Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный аграрный университет» Хакасский филиал

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Абакан, 2008
Разработал: к.б.н., доцент Ю.М. Степанов
Ю.М. Степанов Безопасность жизнедеятельности: Методич. рекоменд. по изучению дисциплины и выполнению курсовых работ. Абакан, ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ, 2009. – 106с.
Предназначены для студентов заочного обучения всех специальностей
Рецензент: к.э.н. О.Г. Ултургашева
Печатается по решению учебно-методического Совета ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ
протокол № 1 от « 22 » января 2009г.
ФГОУ ВПО КрасГАУ Хакасский филиал, 2009
Оглавление
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 7 ВВЕДЕНИЕ 7 Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности 8 Раздел 2 Правовые вопросы безопасности труда 9 Раздел 3. Безопасность жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях 10 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ 11 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 14 ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 16 Цель и задачи самостоятельной работы 16 Порядок выбора темы курсовой и контрольной работ 16 Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме 17 Структура и объем курсовой работы 18 Оформление работы 23 Процедура защиты 24 Критерии оценки 24 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ 25 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНАМ 28 БЖД – ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 33 Примеры решения задач 38 ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА 42 ГЛОССАРИЙ 91 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101 ПРИЛОЖЕНИЕ 103
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Современный человек живет в мире опасностей: природных, технических, антропогенных, экологических и др. Число аварий, катастроф, пожаров из года в год увеличивается не только в стране, но и во всем мире. В них погибает неизмеримо большее количество людей, чем в условиях производства. Травматизм и профессиональные заболевания на производстве несмотря на научно-технический прогресс не только не снижаются, но становятся более тяжелыми и наносят значительный ущерб здоровью работающих. Резко увеличилась инвалидизация трудоспособного населения страны. Смертность от травматизма и профессиональных заболеваний стоит на 3 месте, выше она только для онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Сегодня очевидна актуальность вопросов, связанных с обеспечением безопасности. Введение в учебные планы вузов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) содержание которой составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. БЖД позволит решать триединую задачу, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска. Концепция состоит в том, что БЖД – это фундамент общего образования специалистов по проблемам безопасности. Его особенностью является системный, обобщающий подход к изучению проблем безопасности человека в среде обитания. Изучение научных основ взаимодействия человека с биосферой и техносферой позволяет расширить творческие возможности будущих специалистов при выборе стратегии и тактики безопасной деятельности, воспитать новое поколение людей с моралью безопасной жизнедеятельности. Курс «Безопасность жизнедеятельности» основывается на знаниях, которые получены студентами при изучении таких общеобразовательных дисциплин как физика, химия, физиология человека, экология. Научная основа БЖД складывается из результатов исследований в области физиологии и психологии труда, эргономики, гигиены труда, теорий риска и д.р. Основным методом изучения дисциплины является самостоятельная работа с учебными пособиями, методическими указаниями, нормативно-правовыми документами. При изучении курса рекомендуется вести конспект, что способствует получению прочных знаний и значительно сокращает время на подготовку к экзамену. Изучать дисциплину можно по блокам, состоящим из нескольких дидактических единиц, лучше взаимосвязанных. Например: гражданская оборона, чрезвычайные ситуации; охрана и гигиена труда, промышленная санитария и токсикология; нормативно-правовая база БЖД, система стандартов безопасности труда, права и обязанности работника и работодателя и т.п. После изучения дисциплины выполняется курсовая работа, которую надо сдать на кафедру в начале лабораторно-экзаменационной сессии или выслать в институт по Интернету на сайт – www.agrolink.ru. В период лабораторно-экзаменационной сессии студент посещает лекции, выполняет практические работы, предусмотренные программой. Студенты допускаются к экзамену после выполнения практических работ и при наличии зачтенной курсовой работы. |