Пример рабочей программы курса «Общая биология» 11 класс (профильный уровень)
Автор: методист ГОУ ЯО ИРО Немцева Т.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на авторской и примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень) 2004 года. Цели и задачи курса: Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук строении,(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов; воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
3. Методические особенности изучения предмета. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (26 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров, дебатов) и внедрения современных педагогических технологий (информационных с использованием Интернет-ресурсов и электронных учебных пособий). Из резервного времени, считаем необходимым, дополнить тему «Клетка» 2 часами, тему «Организм» 3 часами, «Экосистема» - 1 часом. Оставшиеся 20 часов, рекомендуем использовать для подготовки к ЕГЭ. Тему экскурсии «Многообразие сортов растений и пород животных…» можно заменить на тему «Изучение ископаемых форм». Потому что, условия для проведения экскурсии по селекции отсутствуют, а изучение ископаемых форм можно проводить в краеведческом музее. . Количество часов. На изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю).
Литература Основная литература: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 класс. Ч.1 / Под ред.проф. В.Б. Захарова.7-е изд.- М.: Дрофа, 2005. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы. Ч.1 / Под ред.проф. В.Б. Захарова.7-е изд.- М.: Дрофа, 2004. 3. Общая биология.10-11 классы / Под ред. А.О.Рувинского,6-е изд.- М: Просвещение, 2004 Дополнительная литература: Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10-11 классы.Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3-х т. – М: Мир,1987. Биологический энциклопедический словарь.-М: Советская энциклопедия,1986. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.- М: Наука,1996. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.-М: Мир,1990. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М: Высшая школа,1989. Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М: Мир,1988. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы.-М: Высшая школа,1992. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования.-М: Просвещение,1992. Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004 .Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни.-М: Просвещение, 1994. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004. Флинт Р. Биология в цифрах.-М: Мир,1992. Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. Научно-популярная литература: Ауэрбах Ш. Генетика. –М: Атомиздат, 1966. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной . Новособирск:Наука,1988. Нейфах А.А., Розовская Е.Р. Гены и развитие организма. –М: Наука, 1984. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам.- М: Мир, 1990. Шпинар З.В. История жизни на Земле / Художник З.Буриан. Прага: Атрия, 1977. Эттенборо Д. Жизнь на Земле.- М: Мир,1984. Эттенборо Д. Живая планета.- М: Мир,1988. Методическая литература: Козлова Т.А., Агафонов И.Б., Сивоглазов В.И. Методические рекомендации к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». - М.: Дрофа, 2005. Козлова Т.А. Общая биология 10-11 классы. Методические рекомендации по использованию учебника при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2004. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. - М.: Дрофа, 2005. Сонин Н.И., Козлова Т.А. Общая биология.10-11 классы. Рабочая тетрадь для учителя/ В двух частях. - М.: Дрофа, 2005. Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. - М.: Вентана-Граф, 2005. Сухова Т.С., Кучменко В.С.. Вопросы пола в системе биологических знаний. - М.: Вентана-граф, 2005.
Поурочное тематическое планирование.
№ | Темы | Всего часов | В том числе | Контроль знаний | Примечание
| Лабораторные и практические работы | Экскурсии |
| Раздел 7. Эволюционное учение | 38 | 8 |
|
|
|
| Тема 7.1. | 7 |
|
|
|
| 1-2 | Доказательства эволюции органического мира ( сравнительно-анатомические, молекулярно-генетические, биогеографические, палеонтологические, сравнительно-эмбриологические). | 2 |
|
| Таблица |
| 3. | Развитие биологии в додарвиновский период. | 1 |
|
|
|
| 4. | Работы К.Линнея по систематике растений и животных и их занчение. | 1 |
|
|
| Демонстрации фотографий ученых-эволюционистов | 5. | Эволюционная теория Ж.Б..Ламарка | 1 |
|
| Срезовая работа |
| 6-7. | Труды Ж.Кювье и Ж.де Сент-Илера. Первые русские эволюционисты. | 2 |
|
| Доклады Рефераты
|
|
| Тема 7.2. Дарвинизм | 3 |
|
|
|
| 8. | Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина | 1 |
|
|
|
| 9-10. | Учение Ч.Дарвина и его роль. | 2 |
|
| Доклады | Демонстрации: Биография Ч.Дарвина; Маршрут путешествия и находки Ч.Дарвина |
| Тема 7.3. Основные закономерности эволюции | 28 | 8 |
|
|
| 11-12. | Вид. Критерии и структура вида. Пр.р. №1.Наблюдение и описание вида по морфологическому критерию. Пр.р. №2.Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. | 2 | 1 |
| Отчет по практическим работам | Демонстрация схем процессов географического видообразования | 13. | Популяция – структурная единица вида. | 1 |
|
|
|
| 14 | Движущие силы эволюции. | 1 |
|
|
|
| 15-16. | Наследственная изменчивость и её роль в эволюции. Пр.р. №3. Выявление изменчивости у особей одного вида. | 2 | 1 |
| Отчет по практической работе | Демонстрация гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость | 17. | Борьба за существование и её роль в эволюции. | 1 |
|
| Срезовая работа |
| 18-19. | Естественный отбор. Формы отбора, их роль в эволюции. Пр.р. №4. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора. | 2 | 1 |
| Сравнительная таблица |
| 20-21.. | Искусственный отбор. Формы искусственного отбора. Пр.р. №5. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. | 2 | 1 |
| Сравнительная таблица |
| 22. | Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. | 1 |
|
|
|
| 23. | Работы С.С.Четверикова и их роль в изучении генетики популяций. | 1 |
|
|
|
| 24-25. | Закон Харди – Вайнберга и его значение | 2 |
|
|
|
| 26-27. | Результаты эволюции. Приспособленность и её относительный характер. Пр.р. №6. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. | 2 |
|
| Отчет по практической работе | Демонстрация результатов приспособленности организмов к среде обитания | 28-29. | Видообразование. Способы видообразования. Пр.р. №6. Сравнение процессов географического и экологического видообразования. | 2 | 1 |
| Сравнительная таблица | Демонстрация результатов видообразования | 30-31. | Микро - и макроэволюция. Пр.р. №7. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. | 2 | 1 |
| Сравнительная таблица |
| 32. | Правила и закономерности эволюции. | 1 |
|
|
| Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов | 33. | Направления эволюции органического мира. | 1 |
|
|
|
| 34. | Пути эволюции. Арогенез. | 1 |
|
|
| Демонстрация схем арогенеза и аллогенза | 35. | Аллогенез. | 1 |
|
|
| Демонстрация схем арогенеза и аллогенза | 36. | Катогенез. | 1 |
|
| Диагностический тест |
| 37-38. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные закономерности эволюции. Пр.р.№8. Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции. | 2 | 1 |
| Сравнительная таблица |
|
| Основные понятия: Эволюция. Вид, популяция, их критерии. Естественный и искусственный отбор и их формы. Причины. Пути и скорость видообразования. Макро - и – микроэволюция. Биологический прогрессии и регресс. Арогенез, аллогенез, катогенез. |
| Раздел 8. Развитие органического мира | 20 | 9 |
|
|
|
| Тема 8.1. Основные черты эволюции растительного и животного мира | 10 | 3 |
|
|
| 39-40. | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | 2 |
|
|
|
| 41. | Гипотезы о происхождении жизни: космологическая гипотеза, гипотеза стационарного состояния. | 1 |
|
|
|
| 42. | Гипотеза креационизма. Гипотеза биохимической эволюции. | 1 |
|
|
|
| 43. | Этапы эволюции органического мира. | 1 |
|
| Таблица |
| 44-45. | Основные ароморфозы в эволюции растений. Пр.р. №9. Выявление ароморфозов у растений. | 2 | 1 |
| Отчет по практической работе | Демонстрация схем эволюции растений | 46-47. | Основные ароморфозы в эволюции животных. Пр.р. №10. Выявление ароморфозов у животных. | 2 | 1 |
| Отчет по практической работе | Демонстрация схем эволюции животных | 48.
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция растительного и животного мира». | 1 | 1 |
| Тематический тест |
|
| Тема 8.2. Происхождение человека | 9 | 4 |
|
|
| |