Художник и экранные искусства
С тем же успехом мы можем искусством слова име­новать на выбор лирическую поэзию или романную прозу, а под искусством сцены разуметь...
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол» iconУрок защита творческого проекта по созданию домашнего мини театра теней
Изготовление декораций и держателей для кукол со старшими ребятами (экспериментальная работа)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница