Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области




НазваниеОтчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области
страница1/5
Дата14.11.2012
Размер1.03 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области

за 2011 год


1. Общие положения.

Организация деятельности Государственной инспекции труда в Омской области (далее Гострудинспекция), являющейся территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (далее Роструд) по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, базируется на положениях Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда» (1947 года), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ, Трудовом кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324, Положении о Государственной инспекции труда в Омской области, утвержденном приказом Роструда от 28 декабря 2009 г. № 466.

Гострудинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Основным направлением работы Гострудинспекции является осуществление комплекса совместных надзорно-контрольных мероприятий:

- по соблюдению в хозяйствующих субъектах законодательства об оплате труда в целях погашения просроченной задолженности по заработной плате;

- по введению в бюджетных организациях федерального подчинения, а также в организациях фонд оплаты труда в которых формируется из областного и местных бюджетов новых систем оплаты труда, соблюдению работодателями законодательства о минимальном размере оплаты труда;

- по соблюдению в хозяйствующих субъектах, где в связи с ликвидацией организации или сокращением численности (штата) работников проводится их высвобождение (прежде всего массовое) или иные мероприятия, связанные с оптимизацией производства, трудового законодательства в целях защиты трудовых прав и интересов работников;

- по легализации правоотношений субъектов трудового права в целях защиты трудовых прав граждан, привлекаемых хозяйствующими субъектами к трудовой деятельности, и исключения случаев выплаты заработной платы по «серым» схемам;

- по сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- по соблюдению трудового законодательства в отношении иностранных работников, привлекаемых к трудовой деятельности;

- по пропаганде Трудового кодекса Российской Федерации, изменений и дополнений в него среди работодателей, населения Омской области, формированию нетерпимого отношения к работодателям, допускающим систематические нарушения законодательства о труде;

- по осуществлению совместных действий с органами исполнительной власти, объединениями работодателей и профсоюзов по внедрению в регионе порядка добровольного декларирования работодателями условий труда;

- по реализации требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;

- по осуществлению в хозяйствующих субъектах, предоставивших в Гострудинспекцию сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, контроля состояния условий труда на рабочих местах;

- по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом положений Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства.

Реализация государственной политики в сфере труда в Омской области осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством, Законом Омской области «Об охране труда в Омской области» от 11.06.99 №189-ОЗ, указами Губернатора Омской области от 09.08.2007 № 95 «О системе управления охраной труда в Омской области», Постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2008 года № 172-п «О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в Омской области», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Омской области в сфере труда.


II. Контроль и надзор в сфере труда

2.1. Общее состояние соблюдения законодательства о труде и охране труда

в Омской области.

Численность населения Омской области составляет 2012,1 тыс. человек, из них городское население – 1394,5 тыс. человек, сельское – 617,6 тыс. человек. Среднесписочная численность работников – 592,68 тыс. человек.

В Омской области (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики) зарегистрировано 115,76 тыс. работодателей, из которых более 66,46 тыс. - работодатели – индивидуальные предприниматели.

Среди нарушений трудового законодательства, допускаемых работодателями Омской области и выявляемых госинспекторами труда, наибольшее количество выявлено по вопросам оплаты и нормирования труда – 36,4 %, обучения и инструктирования работников по охране труда – 16,9 %, обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты – 9,2 %, расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве – 8,9 %, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – 7,1 %, трудового договора – 4,2 %.

По-прежнему, наибольшее количество нарушений допускается в организациях негосударственных форм собственности. Из общего количества нарушений выявлено госинспекторами труда в сфере оптовой и розничной торговли (15,7 %), в строительстве (15,4 %), обрабатывающих производствах (13,8 %), в сфере сельского и лесного хозяйства (12,7 %), в здравоохранении (12,4 %), в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг (10,1 %), на транспорте и в связи (6,2 %).

По оперативным данным Главного управления государственной службы занятости в Омской области по состоянию на 27 декабря 2011 года о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников в 2011 году заявили 992 работодателя, численность работников, попадающих под высвобождение - 9608 человек. В период с 1 января по 27 декабря 2011 года по сокращению численности или штата работников уволено 8767 человек. О массовом увольнении заявили 15 хозяйствующих субъектов. В простое по вине работодателя находится 41 человек в 4 организациях, 45 работодателей заявили о работе в режиме неполного рабочего времени 5561 человека. По инициативе 3 работодателей 706 человек находятся в отпусках без сохранения заработной платы.

Больше других вышеперечисленные проблемы коснулись работников сферы образования, государственного управления и обеспечения военной безопасности, сельского хозяйства.

Причинами возникновения нарушений трудового законодательства на наш взгляд являются:

- недостаточное внимание правовому информированию и обучению работников и работодателей по вопросам трудового законодательства на телевидении и в печатных средствах массовой информации;

- осутствие системы подготовки потенциальных работодателей к началу их деятельности в качестве работодателя (проверка их финансовых возможностей, сдача ими предварительного экзамена по знанию основ законодательства РФ, предварительная проверка готовности рабочих мест и т.п. с заключением компетентных органов);

- несовершенство действующего трудового и административного законодательства;

- недостаточно жесткие санкции к работодателям, умышлено нарушающим законодательство.

В 2012 году Госинспекция планирует усилить государственный надзор за соблюдением трудового законодательства в хозяйствующих субъектах малого предпринимательства. В частности в ежегодном плане проверок на 2012 год к этим субъектам относится практически каждый четвёртый работодатель. Инспекция труда разработала и совместно с бюджетным учреждением «Омский региональный Бизнес-Инкубатор» планирует осуществлять в 2012 году мероприятия по информированию и консультированию субъектов малого предпринимательства по вопросам применения и соблюдения требований трудового законодательства при организации труда работников.

На сайте Госинспекции труда систематически размещаются рекомендации по применению и использованию норм ТК РФ для правомерного управления трудом работников, разъясняются сложные вопросы правоприменения и понимания законодательных положений.

Будет продолжена работа в составе областной межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти Омской области в сфере защиты трудовых прав, а также межведомственной рабочей группы для координации действий по обеспечению социальных и трудовых прав граждан при прокуратуре Омской области.

Продолжают действовать 17 соглашений о совместной деятельности по обеспечению соблюдения трудового законодательства. Такие соглашения имеются, в том числе с Правительством Омской области, Федерацией независимых профсоюзов Омской области, Пенсионным фондом РФ по Омской области, Главным управлением службы занятости, Региональным объединением работодателей Омской области и другими заинтересованными органами и организациями.

С целью ликвидации задолженности по заработной плате Госинспекцией труда составлен и осуществляется отдельный план мероприятий, в котором главный упор сделан на профилактическую работу и повышение эффективности практики привлечения работодателей к административной ответственности за эти нарушения.

Будет продолжен государственный надзор за проведением работодателями аттестации рабочих мест и работа по «Добровольному декларированию работодателями Омской области соответствия условий и охраны труда требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» реализуемого Госинспекцией, Федерацией омских профсоюзов и Региональным объединением работодателей.

Реализуя нормы ТК РФ, правоприменители сталкиваются с непонятными формулировками, смысл которых нуждается в разъяснении.

Прежде всего, в ст. 5 ТК РФ используются глаголы «соответствовать» и «противоречить».

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеративных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу (ч. 3 ст. 5 ТК РФ).

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс (ч. 4 ст. 5 ТК РФ).

Означает ли это, что нормы других законов должны текстуально совпадать с нормами ТК РФ или же достаточно соответствия норм других законов общим началам и принципам трудового законодательства, закреплённым в ТК РФ (ст. 1 - 4 ТК РФ). Представляется, что законодательное устранение этой двойственности будет способствовать улучшению законности соблюдения норм ТК РФ.

Усиливая роль ТК РФ в правовом регулировании трудовых отношений, необходимо устранить множество отсылок к федеральным законам. Эти отсылки охватывают многие институты трудового законодательства: ст. 11 – особенности регулирования труда отдельных категорий работников; ст. 22 – право работодателя на заключение и расторжение трудовых договоров и на привлечение работников к различным видам ответственности; ст. 40 – разрешение разногласий, возникших в ходе проведения коллективных переговоров. Кроме отсылок общего характера есть отсылки конкретные, такие как возможность закрепления в ином федеральном законе дополнительных оснований для заключения срочного трудового договора (ст.57), для увольнения работников (ст. 77), для возложения на работников полной материальной ответственности (ст. 243). Таким образом, получается, что практически в любом важном институте трудового законодательства ТК РФ содержится отсылка к иному федеральному закону, который в свою очередь содержит нормы специального правового регулирования, имеющие, как известно, преимущественную силу по сравнению с общими нормами ТК РФ. Такое положение затрудняет не только применение норм ТК РФ, но снижает эффективность государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Нуждается в приведении в соответствие ст. 20 ТК РФ, которая требует от работодателя при приёме на работу (до подписания трудового договора) ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными нормативными актами, непосредственно, связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Известно, что до подписания трудового договора нет работника и нет работодателя, а имеются только наниматель и гражданин, который намерен наняться на предлагаемую работу.

В ст. 142 ТК РФ следует прописать обязанность работодателя оплачивать время приостановления работником работы в случае задержки выплаты зарплаты.


2.2. Результаты государственного надзора и контроля за соблюдением

трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

По состоянию на 31 декабря 2011 года в структуре Гострудинспекции находится 6 подразделений (отделов), в том числе:

- отдел надзора по вопросам соблюдения трудового законодательства,

- отдел надзора по вопросам соблюдения законодательства об охране труда в организациях промышленности, строительства, транспорта, энергетики и связи,

- отдел надзора по вопросам соблюдения законодательства об охране труда в организациях бюджетной сферы и агропромышленного комплекса,

- отдел организационно-кадровой работы и информирования,

- сводно-аналитический отдел,

- отдел финансирования, бухгалтерского учета и хозяйственного обеспечения.

По состоянию на 31 декабря 2011 года фактическая численность работников – государственных гражданских служащих Гострудинспекции составила 42 человека. В том числе должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - 32 человека, из которых государственных инспекторов труда по правовым вопросам, включая руководство - 16 человек и государственных инспекторов труда по охране труда, включая руководство - 16 человек.

Квалификация должностных лиц Гострудинспекции, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, соответствует требованиям, предъявляемым к должностям государственной гражданской службы. Повышение квалификации указанных лиц проводится в соответствии с госзаказом на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, а также в Гострудинспекции в соответствии с планом проведения семинарских занятий и с учетом актуальных вопросов, возникающих в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности.

В 2011 году 12 должностных лиц прошли повышение квалификации по соответствующим направлениям деятельности, а также способам преодоления коррупции и профилактики коррупционных и других правонарушений при осуществлении надзора и контроля. Обучение проводилось в ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Институт повышения квалификации государственных служащих, ФГБОУВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова» по темам:

- оптимизация и совершенствования контрольно-надзорных функций, повышение эффективности деятельности Федеральной службы по труду и занятости. Способы преодоления коррупции и профилактика коррупционных и других правонарушений при осуществлении надзора и контроля. Правовые механизмы и порядок проведения проверок соблюдения законодательства о труде, об охране труда;
  1   2   3   4   5

Похожие:

Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconОтчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области
Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004...
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconОтчет о деятельности Государственной инспекции труда в Тверской области за 1 квартал 2010 года
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №324, Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости...
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconГосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «омский государственный колледж профессиональных технологий» Охрана труда и окружающей среды
В. В. Горев, государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда по Омской области
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconОтчет о деятельности Государственной инспекции труда в Московской области
Общий анализ соблюдения законодательства о труде и охране труда в Московской области
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconЗакон Омской области "Об охране труда в Омской области"
Внести в Закон Омской области от 11 июня 1999 года n 189-оз "Об охране труда в Омской области" (Ведомости Законодательного Собрания...
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconПриказ от 23 ноября 2010 г. N 87-п об утверждении положения об управлении министерства труда и социального развития омской области по шербакульскому району омской области
Руководствуясь подпунктом 6 пункта 19 Положения о Министерстве труда и социального развития Омской области, утвержденного Указом...
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconПриказ от 23 ноября 2010 г. N 84-п об утверждении положения об управлении министерства труда и социального развития омской области по тюкалинскому району омской области
Руководствуясь подпунктом 6 пункта 19 Положения о Министерстве труда и социального развития Омской области, утвержденного Указом...
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconУказ Губернатора Омской области от 25 июня 2004 г. N 133 "О совершенствовании деятельности Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области"
Ернатора Омской области от 23 января 2004 года n 15 "О перечне органов исполнительной власти Омской области", Указом Губернатора...
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconКодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан Правительство Омской области постановляет
Положение о порядке и условиях предоставления социального обслуживания на дому в государственной системе социальных служб Омской...
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области iconПриказ от 31 октября 2008 г. N 85 об оплате труда работников бюджетного учреждения омской области "центр социальной адаптации"
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 постановления Правительства Омской области от 15 октября 2008 года n 172-п "О поэтапном введении...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница