Российский государственный торгово-экономический университет




НазваниеРоссийский государственный торгово-экономический университет
страница1/6
Дата15.11.2012
Размер0.9 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра управления персоналом


Одобрено

учебно-методическим советом

факультета управления


ОСНОВЫ


БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА


Учебно-методический комплекс


Для специальности: 080505 Управление персоналом


Москва 2007


Автор-составитель: Павлова Г.В., канд. экон. наук.,

доцент, профессор


Учебно-методический комплекс Основы безопасности труда составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования (примерной программой по дисциплинам по специальности 080505 Управление персоналом)


Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин и является обязательной для изучения.


© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007




Содержание


  1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………………….4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………………..4

  3. Объем дисциплины……………………………………………………………..6

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………6

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………7

    3. Инновационные технологии, используемые преподавателем

учебной дисциплины «Основы безопасности труда»…………………10

  1. Содержание курса…………………………………………………………….10

  2. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий

и деловых игр………………………………………………………………….18

  1. Задания для самостоятельной работы студентов…………………………...34

  2. Тематика контрольных работ и методические указания

по их выполнению для студентов заочной формы обучения………………39

  1. Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………...56

  2. Учебно-методическое обеспечение………………………………………….59

    1. Литература…………………………………………………………….…59

    2. Методическое обеспечение дисциплины……………………………....61

    3. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины………………………………………………………………61

Глоссарий…………………………………………………………………………...62

Приложения…………………………………………………………………………69


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.


Одной из важнейших функций управления персоналом является контроль за обеспечением благоприятных и безопасных условий труда по сохранению здоровья работников, повышающих работоспособность и создающих благоприятный социально-психологический климат в коллективе. Дисциплина «Основы безопасности труда» дает знания о законодательстве в области охраны труда, о требованиях к санитарно-гигиеническим условиям труда и технике безопасности и необходима для будущих специалистов службы управления персоналом и для руководителей.

Настоящая учебная программа подготовлена в соответствии с ГОС высшего профессионального образования по дисциплине «Основы безопасности труда» и предназначена для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» всех форм обучения РГТЭУ.

Цель дисциплины – приобретение студентами знаний и практических навыков, которые позволят им профессионально осуществлять управленческие функции по контролю за состоянием условий труда и участвовать в разработке мероприятий по их совершенствованию на предприятиях торговли и сферы услуг.

Задачи дисциплины состоят в системном представлении всех теоретических разделов, определяющих содержание дисциплины, а также в отражении отечественного и зарубежного опыта.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Усвоение знаний в результате изучения дисциплины «Основы безопасности труда» дает основание для признания высокого уровня подготовки по вопросам охраны труда, соответствующим квалифицированной характеристике специалиста в соответствии с ГОС ВПО.

Наличие профессиональных знаний и практических навыков по содержанию дисциплины позволит будущим специалистам оценивать и влиять на исполнение руководством организации законодательства в области охраны труда, на деятельность служб по охране труда, на улучшение условий труда и технику безопасности, что будет способствовать сохранению здоровья работников, повышению их работоспособности, созданию благоприятного социально-психологического климата и повышению эффективности деятельности организации.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В результате изучения дисциплины специалист должен:

знать правовые основы охраны труда в РФ; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда; организацию работ по охране труда на предприятии; классификацию условий труда по степени вредности и опасности, тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности; причины травматизма и обязанности работодателя при несчастном случае на производстве; систему организационных, гигиенических, санитарно-технических мероприятий, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работника вредных производственных факторов; учет затрат на охрану труда; воздействие на дисциплину труда;

иметь представление об опыте организации и осуществления деятельности по охране труда на отечественных и зарубежных предприятиях, в том числе в сфере торговли и услуг;

– уметь определять соответствие деятельности работодателя в области охраны труда законодательству РФ и ТК РФ; оценивать деятельность служб охраны труда, в том числе в обучении персонала безопасным условиям труда; проводить расследование причин несчастных случаев на производстве и разрабатывать мероприятии по их предотвращению; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, тяжести и напряженности трудового процесса не предприятиях торговли и услуг;

– приобрести навыки профессиональной аргументации при оценке деятельности по безопасности труда в организации и при разработке предложений, направленных на ее совершенствование;

– владеть специальной терминологией, используемой в дисциплине «Основы безопасности труда», навыками самостоятельного овладения новыми знаниям, используя современные образовательные технологии.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Виды учебной работы

Количество часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

№№ семестров

2

3

3, 4

Аудиторные занятия:

Лекции

68

34

16

36

18

12

Практические и семинарские занятия

16

10

4

Тематические дискуссии и деловые игры

16

6

-

Самостоятельная работа

72

106

124

Всего часов на дисциплину

140

140

140

Текущий контроль

(количество, №№ семестров)

Контрольные работы №№ 1, 2 – 2 сем.,

тестирование

Контрольные работы № 1, 2 -3 сем., тестирование

Контрольная работа –

4 сем.

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет,

№№ семестров)

Зачет – 2 сем.

Зачет – 3 сем.

Зачет – 4 сем.



3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы.


Форма обучения – очная.


Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самосто-ятельная работа

Лекции

Практи-ческие

занятия, семинары

Темати-ческие

дискуссии, деловые игры

1

2

3

4

5

6

Раздел I.

Безопасность организации

Введение

1. Основные понятия «безопасности организации». Виды безопасности организации по направлениям.

2. Принципы построения системы безопасности организации

1

3,5


4,5

1

1


2


0,5


0,5


-


-


2


2

Раздел II.

Законодательное регулирование вопросов охраны труда в РФ.

3. Основные нормативные акты в области охраны труда.

Государственная политика в области охраны труда в РФ. Госнадзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

4. Обязанности работодателя и работника в сфере охраны труда. Организация охраны труда в организации.



8


7



2


2



1


1



1


-



4


4




1

2

3

4

5

6

Раздел III.

Производственный травматизм, несчастные случаи и производственные заболевания, порядок их расследования и возмещения ущерба

5. Производственный травматизм, несчастный случай. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.

6. Порядок расследования несчастных случаев на производстве. Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.



8


8



2


2



2


-



-


2



4


4

Раздел IV.

Условия труда

7. Факторы условий труда, производственной среды и трудового процесса.

Классификация условий труда по степени вредности и опасности.

8. Тяжесть и напряженность трудового процесса. Классификация условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса по травмобезопасности.

9. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

10. Физиологические основы трудовой деятельности.

Режимы труда и отдыха.



8


8


8


8



2


2


2


2



1,5


1,5


-


1



0,5


0,5


2


1



4


4


4


4




1

2

3

4

5

6

Раздел V.

Производственная санитария и гигиена труда.

11. Производственный микроклимат и его воздействие на организм человека

12. Производственное

освещение.

13. Защита от производственного шума, ультразвука, инфразвука, вибрации.

14. Защита от ионизирующих излучений.

15. Защита от электромагнитных полей, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения.

16. Требования безопасности при работе с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ).

17. Электробезопасность. Пожаробезопасность.

18. Безопасность труда на предприятиях торговли, общественного питания и сферы услуг.



11


4


8


4


8


7,5


7


8,5





3


1


2


1


2


1,5


1


0,5





1


1


1


1


1


-


-


2





1


-


1


-


1


2


2


-





6


2


4


2


4


4


4


6



Раздел VI.

Затраты на охрану труда и технику безопасности. Дисциплина труда.

19. Учет расходов организаций на охрану труда и технику безопасности.

20. Дисциплина труда



5


5



2


2



-


-



1


1



2


2

Итого:

140

36

16

16

72



3.3. Инновационные технологии, используемые

преподавателем учебной дисциплины

«Основы безопасности труда».




п/п

Инновационные

технологии

Тема лекции или семинарского

занятия

1.

Деловая игра – метод имитации (подражания) принятия решения студентами в искусственно созданной ситуации с помощью профессиональных консультаций преподавателя

Семинары по

темам: 6; 9; 16; 17

2.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем, написание эссе, тезисов или реферата по обсуждаемой проблеме

Семинары по

темам: 3; 7; 8; 10; 11; 13; 15; 20

3.

Мозговой штурм – способ активации внимания студентов на конкретной проблеме или ключевых словах, способствующий вовлечению студентов в процесс обучения и запоминанию основных положений или проблем, или темы, или вопроса

Семинары по

темам: 1-20

4.

Тестирование – с помощью тестов осуществляется самооценка знаний студентом и контроль знаний студента преподавателем (тесты разрабатываются преподавателем).

Семинары по

темам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 9; 16



4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


Раздел 1. Безопасность организации.


Введение.


Охрана труда как механизм реализации конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Связь дисциплины «Охрана труда» с науками: физиология труда, профессиональная патология, промышленная токсикология и др.

Состояние вопросов охраны труда в стране в перестроечный период. Статистические данные о количестве травм, несчастных случаев и профзаболеваний за последние годы и их причины.

Формирование правовой базы охраны труда работников предприятий в последние годы, как один из этапов решения проблем безопасности труда в РФ.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Российский государственный торгово-экономический университет iconВладимирский Государственный Университет Научная библиотека Бюллетень новых поступлений за май года
Российский государственный торгово-экономический университет (ргтэу); Центр исследований глобальных процессов и устойчивого развития;...
Российский государственный торгово-экономический университет iconМетодические указания и задания по выполнению контрой работы дисциплины по специальностям 080301 «Коммерция (торговое дело)»
...
Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Новосибирский филиал Российского государственного торгово–экономического университета
Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Сообщаем Вам информацию о научных мероприятиях, проводимых на базе Российского государственного торгово-экономического университета...
Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими)
Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет новосибирский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине специальности 081100 Менеджмент
Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет новосибирский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Рекомендуется для направления специализированной программы подготовки магистров по направлению 080100. 68 "Экономика"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница