Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006




НазваниеМониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006
страница1/38
Дата14.11.2012
Размер2.46 Mb.
ТипИнформационный бюллетень
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования


Информационный бюллетень


Екатеринбург

2006

Содержание


Введение 3

1. Методические и теоретические основы исследования 5

2. Общерегиональные эмпирические характеристики доступности высшего образования 10 3. Региональные особенности доступности высшего образования 21

3. Региональные особенности состояния доступности высшего образования

3.1. Демографические и социально-экономические характеристики обследуемых регионов 24 3. Региональные особенности доступности высшего образования 21

3.2. Состояние доступности высшего образования в республике Татарстан 27

3.3. Состояние доступности высшего образования в Приморском крае 38

3.4. Состояние доступности высшего образования в Ульяновской области 49

3.5. Состояние доступности высшего образования в Кемеровской области 57

3.6. Состояние доступности высшего образования в Свердловской области 66

4. Выводы и рекомендации по итогам применения методики 75

Заключение 76


Об авторах и участниках 79

Приложение1 81

Приложение 2 108

Приложение 3 117


Введение


Развитие рыночных отношений усиливает социальную дифференциацию, ведущую в том числе и к усилению различий в сфере доступности высшего образования. Это проявляется в снижении социальной мобильности молодежи, уменьшении возможностей получения высшего образования в вузовских центрах, удалённых от места жительства молодых людей. Растущие потребности населения в получении высшего образования приводят к сохранению высокого конкурса при поступлении, что соответственно снижает доступность высшего образования для некоторых групп населения. В этой ситуации особо важным является изучение влияния региональных условий на доступность высшего образования.

Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования является одним из направлений работы некоммерческого партнерства «Журнал «Университетское управление: практика и анализ», осуществляемой при поддержке Фонда Форда. В 2006 году был проведён пилотный этап мониторинга.

Цель проведения мониторинга - получение объективной информации о состоянии доступности высшего образования в регионах и определение факторов, влияющих на доступность.

В качестве задач мониторинга выступали следующие:

  1. Определение влияния социально-демографических, социально-экономических, социокультурных характеристик на ситуацию доступности высшего образования в регионе.

  2. Выявление региональных институциональных особенностей довузовской и вузовской подготовки и их влияния на доступность высшего образования.

  3. Анализ состояния информированности потребителей образовательных услуг высшего образования, установление взаимосвязи степени информированности с доступностью получения высшего образования



Информационной основой работы служат данные репрезентативного опроса студентов-первокурсников в Кемеровской, Свердловской и Ульяновской областях, Приморском крае и республике Татарстан, а также данные образовательной статистики данных субъектов федерации.


В бюллетене представлены результаты пилотного этапа мониторинга. С сентября 2006 года по июнь 2007 года на основе скорректированной методики будет осуществлено применение инструментария мониторинга в рабочем режиме.


1.Методические и теоретические основы исследования


Доступность высшего образования рассматривается нами как возможность выбора различными социальными группами высшего учебного заведения, а также зачисления и обучения в нём.

При формировании политики государства в области высшего образования необходимо знать, какие факторы влияют на доступность высшего образования и какова сила их влияния. Факторы доступности высшего образования понимаются как условия и причины, характеризующие возможности получения высшего образования. Данные возможности относятся не только к зачислению в высшее учебное заведение, но и к успешной адаптации в нём.

Исследование осуществлялось на основе выделения следующих факторов доступности:

  • Информационный

  • Институциональный

  • Экономический

  • Социальный

  • Индивидуально-личностный

Институциональный фактор доступности высшего образования рассматривается как возможность поступления абитуриента в вуз и завершения процесса обучения в зависимости от качества образовательных услуг в учреждениях среднего образования и в системе довузовской подготовки, спектра имеющихся в регионе вузов и характеристик их деятельности.

Информационный фактор– это наличие или отсутствие информации, определяющее возможность принятия решения о поступлении в высшее учебное заведение

Экономический фактор представляет собой совокупность показателей финансово-экономического состояния исследуемого региона и семей студентов, которые определяют доступность образования как в регионе в целом, так и для отдельных групп населения.

Социальный фактор доступности высшего образования выражает влияние социальной принадлежности на возможность выбора высшего учебного заведения, а также зачисления и обучения в нём.

Индивидуально-личностный фактор доступности высшего образования включает мотивационные, физиологические и интеллектуальные ресурсы абитуриентов и студентов, которые могут выступать в качестве барьеров получения высшего образования.

По каждому аспекту доступности выделяются показатели, по совокупности которых можно судить о состоянии доступности высшего образования в обследуемых регионах.

Институциональный фактор доступности (показатели)

Количество студентов, приходящееся на 10000 населения

Количество специальностей в вузах

Конкурс при поступлении

Распределение студентов I курса по используемым формам довузовской подготовки

Распределение студентов I курса по используемым формам вступительных испытаний

Удовлетворенность качеством довузовской подготовки

Оценка студентами I курса процесса адаптации

Наличие программ адаптации в вузах (учебной, психологической)

Количество учащихся средних учебных заведений

Соотношение учащихся выпускных классов школ, техникумов, училищ

Количество учащихся в школах при вузах

Количество учащихся в профильных классах (в том числе обучающихся вне областного центра)

Соотношение числа учащихся общеообразовательных школ, лицеев, гимназий (в том числе расположенных вне областного центра)

Количество государственных вузов (в том числе расположенных вне областного центра)

Наличие региональной программы поддержки одарённых детей и формы её реализации

Количество негосударственных вузов (в том числе расположенных вне областного центра)

Общее количество филиалов всех вузов

Общее количество представительств всех вузов

Количество студентов поступивших на 1 курс (в том числе на дневное, вечернее и заочное отделение)

Количество студентов поступивших на 1 курс на контракт (в том числе на дневное, вечернее и заочное отделение)

Удельный вес студентов 1 курса, обучающихся на контрактной основе на дневном отделении

Удельный вес студентов 1 курса, обучающихся на контрактной основе на заочном отделении

Удельный вес студентов 1 курса, обучающихся на контрактной основе на вечернем отделении


Экономический фактор доступности (показатели)

Величина среднемесячного дохода на одного жителя региона

Отношение величины среднемесячного дохода по региону к среднемесячной стоимости обучения в негосударственных вузах

Отношение величины среднемесячного дохода по региону к среднемесячной стоимости обучения в государственных вузах

Отношение среднемесячной стоимости обученияв государственных вузах к среднемесчной стоимости обучения в негосударственных вузах

Фактические расходы семьи на оплату услуг по поступлению в вуз

Средняя стоимость образовательных услуг высшего профессионального образования в регионе

Оценка социально- бытовых условий в общежитии

Условия кредитования населения на получение высшего образования в регионе


Информационный фактор доступности (показатели)

Перечень используемых источников информации:

  1. родители (родственники, знакомые)

  2. учителя

  3. друзья (сверстники)

  4. телевидение

  5. газеты (республиканские, краевые, областные, городские)

  6. газеты высших учебных заведений

  7. радиопередачи

  8. интернет – сайты вузов

  9. мероприятия в вузах (дни открытых дверей, встречи, круглые столы)

  10. школьные мероприятия

  11. специальные издания (справочники, буклеты)

Оценка наличия недостатка информации для принятия решения о поступлении в вуз

Информированность о перечне высших учебных заведений города (региона)

Информированность о перечне специальностей по выбранному профилю

Информированность о возможных и практикуемых в вузах формах вступительных экзаменов

Информированность о требованиях на вступительных экзаменах по предметам

Информированность о перспективах трудоустройства по выбранной специальности

Информированность об условиях кредитования потребителей образовательных услуг


Социальный фактор доступности (показатели)

Тип населённого пункта места проживания родительской семьи студентов

Род занятий родителей студентов

Уровень образования родителей студентов

Состав семьи студентов

Число членов семьи студентов

Распределение занятого населения по уровню образования

Распределение населения по типу населённого пункта (областной центр-город крупный – средний -малый- посёлок -сельская местность)

Распределение жителей различных типов населённых пунктов по уровню образования


Индивидуально-личностный фктор доступности (показатели)

Итоговая успеваемость в среднем образовательном учреждении

Успеваемость в вузе.

Здоровье выпускников школ

Удельный вес инвалидов среди студентов

Мотивы получения высшего образования.

Используемые методы сбора информации:

    1. Анкетирование студентов первых курсов очных отделений вузов

    2. Сбор и анализ данных официальной статистики и документов, содержащих информацию, имеющую отношение к доступности высшего образования в регионе

Исследуемой совокупностью в опросе выступали студенты 1 курса дневного отделения государственных вузов пяти областных (краевых, республиканских) центров. Это Владивосток, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Ульяновск. В число обследуемых вошли все высшие учебные заведения данных городов за исключением творческих вузов и вузов силовых ведомств.

Выборка была квотной, в качестве квотных признаков выступали принадлежность к вузу и форма обучения (контрактная-госбюджетная). Всего опрошено 2500 студентов в 150 академических группах тридцати шести вузов. Репрезентативность по квотным признакам обеспечивалась в каждом регионе в отдельности на основе привлечения данных региональной образовательной статистики. Анкетный опрос проводился в марте- апреле 2006 года.

Анализ результатов опроса и данных образовательной статистики, характеризующих состояние доступности высшего образования, осуществлялся по каждому региональному массиву в отдельности. Задача анализа – выявить общие для обследуемых территорий закономерности и определить специфические черты каждого региона.


2. Общерегиональные эмпирические характеристики доступности высшего образования


Характеристики институционального фактора доступности высшего образования


Таблица 1

Основные статистические характеристики институционального фактора доступности высшего образования в обследуемых регионах

№ показателя




Кемеровская область

Приморский край

Свердловская область

Татарстан

Ульяновская область

1.

Число студентов, приходящихся на 10000 населения

361

469

409,5

424

349

2.

Общее количество представительств вузов, включенных в статистический регистр

29

53

26

9

39

3.

Общее количество филиалов вузов

27

32

35

27

12

4.

Количество государственных вузов в области(крае, республике)


10

12

18

24

5

5.

Количество государственных вузов в областном (краевом, республиканском) центре

7

9

16

16

5

6.

Количество негосударственных вузов в области (крае, республике)

7

1

13

11

6

7.

Количество негосударственных вузов в областном(краевом, республиканском) центре

2

0

13

7

1

Число вузов в обследуемых территориях достаточно велико, оно варьирует от 11 в Ульяновской области до 35 в республике Татарстан. Это указывает на то, что у абитуриентов существуют определённые возможности выбора устраивающего учебного заведения. Основная часть учреждений высшего образования сосредоточена в областном (краевом, республиканском) центре, это свидетельствует о наличии территориальных барьеров получения высшего образования жителями удалённых от административного центра территорий. Исключение представляет Кемеровская область, где наряду с областным центром существует город, равный ему по численности населения. Негосударственные вузы составляют в большинстве регионов 31-50% от общего числа высших учебных заведений.

Доступность высшего образования для учащихся школ определяется качеством подготовки в среднем образовательном учреждении, прежде всего фактором обучения в школах-лицеях, гимназиях, классах с углублённым изучением ряда предметов. Однако среди школьников лицеисты и гимназисты составляют, по данным органов статистики, не более 10-15%, а учащиеся классов с углублённым изучением предметов – не более 22 процентов.

Подавляющее большинство поступивших в вузы являются выпускниками общеобразовательных школ. В ПТУ и техникумах получили среднее образование не более девяти процентов обследованных. Это значительно меньше доли, которую составляют выпускники ПТУ и техникумов в структуре закончивших средние учебные заведения, она колеблется от 43 до 54% в разных регионах. Данная ситуация объясняется профессиональной направленностью анализируемых учебных заведений, что приводит к формированию ориентации на работу, а не продолжение учёбы.


Рис. 1 Распределение студентов 1 курса по типу законченного среднего учебного заведения (% от числа опрошенных)





Не все студенты в полной мере реализовали свои жизненные планы при поступлении. От 10% до 16% респондентов не поступили в тот вуз, куда хотели поступить, от 13 до 22% - на тот факультет, 21-26% - на ту специальность.

Невысоким является уровень осознанности выбора специальности. Всего лишь 50-60% первокурсников точно знали, на какую специальность идти, а 23-31% выбрали только профиль будущей профессиональной деятельности. Выбрали вуз, не зная профилей и специальностей, либо случайно попали в данный вуз, по 6-10% респондентов в каждой группе. (См. Рис.2 ) Полученные данные вполне согласуются с массовой практикой работы выпускников вузов не по специальности.

Рис.2 Осознанность выбора специальности студентами-первокурсниками




В большинстве регионов основная часть студентов поступила в высшие учебные заведения по результатам вступительных вузовских экзаменов. Исключение составляет Ульяновская область, где массовое распространение получило центализованное апрельское тестирование. Единый государственный экзамен на обследуемых территориях был распространён незначительно, процент ставших студентами по его результатам составляет максимум 13,6%.

Данные опроса первокурсников свидетельствуют о том, что значительная их часть использовала организованные формы подготовки к вступительным экзаменам. На первом месте по распространённости – занятия на подготовительных курсах. Нужно отметить высокий уровень межрегиональных различий по данному показателю. Чаще всего данная форма подготовки используется в Свердловской и Кемеровской областях, в этих областях абитуриенты в целом использовали большее число форм подготовки.


Рис. 3 Распределение студентов по используемым формам подготовки к поступлению в вуз (% от числа опрошенных)




Как видно из рисунка 3, достаточно высокий уровень распространённости зафиксирован и по отношению к занятиям с репетиторами. Применительно к данному процентному показателю межрегиональные различия являются довольно слабыми. Увеличение доли занимающихся с репетиторами и на подготовительных курсах в вузе будет свидетельствовать об усилении барьеров между уровнем подготовки в средних учебных заведениях и требованиями на вступительных экзаменах.

Доступность высшего образования понимается нами не только как возможность поступления в высшее учебное заведение, но и как вероятность успешного завершения процесса обучения. Первым шагом к данной цели является этап первичной адаптации к условиям учебной и внеучебной деятельности. На данном этапе бывшие абитуриенты сталкиваются с рядом проблем и трудностей, которые могут выступить барьером для продолжения процесса обучения.


Рис.4. Основные трудности при поступлении в ВУЗ



Низкий уровень преподавания отдельных предметов в среднем учебном заведении наиболее часто упоминается первокурсниками как трудность при поступлении в вуз, на втором по частоте упоминаний месте – удалённость места расположения вуза от места жительства. Таким образом, основными барьерами при поступлении были для студентов институциональный и социально-территориальный барьер.

Около половины опрошенных нами студентов отметили, что не испытывают материально-бытовых трудностей в процессе обучения в вузе. Испытывающие трудности чаще всего упоминали нехватку денег для обновления одежды, обуви, от 10 до 18% респондентов указали, что им не хватает денег на питание, а 7-14% - на покупку учебной литературы.

Отметили, что им трудно или достаточно трудно учиться, 60-70% опрошенных первокурсников. Наиболее распространённые трудности, связанные с процессом обучения - трудность освоения отдельных предметов и нехватка времени на выполнение домашних заданий. Примерно по 13-20% отметили недостатки, связанные с организацией учебного процесса – неудобное расписание занятий и недоступность изложения материала преподавателем. Столько же респондентов отмечают недоступность материально-технических средств обучения – нехватка учебной литературы, отсутствие возможности пользоваться компьютером и интернетом.

Справляться с трудностями чаще всего помогают друзья и однокурсники, на втором по распространённости месте – родители и родственники. Вузовские службы и преподавательский состав играет существенную роль только в Татарстане. В остальных регионах не более 6,5% отметили, что справляться с трудностями помогает куратор, сотрудники деканата, администрация вуза. То есть в решении проблем первокурсников институциональные средства применяются крайне редко, основной способ – привлечение родственных и дружеских связей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Похожие:

Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconИнформационный бюллетень системы нти министерства образования и науки Украины Выпуск №2 Апрель июнь 2006 г
Информационный бюллетень отображает основные события, факты, результаты деятельности Укринтэи и региональных центров научно-технической...
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconИнформационный бюллетень системы нти выпуск №2 апрель июнь 2010 г
Информационный бюллетень отображает основные события, факты, результаты деятельности региональных органов научно-технической и экономической...
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconИнформационный бюллетень системы нти выпуск №2 апрель июнь 2008 г
Информационный бюллетень отображает основные события, факты, результаты деятельности Укринтэи и региональных органов научно-технической...
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconИнформационный бюллетень системы нти выпуск №4 октябрь декабрь 2010 г
Информационный бюллетень отображает основные события, факты, результаты деятельности региональных органов системы нти и информирует...
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconИнформационный бюллетень новых поступлений №1, 2007 г
Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 21 декабря 2006 г по 21 мая 2007 г
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconРегиональных экологических проблем москва 2006

Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconИнформационный бюллетень по высшему образованию
Всероссийского конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования на звание «Вуз здорового образа жизни» :...
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconБюллетень новых поступлений Вып. 42 май июнь 2006 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с мая по...
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconБюллетень новых поступлений Вып. 45 ноябрь-декабрь 2006 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с ноября...
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования Информационный бюллетень Екатеринбург 2006 iconБюллетень новых поступлений Вып. 44 сентябрь октябрь 2006 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с сентября...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница