Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание»




Скачать 238.96 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание»
Дата14.11.2012
Размер238.96 Kb.
ТипПрограмма



РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Ростов – на - Дону)


ПРОГРАММА

вступительного испытания

по общеобразовательному предмету «обществознание»

(письменный экзамен)


направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)


Ростов-на-Дону

2012



Рекомендовано

на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин


Протокол №_8_ от « 26 »__марта____ 2012 г.


Утверждено

Учебно-методическим советом

РФ ФГБОУВПО «РАП»

Протокол № 8_ от «_27_ » __марта___ 2012 г.


Директор _______________Гаврицкий А.В.





ПРОГРАММА

вступительного испытания

по общеобразовательному предмету «обществознание»

(письменный экзамен)


направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)


Программа включает:

1) Требования к знаниям абитуриентов;

2) Разделы;

3) Методика проведения экзамена;

4) Структура тестового задания;

5) Пример тестового задания;

6) Список литературы.


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ АБИТУРИЕНТОВ:

знать/понимать

  • содержание основных понятий;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • сущность социальных норм, механизмы правового регулирования общественных отношений;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

  • социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, общие черты и различия;

  • устойчивые существенные внутренние и внешние связи процессов и явлений;

  • причинно-следственные и функциональные связи социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества).



ПРОГРАММА

Раздел 1. Общество и социальный прогресс

Общество: понятие и признаки. Общество как сложная динамичная система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Общественные отношения. Важнейшие институты общества. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. Россия в структуре мировой цивилизации. НТР и ее социальные последствия.

Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса.

Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы современности. Пути разрешения глобальных проблем.



Раздел II. Человек. Познание. Деятельность

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное поведение человека.

Бытие человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Деятельность как способ человеческого бытия. Типология и структура деятельности. Творческая природа человека. Труд и трудовая деятельность. Деятельность в общении. Общение и коммуникация.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация. Свобода и ответственность личности.

Духовный мир человека. Понятие мировоззрения. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Истина и заблуждение. Критерии истины. Научное познание. Знание и вера. Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Особенности социального познания. Науки, изучающие человека и общество. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.


Раздел III. Духовная сфера жизни общества

Духовная жизнь и культура. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России.

Общественное сознание, его формы. Наука: понятие, функции. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Образование в системе духовного производства. Цели, функции, основные элементы системы образования в современном мире. Самообразование. Роль образования в жизни человека и общества.

Религия: понятие и ее функции. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религия и мораль. Многообразие религиозных верований. Мировые религии. Свобода совести и вероисповеданий и веротерпимость. Роль религии в современном обществе.

Мораль, ее происхождение и сущность. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Духовные ценности. Понятие общечеловеческих ценностей. Нравственная оценка деятельности.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Назначение и социальная ценность искусства.


Раздел IV. Экономическая сфера жизни общества

Роль экономики в жизни общества. Экономика как система. Сущность, функции и структура экономики. Экономические отношения: общая характеристика. Экономические системы: основные типы и признаки.

Экономическое содержание собственности. Многообразие ее форм. Разгосударствление и приватизация.

Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды.

Предпринимательство: сущность, функции, виды.

Рынок: понятие, сущность, типы. Закон спроса и предложения. Равновесная цена. Конкуренция и монополия. Рыночные отношения в современной экономике.

Деньги, их функции. Банки. Инфляция.

Экономика потребителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

Государство и экономика. Экономическая функция государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.


Раздел V. Социальная сфера жизни общества

Социальные отношения и социальные взаимодействия. Социальные изменения. Социальная структура общества и ее основные элементы. Социальная группа и социальная общность: понятие и признаки. Многообразие и классификация социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальный статус, социальные роли. Социальная мобильность: понятие и разновидности. Социальные процессы в современной России.

Социальные нормы и их разновидности. Социальное поведение: понятие, основные элементы. Отклоняющиеся поведения. Социальный контроль: понятие, способы осуществления и назначение. Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности. Межнациональная интеграция и межнациональные конфликты как проблема XX в. Национальное самосознание и менталитет нации. Характеристика национализма и космополитизма. Национальная политика.

Семья как социальный институт. Происхождение, функции и виды семьи. Тенденции развития семьи в современном обществе.

Социальные противоречия, конфликты, способы их разрешения.


Раздел VI. Политическая сфера жизни общества

Политика: понятие, происхождение, сущность и ее роль в жизни общества. Структура политической сферы.

Политическая система общества: понятие, структура, функции. Политическая жизнь современной России.

Политические партии и общественные организации. Многопартийность, ее роль в политической жизни.

Политическая идеология: происхождение, понятие, структура, функции и типы. Политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая культура: понятие, содержание, типы, функции. Политическая культура общества. Политическая культура России: тенденции развития.


Раздел VII. Государство

Государство: понятие, признаки. Функции государства (постоянные и временные, внутренние и внешние). Причины возникновения государства. Основные теории происхождения государства.

Форма государства: понятие, элементы. Форма правления и ее разновидности. Форма государственного устройства: понятие и виды. Государственный режим и его разновидности.

Правовое государство: понятие, признаки.

Государственный аппарат: понятие, структура. Виды государственных органов.

Президент Российской Федерации: требования к кандидату на должность, порядок избрания, компетенция, порядок отрешения от должности.

Структура высшей государственной власти РФ. Федеральное собрание: его место в системе разделения властей. Совет Федерации: состав, порядок формирования, компетенция. Государственная Дума: порядок избрания, состав, компетенция.

Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, компетенция.

Федеративное устройство России: принципы, виды субъектов, органы государственной власти субъектов Федерации.

Судебная система Российской Федерации. Принципы осуществления правосудия в России. Основы правового статуса судей в Российской Федерации.

Правоохранительные органы.


Раздел VШ. Право

Право: понятие, признаки, функции. Виды социальных норм. Отличие норм права от иных социальных норм. Роль права в жизни человека, общества, государства.

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники (формы) права: понятие, виды. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды. Правотворчество: понятие, виды. Стадии законотворческого процесса.

Норма права: понятие, признаки, структура, виды. Система права: понятие, элементы. Отрасли права: понятие, критерии выделения, виды.

Правовая система: понятие, основные правовые системы современного мира.

Правоотношения: понятие, виды, состав. Юридические факты как основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Реализация норм права: понятие, формы.

Правомерное поведение: понятие, виды. Правонарушение: понятие, признаки, виды. Состав правонарушения. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, принципы.

Правосознание: понятие, структура, виды. Правовая культура: понятие, соотношение с правосознанием.

Конституционное право: понятие, предмет, метод, источники. Понятие и юридические свойства Конституции. Основы конституционного строя. Система прав, свобод и обязанностей личности по Конституции России 1993 г. Гражданство РФ: понятие, основания приобретения и прекращения. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства. Международные стандарты прав человека, международные организации, занимающиеся вопросами прав человека.

Гражданское право: понятие, предмет, источники. Правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц. Право собственности: понятие, основания приобретения и прекращения. Гражданско-правовой договор: понятие, виды, форма, условия. Обязательства в гражданском праве.

Семейное право: понятие, предмет, источники. Условия и порядок заключения брака. Расторжение брака. Личные и имущественные права супругов, родителей и детей.

Уголовное право: понятие, предмет, источники. Преступление: понятие, виды. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Система уголовных наказаний в Российской Федерации.

Административное право: понятие, предмет, источники. Административная ответственность: понятие, основание. Виды административных наказаний.

Трудовое право: понятие, предмет, источники. Трудовой договор: понятие, форма, порядок заключения. Основания расторжения трудового договора. Дисциплинарная ответственность: понятие, основание, виды дисциплинарных взысканий. Трудовые споры и порядок их разрешения.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА


Экзамен проводится в форме письменной работы с тестовыми заданиями. На выполнение экзаменационной работы отводится 120 минут. Работа состоит из 3-х частей, включающих 30 заданий.

Часть А состоит из 20 заданий, к каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Часть В состоит из 6 заданий, требующих краткого ответа ( в виде одного-двух слов, сочетаний букв или цифр).

Часть С состоит из 4 заданий. В тексте по теме одного из раздела прогрммы пропущены ключевые понятия, которые необходимо вставить по содержанию материала.

При выполнении экзаменационной работы необходимо прочитать каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечать следует только после того, как понят вопрос и проанализированы все варианты ответа.

Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает затруднение, целесообразно его пропустить. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.

Задания представляют собой уровень различной сложности и за их выполнение дается разное количество баллов. Баллы, полученные за выполненные задания , суммируются. Необходимо постараться выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Максимальное количество баллов за выполненную работу составляет 100 баллов.


СТРУКТУРА ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ


Структура и содержание тестовых заданий определяются программами подготовки к вступительным испытаниям в Ростовский филиал РАП, разработанными на основе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки России.

Структура тестового задания состоит, как правило, из трех частей, отличающихся количеством, типом заданий, уровнем сложности.

Задания базового уровня по обществознанию предусматривают, например, выявление понятия по существенному признаку, указанному в условии. В этих заданиях в условие вынесены характеристика, признак, являющиеся, по сути, исчерпывающими для определения понятия. Они выявляют способность абитуриента воспроизвести соответствующие знания, распознать признаки, характерные черты явления. При выполнении заданий данного типа важно учитывать поиск ответа двояким путем: с одной стороны, выделяя существенные признаки явления, зафиксировать определенное понятие, с другой – исключая неверные варианты ответов.

Задания повышенного уровня сложности представляют собой работу с логической единицей – суждением. В условие данной разновидности заданий вынесено 2 суждения, которые могут утверждаться или отвергаться. При анализе суждений следует быть особенно внимательным, поскольку одно простое суждение в составе сложного может быть верным, а второе – ошибочным. В результате утверждение в целом нельзя отнести к числу верных суждений. При выполнении заданий данного типа необходимо обращать внимание на формулировку условия задания: оно, как правило, завершается указанием на общий для приведенных суждений предмет рассмотрения. Применяя метод логического анализа, вы сможете оценить истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний.

Предлагаются задания:

  • с выбором варианта правильного ответа. К каждому из таких заданий с предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если выбран номер правильного ответа. Задание считается не выполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера 2-х и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан. Неправильный выбор ответа указывает на то, что содержание данного понятия не усвоено. Трудности возникают в том случае, когда варианты ответа близки по своим значениям;

  • с кратким ответом на вопрос в виде слова, словосочетания, набора букв, числа или определенной последовательности слов, словосочетаний и чисел; либо задания с соотнесением двух рядов информации (дат и имен, событий и имен, явлений и характеризующих их признаков и т.д.). Задание считается выполненным верно, если ответ записан в указанной форме. При работе с этим типом заданий следует учитывать, что существуют понятия в широком и узком смысле слова. Признаки большинства понятий устанавливаются путем теоретического анализа;

  • с развернутым ответом на вопрос либо с текстом задания, в котором исключены ключевые понятия, существенные признаки, основные характеристики в виде пропущенных слов и словосочетаний по одной из тем программы вступительных испытаний. Предложенный вид задания включает в себя комплексный анализ текста и предполагает знание терминов, фактов, социальных (исторических) явлений, соответствующих предлагаемому контексту. Трудность этого задания заключается в том, что не предусмотрено готовых вариантов ответов, а требуется сформулировать собственное утверждение. В том случае если предлагается задание с развернутым ответом на вопрос, одним из возможных алгоритмов ответа может быть следующий:

  1. определение базового понятия,

  2. теория вопроса,

  3. ход событий (только для задания по истории России),

  4. выводы (значения, последствия - для вопросов по истории России).

Начиная работать над заданиями, следует просмотреть весь текст, внимательно прочитать каждое задание и предлагаемые варианты ответов от начала до конца, чтобы понять его смысл. Задания следует выполнять в том порядке, в котором они даны. Правильно выполнить задание вы сможете не только при условии знания конкретного материала, но и благодаря способности рассуждать, логически мыслить. Многие задания можно быстрее выполнить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание на одном - двух вариантах, а не на всех, что гораздо труднее.


ПРИМЕР ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ


Часть А

К каждому заданию этой части (А1-А20) дается 4 возможных варианта ответа, из которых только один верный. Номер правильного, на Ваш взгляд, ответа вписывается в бланк ответов.

А1. Общество это:

  1. совокупность людей, объединенных конкретными целями, интересами и потребностями, а также взаимными симпатиями, либо определенным видом деятельности;

  2. комплекс взаимодействующих элементов, являющихся неразложимыми далее компонентами системы, принимающими непосредственное участие в ее создании;

  3. окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений, существующий независимо от нашего сознания, находящийся в движении и изменении.

  4. совокупность учреждений, норм, культурных образцов, способов поведения, служащих для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.


А2. Верны ли следующие суждения:

А. Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути, но с разной скоростью.

Б. Исторический путь каждого народа сочетает в себе общие и уникальные, неповторимые черты общественного развития.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А3. Творчество это:

  1. активное целесообразное изменение человеком как социальным существом окружающей действительности и самого себя;

  2. познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности;

  3. вид человеческой деятельности, которая направлена на получение практически полезного результата;

  4. производство новых духовных ценностей, в форме научных трудов, литературных произведений, произведений музыки и т.д.


А4. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

1) средства должны соответствовать цели;

2) субъектом выступает отдельная личность;

3) цель состоит в получении достоверного знания;

4) результатом является создание нового продукта.


А5. Верны ли следующие суждения:

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Абсолютная свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А6. Верны ли следующие суждения:

А.Основным средством познания мира и человека средствами искусства является теоретическое обобщение реальных фактов.

Б. Особенностью познания мира и человека средствами искусства является использование художественного образа.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А7. Верны ли следующие суждения:

А. Всякие культурные нормы духовны, и все они сводятся к морали.

Б. Мораль понимается как обращенность человека к высшим ценностям.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А8. Ресурсы производства – это:

  1. Совокупность внешних (явных) и внутренних (неявных) издержек;

  2. человеческие, физические и умственные способности, которые человек затрачивает в процессе производства;

  3. совокупность затрат, связанных с производством и оказанием услуг;

  4. совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и других ценностей.


А9. Главной целью деятельности государства в социальной рыночной экономике в отличие от командной является:

  1. получение прибыли;

  2. реализация интересов общества в целом;

  3. удовлетворение потребностей отдельных слоев населения;

  4. ведение предпринимательства.


А10. Верны ли следующие суждения:

А. Экономика –это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика-это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А11. Социальная роль:

  1. внешнее проявление деятельности, в которой проявляются конкретная позиция человека, его социальные установки;

  2. общие правила и образцы поведения людей в обществе

  3. модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу;

  4. совокупность механизмов, которые регулируют деятельность индивида.


А12. Верны ли следующие суждения:

А. В широком понимании под девиантным поведением подразумеваются отклонения, не влекущие за собой уголовного наказания.

Б. Всякое поведение, вызывающие неодобрение общественного мнения, считается отклоняющимся.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А13. Политическая социализация - это:

  1. передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения, и модели поведения человека и социальных групп;

  2. процесс освоения личностью, социальной группой, общностью норм, видов, возможностей политической деятельности, особенных политических ролей;

  3. общность ценностей, совокупность политический символов, убеждений, принятых членами политической общности.

  4. осознание, осмысление общества с позиций политической организации и власти на основе системы ценностей.


А14. Верны ли следующие суждения:

А. Политическая система общества представляет собой совокупность общественных институтов, составляющих самоорганизацию общества и выражающих частные интересы граждан.

Б. Политическая система общества - это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется публичная власть

1) верно только А; 3) верно и А и Б;

2) верно только Б; 4) оба суждения не верны.


А15. Реализация принципа разделения властей заключается в том, что:

  1. политическая власть должна обеспечить функционирование важнейших сфер общественной и государственной жизни;

  2. социальное назначение политической власти состоит в поиске эффективных способов управления собственностью субъектов экономики;

  3. исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного орган, что неизбежно приводит к злоупотреблениям, формированию тоталитарного режима.

  4. политическая власть должна обеспечивать гармоничное развитие сферы образования, культуры, науки.


А16. К чертам авторитарного режима, отличающим его от демократических режимов, относится:

  1. монополия на средства массовой информации;

  2. допущение всех форм собственности;

  3. концентрация власти в руках исполнительной власти;

  4. моноидеология.


А17. Верны ли следующие суждения:

А. В соответствии и Конституцией РФ народ Российской Федерации осуществляет свою власть только непосредственно.

Б. Народ Российской Федерации может осуществлять свою власть только через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

1) верно только А; 3) верно и А и Б;

2) верно только Б; 4) оба суждения не верны.


А18. Правовая культура - это:

  1. совокупность духовных ценностей, представлений, ориентаций, связанных с отношением субъектов к политико-управленческой деятельности;

  2. совокупность правовых идеалов, ценностей, норм, обеспечивающих единство и взаимодействие институтов и организаций;

  3. часть общей системы культуры, включающей духовную деятельность и ее продукты;

  4. совокупность представлений, взглядов и нравов, в которых выражается отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву.


А19. От административного правонарушения, преступление отличается:

1) степенью общественной опасности;

2) составом;

3) возможностью рассмотрения в суде;

4) наступлением материальной ответственности.


А20. Верны ли следующие суждения:

А. Мораль оперирует категориями добра и зла, а право-законного и незаконного, поэтому содержание правовых более конкретно, чем содержание норм морали.

Б. И моральные и правовые нормы обязательны для исполнения и фиксируют государственную волю.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть Б

При выполнении заданий Б1-Б6 впишите в бланк ответов правильный, на Ваш взгляд, ответ, в виде слова, словосочетания (Б1-Б3), последовательности цифр (Б4-Б6).

Б1. Процесс, характеризующийся существование наднациональных политических структур, ростом многонациональных и транснациональных корпораций, созданием мировой информационной сети называется ………….


Б2. ………… отношения между продавцами и покупателями, совокупность экономических отношений, возникающих в процессе товарного и денежного обращения


Б3. Официально выраженные в письменной форме документы, решения компетентных государственных органов, содержащие в себе нормы права называются ……


Б4. Установите соответствие к каждой позиции, данной в левом столбце, подобрав соответствующую позицию из правого столбца:

А. Эволюция

1. Преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Б. Реформа

2. Полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

В. Революция

3. Одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном, качественном изменении.


Б5. Установите соответствие к каждой позиции, данной в левом столбце, подобрав соответствующую позицию из правого столбца:

А. Гипотеза

правовой нормы

1. Часть, которая содержит указания о месте, времени, субъектах при наличии которых должно быть реализовано то или иное правовое предписание.

Б. Диспозиция

правовой нормы

2. Часть, которая указывает на неблагоприятные последствия, и меру юридической ответственности за нарушение нормы.

В. Санкция

3. Часть, где описываются условия, при наступлении которых следует принять данную норму.


Б6. Установите соответствие к каждой позиции, данной в левом столбце, подобрав соответствующую позицию из правого столбца:

А. Государство

1. Это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся объединений и организаций, огражденных законом от вмешательства и регламентации со стороны государства.

Б. Правовое государство

2. Особая организация политической власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, действующая в интересах всего общества.

В.Гражданское общество

3. Такое государство, во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законах границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.



Часть В

При выполнении заданий В1-В4 прочитайте текст и впишите правильный, на Ваш взгляд, ответ рядом с номером соответствующего задания в виде понятия, словосочетания.


Правовое поведение не содержит ……….(В1), за которые предусмотрена ответственность. Наиболее опасными деяниями являются запрещенные Уголовным кодексом .……...(В2). Противоправные деяния, не предусмотренные в нем, называются ……..…(В3). Государство реагирует на все правонарушения, подвергая человека ……....(В4).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов / И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. – М.: Эксмо, 2009.

  2. Домашек Е.В. Обществознание в тестах. Готовимся к ЕГЭ. / Е.В. Домашек. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  3. ЕГЭ – 2009. Обществознание. Тренировочный персональный комплект экзаменационных материалов. Составитель: Королькова Е.С. Авторы: Кишенкова О.В., Королькова Е.С., Котова О.А., Лазебникова А.Ю., Лискова Т.Е., Рутковская Е.Л. – М, 2009

  4. ЕГЭ 2009. Обществознание. Тренировочные задания / Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2008.

  5. ЕГЭ 2009. Обществознание: Репетитор /А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брандт и др. – М.: Эксмо, 2009.

  6. Клименко А.В. Экзамен по обществознанию: Конспект ответов / Андрей Клименко, Вероника Румынина. – 7-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008.

  7. Корсаков Г.Г. Готовимся к экзамену по обществознанию. – Р-н-Д, 2008.

  8. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. и доп. – СПб, 2009.

  9. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации /Под редакцией доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. – М., 2008.

  10. Обществознание. Пособие-репетитор /Под редакцией О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко. – Р-н-Д, 2008

  11. Обществознание: учебное пособие /В.В. Баранов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др.; под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2008.

  12. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов / Г.Г. Кириленко, М.В. Кудина, Л.Б. Логунова и др.; Под ред. Ю.Ю. Петрунина. – 4-е изд. – М.: КДУ, 2009

  13. Справочник школьника, Обществознание. / Под редакцией профессора В.В. Баранова, профессора В.Г. Зарубина. Учебно-справочное пособие.- М, 2007.


Нормативные документы

  1. Конституция Российской Федерации.

2. Всеобщая декларация прав человека от 19 декабря 1948 г..

3. Декларация прав и свобод человека и гражданина от22 ноября 1991 г..

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Семейный кодекс Российской Федерации.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Похожие:

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание»
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в Центральный филиал ффгбоувпо «Российская академия правосудия» по направлению...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» для поступающих на обучение по направлению впо 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «математика»
В первом разделе перечислены основные математические понятия, которыми должен владеть поступающий
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по учебной дисциплине «Обществознание» 2011
Гуманитарный факультет Кафедра философии и истории программа вступительного испытания по учебной дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «история»
России; хро­но­ло­гию ос­нов­ных со­бы­тий сред­них ве­ков, но­вой и но­вей­шей Рос­сий­ской ис­то­рии
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по предмету «Обществознание»
Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Законы строения, функционирования и развития общества
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «обществознание»
Необхо­димость изучения обществознания (научный, гуманитарный и гражданский ас­пекты). Место обществознания в структуре научного...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по предмету История
В тесте по дисциплине «Обществознание» представлены восемь содержательных линий курса: человек, общество, познание, право, экономическая...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconРекомендации учителям обществознания при подготовке учащихся к сдаче егэ
Егэ по предмету «Обществознание» востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница