Скачать 0.84 Mb.
|
Принято Председатель Управляющего совета «Утверждаю» __________________Сивашова Н.В. Директор МОУ «СОШ с.Воскресенское Елагина Л.В. Протокол №1 от 30.05.09 приказ № ____от ___06.2009года ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы с.Воскресенское Воскресенского района Саратовской области» на 2009-2012 годы. Принята образовательным учреждением на заседании педагогического Совета школы, протокол № 1 от 31.08.09 Воскресенское - 2009 год Содержание и структура образовательной программы. Раздел 1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении. Раздел 2. Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа. Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса. Раздел 4. Учебный план и его обоснование. Раздел 5. Организация образовательного процесса Раздел 6. Программно-методическое обеспечение образовательной программы. Раздел 7. Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы. Раздел 8. Управление реализацией образовательной программы. Перечень нормативно-правовых документов, обеспечивающих образовательную программу.
Раздел 1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Воскресенское Воскресенского района Саратовской области находится по адресу: 413030 Саратовская область, Воскресенский район, с. Воскресенское, улица Крайняя, 10 Учредитель: Администрация Воскресенского Муниципального района Тип: общеобразовательное учреждение Вид: учреждение среднего (полного) общего образования. · Школа открыта в 1929 году . · Новое здание введено в эксплуатацию 20 октября 1995 г., · Школа расположена на окраине села. Здание школы – типовое, двухэтажное, кирпичное. Техническое состояние школы удовлетворительное. Образовательное учреждение является базовой, пилотной школой, экспериментальной площадкой, где формируется высокий уровень знаний, умений и навыков обучающихся, благодаря внедрению новых технологий обучения на основе гуманистических ценностей, здесь созданы все условия для эффективного использования современных образовательных технологий. С 2005 года школа является пунктом проведения государственной итоговой аттестации для всех выпускников района. За эти года школа выпустила в жизнь большое число конкурентноспособных личностей, которые по прошествии определенного времени, вновь вернулись в школу, но уже в качестве педагогов и родителей наших обучающихся. Организационные условия: Общее количество учебных кабинетов – 25, мастерских -2. Образовательное учреждение располагает актовым залом , двумя спортивными залами, спортивной площадкой, столовой на 72 посадочных места, медицинским и стоматологическими кабинетами. Библиотека обладает общим фондом 9 695 единиц хранения, учебный фонд составляет 1143 экз. За последние четыре года МОУ «СОШ с. Воскресенское» значительно расширило свою материально-техническую базу благодаря участию классных коллективов в конкурсе «Лучший ученический класс» и в рамках реализации направления «Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы». На конкурсной основе наша школа получила виде субсидий из федерального бюджета 1млн. рублей. На эти средства было приобретено компьютерное оборудование, оргтехника и мебель для кабинета информатики, спортивное оборудование, вытяжной шкаф для кабинета химии, мебель для учительской и 4 класса-комплекта, а также часть учебно-наглядных пособий для всех кабинетов. По линии Министерства образования российской Федерации наша школа получила современное оборудование для кабинетов биологии, русского языка и географии, начальных классов, 2комплекта «Дидактика» (каб. информатики и каб. математики); - интерактивных досок 3. Школа подключена к сети Interпet. Продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 учебные недели, во 2-11 классах – 34 учебные недели. Учебная неделя составляет: на I ступени – 5 дней, на II, III ступенях – 6 дней. Учебный процесс организован в первую смену (с 08:30 до 13:30). Продолжительность урока: в 1 и 2 классах – 35 минут, в 3-11 классах – 45 минут, Периодичность проведения промежуточной аттестации: четверть - I, II образовательная ступень, полугодие - III образовательная ступень. Во второй половине дня организована работа индивидуально-групповых занятий, элективных курсов, кружков и секций, общешкольные творческие дела и дела классов. Охрана и укрепление здоровья • Режим школы планируется согласно санитарно-гигиеническим требованиям, расписание уроков составляется на основе «шкалы сложности». • Осуществляется постоянный контроль: - режима и качества уборки классных комнат, столовой, коридоров, состояния санузлов в соответствии с нормой; - качества приготовления пищи в школьной столовой; - соблюдения воздушного и светового режимов; - регистрации актов несчастных случаев и травм. • Для физического развития детей в расписании предусмотрены 2 часа урока физической культуры с 1 по 11 классы. В 5,6,7 классах введен 3 час – оздоровительная физическая культура. • В школе имеется специальная зона физической активности учащихся (спортзал, актовый зал, спортивная площадка). • Практикуются подвижные игры на переменах, на прогулках и в группах продленного дня. • Проводятся физкультминутки на уроках в начальной школе и среднем звене, динамическая пауза в классах. • Организуются спортивные соревнования между классами в параллелях, конкурсы «За здоровый образ жизни». • Работают спортивные секции: волейбольная, баскетбольная, футбольная. • Работает медицинский кабинет. • Организуется профилактическое медицинское обслуживание. • Ведёт консультации педагог-психолог. Обеспечение безопасности ¨ Разработаны мероприятия, отражающие поведение педагогов и учащихся в экстремальной обстановке. ¨ Установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей. ¨ На каждом этаже имеются планы эвакуации. ¨ Проводятся учебно-тренировочные занятия с обучающимися и педагогами.¨ Своевременно проводятся вакцинации и прививки. Социум. В школе обучаются дети крестьян, служащих, предпринимателей и безработных. Микросоциум ОУ: центральная районная библиотека, больница, ДШИ, РОВД, РДК, совет ветеранов, центр занятости, детский сад «Колосок», детский дом, МЧС П/Ч №36, ЦСОН, военный комиссариат. ![]() Социальный статус семей Многодетные семьи :14 семей, в них воспитывается 42 ребенка Неполные семьи: 31 семья Семьи находящиеся в социально- опасном положении: 11семей Дети находящиеся под опекой:17 учащихся Воспитанники детского дома: 18 учащихся Педагогические кадры ¯ В школе работает 30 педагогов, из них: учителей начальных классов- 8, учителей – предметников-21, , педагог- психолог - 1, социальный педагог -1, ст. вожатая -1, администрация – 5. ¯ Потенциал коллектива: Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов , основанной на определении их компетенций и учитывающей изменение роли преподавателя в современном учебном процессе.
Качественный состав педагогических кадров с каждым годом растёт: в этом году курсы повышения квалификации прошли семь человек, аттестовывались, подтвердив квалификационную категорию - 8 человек, повысили -2, а также весь коллектив обучен работе с ИКТ.
Учителя образовательного учреждения активные участники конкурсов, смотров, конференций профессионального мастерства, как районного, так и областного масштаба.
Работа с одарёнными обучающимися Результаты предметных олимпиад Районный уровень 1 ступень математика – 1,2,3 места русский язык – 1,1,1,1,2,3,3,3 места 2,3 ступень Математика I , II место Правоведение II, II, III,IIIместо Информатика I, I ,II место Русский язык III, III место Иностранный язык III, III, III, III место Право (избирательная комиссия) 1,1,2,2,3,3 место Областная заочная олимпиада по биологии -1,3место Участие обучающихся в областных, районных, школьных спортивных соревнованиях в 2008 – 2009 учебном году.
. Социальная адаптация выпускников Выпускники 11-х классов: • 79 % выпускников поступили в ВУЗы, • 21 % - в СУЗы. Выпускники 9-х классов: • 68% - продолжили обучение в своей школе; • 8 % - продолжили обучение в лицеях; • 9% - поступили в СУЗы; • 12 % - поступили в ПТУ. Раздел 2. Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа. В сельской местности для большинства учащихся образовательное учреждение оказывает самое непосредственное влияние на социальное становление ребенка. Учитывая заказ родителей школе, направленный на подготовку обучающихся, способных к дальнейшему образованию, осознанному выбору профессии и виду трудовой деятельности, а также решая проблему отсутствия возможности массового внедрения информационных технологий, педагогический коллектив считает основной задачей модернизацию содержательного и технологического компонентов образовательного процесса, как первоначального и необходимого условия построения информационно-коммуникативного пространства, максимально способствующего становлению выпускника как компетентной, социально-активной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности. Решение данной задачи реализуется в школе через содержание образования, где основными аспектами деятельности являются: - обновление содержания школьного компонента учебного плана; - формирование вариативной части структуры образовательного процесса; - выбор уровня реализации образовательных программ и достижений; - корректировка образовательных программ с учетом доступности, выделение главного; - использование личностно-ориентированных технологий, связанных с выявлением ценностно-смыслового компонента материала, т.д. Модель развития образования в школе сформирована в условиях необходимости личностного становления каждого ученика. Сложившаяся ситуация в школе (характеризуется сложностью инновационных процессов по сравнению со стабильным функционированием), в социуме (характеризуется ростом социальных ожиданий по отношению к школе), в образовании (характеризуется ориентацией содержания и форм деятельности учащихся на «среднего» ученика, преобладанием репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности личности, недостаточным вниманием к личному опыту ученика, дефицитом материально-технических и финансовых ресурсов), а также необходимость удовлетворения образовательных потребностей всех детей (продвинутых и отстающих в развитии, больных и здоровых, обычных и «невстраивающихся» в традиционную организацию образовательного процесса, обязывают вносить изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно: в содержание, формы, методы и технологии, в условия, в критерии оценки результатов. Результаты обследования уровня личности развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет выбор модели школы личностного становления как оптимальной в существующих условиях. Корме того, выявленная в ходе реализации модели развития познавательной самостоятельности учащихся проблема повышения уровня обучаемости и особенно организованности в учении детей потребовала разработки подходов прежде всего к структуре образовательного процесса. Таким образом, ключевой проблемой школы стало на протяжении последних лет формирование модели образовательного процесса, который востребовал бы механизмы адаптации, данные природой каждому человеку и помогающие ребенку усваивать образцы мышления, способы человеческой деятельности и поведения, выстраиваемые на нравственных принципах. Определяющий признак школы личностного становления, по нашему мнению, - развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учета её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей. Доминирующим методом во всех формах учебно-воспитательного процесса является развивающий метод, в основу которого положена главная идея - развитие через социальное взаимодействие. В разработку модели школы личностного становления были заложены следующие принципы: - целостность образовательного процесса; - обеспечение гуманитарно-культурологического подхода; - реализация идеи творческого развития; - рефлексивное управление; - реализация вариативных образовательных программ. В ходе конструирования образовательной системы педагогическим коллективом решались задачи: 1. Расширение образовательного пространства. 2.Применение коммуникативных, информационных, проектных технологий. 3.Гармонизация процессов обучения, воспитания и развития через интерактивный метод, технологии сотрудничества с учетом личного опыта ученика, через систему ученического самоуправления. 4.Создание системы дополнительного образования. - Художественно-эстетическое образование -1-4 классы; - Предпрофильная подготовка осуществляется в 9-х классах, где 1час в неделю отводится на профориентационную и информационную работу ведением элективных курсов: «Формула будущей профессии», «Дорогой к себе» и 2 часа в неделю отводится на курсы по выбору предметные и ориентационные: русский«Выразительные средства синтаксиса» математика«Секреты комбинаторики обществознание«Право в нашей жизни» физика«Электрические помошники в быту» биология«В здоровом теле – здоровый дух»» информатика«Базы данных – шаг к успеху» химия«Химия металлов» география«Мир профессий в географии» Удовлетворяя образовательные потребности обучающихся открыт социально- гуманитарный профиль в 10 классе, в 2009-2010 учебном году социально-экономический. Проводится теоретическая подготовка педагогических работников по формированию и реализации новой модели образовательной системы. Изучены технологии развивающего метода на основе социального взаимодействия в образовательном процессе, критерии оценки эффективности урока в адаптивной школе, методологические основы инновационной работы в школе, вопросы организации исследовательской и проектной работы. Разработаны программы самообразования учителей. Организована деятельность методического совета школы, методических объединений учителей начальных классов, математического цикла, иностранного языка и гуманитарного цикла, классных руководителей. Обеспечивается многообразие форм и видов профессионального общения педагогических работников: круглые столы с учителями, работа творческих групп, презентация педагогического опыта, проведение открытых уроков, других педагогических форм, обучающие и информационные семинары. В структуре образовательного процесса выделены индивидуальные, групповые занятия с учащимися, занятия по социально-нравственной адаптации (ситуационные классные часы, классные собрания, тренинги), занятия по краеведению, экологии. Социальному становлению обучающихся, развитию их творческих способностей способствует реализация дополнительных образовательных программ. Более 20 лет в школе осуществляется краеведческая деятельность. Открыт музей «История школы», комната «Боевой Славы» на основе которых работают экскурсоводы. Ими проводятся беседы по материалам музея, организуются экскурсии в музей. Участвуя в реализации модели личностного становления обучающихся, учителя используют в образовательном процессе инновационные технологии и способы организации учебной деятельности. Например, учителя физики, химии внедряют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов; русского языка и иностранных языков – технологии коммуникативного обучения, информационные технологии; учителя технологии – метод проектов, математики – метод разноуровневого обучения; начальных классов – технологии опережающего обучения, интерактивные методы; истории, обществознания – диалоговые формы, метод решения проблемных ситуаций. Выполняя социальный заказ школе, направленный на подготовку обучающихся, способных к дальнейшему образованию, к осознанному выбору профессии и виду трудовой деятельности, необходимо преодолеть несоответствия и противоречия между:
И так, проблема личностного становления обучающихся – одна из основных проблем образования. В ходе выполнения учащимися домашних письменных работ, самооценки выполнения данных работ, групповой творческой работы последовали предложения: со стороны учащихся: - создавать условия для раскрытия талантов, способностей. воспитания патриотов; - помочь изменить взаимоотношения с друзьями, родителями, учителями; - оказывать содействие в профессиональном самоопределении; - планировать и осуществлять различные социальные проекты; - предлагать различные элективные курсы, кружки по краеведению; - разнообразить занятия с выполнением учащимися различных социальных ролей; - обсуждать проблемы организации здорового образа жизни, воспитания лучших человеческих качеств. со стороны родителей: - активнее включать в деятельность школы коллективные творческие дела; - расширить вариативную часть учебного плана; - формировать структуру дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями детей; -организовать работу психологического семинара по вопросам общения, самовоспитания подростков; - ввести в практику деятельности школы правовой лекторий для родителей. - знакомить родителей с лучшим семейным опытом по воспитанию детей; со стороны педагогов: - постоянно повышать педагогическое мастерство, идя в ногу со временем; - исследовать потенциал родителей для повышения качества образования; -активнее влиять на изменение и улучшение окружающего мира путем объединения усилий образовательных организаций, других некоммерческих организаций, расположенных на территории села. Модель выпускника. Обучающиеся, завершившие обучение на I ступени должны: -освоить общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (т.е. овладеть чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления); - овладеть навыками учебной деятельности:
- работа с книгой и другими источниками информации:
- в работе с учебниками умеет:
-библиотечно-библиографические умения и навыки:
- в технике устной и письменной речи:
- в технике письменной речи владеть новыми видами письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи и т.д.; - овладеть основами личной гигиены, соблюдать режим дня. Обучающиеся, получившие основное общее образование должны:
Выпускник, получивший (полное) общее образование должен:
Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса. Цель: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государств Задачи ОУ:
образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей.
Приоритетными направлениями педагогической деятельности учителей в нашем образовательном учреждении согласно национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» являются: 1.Обновление образовательных стандартов 2.Система поддержки талантливых детей 3.Развитие учительского потенциала 4.Современная школьная инфраструктура 5.Здоровье школьников I Ступень:
II Ступень:
III Ступень:
|