1. организационно-методический раздел




Скачать 224.52 Kb.
Название1. организационно-методический раздел
Дата12.11.2012
Размер224.52 Kb.
ТипДокументы





1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1. Обеспечиваемые компетенции.

Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. (ОК 16)

1.2. Цель курса.

Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.


1.3.Задачи курса.

Основными задачами дисциплины являются:

  • приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

  • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированы-

  • ми на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

  • формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

  • способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

  • способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.


1.4. Место дисциплины в процессе подготовки бакалавра.

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета. В процессе освоения курса формируется профессиональная культура безопасности, необходимая выпускнику в сфере его профессиональной деятельности.


2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Для студентов очного отделения по направлению 040100.62 «Социология»


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных ед., 80часов




Тема, раздел

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

лекции

семин.

лабор.

СРС

КСР

Вид КСР

1.

Введение в безопасность. Основные понятия и определения

9

1

1




6







2

Человек и техносфера.

10

2

2




6







3.

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных фак - ов среды обитания

13

4

4




5







4.

Защита человека и среды обитания от
вредных и опасных факторов природного,
антропогенного и техногенного происхождения

9

2

2




5







5.

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

18

2

2




14







6.

Психофизиологические и эргономические
основы безопасности

8

2

2




4







7.

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

12

4

4




4







8.

Управление безопасностью жизнедеятельности

8

1

1




6










зачет

























ВСЕГО:

80

18

18




44









для студентов заочного отделения

Набор студентов на заочное обучение по направлению «Социология» не осуществляется.


3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1 Общее (по всем темам)

Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения.

Характерные системы "человек - среда обитания". Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействиечеловекасо средой обитания.

Понятие «опасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей и их источников.

Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности.

Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. Риск – измерение риска, разновидности риска. Экологический, профессиональный, индивидуальный, коллективный, социальный, приемлемый, мотивированный, немотивированный риски. Современные уровни риска опасных событий.

Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Стихийные бедствия и природные катастрофы.

Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Устойчивое развитие социума в формирующемся обществе риска. Культура безопасности как фактор устойчивого развития.

Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей.

Основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности. Аксиома о рискогенности деятельности человека, аксиома о потенциальной опасности среды обитания человека (аксиома об отсутствии нулевых рисков), принцип антропоцентризма в обеспечении безопасности.


Тема 2. Человек и техносфера.

Структура техносферы и ее основных компонентов. Виды техносферных зон: производст-
венная, промышленная, городская, селитебная, транспортная и бытовая. Этапы формирова-
ния техносферы и ее эволюция.

Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды: ингре-
диентные, биологические и энергетические загрязнения, деградация природной среды, ин-
формационно-психологические воздействия. Виды опасных и вредных факторов техносфе-
ры: выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидро-
сферу, акустическое, электромагнитное и радиоактивное загрязнения, промышленные и бы-
товые твердые отходы, информационные и транспортные потоки. Взаимодействие и транс-
формация загрязнений в среде обитания. Образование смога, кислотных дождей, снижение
плодородия почвы и качества продуктов питания, разрушение технических сооружений и
т.п. Закон о неизбежности образования отходов жизнедеятельности.

Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Исторические, управ-
ленческие и технико-экономические причины формирования неблагоприятной для жизни и
существования человека техносферы. Критерии и параметры безопасности техносферы -
средняя продолжительность жизни, уровень профессиональных и экологически обусловлен-
ных заболеваний.

Неизбежность расширения техносферы. Современные принципы формирования техно-
сферы. Архитектурно- планировочное зонирование территории на селитебные, промышлен-
ные и рекриационно-парковые районы, транспортные узлы. Приоритетность вопросов безо-
пасности и сохранения природы при формировании техносферы. Долгосрочное планирова-
ние развития техносферы, минимизация опасных и вредных факторов за счет комплексной и
экологической логистики жизненного цикла материальных потоков в техносфере. Понятие о
городской и техносферной логистике жизненного цикла продукции и услуг как метод повы-

шения безопасности и формирования благоприятной для человека среды обитания. Культура безопасности личности и общества как фактор обеспечения безопасности в техносфере.
Безопасность и устойчивое развитие человеческого сообщества.

Состояние техносферной безопасности в регионе, городе. Основные проблемы и пути их решения.


Тема 3. Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов.

Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-
допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики основных вредных и опасных факторов среды обитания человека, основных компонентов техносферы и их источников. Воздействие
основных негативных факторов на человека и их предельнодопустимые уровни.

Региональный комплекс естественных, антропогенных и техногенных негативных фак-
торов. Опасности и вредные факторы профессиональной деятельности – конкретные
примеры уровней негативных факторов.


Тема 4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов приро- дного, антропогенного и техногенного происхождения.

Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств.
Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования.
Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.


Тема 5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.


Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, со -
стояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.


Тема 6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности.


Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды.

Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для
здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места.


Тема 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.


Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности.
Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Классификация стихийных бедствий (природных катастроф), техногенный аварий. Характеристика поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного характера. Техногенные аварии – их особенности и поражающие факторы.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы.

Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Терроризм и террористические действия.

Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных
ситуациях.

Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.
Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.

Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.


Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности.


Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности

и безопасности в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны.
Характеристика основных законодательных и нормативноправовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и

негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба,

его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность

за нарушение требований экологической, промышленной и производственной безопасности.
Страхование рисков: экологическое страхование, страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов, страхование профессиональных рисков, социальное страхование. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования
рисков.

Органы государственного управления безопасностью: органы
управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Система РСЧС и гражданской обороны.

3.2 Темы семинарских занятий

Тема 1. Характерные системы "человек - среда обитания". Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействие человека со средой обитания.

Тема 2. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Исторические, управленческие и технико-экономические причины формирования неблагоприятной для жизни и существования человека техносферы. Критерии и параметры безопасности техносферы- средняя продолжительность жизни, уровень профессиональных и экологически обусловленных заболеваний.

Тема 3. Источники и характеристики основных негативных факторов
и особенности их действия на человека.

Тема 4. Основные принципы защиты человека от негативных факторов.

Тема 5. Понятие комфортных или оптимальных условий. Взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека.

Тема 6. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда».

Тема 7. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Оборудование убежищ. Быстровозводимые убежища. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства инди-
видуальной защиты и порядок их использования. Способы обеспечения психологической устойчивости населения в чрезвычайных ситуациях.

Тема 8. Концепции национальной безопасности и демографической политики
Российской Федерации – основные положения. Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

3.3 Тематика заданий для самостоятельной работы

1. Постиндустриальное общество как общество риска. Концепция общества риска.

2. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.

3. Виды, источники основных опасностей
техносферы и ее отдельных компонентов.

4. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-
допустимые уровни.

5. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения.

6. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.

7. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.

8. Основы организации аварийно-спасательных и других неот-
ложных работ при чрезвычайных ситуациях.


3.4 Примерный список вопросов к зачету.

1. Характерные системы "человек - среда обитания". Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика.

2. Понятие «опасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей и их источников.

3. Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности.

4. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. Риск – измерение риска, разновидности риска. Экологический, профессиональный, индивидуальный, коллективный, социальный, приемлемый, мотивированный, немотивированный риски. Современные уровни риска опасных событий.

5. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Стихийные бедствия и природные катастрофы.

6. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Устойчивое развитие социума в формирующемся обществе риска. Культура безопасности как фактор устойчивого развития.

7. Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей.

8. Основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности. Аксиома о рискогенности деятельности человека, аксиома о потенциальной опасности среды обитания человека (аксиома об отсутствии нулевых рисков), принцип антропоцентризма в обеспечении безопасности.

9. Структура техносферы и ее основных компонентов. Виды техносферных зон.

10. Этапы формирования техносферы и ее эволюция.

11. Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды.

12. Закон о неизбежности образования отходов жизнедеятельности.

13. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.

14. Безопасность и устойчивое развитие человеческого сообщества.

15. Состояние техносферной безопасности в регионе, городе. Основные проблемы и пути их решения.

16. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы.

17. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания.

18. Предельнодопустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики основных вредных и опасных факторов среды обитания человека, основных компонентов техносферы и их источников.

19. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельнодопустимые уровни.

20. Региональный комплекс естественных, антропогенных и техногенных негативных факторов. Опасности и вредные факторы профессиональной деятельности – конкретные примеры уровней негативных факторов.

21. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.

22. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств.
23. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования.
24. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.

25. Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда.

26. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.

27. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.

28. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда.

29. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.

30. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
31. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля.

32. Факторы, влияющих на надежность действий операторов.

33. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд.

34. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды.

35. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для
здоровья человека.

36. Классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности.
37. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

38. Классификация стихийных бедствий (природных катастроф), техногенный аварий. Характеристика поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного характера. Техногенные аварии – их особенности и поражающие факторы.

39. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы.

40. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения.

41. Терроризм и террористические действия.

42. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных
ситуациях.

43. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.
44. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.

45. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций.

46. Мероприятия медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
47. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

48. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

49. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности.

50. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований экологической, промышленной и производственной безопасности.
51. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов, страхование профессиональных рисков, социальное страхование. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования
рисков.

52. Органы государственного управления безопасностью: органы
управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Система РСЧС и гражданской обороны.


4. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:

Формами промежуточного контроля являются - контрольные работы, рефераты, оценки по разделам программы. Формой итогового контроля является зачет.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Интернет-источники:

wikipedia.org; 2. http: //www.agps-mipb.ru; http: //www.grandars.ru

5.2. Оборудование: кадаскоп, проектор, ноутбук.


5.3. Материалы: таблицы, «прозрачки», видео материалы, мультимидийные презентации, методические пособия. Набор тестовых заданий.


6.ЛИТЕРАТУРА

6.1. Основная

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное —М.: Высшая школа, 2009. 616 с. : ил.


6.2. Дополнительная

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / ЗанькоН.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 13 издание, исправленное. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010 . – 672 с.: ил.

  2. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. - 592 с: ил.

  3. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие / П.П.Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. — М.: Высшая школа, 2007. - 328с: ил.




  1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

  2. Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учебное пособие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2007. — 360 с: ил

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.)Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

  4. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. - 2-е издание, переработанное и дополненное — М: Высшая школа, 2007. - 382 с: ил.

  5. Кукин П.П. и др. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2008. — 279с: ил.




  1. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

  2. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

  3. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008.— 317 с.: ил.

  4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред.С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

14. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование).


ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ

Дата

Внесенные обновления

Подпись автора

Подпись зав. кафедрой

















Похожие:

1. организационно-методический раздел icon1. Организационно-методический раздел

1. организационно-методический раздел iconМосква 2009
Абульханова К. А. (раздел 1), Калина Н. Ф. (раздел 7), Карпенко З. С. (раздел 6), Лэнгле А. (раздел 10), Орлов А. Б. (раздел 9),...
1. организационно-методический раздел icon1. Организационно-методический раздел
Дисциплина «Математическое моделирование геологических объектов» предназначена для изучения
1. организационно-методический раздел iconI. организационно-методический раздел
Кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической социологии гу-вшэ сусоколов Александр Александрович
1. организационно-методический раздел iconСамостоятельная работа: 40 Итоговый контроль: зачет организационно-методический раздел место дисциплины. Дисциплина «Ландшафтоведение»
Ландшафтоведение – наука о ландшафтной оболочке Земли, ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных системах....
1. организационно-методический раздел iconI. Организационно-методический раздел
Основной целью практики является практическое закрепление теоретических знаний, умений и навыков студентов в области дизайна
1. организационно-методический раздел iconОрганизационно-методический раздел
Учебным планом заочного отделения предусмотрено выполнение студентами контрольной работы по проблемам теории государства и права
1. организационно-методический раздел icon1. Организационно-методический раздел
Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных...
1. организационно-методический раздел icon1. Организационно-методический раздел
Интерактивная компетенция означает умение проводить анализ конкретных проблемных ситуаций, осуществлять прогнозирование ситуаций-проблем,...
1. организационно-методический раздел iconОрганизационно-методический раздел
Он базируется на знании теоретических основ социологии, социопсихологии, семиотики, социолингвистики, этнокультурологии и менеджмента,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница