Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете




Скачать 188.47 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете
Дата12.11.2012
Размер188.47 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете


(проведены через заседание ЦКМС протокол 39 от 25.05.08г.)


1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Издание учебной литературы является одним из важных факторов, обеспечивающих повышение качества высшего профессионального образования.

Учебные издания, как правило, содержат систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитаны на студентов высших учебных заведений.

К основным видам учебных изданий, предназначенных для успешной организации и проведения образовательного процесса, относятся:

учебно-теоретические издания,

учебно-практические издания,

учебно-методические издания.

Учебные издания могут иметь печатную или электронную форму публикации.

Официальное утверждение учебное издание получает через процедуру грифования Министерством образования и науки Российской Федерации, Учебно-методическим объединением по соответствующим направлениям и специальностям, Научно-методическими советами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Настоящие Методические рекомендации об основных видах учебных изданиях в Саратовском государственном медицинском университете разработаны в соответствии с ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. СИБИД. «Издания. Основные виды, термины и определения», ГОСТ 7.83-2001 Межгосударственный стандарт. СИБИД. «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения», а также нормативными документами Министерства образования и Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующими научно-методическое обеспечение учебного процесса в системе высшего профессионального образования.



  1. ВИДЫ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

2.1. УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ


Особое место среди всех видов учебной литературы занимают учебник и учебное пособие, так как именно в них отражено основное содержание учебных программ.

2.1.1. Учебник – это основное учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Это основная учебная книга по конкретной дисциплине, в которой излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины ГОС ВПО.

Допускается создание учебника по отдельному разделу или части учебной дисциплины при условии, что они входят самостоятельными дидактическими единицами в учебный план основной образовательной программы и для них разрабатываются учебные программы.

Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

Учебник должен отвечать следующим основным требованиям:

а) соответствовать примерной учебной программе дисциплины;

б) содержать основную информацию по дисциплине, без перегрузки учебного материала излишними подробностями;

в) строиться на основе широких научных обобщений и освещать достижения современной отечественной и мировой науки и техники;

г) содержать научно-теоретические положения и ясно сформулированные выводы, законы, правила, типовые расчеты, примеры и задачи с раскрытием принципов и методов их решений; иллюстрации, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы, а также вопросы истории развития науки и техники, способствующие усвоению излагаемого материала;

д) обеспечивать преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана, а также преемственность между этапами высшего и послевузовского образования;

е) содержать указатель литературы для дальнейшей углубленной и самостоятельной работы по данной дисциплине;

ж) отличаться краткостью и ясностью изложения, четкостью определений, а также точностью, достоверностью и обоснованностью приводимых сведений; доступностью их для понимания студентами соответствующих курсов;

з) обновляться по общегуманитарным и социально-экономическим, а также по cпециальным дисциплинам - один раз в 5 лет, по естественно-научным и математическим, а также по общепрофессиональным дисциплинам – один раз в 10 лет.

2.1.2. Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть или несколько наиболее важных разделов дисциплины. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и дискуссионные мнения, гипотезы и концепции.

Учебное пособие имеет своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

В случае введения в учебный план новой дисциплины (новых тем) предполагается выпуск учебного пособия.

К учебным пособиям принято относить следующие:

- учебное пособие по части курса. Как правило, содержит материал для будущего учебника или материал, дополняющий уже имеющийся учебник; включает сведения в объеме, превышающем учебную программу, или же отражает часть программы;

  • тексты лекций (авторский курс лекций). Полностью или частично освещают содержание учебной дисциплины либо поднимают проблемы, выходящие за рамки учебной программы;

  • конспект лекций. В компактной форме отражает материал всего курса, читаемого определенным преподавателем. Конспекты лекций могут быть изданы по дисциплинам новых направлений науки и техники, по которым отсутствует учебная литература.



2.2. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

К учебно-практическим изданиям относятся учебные издания, способствующие усвоению, закреплению изученного материала и проверке знаний студентов.

Сборник задач. Содержит задачи и описание методов их решения в объеме пройденного курса. Как правило, все темы, по которым предложены задачи, снабжены краткими теоретическими сведениями. Приводятся варианты типовых задач для самостоятельного решения студентами. Большое число задач позволяет использовать данный вид учебного издания на практических занятиях, для выполнения контрольных работ, а также для самостоятельного изучения.

Сборник упражнений. Содержит упражнения и методические рекомендации по применению теоретического материала в процессе выполнения упражнений в объеме определенного курса.

Сборник иностранных текстов. Содержит иностранные тексты для изучения иностранного языка с учетом специфики основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Практикум. Содержит практические задания и упражнения.

Сборник тестов. Содержит набор тестов, позволяющих оценить уровень знаний студентов по конкретным дисциплинам.

Атлас – учебно-наглядное пособие, содержащие изображение различных объектов (иллюстративный материал), служащий для учебных и практических целей.

Рабочая тетрадь. Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины.


2.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ


Учебно-методические издания призваны оказывать индивидуальную помощь студентам в изучении основных понятий, идей, теорий и положений дисциплины и способствуют развитию их умений и навыков. Используются для повышения эффективности самостоятельной работы студентов, для преподавателя на занятиях являются руководством по организации учебно-профессиональной деятельности студентов.

2.3.1. Рабочая программа - расширенный вариант учебной программы, определяющий объём, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, а также способы контроля результатов её усвоения, соответствующий требованиям ГОС ВПО и учитывающий специфику подготовки студентов по избранной специальности.

Рабочая программа оставляется и оформляется согласно Положению о рабочей программе учебной дисциплины в Саратовском государственном медицинском университете, утвержденному приказом № 939-О от 04.12.07г.

      1. Программы практик могут быть как сквозные, включающие все виды практик в период обучения по соответствующей специальности, так и рабочие - по каждому виду практики отдельно.

Программы практик являются основными документами, определяющими последовательность, содержание и методы формирования практических навыков, необходимых студентам в дальнейшей производственной работе. В программах практик предусматриваются: введение, в котором определяется соответствие требованиям ГОС ВПО; цели и задачи; характеристика базы практики; тематический план; содержание практики, отражающее основные положения изучаемой дисциплины (дисциплин); вопросы охраны труда и окружающей среды; перечень производственных экскурсий, занятий, лекций, бесед; схема отчетов; список рекомендуемой литературы, вопросы и требования к зачету.

В сквозных программах излагаются содержание и последовательность овладения студентами необходимыми практическими навыками по этапам обучения (по курсам), устанавливается взаимосвязь учебных (ознакомительных) и всех других видов практик, включая преддипломную.

В рабочих программах по конкретному виду практики определяются содержание и сроки практики в соответствии с учебным планом, вопросы охраны труда, индивидуальное задание, порядок подготовки и сроки защиты студенческих отчетов.

      1. Методические указания по организации практик, как правило, предназначены в первую очередь для преподавателей – руководителей практики, но также могут быть рекомендованы студентам для ознакомления с организацией практики и правовыми положениями ее проведения и оформления.

В издании содержится информация об особенностях учебной и ознакомительной практики, производственной и преддипломной практики, об организации теоретических занятий в период практик, о заключении типовых договоров на прохождение практики, об обязанностях вуза (деканата, кафедр) и базового предприятия (школы) по приему студентов на практику; об обязанностях студента-практиканта, об отчетности по практике студентов и преподавателей. В приложении могут быть даны образцы оформления отчета, перечень нормативных актов, регламентирующих организацию всех видов практик и т.п.

2.3.4. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ способствуют формированию практических умений и навыков, усвоению и закреплению пройденного теоретического материала и являются одним из способов проверки знаний студентов. Содержат пояснительную записку (с обоснованием важности и необходимости данного учебного издания), цели и задачи; задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса. Как правило, учебные издания данного вида структурируются в соответствии с тематикой и логикой изложения лекционного курса. Кроме того, включают задачи, тесты, задания для самостоятельной работы студентов, а также список основной и дополнительной литературы с указанием печатных изданий и ссылкой на электронные ресурсы.

2.3.5. Методические рекомендации по изучению курса могут быть нескольких видов.

2.3.5.1. Методические рекомендации по изучению теоретического материала курса должны составляться дифференцированно по каждой теме курса и включать в себя следующие элементы:

  • название темы;

  • цели и задачи изучения темы;

  • требования к уровню подготовленности студента;

  • основные вопросы темы;

  • характеристику основных понятий и определений, необходимых студенту для усвоения данной темы;

  • список рекомендуемой литературы (с указанием на наличие литературы в Информационно-библиотечном центре), ориентирующий студента на целесообразную последовательность работы с документами, нацеливающий на конкретные, наиболее важные фрагменты текстов рекомендуемых источников, в том числе таблицы, рисунки, схемы и т.п., на недопущение использования устаревших или вызывающих сомнение текстов;

  • краткие выводы должны ориентировать студента на определенную совокупность сведений, основных идей, ключевых положений, систему доказательств, которые необходимо усвоить;

  • контрольные вопросы (тесты) предназначены для самопроверки знаний, дают студентам возможность оперативной оценки своей подготовленности по данной теме и определения готовности к изучению следующей темы. Вопросы (тесты) должны быть направлены на решение следующих задач: проверка понимания понятийного аппарата учебной дисциплины; воспроизведение фактического материала; раскрытие причинно-следственных, временных и других связей; обобщение и систематизация знаний по теме.

Контрольные вопросы должны иметь как репродуктивный, так и творческий характер.

2.3.5.2. В Методических рекомендациях по выполнению практических заданий определяются виды заданий, их содержание, порядок выполнения, требования к оформлению. Выделяются несколько видов практических заданий:

  • задания воспроизводящего характера, требующие от студента главным образом репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых знаний, образцов, с решением типовых задач, выполнением упражнений;

  • аналитические задания побуждают студентов к активному осмыслению материала, поиску вариативных решений учебной задачи, анализу проблемной ситуации, самостоятельному выполнению логических операций;

  • теоретические задания требуют интенсивной самостоятельной деятельности, в результате которой студент находит оригинальное решение учебной задачи (например, деловая игра).

2.3.5.3. В Методических рекомендациях по организации самостоятельного изучения курса предлагается методика самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовки к проверке знаний. В издании обращается внимание на соотношение объема самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности, на межпредметные связи; указываются темы, вынесенные на самостоятельное изучение. Даются рекомендации по работе с учебником, конспектами лекций, подготовке к семинару, написанию реферата, курсовой работы; определяются формы отчетности о результатах самостоятельной работы по курсу, содержание и особенности подготовки и проведения промежуточной аттестации по курсу.

2.3.6. Методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ, как правило, предназначены для студентов. В них обращается внимание на особенности написания работы по теме, дисциплине, специальности; этапы деятельности студента по выполнению работы; содержание и структуру работы и ее оформление; критерии оценки работы экзаменаторами, в приложениях приводятся образцы титульного листа работы, рецензии и другой вспомогательный материал.

Содержание и структура работы, как правило, индивидуальны, но компоненты структуры работы традиционны и включают следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, оглавление, приложения.

2.3.7. Методические рекомендации по проведению деловой игры представляют собой систематизированную программу обучения студентов, рассматриваемых в качестве реального специалиста соответствующей специальности, и способствуют обеспечению комплексной проверки и оценки знаний, полученных студентами; привитию навыков практической работы, способности коллективного принятия решений, анализа и аргументации принимаемых решений; формированию близких к реальной жизни взглядов будущего специалиста.

Методические рекомендации включают тематику деловых игр, цели и задачи деловой игры, разработку содержания деловой игры и последовательность ее проведения; определяются состав и функции участников игры, специфика раздаточного материала (таблицы, схемы, графики, расчетно-аналитические записи и т.п.); приводится руководство по организации деловой игры, а также список рекомендованной литературы.


3. О ГРИФОВАНИИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

3.1. ВИДЫ ГРИФОВ, ПРИСВАИВАЕМЫХ УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯМ


3.1.1. Учебники для высшего профессионального образования

При первом издании – гриф «Допущено … в качестве учебника для (далее приводится читательский адрес, например, «для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности/ям (направлению/ям), … далее приводятся их названия».

Учебник, имеющий гриф «Допущено…» и прошедший апробацию в соответствующих образовательных учреждениях, при последующем издании получает гриф «Рекомендовано … в качестве учебника для (далее дается формулировка, аналогичная указанной в скобках первого абзаца)».

3.1.2. Учебные пособия для высшего профессионального образования

При первом издании – гриф «Допущено … в качестве учебного пособия для (далее дается формулировка, аналогичная указанной в скобках первого абзаца)».

Учебное пособие, имеющее гриф «Допущено…» и прошедшее апробацию в соответствующих образовательных учреждениях, при последующем издании получает гриф «Рекомендовано … в качестве учебного пособия для (далее дается формулировка, аналогичная указанной в скобках первого абзаца)».


3.2. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ


3.2.1. Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации присваивается учебникам и учебным пособиям по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов профессионального образования.

3.2.2. Гриф Учебно-методического объединения (УМО) присваивается учебникам, учебным пособиям, учебно-практическим изданиям (сборники задач, упражнений, практикумы, курсы лекций, учебные пособия по проведению практик, для самостоятельной работы студентов и т.п.), обеспечивающим необходимое качество освоения курсов образовательной программы, готовым к печати и использованию в учебном процессе.

Как правило, гриф УМО присваивается учебным изданиям по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Возможно присвоение грифа учебнику или учебному пособию по дисциплине специализации, если эта дисциплина достаточно широко представлена в образовательных программах вузов соответствующего УМО.

3.2.3. Текст грифа (его редакция) варьируется с учетом специфики конкретного учебного издания. В тексте указывается:

  • вид учебного издания;

  • предметное содержание издания в соответствии с учебной программой (основной или дополнительной) по дисциплине;

  • читательский адрес (назначение) в зависимости от вида образовательного учреждения, уровня подготовки, ступени обучения и категории читателя.

Текст грифа размещается на лицевой стороне титульного листа в подзаголовочных данных. Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издателя или автора.

В соответствии с издательским ГОСТ 7.4-95 на оборотной стороне титульного листа учебника или учебного пособия указываются рецензенты, давшие положительное заключение на рукопись.

3.2.4. Срок действия грифа – пять лет. Если за это время книга не издана, то необходимо получить новое разрешение на гриф.


3.3. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГРИФА


3.3.1. Работа, претендующая на присвоение грифа, представляется вузом с сопроводительными документами, подписанными ректором вуза,

- для получения грифа Министерства образования и науки Российской Федерации - в Департамент государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации (для высшего профессионального образования);

- для получения грифа УМО - в базовый вуз УМО по соответствующим направлениям подготовки и специальностям на имя председателя Совета УМО или его заместителя.

3.3.2. Перечень документов, представляемых при грифовании рукописей (изданных учебников, учебных пособий и т.п.):

Заявка.

Авторский вариант (без редакторской правки; печатный текст и дискета) рукописи первого или последующих изданий - в трех экземплярах. Объем рукописи (планируемого издания) не должен быть менее 6 печатных листов.

На второе и последующие издания могут быть представлены расклейки рукописи с исправлениями и дополнениями (копии оригинал-макета или уже изданная апробированная книга).

Сведения об уже имеющихся рецензиях (в том числе отзывы и заключения по апробированным изданиям).

Сведения об авторе (кем и где работает автор, какие дисциплины он преподает, какая учебная литература им уже написана, какие научные труды лежат в основе этой литературы).

Гарантийное письмо на фирменном бланке от заявителя на оплату экспертизы по присвоению учебному изданию грифа.

Кроме того, дополнительно рекомендуется представить следующие документы:

- для получения грифа Министерства образования и науки РФ - копии титульной и второй страниц, оглавления; копию последней страницы с выходными данными (если учебное издание опубликовано);

- для получения грифа УМО (НМС) - учебный план специальности; рабочую программу дисциплины, которой соответствует содержание рукописи; выписку из протокола заседания Ученого совета вуза (для общеуниверситетских кафедр) или института (факультета) о рекомендации учебного издания к присвоению грифа.


3.4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ГРИФА


3.4.1. Представленные материалы регистрируются в соответствующих Департаментах Министерства образования и науки (УМО, НМС) и направляются на экспертизу. Заключение дается на основании двух-трех независимых рецензий ведущих специалистов в данной области.

3.4.2. Рукописи (оригинал-макеты или готовые издания) с решением Министерства образования и науки РФ (УМО, НМС), рецензиями и экспертным заключением о присвоении грифа возвращаются автору или издающей организации.

В случае отказа в присвоении грифа составляется письмо-заключение, аргументирующее данный отказ.

3.4.3. Отклоненное учебное издание может быть повторно представлено на рассмотрение в Министерство образования и науки РФ (УМО, НМС) после доработки по замечаниям рецензентов, но не ранее, чем через 3 месяца после отклонения.

3.4.4. Издающая организация (издательство, вуз), выпустившая учебное издание с грифом Министерства образования и науки Российской Федерации, обязана представить в месячный срок со дня выхода его в свет в Отдел учебного книгоиздания, библиотек и медиатек 3 экземпляра данного издания, с грифом УМО - в базовый вуз УМО один экземпляр данного издания.


4. Требования, предъявляемые к учебной литературе.


Общие требования:

1) Соответствие примерной учебной программе дисциплины, т.е. Государственному образовательному стандарту (содержание: знания и умение, объём и порядок изучения дисциплины). Оглавление издания должно соответствовать всему перечню разделов учебной программы; оглавление руководства к практическим занятиям -тематическому плану практических занятий в учебной программе.

2) Преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана, соблюдение учебного плана, соблюдение принципа интеграции фундаментальных и клинических дисциплин, а также преемственность между этапами высшего и послевузовского образования.

3) Прикладной характер - содержать ту информацию, которая будет непосредственно востребована в профессиональной деятельности.


Требования к содержанию:

1) Самодостаточность – учебник должен содержать основную информацию по дисциплине.

2) Наглядность - текст должен сопровождаться схемами, рисунками, фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

3) Наличие тестовых вопросов с пояснениями (ситуационных, клинических и пр. задач). Тестовые вопросы с обязательными пояснениями и разборы клинических ситуаций помогают подготовиться к итоговой аттестации, а затем и к сертификации специалиста.

4) Список рекомендованной литературы.


Требования к качеству информации:

1) Соответствие последним достижениям науки и клинической практики.

2) Точность, достоверность и обоснованность приводимых сведений.

3) Использование принципов доказательной медицины, стандартизации диагностических и лечебных процедур.

4) Использование последних классификаций и номенклатур: МКБ-10, международная система единиц СИ, анатомическая классификация.

5) Соответствие названий лекарственных средств Госурственному реестру лекарственных средств, первым должно упоминаться международное непатентованное название (ММН), затем более часто используемые в

России торговые наименования.


Требования к стилю изложения:

1) Рубрикация - структура текста задается заранее - от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики и подрубрики до отдельного предложения.

Благодаря жесткой структуре текста «выжимается вода» и легче избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться и, скользя взглядом по страницам и заголовкам, находить искомое; его легко обновлять, дополнять и издавать в

электронном виде. Однако это не означает, что текст должен быть представлен

в виде «сухого» справочника. Он должен содержать эмоционально окрашенные связующие элементы, легко и с интересом читаться.

2) Системность, последовательность и простота изложения без излишних подробностей.

3) Четкость определений, доступность их понимания студентами соответствующих курсов.

4) Однозначность употребления терминов, последовательное обозначение одним термином однородных предметов и явлений.

5) Соблюдение норм современного русского языка.

6) Выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом.

Похожие:

Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconАнтимикробные препараты у больных с внебольничными инфекциями респираторного тракта: региональные фармакоэкономические и фармакоэпидемиологические аспекты.
...
Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconСертификация специалистов в Волгоградском государственном медицинском университете. Методические рекомендации
Требования к оформлению документов, представляемых специалистом в сертификационную комиссию
Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconРекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в Омском государственном университете путей сообщения/ Омский гос ун-т...
Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconВооруженные силы советской россии в саратовском поволжье: от добровольческих отрядов до 4 й армии восточного фронта
Защита состоится 23 октября 2007 г в 16 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 243. 03. в Саратовском государственном...
Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconМетодические рекомендации к организации учебного процесса в казанском государственном университете в системе зачетных единиц (кредитов) Балашова Е. Я., Бухмин В. С., Габдрахманова Л. А., Мокичев С. В
Методические рекомендации к организации учебного процесса в Казанском государственном университете в системе зачетных единиц (кредитов)....
Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconРоль эндотелия в механизмах ответа на прерывистую нормобарическую гипоксию
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Алтайском государственном медицинском...
Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconРегулирование напряженно-деформированного состояния и динамического поведения элементов конструкций в виде некруговых колец, пластинок, ограниченных двухсвязным контуром, и стержней
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Саратовском государственном техническом...
Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconФормирование и развитие механизма аутсорсинга промышленного предприятия
Работа выполнена в Саратовском государственном социально-экономическом университете
Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconСтатистическое исследование предложения труда женщин и уровня рождаемоcти в российской федерации
Работа выполнена в Саратовском государственном социально-экономическом университете
Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете iconСоциальная динамика: философско-методологические основания дискурсивного управления в условиях глобализации
Работа выполнена в Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница