 |
ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 |
Технологическая карта | УТВЕРЖДЕНО: _______________________ Зам.директора по УР _____________ И.А.Фирсова
Технологическая карта прохождения индивидуального образовательного маршрута студента _______________________ группа______ отделение __________________________ Учебная дисциплина «Логика» Преподаватель Семенова Е.В. Период реализации ____________________
№ п/п | Темы и содержание заданий | Методические материалы | Вид контроля | Сроки | Отметка о выполнении, подпись преподавателя | 1. | Предмет и значение логики. Краткие сведения из истории зарождения логики как науки. Риторика, эристика, логистика. Аристотель как основоположник традиционной логики, "Органон". Паралогизмы, софизмы, логические парадоксы. Значение изучения логики. Логические требования к информации: определенность, последовательность, доказательность. Логическая задача как эффективный прием развития логического мышления. Значение термина "логика". Предмет изучения логики. Основная задача логики. Специфика изучения мышления логикой. Формы познания: формы чувственного познания и абстрактного мышления. Правда и истина. Конкретное содержание мысли. Логическая форма и логическое содержание мысли. Понятия "речь" и "язык". Язык как средство идентификации мыслительных процедур. Функции языка. Виды речи. Формализованный язык логики. Виды неязыковых знаков. Семантические категории языковых знаков логики: имя и его виды, предложение, предикаторы, функторы. Логические операции над высказываниями: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Таблицы истинности логических связок. Контрфактическое суждение. Способы выражения логических связок (логических постоянных) в естественном языке.
| Гетманова А.Д. Логика. Для педагогических учебных заведений. – М.: «Добросвет», 1999 Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. Ростов н/Д: «Феникс», 2001 Гетманова А.Д. Логика: словарь и задачник. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 Кобзарь В.И. Основы логических знаний. – СПб, 1994 Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Дону, 2000 Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 Переверзев В.Н. Логистика. Справочная книга по логике. – М., 1995 В.И.Курбатов. Логика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997 Ивин А.А. Элементарная логика. – М., 1994 Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. – М., 2001 Солодухин О.А. Логика. Экзаменационные ответы. – Ростов н/Дону, 2002 Федоров Б.И., Зубань Е.Н., Любимов Г.П., Никитин В.Е. Элементы логической культуры. – СПб, "Иван Федоров", 2001 Гусев Д.А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. – М., издательство НЦ ЭНАС, 2003 Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под ред. В.И.Кириллова. – М.: ООО «Антэя 2000», МЦУПЛ, Профобразование, 2000 Логические игры и задачи/Сост. Г.С.Шиманская, В.И.Шиманский. – Д.: Сталкер, 1998 О.В.Афанасьева. Логика: учеб.пособие. – М.: Проспект, 2008. | Определение основных понятий. Выполнение тестовых заданий. Выполнение практических заданий. Решение логических задач. Реферативная работа «История зарождения и развития логики как науки», «Понятие о софизмах и логических парадоксах», «Логические уловки в доказательстве и способы их опровержения», «Занимательная логика». Выбрать фрагменты из литературных произведений, в которых используется термин "логика" или его производные. Определить значение данного термина в приведенных отрывках. На основе наблюдений за окружающей действительностью, чтения предоставить факты, свидетельствующие о соблюдении или нарушении основных логических законов. |
|
| 2. | Основные логические законы. Закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
| Выполнение практических заданий.
|
|
| 3. | Понятие. Определение понятия. Существенные признаки как основа формирования понятий. Способы выражения понятий в речи. Логические приемы формирования понятий. Содержание и объем понятия. Виды понятий с т. зр. содержания и объема. Понятия несравнимые и сравнимые, совместимые и несовместимые. Типы совместимости: тождественность (равнозначность), перекрещивание (пересечение), подчинение (субординация). Типы несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). Логическая операция определения понятия, ее значение. Структура определения. Определения явные и неявные, реальные и номинальные, через род и видовое отличие, генетические, операциональные. Правила явных определений. Виды неявных определений: контекстуальное, индуктивное, остенсивное, аксиоматическое. Приемы, заменяющие определения понятий: обозначение, описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, сочетание приемов. Логическая операция деления понятия. Состав деления. Деление по видообразующему признаку. Правила деления понятий. Дихотомическое деление. Классификация. Отличие операции деления понятия от членения на части. Сущность операций ограничения и обобщения. Отличие операций ограничения и обобщения понятий от членения на части.
| Определение основных понятий. Определить содержание и объем понятия. С помощью диаграмм Венна – Эйлера изобразить отношения между понятиями. Из разного рода литературы подобрать определения разных видов, а так же приемы, их заменяющие. Проанализировать учебники для школьников с точки зрения разновидностей и правильности определений. Подобрать примеры, иллюстрирующие нарушения правил определения, деления, ограничения и обобщения понятий. Составить классификацию какого-либо научного понятия (из предметной области по специальности), представить ее в виде схемы. Разработать и визуализировать страничку для "Веселого словарика" на основе терминологии по специальности: одно понятие ввести с помощью различных видов определений и способов, их заменяющих. |
|
| 4. | Суждение. Определение суждения. Значения истинности суждения. Виды суждений: простое и сложное; категорическое, условное и разделительное; ассерторическое и модальное. Простое суждение. Структура простого суждения. Виды простых суждений: атрибутивное, реляционное, экзистенциальное. Суждения утвердительные и отрицательные; общие (в т.ч. выделяющие и исключающие), частные (неопределенные и определенные), единичные. Объединенная классификация суждений по качеству и количеству. Распределенность терминов простого атрибутивного суждения. Сложное суждение. Виды сложных суждений: конъюнктивное, дизъюнктивное, импликативное, эквивалентное. Таблица истинности сложного суждения. Способы отрицания сложных суждений. Отношения между суждениями по значениям истинности. Деление суждений на сравнимые и несравнимые. Отношения совместимости: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоположность (контрарность) и противоречие (контрадикторность). Логический квадрат.
| Определение основных понятий. Выполнение тестовых заданий. Выполнение практических заданий. Доказать, являются ли формулы тавтологиями. Выявить тип суждения и распределенность терминов. Произвести отрицание сложных суждений на основе законов де Моргана и правила отрицания суждений с импликацией. Определить с помощью логического квадрата отношения между суждениями.
|
|
| 5. | Умозаключение. Общее понятие об умозаключении. Виды умозаключений. Логическое следование. Понятие дедуктивного умозаключения в логике. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату. Понятие категорического силлогизма. Структура. Фигуры категорического силлогизма. Особые правила фигур. Правила категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема). Общее понятие об условных и разделительных умозаключениях. | Сделать непосредственные умозаключения из данных суждений. Проверить тремя способами (по особым правилам фигур, по модусам, по правилам категорического силлогизма) правильность категорических силлогизмов. Восстановить энтимемы. Реферативные работы на темы: «Искусство убеждать», «Доказательство и опровержение», «Спор и дискуссия». |
|
|
Итоговая оценка: _________ Преподаватель ______________ Согласовано: _____________________ Председатель ПЦК: __________________ |