Урок изучения нового материала Форма




Скачать 112.09 Kb.
НазваниеУрок изучения нового материала Форма
Дата14.11.2012
Размер112.09 Kb.
ТипУрок


Тема: «Международные документы по правам человека»

Дисциплина: «Обществознание»

Преподаватель: Гришина Наталия Юрьевна,

высшая квалификационная категория

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: «Обществознание»


Группа: 104 (специальность «Банковское дело»)

Преподаватель: Гришина Наталия Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории.

Тема урока: Международные документы по правам человека

Тип занятия: урок изучения нового материала

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации

Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с работой малыми группами, индивидуальная

Средства обучения:

Вербальные средства обучения:

Учебно-методическая литература:

Основная:

Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. Заведений/ Важенин А.Г.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Конституция Российской Федерации. – М.: Издатель Умеренков, 2001.

Всеобщая декларация прав человека.

Дополнительная:

Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов/ А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.

Дидактические материалы: карточки с заданиями, тест по теме «Международные документы по правам человека».

Учебно-наглядные пособия:

Изобразительные: мультимедиа презентация, рисунки студентов о правах и свободах человека.

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, фотоаппарат.

Вид контроля: тематический

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов, стандартизированный контроль.

Место проведения: кабинет социальных и гуманитарных дисциплин

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Межпредметные связи: история Отечества, основы социологии и политологии, русский язык, право.

Внутрипредметные связи: темы «Право в системе социальных норм», «Государственное право», «Гражданское право», «Правовое государство».

Содержание и последовательность учебного занятия

1. Организационный момент (1мин.)

- подготовка аудитории к занятию;

- проверка списочного состава;

- организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

2.Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)

Образовательные: формирование знаний о параметрах правового обеспечения общечеловеческих факторов.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений, таких как сравнительный анализ правовых документов, самостоятельного мышления; в процессе активной учебной деятельности развитие познавательных интересов студентов средствами самого урока.

Воспитательные: воспитывать у студентов умение отстаивать свои права гражданина, содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, продолжить приучать работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место.

3. Работа над темой (1 час 10 мин.)

План работы над темой:

  1. Работа с терминами «права» и «свободы».

  2. Рассмотрение данных терминов по группам (художественное изображение ассоциаций с данными понятиями и их защита).

  3. Выполнение задания на соответствие новых терминов и понятий (социальные, экономические, политические и личные права) в процессе коллективной работы по группам. В качестве закрепления определить какие права человека представлены на иллюстрациях на экране.

  4. Заполнение таблицы «Права и свободы гражданина РФ» в ходе самостоятельной работы студентов над исследованием и анализом статей Конституции РФ.

  5. Анализ результатов социологического исследования по теме «Права человека» (выполнение студентом опережающего задания по теме).

  6. На основе анализа материалов из СМИ о соблюдении прав человека в России сегодня решение проблемного задания: Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (Общие выводы по вопросу)

  7. Лекция с элементами самостоятельной работы по вопросу о «Международных документах о правах человека»

  8. Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам. Решение проблемной задачи о соответствии прав человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прав и свобод человека.

  9. Презентация по вопросу «Страсбургский суд», подготовленная студентами.

  10. Определение качества изучения студентами учебного материала по изученной теме в процессе стандартизированного контроля знаний (индивидуальная работа по тесту, взаимопроверка в паре)9-10 мин.

4. Подведение итогов. (5 мин.). Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.

5. Домашнее задание:

1) Приведите конкретные примеры международных преступлений;

2) Ответить на вопросы: Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?


Развёрнутый конспект урока

Тема: Международные документы по правам человека

Содержание урока (с методическими рекомендациями)

(мультимедиа, название темы «Международные документы по правам человека», кадр 1)

(мультимедиа, план темы, кадр 2)

План:

  1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

  2. Международные документы по правам человека.

  3. Страсбургский суд.

Тема нашего занятия «Международные документы по правам человека». На уроке мы должны с вами раскрыть сущность понятий «права и свободы человека», определить какие международные документы защищают права человека любого государства, а также, куда можно обратиться, если ваши права нарушены. Работа на уроке будет организована по группам. Поэтому просьба ко всем участникам быть терпимыми к любой высказываемой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

  1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

- На прошлом занятии каждая группа получила задание художественно изобразить свои ассоциации с понятиями «права и свободы человека». Предлагаю защитить свою работу. А затем, мы попытаемся определить, чье творчество было ближе всего к истине.

(творческая защита по группам)

- Есть ли различие между двумя этими понятиями? В чем оно заключается?

(Обсуждение)

- А теперь давайте посмотрим на экран.

(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», различие понятий «Права» и «Свободы», кадр 3)



(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», кадр 4)

Учение о естественных правах разработал Джон Локк (англ. философ) в XVII в. Естественные права появляются с рождения и неотъемлемы.

(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Естественные права, кадр 5)

Естественные права

Основные

Другие

- на жизнь,

- на свободу,

- на собственность:

на имущество,

на личность,

на свои действия,

на свой труд и его результаты

- на равенство (прав)

- на охрану своей собственности: своей жизни, свободы, имущества,

- на восстание против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы

- Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить права человека?

(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, кадр 6)

Сегодня существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация в соответствии со сферами общественных отношений: гражданские (личные) права, экономические права, социальные права, политические права. Мы сегодня рассмотрим социальные, экономические, политические и личные права. В связи с этим, предлагаю выполнить задание каждой группе на соответствие. Приведите в соответствие понятие и определение. (В данном случае используются знания студентов по дисциплине «Право», изучаемой в школе)

(работа в группах по заданию в дидактическом материале)

Правильный вариант ответа:

- А теперь запишите в тетради правильный вариант.

(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, кадр 7)



(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», коллаж «Права человека», кадр 8)

В качестве закрепления определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране.

(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», таблица «Права и свободы граждан», кадр 9)

- Заполните таблицу. Ознакомьтесь со статьями Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Задание выполняем в тетради. (Индивидуальная работа, но каждая группа характеризует только одну группу прав. Затем общая проверка по группам)

Права и свободы граждан РФ

Обязанности граждан РФ

Личные

(гл. II, ст. 19-25, 27, 28, 45-54, 59, 60-63)

Политические

(гл. II,

ст. 29-33)

Социальные

(гл. II,

ст. 38-43)

Экономические

(гл. II,

ст. 34-37)

(ст. 15, 44, 57, 58, 59)

- По сообщениям СМИ вам необходимо было подготовить материал о том, как реализуются в государстве права человека. Что вам известно о проблеме соблюдения прав личности в нашей стране?

- А теперь рассмотрим данный вопрос с позиции студентов и преподавателей нашего учебного заведения. Таймасова Татьяна провела небольшое социологическое исследование по теме «Права человека», анализ которого вам представит. (См. Приложение 2)

(мультимедиа, раздел «Анализ данных социологического исследования», кадры 10-12)

- На одном из занятий по разделу «Политика» мы рассматривали тему «Правовое государство». Давайте вспомним принципы правового государства.

(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Принципы формирования правового государства, кадр 13)

Проблемное задание. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы:

- основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения;

- права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить;

- перед законом все равны;

- основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны;

- коллективные права граждан не должны противоречить правам личности;

- права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения.

Можно ли говорить о существовании правового государства в России?

(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Вывод, кадр 14)

Таким образом, действующее сегодня Российское законодательство предоставляет гражданину широкий спектр прав. Мы знаем, что не все права человека у нас соблюдаются. В Конституции РФ записано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Это значит, что гражданин может осуществлять свои права, защищать их, обратившись в суд и ссылаясь на Конституцию.

А что делать, если твои права нарушаются, и суд не может их защитить?

Ответ на данный вопрос мы получим, рассмотрев следующий вопрос нашего занятия – «Международные документы по правам человека».

  1. Международные документы по правам человека.

(мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», кадр 15)

После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) развивалось международное сотрудничество в области защиты прав человека, которое привело к созданию организаций и законов, обеспечивающих совместные действия стран в этом направлении.

Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Послание Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос Гали гласит - «…всеобщее уважение прав человека является общей заботой всех правительств и всех народов».

(мультимедиа, раздел «Международный Билль о правах человека», кадр 16)

Были приняты основополагающие документы по правам человека, которые составляют Хартию прав человека, или Международный Билль о правах человека. Это комплекс документов:

- Всеобщая декларация прав человека (1948) - 10 декабря – день прав человека. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Всеобщую декларацию прав человека;


- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);

- Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).

- Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1991), цель – отмена смертной казни.

- Многие ученые и государственные деятели считают, что Декларация – самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека. Откройте стр. 3 «Всеобщей декларации прав человека» и назовите назначение данного документа (Ответ: служить в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства» в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод).

- Как вы думаете, с какой целью были приняты Международные пакты? (Ответ: если положения Всеобщей декларации не обязательны для выполнения, то данные пакты имеют силу закона для стран, которые их ратифицировали).

(мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», кадр 17)

Проблемная задача: Соответствуют ли права человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прав и свобод человека? Ответ аргументируйте.

(Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам)

- Какой вывод можно сделать, сравнивая эти два документа?

Итак, в Конституции РФ отражены права и свободы, провозглашенные в Декларации. Это связано с тем, что в СССР данный документ был ратифицирован, поэтому эти положения страна обязана соблюдать.

(мультимедиа, раздел «Права человека в нашей стране», кадр 18)

Но всегда ли соблюдались и соблюдаются права человека в нашей стране? Еще в СССР появилось инакомыслие (мнение и идеи некоторых граждан шли в противовес мнению большинства или тех, кто находился у власти). 5 декабря 1965 г. в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека – эта дата День рождения правозащитного движения. Правозащитники требовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвующий в создании водородной бомбы. Он говорил: «Я … против стремления огородить нашу страну… от Запада… только в глобальном масштабе возможна разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле». Главным правозащитники считают отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.

  1. Страсбургский суд. (Мультимедиа, раздел «Страсбургский суд», кадр 19-27)

В случае, если гражданин не нашел правды в судах своего государства, то может обратиться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, расположенные в городе Страсбурге. Европейский Суд решает исключительно определенные правовые нарушения, не нашедшие должной защиты на национальном уровне.

(Презентация по теме «Страсбургский суд», подготовленная студентами с использованием СМИ и Интернет-ресурсов)

Вступает в силу Европейская система защиты прав человека в рамках Совета Европы. Эти организации могут рассматривать жалобы государств или отдельных лиц. Решения этого суда обязательно для государств-участников. Именно Факультативный протокол дал возможность гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав, которые можно подать в комитет по правам человека при ООН.

В данную организацию сегодня обращаются и Россияне. Количество дел из России постоянно растет: в 2001 году – 2490 жалоб, в 2002-м – 4716, в 2003-м – 6602, в 2004-м – 7855, в 2005-м – 10 009. «Россия, как и год назад, рекордсмен по количеству поступивших к нам исков. По данным на сентябрь 2006 года, к нам поступило 18500 дел из России, и это 20,8 процента всех поступивших исков», - заявил председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдбахер. В целях повышения эффективности мер по соблюдению прав человека указом Президента РФ создана Комиссия по правам человека. Особый институт по правам человека в РФ называется Уполномоченный по правам человека в РФ.

В завершение нашего занятия вы выполняете тестовые задания в течение 10 минут. По окончании работы меняемся работами в паре и проверяем по ключу на экране. Затем сдаем работы. Кроме оценки за тест наиболее активные студенты получают оценки, а также те, кто выполнял опережающее задание.

Домашнее задание: 1) Приведите конкретные примеры международных преступлений; 2) Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Подумайте, возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?


Похожие:

Урок изучения нового материала Форма iconУрок в блоке изучения нового материала по теме «Кислородосодержащие органические соединения»
Класс обучается по 3-х часов программе (автор Гузей Л. С.) с использованием технологии изучения материала крупными блоками. Это пятый...
Урок изучения нового материала Форма iconУрок изучения нового материала, т к. это первый из пяти уроков по теме «Отечественная война 1812 г.»
Тип предложенного урока – урок изучения нового материала, т к это первый из пяти уроков по теме «Отечественная война 1812 г.»
Урок изучения нового материала Форма iconЯвление радиоактивности
Форма изучения нового материала – лекция учителя с активным привлечением обучающихся
Урок изучения нового материала Форма icon«Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность»
Тип уроков: урок изучения нового материала. 1-й урок по теме “Древний Египет” в 8 классе
Урок изучения нового материала Форма iconТрение. Сила трения
Тип урока: урок-презентация изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Урок изучения нового материала Форма iconУрок изучения нового материала. Цели урока
Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данных животных
Урок изучения нового материала Форма iconУрок изучения нового материала Методы урока
Словесные (характеристика периода, описание памятников архитектуры, рассказ учителя и учащихся)
Урок изучения нового материала Форма iconУрок изучения нового материала
Цель урока: Создание условий проявления познавательной активности учащихся при изучении свойств железа
Урок изучения нового материала Форма iconТема урока, план изучения нового материала
Вводный урок. Организация работы с учебником и дополнительной литературой по предмету, постановка проблемных заданий
Урок изучения нового материала Форма icon-
Всеобщая история: Урок изучения нового материала по теме «Тоталитарные режимы стран Европы в 30-е г. ΧΧв. Пацифизм и милитаризм....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница