Скачать 1.97 Mb.
|
им. М. В. Ломоносова ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ СЕМАНТИКИ В ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 60-ТИ ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е. Ю. АРТЕМЬЕВОЙ (Москва, 24 – 26 мая 2000 г.) Москва 2000 Оргкомитет конференции: А. А. Леонтьев (председатель), Д. А. Леонтьев, В. В. Петухов, Ю. К. Стрелков, А. Ш. Тхостов, И. Б. Ханина, А. Г. Шмелев Ответственный редактор доктор психологических наук Д. А. Леонтьев Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях: Материалы научной конференции, посвященной 60-ти летию со дня рождения Е. Ю. Артемьевой / Отв. ред. Д. А. Леонтьев. М.: Смысл. – 2000. – 147 с. I5ВN 5-89357-074-Х 2 ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ СЕМАНТИКИ И ЕЕ ОСНОВАТЕЛЬУ Вас в руках – сборник материалов конференции, посвященной 60-летию со дня рождения блестящего исследователя и педагога и редкой души человека – Елены Юрьевны Артемьевой. Обычно ученые справляют свой шестидесятилетний юбилей в расцвете творческих сил. Но этот случай иной. Елена Юрьевна не дожила и до пятидесяти. Математик по образованию, она пришла на факультет психологии МГУ как преподаватель теории вероятностей и математической статистики. Не один год она занималась неблагодарным делом приобщения гуманитариев к математике, издала (в соавторстве) учебник, по которому училось математике не одно поколение студентов-психологов. Но ее детская любознательность, интерес ко всему интересному, сохранившийся до последних дней, вызвал увлечение психологией. Сначала это была нейропсихология – и Елена Юрьевна защищает под руководством Е. Д. Хомской кандидатскую диссертацию по медицинской психологии. Позже ее интерес смещается к психологии сознания, образа мира, субъективного опыта. Маленькая книжка "Психология субъективной семантики", вышедшая в свет в 1980 году, знаменовала не только новый поворот интересов Е. Ю. Артемьевой, но и новую теоретическую и экспериментальную линию развития психологии субъективной реальности. Артемьева, отталкиваясь от теории образа мира, намеченной в последних работах А. Н. Леонтьева, берет на вооружение психосемантические методы, завоевавшие к этому времени прочное положение в арсенале методов мировой психологии и получившие известность и у нас в стране. Но вот парадокс – математик, она отказывается от традиционно привязанного к этой методологии математического аппарата, в частности, факторного анализа, и делает тот же семантический дифференциал из количественного метода качественным! И сразу же открываются новые перспективы, казалось бы, хорошо известные методы начинают играть совершенно новыми гранями, и субъективная семантика оказывается наукой не просто о субъективной реальности, но об индивидуальной субъективной реальности. 3 Елена Юрьевна мгновенно обрастает учениками. Во многом этому способствовала ее общественная работа во второй половине семидесятых – начале восьмидесятых годов: куратор Научного студенческого общества. Она была куратором милостью Божией – студенты были от нее без ума, шли к ней с любыми вопросами и получали на них ответы. Вряд ли у кого-то еще из преподавателей факультета в те годы было столько курсовиков и дипломников, да и аспирантов у доцента Артемьевой было больше, чем у многих профессоров, причем все они были с разных кафедр – общей психологии, труда, медицинской. Более того, многие из тех, чьим научным руководителем был кто-то другой, – я тоже из их числа, – тоже находились в сфере ее притяжения и числят ее своим Учителем. Последние пять лет жизни Елены Юрьевны – это научный и человеческий подвиг. Тяжелая болезнь приковывает ее к инвалидной коляске, но ее дом по-прежнему полон студентов. Она работает не меньше, чем раньше, и в 1987 году с блеском защищает докторскую диссертацию "Психология субъективной семантики". И через несколько месяцев ее не стало. Как известно, жизнеспособность научного направления определяется прежде всего тем, продолжает ли оно жить после смерти его основателей. В отношении психологии субъективной семантики нет никаких сомнений – это направление продолжает жить и развиваться в разных направлениях не только в работах прямых учеников Елены Юрьевны и учеников ее учеников, но становится все более и более известным и признанным в психологическом мире. Лишь в 1999 году вышел в свет главный труд Елены Юрьевны – текст ее докторской диссертации. До этого, правда, были еще посмертные публикации в журналах и сборниках, специальный выпуск журнала "Вестник Московского университета. Серия 14. Психология" (1990, №3) и сборник статей "Мышление и субъективный мир" (Ярославль, 1991), целиком посвященные ее памяти. К 60-летию Едены Юрьевны ее ученики решили провести специальную научную конференцию, материалы которой публикуются в данном сборнике. Все говорит о том, что и конференция и сборник по вопросам субъективной семантики далеко не последние. Д. А. Леонтьев, доктор психологических наук 4 |
![]() | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины Требования к студентам: Дисциплина «Психологии развития и возрастная психология» рассчитана на студентов второго курса факультета... | ![]() | Общие вопросы психологии развития Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... |
![]() | Программа государственных аттестационных экзаменов по направлению 030300 «психология» «Бакалавр психологии». Государственная аттестация на факультете психологии проводится по направлению «Психология» и подтверждает... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... |
![]() | Факультет Психологии Программа дисциплины Зоопсихология Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Психология» психофизиологии | ![]() | Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология Секция «Психология» кафедры организационной и Председатель рефлексивной психологии |
![]() | Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии», «Психология личности», «Психология творчества», «Современные... | ![]() | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии», «Психология личности», «Психология творчества», «Современные... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология Учебно-методический комплекс. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология» Института бизнеса, психологии... | ![]() | «Психология развития и возрастная психология» Кафедра: психологии Специальность: 030301 Психология Преподаватели: кандидат психологических наук, доцент Постникова Маргарита Игоревна (лекции, зачет) |