Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск




Скачать 297.3 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск
страница1/3
Дата13.11.2012
Размер297.3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии и природопользования

(название кафедры)


Ф.и.о. автора: Двойнова Наталья Федоровна


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Техногенные системы и экологический риск

(название)


цикла ОПД. Ф.12

специальности (направления) 020801.65 «Экология»

специализация 013113 «Экология и охрана окружающей среды»


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК


2009

Автор-составитель:

Двойнова Наталья Федоровна, к. с.-х. н., доцент

Учебно-методический комплекс «Техногенные системы и экологический риск» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020801.65 – «Экология».

Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки Е.В. Квитченко


Автор-составитель Н.Ф. Двойнова

СОДЕРЖАНИЕ


I. Рабочая программа дисциплины…………………………………………………………4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины ………………………………………….4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………………………4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…………….5




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы ….……..5

  2. Распределение часов по темам ………………………….………………………..5




  1. Содержание курса……………………………………………………………………5

  2. Темы практических и семинарских занятий............................................................7

  3. Тематика рефератов……………………………………………………………….....8

  4. Учебно-методическое обеспечение ….……9


7.1 Литература…………………………………………………………………….……9

7.2 Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины………………………………………………………...…………………..9

7.3 Методические указания студентам……………………………………………….9

7.4 Методические рекомендации для преподавателя……………………………...10

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций


I. Рабочая программа дисциплины


1. Цели и задачи изучения дисциплины


Цель дисциплины: ознакомить студентов с актуальными проблемами экологически безопасного развития общества с учетом результатов исследований современного состояния технических систем и выработать у них практические навыки, необходимые для распознания и прогнозирования кратковременных и долговременных техногенных негативных воздействий на среду обитания, позволяющих специалисту принимать грамотные решения, направленные на защиту здоровья человека и окружающей среды, от аварийных и систематических вредных выбросов.

Задачи дисциплины: дать студентам необходимые знания об экологически негативных факторах и факторах риска техногенного характера, их классификации, а также обучить студентов методам контроля за ними.


2.Требования к уровню освоения дисциплины


Содержание курса направлено на изучение и последующее применение студентами современных концептуальных основ и методологических подходов, направленных на решение проблемы обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой.

Курс также предусматривает формирование у студентов университетов природоохранного и экологического мировоззрения. Рассмотрены принципы методологии количественной оценки разнородных опасностей, их сравнения между собой в единой шкале и ранжирования на основе анализа экологического риска для определения приоритетных направлений его снижения и прогнозирования путей устойчивого и безопасного развития человечества.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

  • о порядке и методах контроля за соблюдением требований по охране и предотвращению загрязнения окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, организации обезвреживания отходов;

  • основные источники воздействия на среду обитания

  • о назначении мониторинга природной среды, методах наблюдения и анализа состояния экосистем, оценке антропогенных воздействий;

  • о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;

  • об основных группах загрязнителей, путях их миграции, трансформации и накопления в экосистемах;

  • о механизмах воздействия факторов среды на организм и пределах его устойчивости, путях адаптации к стрессовым воздействиям среды;

  • об особенностях влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

уметь:

  • обеспечить усвоение базовых знаний:

  • обеспечить понимание основных признаков экологических ситуаций, механизмов взаимодействий техногенных систем с природными экосистемами;

  • сформировать умения осуществления мероприятий по охране биоразнообразия и рациональному использованию природных ресурсов в хозяйственных и медицинских целях;

  • сформировать умения по использованию нормативно-правовых основ управления природопользованием, по организации взаимодействия с другими сферами управления.

иметь опыт работы с нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей природной среды.


3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов

№№ семестров

9

Аудиторные занятия:

72

64

лекции

36

32

практические занятия

36


Самостоятельная работа

78

36

Всего часов на дисциплину

150

Текущий контроль


контр, раб., реферат, тест (9 семестр)


Виды промежуточного контроля


экзамен (9 семестр)


3.2. Распределение часов по темам

Форма обучения очная




Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоя-тельная работа

лекции

семинары

1

Введение в курс

10

4

4

2

2

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

12

4

4

8

3

Опасные природные явления и человеческий фактор

10

4

4

12

4

Экологические аспекты, вызванные деятельностью человека

10

4

4

10

5

Техногенные воздействия на человека и окружающую среду

12

4

4

12

6

Виды и масштабы современных опасностей в промышленной среде

12

4

4

10

7

Учет, оценка воздействий на окружающую среду

12

4

4

10

8

Опасности технических систем и защита от них

10

4

4

8

9

Идентификация вредных факторов и защита от них

10

4

4

6




ИТОГО

150

36

36

78


4. Содержание курса


Содержание курса нацелено на выполнение основных требований государственного образовательного стандарта специальности 020801 «Экология».

Раздел 1. Введение в курс

Тема 1. Введение

Цели и задачи курса, его структура и содержание. Оценка риска как основа для принятия решений при прогнозировании различных опасностей. Значение курса «Техногенные системы и экологический риск» для формирования природоохранного мировоззрения. Основные понятия и термины, используемые в курсе.

Тема 2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Понятие о чрезвычайных ситуациях. Классификация чрезвычайных ситуаций. Причины возникновения и стадии течения техногенных ЧС

- промышленные, транспортные и коммуникационные аварии и катастрофы;

- взрывчатые вещества, их классификация и характеристики:

- воздушная ударная волна, ее параметры

Основные принципы и способы обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях на:

- радиационно-опасных объектах;

- химическая опасных объектах;

- пожаро- и взрывоопасных объектах;

- эпидемиологически опасных территориях.

Тема 3. Опасные природные явления и человеческий фактор

Опасные природные явления и стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов, оползни, наводнения, природные пожары, ураганы, сильные снегопады, лавины и др. Оценка риска чрезвычайных ситуаций. Параметры опасных природных явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям. Оценка риска природных опасностей. Особенности управления риском в экстремальных условиях. Психологические аспекты проблемы безопасности.

Раздел 2. техногенные системы и окружающая среда

Тема 4. Экологические опасности, вызванные деятельностью человека

Классификация опасностей по характеру возникновения и протяженности во времени. Биосоциальные аспекты экологической опасности (распространение инфекционных болезней при техногенных катастрофах, терроризм и стихийных бедствиях). Источники инфекции, механизмы передачи инфекции, восприимчивость населения. Эпизоотии. Эпитофитотии. Некоторые новые и «возвращаются» инфекционные болезни. Санитарно-гигиеническая и противоэпидемические мероприятия.

Тема 5. Техногенные воздействия на человека и окружающую среду

Развитие производительных сил и рост народонаселения – основные антропогенные факторы. Негативные влияния техногенных факторов на природу и население страны:

- превышение предельно-допустимой технологической нагрузки на территорию;

- ошибки в размещении хозяйственных объектов, при которых экологическая эффективность рассчитывается без учета экологических параметров территории;

- ошибочная оценка экологических последствий антропогенного преобразования природных ландшафтов;

- недостатки в организации здравоохранения, в пропаганде и обеспечении здорового образа жизни.

Тема 6. Виды и масштабы современных опасностей в промышленной среде

Негативные факторы производства среды. Энергетическое загрязнение техносферы. Вредные химические вещества. Вредные химические вещества. Вибрация и акустические колебания. Электромагнитные поля и излучения. Ионизирующее излучение. Электрический ток. Сочетание действия вредных факторов.

Тема 7. Учет и оценка техногенных воздействий на окружающую среду

Предельно-допустимые концентрации. Токсикологическое нормирование химических веществ. Критерии оценки уровня совершенства технологических систем; между промышленными воздействиями, здоровьем человека и состоянием окружающей среде. Управление экологической безопасности в химической промышленности. Агроэкология, урбоэкология, рекреационное природопользование.

Роль мониторинга в анализе предупреждении опасных последствий техногенного воздействия на окружающую среду.

Раздел 3. Оценка экологического риска

Тема 8. Опасности технических систем и защита от них

Виды опасностей. Вероятность и последствия. Оценка. Прогноз. Наиболее распространенные опасности для жизни и здоровья населения. Риск, уровень риска, его расчет. Оценка риска на основе доступных данных. События с высокой и низкой вероятностью. Анализ риска. Основные подходы к оценке риска крупных аварий с тяжелыми последствиями. Долгосрочные эффекты опасных воздействий.

Тема 9. Идентификация вредных факторов и защита от них

Индивидуальные и социальные аспекты риска; распределение риска среди различных групп населения. Восприятие рисков и реакция общества на них. Эволюция концепции безопасности: от абсолютной безопасности к приемлемому уровню риска. Взаимосвязь уровня риска с выгодами от техногенной деятельности. Экономический подход к проблемам безопасности. Стоимость оценки риска. Связь уровня безопасности с экономическими возможностями.

  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Техногенные системы и экологический риск»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconРабочая программа по дисциплине Техногенные системы и экологический риск для специальности 020801 Экология Радиоконструкторский
Целью курса является изучение современных концептуальных основ и методологических подходов к обеспечению устойчивого взаимодействия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconУчебно-методический комплекс по дисциплине вычислительная математика
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Вычислительная математика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Программирование на языках высокого уровня (яву)»
Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании гос впо и учебного плана Улгту специальности (направления) 23010165 «Вычислительные...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Транспортно Грузовые Системы составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла обще профессиональных дисциплин и является обязательной для изучения. Данный учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Таганрог: Изд-во трту, 2006. 80 с. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
Составители: М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко, В. С. Поликарпов, О. В. Шипелик
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница