Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме "Алюминий"




Скачать 171.48 Kb.
НазваниеУрок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме "Алюминий"
Дата30.08.2012
Размер171.48 Kb.
ТипУрок

Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме "Алюминий"


ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала. (Презентация. Приложение 4)

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов.

  • Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе.

  • Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

  • Рассмотреть строение атома алюминия.

  • Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение.

  • Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Развивающие:

  • Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.

  • Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.

  • Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества.

Воспитывающие:

  • Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.

  • Воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик".

  • Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • компьютерная презентация, таблица растворимости,

  • электрохимический ряд напряжения металлов,

  • периодическая система Д. И. Менделеева,

  • коллекция "Алюминий",

  • химическое оборудование и химические реактивы;

  • рабочие листы.

ХОД УРОКА

Сами, трудясь, вы сделаете всеи для близких людей и для себя,
а если при труде успеха не будет, неудача - не беда, попробуйте ещё.
Д. И. Менделеев.

Организационный момент

I. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду.

"Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из "глинистой земли". Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить".

О каком металле идёт речь? (Ответ: об алюминии)

Учитель: Давайте составим с вами план изучения металла алюминия. Что нам нужно включить в план урока?

Ученики: Нахождение в природе, получение и открытие металла, строение атома алюминия, физические и химические свойства, применение.

План изучения нового материала.

  1. Открытие алюминия.

  2. Характеристика элемента алюминия по положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Строение атома.

  3. Строение простого вещества. Физические свойства алюминия

  4. Химические свойства алюминия.

  5. Нахождение в природе. Способы получения.

  6. Применение алюминия.

Ребята, обратите внимание, у вас на партах рабочие листы В течение всего урока вы будете с ним работать, в нем также есть домашнее задание, которое вы выполните дома и на следующий урок сдадите мне на проверку.

II. Изучение нового материала

1. История открытия алюминия. (Сообщение учащегося.)

Для создания мотива изучения нового материала важно познакомить учащихся с историей открытия алюминия. Можно дать задание приготовить сообщение по этому вопросу ученику устно или в виде презентации.

2. Характеристика элемента алюминия по его положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома.

Итак, рассмотрим строение атома алюминия. Предлагаю вам определить пропущенные слова в тексте, который имеется у вас в рабочих листах

  • Порядковый номер алюминия - _______.

  • Алюминий - элемент __________группы, __________ подгруппы

  • Заряд ядра атома алюминия равен ______

  • В ядре атома алюминия __________протонов.

  • В ядре атома алюминия _________нейтронов.

  • В атоме алюминия ________ электронов.

  • Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.

  • Электронная оболочка имеет строение __________.

  • На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.

  • Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.

  • Простое вещество алюминий является ____________.

  • Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.

3. Строение простого вещества .Физические свойства алюминия

( использование ЭОР)

Учитель: Какой тип химической связи имеет металл алюминий? Тип кристаллической решетки?

Пользуясь коллекцией "Алюминий" и планом в рабочих листах, составьте характеристику физических свойств этого металла.

План характеристики физических свойств металла алюминия:

1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при данных условиях?

2. Какого цвета? Блеск?

3. Имеет ли алюминий запах?

4. Проявляет ли данный металл пластичность, хрупкость, эластичность?

5. Растворяется ли в воде при данных условиях?

6. Какова температура плавления?

7. Какова плотность вещества?

8. Обладает ли алюминий теплопроводностью и электропроводностью?

Проверьте свои результаты, посмотрев на слайд. (Слайд 10).

Физические свойства алюминия:

  • белый металл с серебристым блеском;

  • мягкий;

  • легкий (плотность = 2,7 г/см3);

  • хороший проводник тепла и тока;

  • пластичный;

  • характерна относительно высокая упругость (не становится хрупким при низких температурах); устойчив к коррозии на воздухе, а также в химических средах;

  • плавится при температуре 6600С.

Физ. минутка.

В работах профессора М. М. Кольцевой доказано, что тренировки тонких дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, мышления, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху - снизу.

Потирание рук. Способствует приливу крови и эмоциональной усталости.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее учащиеся перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, и т д в прямом и обратном порядке.

4. Химические свойства алюминия.

Учитель: Какими химическими свойствами должен обладать алюминий исходя из его положения в периодической системе Д.И. Менделеева и сравнивая строение атомов элементов III периода?

Свойства атома (слайд11,12)

Ответы: в периоде с увеличением заряда ядра атома уменьшается радиус атома и способность элемента отдавать электроны тоже уменьшается, поэтому алюминий проявляет более слабые восстановительные (металлические) свойства, чем натрий и магний, он относится к переходным металлам и занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами, его соединения являются амфотерными.

Задание 1: определите место алюминия в электрохимическом ряду напряжений и сделайте вывод об его активности. (Учащиеся смотрят на электрохимический ряд напряжений).

Ответ: алюминий находится в начале ряда напряжений сразу после щелочных и щелочноземельных металлов. Поэтому он должен проявлять высокую химическую активность.

Учитель: алюминий применяется в быту, из него изготавливают бытовые изделия. Известно, что ни кислород, ни вода на него не действуют (учитель опускает алюминиевую пластину в стакан с водой). В результате противоречий между знаниями и жизненными наблюдениями создается такая ситуация:

  • Почему алюминий, стоящий в начале ряда напряжений проявляет пассивность?

  • Почему в алюминиевой кастрюле можно сварить суп?

  • Потому что поверхность алюминия покрывается очень прочной тонкой оксидной пленкой, которая защищает металл от воздействия воздуха и воды.

Ребята, в начале урока мы сказали, что алюминий - это переходный металл. Следовательно, с какими веществами будет взаимодействовать алюминий?

Ученик: С неметаллами (галогенами, серой, углеродом и т.д.). (Слайд 13.) (видеофрагмент "Взаимодействие алюминия с иодом, серой, кислородом")

Задание 2. Написать уравнение реакции взаимодействия алюминия с кислородом. Ученики пишут уравнение реакции: 4Al + 3O2 ->2Al2O3

По аналогии ученики пишут уравнения реакций взаимодействия алюминия с другими простыми веществами: серой, галогенами (хлором), азотом:

2Al +3Cl2 -> 2AlCl3

2Al + 3S -> Al2S3

2Al + N2 -> 2AlN

В уравнениях реакций ученики отмечают степени окисления алюминия до и после реакции и делают вывод, что алюминий в реакциях является восстановителем как и другие металлы.

Задание 3. Взаимодействие алюминия со сложными веществами.

1). Учитель: если с алюминия удалить оксидную пленку, то алюминий должен проявлять свойства аналогичные щелочно-земельным металлам. Ученики пишут уравнение реакции взаимодействия алюминия с водой по аналогии со щелочными и щелочно-земельными металлами и отмечают условия реакции (удалить с поверхности металла оксидную пленку( слайд 13, видеофрагмент)

2Al + 6H2O -> 2Al(OH)3 + 3H2

Учитель: Запомните, что в обычных условиях оксидная пленка защищает алюминий от разрушения (коррозии).

Вспомните, с какими сложными веществами взаимодействуют металлы и алюминий в том числе?

Ученик: С растворами кислот. Алюминий будет вытеснять водород, т.к. в ряду напряжения металлов он стоит правее водорода.

Учитель: Действительно алюминий взаимодействует с растворами кислот с выделением водорода. А концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют поверхность алюминия, образуя на его поверхности прочную оксидную пленку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.

Запишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с соляной кислотой в рабочих листах. Один ученик пишет уравнение реакции у доски.

Проверьте себя. (Слайд 13.)

Основываясь на то, что алюминий - переходный металл, подумайте, с какими еще сложными веществами может взаимодействовать алюминий?

Ученик: С растворами щелочей.

Учитель: Давайте вместе запишем уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия. Что образуется в результате реакции? (Слайд 13.)

Ученик: Данная реакция протекает с образованием алюмината натрия и выделением газообразного водорода.

А сейчас осуществите эти две реакции на практике. При выполнении опыта соблюдайте правила по технике безопасности. (Инструкция в рабочих листах)

Инструкция по выполнению лабораторной работы

(Уч-ся смотрят фрагмент с использованием ЭОР)

Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу - промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.

Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.

Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.

Учитель: Что такое алюминотермия?

Ученик: Алюминотермия - это способ восстановления многих металлов из их оксидов с помощью алюминия, если в электрохимическом ряду напряжения металл расположен после алюминия.

Учитель: Как вы думаете, будет ли протекать следующая реакция?

Al + Fe3O4 = ?

Ученик: Данная реакция будет протекать, так как алюминий в электрохимическом ряду напряжений стоит правее железа, то есть он будет вытеснять железо из его оксида.

Учитель: Составьте уравнение данной реакции в рабочих листах.

Обобщение по химическим свойствам. (Делают учащиеся):

Алюминий является активным металлом, реагирует с простыми веществами- неметаллами, восстанавливает металлы до свободного состояния, стоящие в электрохимическом ряду напряжения справа от него. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, так как покрыт защитной оксидной пленкой.

5. Нахождение в природе. Получение.

Задание I. Рассмотрите диаграмму "Распространение элементов в природе".

Вопрос: определите, какое место занимает алюминий среди других элементов.

Задание II. Рассмотрите образцы природных соединений. Сравните их по твердости . прочности, цвету.

Ответы: алюминий - самый распространенный металл в природе. Его содержание в земной коре составляет 8,8 %. Он занимает 3 место по распространенности среди других элементов (после кислорода и кремния).

Получение.

Учитель: Алюминий очень прочно связан в природных соединениях с кислородом и другими элементами, и выделить его из этих соединений химическими методами очень трудно. Алюминий можно получить электролизом - разложением расплава его оксида Al2O3 с помощью электрического тока. Но температура плавления оксида алюминия около 2050оС.

Технически доступным алюминий стал после того, как был найден способ понизить температуру плавления Al2O3 хотя бы до 1000оС. Этот способ открыли в 1886 году американец Ч.Холл и француз П.Эру, которые установили, что Al2O3 хорошо растворяется в расплавленном криолите, формула которого Na3AlF6.

Мировое производство алюминия постоянно растет и занимает по объему второе место среди металлов.

6. Применение

Учитель: В течение всего урока звучали отрасли применения алюминия. Как вы уже поняли, масштабы применения этого металла широки. И с каждым годом отрасли применения данного металла расширяются. Как вы думаете, с чем связано столь широкое применение алюминия?

Ученик:

1. Алюминий - самый распространенный металл в земной коре.

2. Обладает высокой коррозионной стойкостью.

3. Малая плотность.

4. Сплавы на основе алюминия обладают прочностью.

5. Высокая электропроводность и теплопроводность.

6. Высокая химическая активность используется в алюминотермии.

Учитель: Давайте рассмотрим основные области применения алюминия и его сплавов.

Ответы: основные области применения алюминия связаны с легкостью, прочностью и устойчивостью. В таком сочетании полезных свойств нуждается в первую очередь транспорт. Главные потребители алюминиевых сплавов - самолетостроение и автомобилестроение.

Учащиеся смотрят учебник, стр.60 рисунок 15, и продолжают отвечать с добавлением учителя: указанные свойства алюминиевых сплавов, а также их красивый внешний вид обусловили широкое применение их в строительстве. Алюминий и его сплавы используют при отделке станций метрополитена, фасадов зданий. Гофрированными листами сплавов покрывают крыши.

Высокая электрическая проводимость чистого алюминия используется в электротехнике. Из алюминия изготавливают электропровода. При одинаковом электрическом сопротивлении масса алюминиевого провода значительно меньше массы медного. Это облегчает сооружение опорных мачт, на которые подвешиваются провода.

Широко применяется "серебряная краска" на основе алюминиевого порошка. Она не только придает красивый внешний вид изделиям, но и защищает их от химического разрушения. Для защиты от солнечных лучей покрывают цистерны, предназначенные для перевозки нефтепродуктов.

В быту алюминий используют в виде кухонной посуды. Здесь используются такие свойства как высокая теплопроводность, способность противостоять действию не только холодной, но и кипящей воды и неядовитость его соединений, которые в небольшом количестве могут образоваться при действии на алюминий слабых органических кислот, содержащихся в пище.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  1. Ученый, впервые получивший алюминий. (Эрстед).

  2. Минерал состава Al2O3, обладающий очень высокой прочностью и твердостью. (Корунд).

  3. Способ получения металлов из оксидов с помощью алюминия. (Алюминотермия).

  4. Латинское слово, от которого образовано название химического элемента Al. (Алюмен).

  5. Процесс разложения веществ с участием электрического тока. (Электролиз).

  6. Чем является алюминий в химических реакциях? (Восстановитель).

Тест по теме "Алюминий"

С использованием ЭОР ( уч-ся выполняют на компьютерах)

_V. Подведение итогов урока. Объявляются оценки за устные ответы и работу у доски.

  1. Над какой темой мы сегодня работали?

  2. Что нового вы узнали об алюминии?

  3. Решили ли мы проблему об активности алюминия?

  4. Какими путями решали эту проблему?

  5. К каким выводам пришли?

  6. Оцените свою работу на уроке:

  • материал усвоен (на всех этапах урока "4", "5")

  • материал усвоен недостаточно (оценки "3", "4")

V. Домашнее задание.

  • 1 группа: параграф 13 до стр.60.

  • 2 группа: параграф 13 до стр.60; Вопросы 1,2,3 на стр. 62.

  • 3 группа: параграф 13 до стр.60; используя материал сегодняшнего урока, составьте цепочку превращений алюминия и его соединений.

Заключение.

Я металл, серебристый и лёгкий,
И зовусь самолётный металл,
И покрыт я оксидною плёнкой
Чтоб меня кислород не достал


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Соединения
алюминия





ФИО (полностью)

Казакова Лидия Викторовна



Место работы

МКОУ Кулябинская ООШ



Должность

Учитель



Предмет

химия



Класс

9



Тема и номер урока в теме

Тема «Металлы» 9



Базовый учебник

Габриелян О.С. 9 класс, 2008 г.




  1. Цель и задачи урока

Цель:

  • Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов.

  • Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе.

  • Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.

Задачи:

обучающие

  • - Рассмотреть строение атома алюминия.

  • Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение.

  • Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

-развивающие

  • Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.

  • Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.

  • Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества.

-воспитательные

  • Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.

  • Воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик".

  • Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.




  1. Тип урока:

комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала.


  1. Формы работы учащихся

Индивидуальная, фронтальная.

  1. Необходимое техническое оборудование

    • ЭОР, таблица растворимости,

    • электрохимический ряд напряжения металлов,

    • периодическая система Д. И. Менделеева,

    • коллекция "Алюминий",

    • химическое оборудование и химические реактивы;

    • рабочие листы.

  2. Структура и ход урока



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Органический момент




Настраивает уч-ся к восприятию темы


Восприятие темы

Формулируют цели и задачи урока

5 мин.

2.

Изучение нового материала

1

Объяснение материала


Отвечают на вопросы, выполняют задания

20 мин

3.

Лабораторная работа

2

Предлагает просмотр видеофрагмент с использованием ЭОР

Выполнение Лабораторной работы

10

4.

Закрепление

3

Предлагает выполнить тест с использованием ЭОР



Выполнение теста на компьютерах

7 мин

5.

Итог




Вопросы

Отвечают на вопросы.

3 мин.



Презентация по теме: Алюминий


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Алюминий

Информационный

Иллюстрация

http://www.fcior.edu.ru/card/4744/fizicheskie-svoystva-oksida-alyuminiya-oksid-alyuminiya-v-prirode.html

2

Алюминий

Практический

видеофрагмент

http://www.fcior.edu.ru/card/12739/laboratornaya-rabota-vzaimodeystvie-alyuminiya-s-rastvorami-kislot-i-shelochey.html

3

Алюминий

Контрольный

тест

http://www.fcior.edu.ru/card/11621/testy-po-teme-alyuminiy.html

Похожие:

Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" iconУрок химии в 9 классе (с использованием компьютерной презентации) «Химические свойства металлов»
Образовательные: систематизировать сведения о химических свойствах металлов; сравнить химическую активность металлов; доказать, что...
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" iconУрок по теме «Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «компьютерная презентация»; научить создавать компьютерные презентации с помощью программы...
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" iconУрок в 6 в классе по теме
Темы проектов выбраны заранее, разработаны планы презентаций, собран материал и подготовлены презентации. Представляются презентации...
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" iconУрок презентация по химии в 8 классе на тему
Урок «Предмет химии. Вещества» это первый урок в Ведении, изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных...
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" iconУрок мхк в 10 классе с использованием электронной презентации
Познакомить учащихся с особенностями романского и готического стилей архитектуры
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" iconУрок по биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция в живом организме»
Урок относится к главе «Жизнедеятельность организмов» раздела «Живой организм» умк под редакцией Н. И. Сонина. Урок был проведён...
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" icon"Общая характеристика щелочных металлов"
Разработка урока по химии в 9-м классе с использованием технологии критического мышления по теме
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" iconУрок химии в 9 классе. Тема
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала с использованием информационно-коммуникационных технологий
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" iconУрок в блоке изучения нового материала по теме «Кислородосодержащие органические соединения»
Класс обучается по 3-х часов программе (автор Гузей Л. С.) с использованием технологии изучения материала крупными блоками. Это пятый...
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме \"Алюминий\" iconУрок химии в 9 классе (базовый уровень)
Цель: расширение кругозора учащихся на основе межпредметной интеграции по данной теме
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница