Методические указания и контрольные задания по курсу "химия" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность»




НазваниеМетодические указания и контрольные задания по курсу "химия" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность»
страница1/10
Дата13.11.2012
Размер1.24 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан


Кокшетауский технический институт


Кафедра общетехнических дисциплин, информационных систем и технологий




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

"ХИМИЯ"


Для слушателей факультета заочного обучения

по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность»


Кокшетау – 2011

Методические указания и контрольные задания по курсу "Химия" для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность»


Составила: старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин,

информационных систем и технологий,

подполковник противопожарной службы Хасанова Г.Ш.


Методические указания составлены с целью оказания помощи слушателям заочного обучения при выполнении ими контрольных заданий по курсу «Химия». Даны учебная программа дисциплины, варианты контрольных заданий, список рекомендуемой литературы, краткие теоретические положения, примеры решения задач, приложение.


Методические указания обсуждены на заседании

кафедры ОДИСиТ

Протокол № ____ от «___» __________ 2011г.


Одобрено на заседании Учебно-методического

совета института

Протокол №____ от «___» __________ 2011г.


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



Наука стала производительной силой нашего общества. Без достижений науки, в частности химии, невозможен современный научно-технический прогресс. Химия, являясь одной из фундаментальных естественнонаучных дисциплин, изучает материальный мир, законы его развития, химическую форму движения материи. В процессе изучения химии формируется диалектико-материалистическое мировоззрение, вырабатывается научный взгляд на мир в целом. Знание курса химии необходимо для успешного изучения специальных дисциплин по профилю пожарной безопасности, преподаваемых в институте.

Изучение химии позволяет получить современное научное представление о материи и формах ее движения, о веществе как одном из видов движущейся материи, о механизме превращения химических соединений, о свойствах технических материалов и применении химических процессов в современной технике. Инженеру пожарной безопасности необходимо усвоить основные положения и законы общей химии, на базе которых решается вопрос о совместном хранении веществ и материалов, определяется диапазон пожароопасных концентраций паров горючих жидкостей, разрабатываются огнетушащие вещества и способы тушения пожаров, овладеть техникой химических расчетов, выработать навыки самостоятельного выполнения химических экспериментов и обобщения наблюдаемых фактов.

Основной вид учебных занятий слушателей-заочников – самостоятельная работа над учебным материалом: изучение дисциплины по учебникам и учебным пособиям, выполнение контрольного задания, выполнение лабораторного практикума, индивидуальные консультации (очные и письменные); посещение лекций; сдача зачета по лабораторному практикуму; сдача экзамена по всему курсу химии.

Работа с книгой. Изучать курс рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе. (Расположение материала курса в программе не всегда совпадает с расположением его в учебнике.) При первом чтении не задерживайтесь на математических выводах, составлении уравнений реакций: старайтесь получить общее представление об излагаемых вопросах, а также отмечайте трудные или неясные места. При повторном изучении темы усвойте все теоретические положения, математические зависимости и их выводы, а также принципы составления уравнений реакций. Вникайте в сущность того или иного вопроса, а не пытайтесь запомнить отдельные факты и явления. Изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений способствует более глубокому и прочному усвоению материала.

Чтобы лучше запомнить и усвоить изучаемый материал, надо обязательно иметь рабочую тетрадь и заносить в нее формулировки законов и основных понятий химии, новые незнакомые термины и названия, формулы и уравнения реакций, математические зависимости и их выводы и т.п. Во всех случаях, когда материал поддается систематизации, составляйте графики, схемы, диаграммы, таблицы. Они очень облегчают запоминание и уменьшают объем конспектируемого материала.

Изучение курса должно обязательно сопровождаться выполнением упражнений и решением задач (см. список рекомендованной литературы). Решение задач - один из лучших методов прочного усвоения, проверки и закрепления теоретического материала.

Контрольные задания. В процессе заочного обучения особая роль отводится выполнению слушателями контрольного задания, являющееся обязательной составной частью учебного плана. Назначение контрольных работ – углубить и закрепить полученные на лекциях знания, научить слушателей самостоятельно их пополнять и систематизировать. Контрольные задания являются средством проверки уровня самостоятельной подготовки слушателей и призваны показать умение обучающихся работать со специальной литературой, анализировать изученный материал и излагать его в письменной форме.

В процессе изучения курса химии слушатель должен выполнить вариант контрольного задания, обозначенный двумя последними цифрами номера зачетной книжки (шифра). Например, номер зачетной книжки 05261, две последние цифры 61, им соответствует вариант контрольного задания 61.

Контрольные работы не должны быть самоцелью; они являются формой методической помощи слушателям при изучении курса. К выполнению контрольной работы можно приступить только тогда, когда будет усвоена определенная часть курса и тщательно разобраны решения примеров типовых задач, приведенных в данном пособии, по соответствующей теме.

Решения задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы, за исключением тех случаев, когда по существу вопроса такая мотивировка не требуется, например, когда нужно составить электронную формулу атома, написать уравнение реакции и т.п. При решении задач нужно приводить весь ход решения и математические преобразования.

Контрольное задание должно быть аккуратно оформлено; для замечаний рецензента надо оставлять широкие поля; писать четко и ясно; номера и условия задач переписывать в том порядке, в каком они указаны в задании. В конце работы следует дать список использованной литературы с указанием года издания. Работы должны быть датированы, подписаны слушателем и представлены на рецензирование.

Если контрольное задание не зачтено, его нужно выполнить повторно в соответствии с указаниями преподавателя и представить на рецензирование вместе с не зачтенным заданием. Исправления следует выполнять в конце тетради, а не в рецензированном тексте.

Варианты контрольного задания слушатели получают на установочных занятиях у ведущего преподавателя. Таблица номеров заданий для контрольной работы в соответствии с вариантом приведены в табл. 1.прил. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не засчитывается как сданная.

Лабораторные занятия. Для более глубокого изучения химии как науки, основанной на эксперименте, слушатели выполняют лабораторный практикум, который развивает навыки научного экспериментирования, исследовательский подход к изучению предмета, логическое мышление. Лабораторный практикум слушатели выполняют в период лабораторно-экзаменационной сессии.

Слушатели предъявляют лабораторный журнал с пометкой преподавателя о выполнении всех работ, предусмотренных планом практикума.

Консультации. В случае затруднений при изучении курса следует обращаться за консультацией на кафедру общетехнических дисциплин к преподавателю, читающему лекции и рецензирующему контрольные работы. Консультации можно получить по вопросам организации самостоятельной работы и по другим организационно-методическим вопросам.

Лекции. В помощь слушателям читаются лекции по важнейшим разделам курса, на которых излагаются не все вопросы, представленные в программе учебного курса, а рассматриваются принципиальные понятия и закономерности, составляющие теоретический фундамент курса химии. На лекциях даются также рекомендации для самостоятельного изучения слушателями остальной части курса.

Экзамен. К сдаче экзамена допускаются слушатели, которые выполнили контрольное задание и сдали зачет по лабораторному практикуму.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




Введение

Химия как раздел естествознания, предмет химии. Место химии в системе естественных наук. Возникновение химии как науки, основные этапы ее развития. Методы исследования химических явлений. Значение химии для формирования мировоззрения, изучения природы и развития техники.

Химия в Казахстане. Задачи современной химии.

Химия и охрана окружающей среды.


1. Основные понятия и законы химии

Атом и молекула, элемент и вещество. Относительные атомная и молеку­лярная массы. Способы определения атомных и молекулярных масс. Моль и эк­вивалент — единицы количества вещества. Химический знак, химическая фор­мула, химическое уравнение. Валентность и степень окисления.

Законы: сохранения массы, постоянства состава, кратных отношений, эк­вивалентов, простых объемных отношений, Авогадро. Газовые законы, уравне­ние Клапейрона-Менделеева. Современное содержание стехиометрических за­конов.


2. Строение вещества

Сложность структуры атома. Модели строения атома: В. Томсона, Э. Резер-форда, Н. Бора. Квантово - механическая модель строения атома. Атомные орбитали. Квантовые числа. Порядок заполнения атомных орбиталей. Принцип Паули. Правила Хунда и Клечковского.

Периодический закон. Периодическая система химических элементов и электронные структуры атомов.

Природа химической связи. Способы образования химической связи. Ион­ная связь. Поляризация ионов. Ковалентная связь, ее характеристики. Методы ва­лентных связей и молекулярных орбиталей. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.

Делокализация электронов и металлическая связь. Силы межмолекулярного взаимодействия.

Радиоактивность. Ядерная химия. Период полураспада. Радиохимия.


3. Общие закономерности химических процессов

Основные понятия химической термодинамики. Энергетика химических процессов. Внутренняя энергия и энтальпия. Термохимия. Закон Гесса. Энтропия и ее изменение при химических процессах. Энергия Гиббса. Условия протекания самопроизвольных процессов.

Скорость химической реакции и методы ее регулирования. Закон дейст­вующих масс (ЗДМ). Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Энергия акти­вации. Гомогенный и гетерогенный катализ. Скорость гетерогенных реакций. Ка­тализаторы и каталитические системы.

Химическое и фазовое равновесие. Условия химического равновесия. Кон­станта равновесия и ее связь с термодинамическими функциями. Принцип Ле Шателье. Химическое равновесие в гетерогенных системах.


4. Вода. Растворы

Химия воды. Вода - растворитель. Типы растворов. Способы выражения концентрации растворов.

Растворы неэлектролитов: законы Рауля, Генри, Вант-Гоффа. Активность и коэффициенты активности компонентов раствора.

Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации. Элек­тролитическая диссоциация воды. Водородный показатель среды. Ионные реак­ции в растворах. Количественное описание равновесий в растворах электролитов: применение ЗДМ к электролитам, гидролиз солей, произведение растворимости.


5. Окислительно-восстановительные реакции.

Электрохимические процессы

Окислители и восстановители. Типы окислительно-восстановительных ре­акций. Метод электронного баланса, электронно-ионный метод (метод полуреак­ций). Направление окислительно-восстановительных процессов.

Электрохимические процессы. Стандартные электродные потенциалы. Электродвижущая сила и ее измерение. Электрохимический ряд напряжений ме­таллов. Гальванические элементы. Уравнение Нернста. Направление электродных процессов.

Электролиз. Последовательность разряда ионов. Законы Фарадея. Практиче­ское применение электролиза. Аккумуляторы.

Коррозия, основные виды коррозии. Коррозия металлов и сплавов. Методы защиты от коррозии. Ингибиторы коррозии.


6. Химия элементов и их важнейших соединений

Общие свойства металлов. Особенности d-элементов. Комплексные соединения.

Химия неметаллических элементов, р-элементы IV группы. Химия полупро­водников. Химия вяжущих веществ. Элементы органической химии. Органиче­ские полимерные материалы.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Учебники

  1. 1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: Учеб. для вузов. М.: Высш.

  2. шк., 2001. 743 с.

  3. 2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.И.

  4. Ермакова. М.: Интеграл-Пресс, 2002. 728 с.

  5. 3. Зайцев О.С. Общая химия. М.:Химия, 1990. 352 с.

  6. 4. Коровин Н.В.Общая химия. М.:Высш. шк., 2000. 558 с.

  7. 5. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. М.: Высш.шк., 2000. 527 с.

6. Артеменко А.И. Органическая химия. М: Высшая школа, 2000 г.


Методические указания

  1. Хасанова Г.Ш. Окислительно-восстановительные реакции.

Методические указания для решения задач по дисциплине «Химия».

Кокшетау, 2009г.

  1. 8. Кудрявцев А.А. Составление химических уравнений. М.:Высш.шк., 1991.

  2. 319 с.

  3. 9. Шиманович И.Л. Химия. Методические указания, программа, решение

  4. типовых задач. Программированные вопросы для самопроверки и

  5. контрольные задания для студентов-заочников инженерно-технических

  6. (нехимических) специальностей вузов. М.: Высш. шк., 1998. 128 с.

10. Коровин Н.В. Лабораторные работы по химии. – М., 2001. – 256 с.

11. Хасанова Г.Ш, Турымтаев К.К. Методическое пособие по выполнению

лабораторных работ по курсу химии. Кокшетау, 2002 г.

12. Химия. Справочное издание. - М., 2000. - 648 с.


Задачники

  1. 13. Зайцев О.С. Задачи, упражнения и вопросы по химии. М.:Химия, 1996.

  2. 432 с.

14. Глинка Н.Л.Задачи и упражнения по общей химии. М.: Интеграл-Пресс.

  1. 2002. 240 с.

15. Хомченко И.Г. Общая химия. Сборник задач и упражнений. М: Новая

волна, 2001 г.


КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМАМ КУРСА

1. Основные понятия и законы химии

1.1. Моль. Эквиваленты и эквивалентные массы простых и сложных веществ. Закон эквивалентов

Международная система единиц измерения (СИ) содержит основные единицы: длина l метр (м), масса m – килограмм (кг), время – секунда (с), сила тока I – ампер (A), термодинамическая температура Т – кельвин (K), единица количества вещества моль (моль).

Моль – это количество вещества, содержащее столько структурных единиц (молекул, атомов, ионов и др.), сколько их содержится в 0,012 кг изотопа углерода C. Моль вещества соответствует числу Авогадро NA= 6,02⋅1023 моль–1 структурных элементов. При применении понятия "моль" следует указывать, какие структурные элементы имеются в виду, например, моль атомов H, моль молекул H2, моль протонов, моль электронов и т.п. Так, заряд моля электронов равен 6,02⋅1023 ē и отвечает количеству электричества, равному 1 фарадею (F). Масса моля атомов или масса моля молекул (мольная или молярная масса М), выраженная в граммах (г/моль), есть грамм-атом данного элемента или соответственно грамм-молекула данного вещества в прежнем понимании.

Пример 1. Выразить в молях: а) 6,02⋅1021 молекул CO2; б) 1,20⋅1024 атомов кислорода; в) 2,00⋅1023 молекул воды. Чему равна мольная (молярная) масса указанных веществ?

Решение. Моль – это количество вещества, в котором содержится число частиц любого определенного сорта, равное постоянной Авогадро (6,02⋅1023). Отсюда; а) 6,02⋅1021 составляет 0,01 моль; б) 1,20⋅1024 составляет 2 моль; в) 2,00⋅1023 составляет 1/3 моль.

Масса моля вещества выражается в кг/моль или г/моль. Мольная (молярная) масса (М) вещества в граммах численно равна его относительной молекулярной (атомной) массе, выраженной в атомных единицах массы (а.е.м.).

Так как молекулярные массы CO2 и H2O и атомная масса кислорода соответственно равны 44, 18 и 16 а.е.м., то их мольные (молярные) массы равны: а) М(CO2) = 44 г/моль; б) М(Н2O) = 18 г/моль; в) А(O) = 16 г/моль.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность»
Методические указания и контрольные задания по курсу «Экология и устойчивое развитие» для слушателей факультета заочного обучения...
Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания и варианты контрольных работ для слушателей 1 курса факультета заочного обучения Специальность 280104. 65 Пожарная безопасность
История пожарной охраны: Методические указания и варианты контрольных работ для слушателей 1 курса факультета заочного обучения –...
Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов I курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «Общая и неорганическая химия» Омск 2004 г
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов I курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «Общей...
Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания и задания контрольной работы для слушателей и студентов заочного обучения по специальности 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»
Авторы- составители : Евтюхов С. А., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры химии и процессов горения фгбоу впо «Уральский...
Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconЧрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Концепции современного естествознания: задания и методические указания по выполнению контрольной работы слушателями факультета заочного...
Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconАнглийский язык методические указания и контрольные задания для студентов специальности 030501 "Юриспруденция" факультета заочного социально-экономического образования Мурманск 2010
Методические указания предназначены для студентов специальности 030501 "Юриспруденция" факультета заочного социально-экономического...
Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания и контрольные задания по курсу антенны и устройства свч для студентов специальности т 09. 01 «Радиотехника» заочной формы обучения Минск 2001 удк 621. 396 67 (075. 8) Ббк 32. 845 я 73 m 54
М 54 Методические указания и контрольные задания по курсу «Антенны и устройства свч» для студентов специальности т 09. 01 «Радиотехника»...
Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания к выполнению контрольных заданий по курсу "Физика и химия полимеров" для студентов заочного факультета специальности 28. 03
Неорганические композиционные материалы / Р. С. Сайфуллин. М. Химия, 1983. 304с
Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания по курсовому проектированию на тему: «Пожарная безопасность в строительстве»
Методические указания по курсовому проектированию на тему: «Пожарная безопасность в строительстве» (для всех форм обучения специальности...
Методические указания и контрольные задания по курсу \"химия\" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания, рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения
История России: Методические указания, рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения – Екатеринбург:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница