Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков




Скачать 32.64 Kb.
НазваниеОсобенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков
Дата05.09.2012
Размер32.64 Kb.
ТипУрок
Уроки 39-40 . Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе.


Задачи уроков:

  • рассмотреть особенности строения членистоногих;

  • выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных;

  • познакомиться с разнообразием ракообразных;

  • установить происхождение членистоногих и усложнение их организации в ходе эволюции по сравнению с кольчатыми червями;

  • продолжить формирование умений сравнивать разные эволюционные группы организмов, обосновывать ответ, работать с дополнительной литературой;

Оснащенность уроков: коллекция членистоногих; таблица с изображением членистоногих разных классов; рисунки в учебнике и других книгах; презентация; Интернет ресурсы;

Основные положения уроков.

  • Основные признаки организации членистоногих.

  • Происхождение членистоногих от древних свободноживущих многощетинковых червей.

  • Ракообразные наиболее древние из членистоногих – имеют ряд характерных особенностей.

  • Речной рак типичный представитель высших ракообразных. Усложнение строения его систем органов в ходе эволюции по сравнению с кольчатыми червями.

  • Высшие и низшие ракообразные.

  • Половой диморфизм и особенности размножения речных раков.

  • Многообразие экологических групп ракообразных. Значение их в биоценозах, в жизни человека.


Знакомство учащихся с общей характеристикой членистоногих.

Считается, что предки членистоногих были похожи на кольчатых червей. Тело и тех и других состоит из сегментов. Каждый сегмент несет пару конечностей, а внутри него имеется нервный узел. Нервная система у членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. Членистоногие отличаются от кольчатых червей наличием твердой кутикулы. Кутикула содержит твердый хитин, придающий ей прочность. Она не растяжима, и рост членистоногих сопровождается линьками. Кутикула несет защитную функцию и служит наружным скелетом – к ней крепятся мышцы. У членистоногих нет кожно – мускульного мешка; конечности приводятся в движение отдельными пучками мышц. Сегменты сливаются, образуя отделы тела. Конечности переднего отдела (голова) несут чувствительную функцию, и участвую в захвате и пережевывании пищи. Вторичная полость отсутствует. Кровеносная система незамкнутая. Почти все членистоногие раздельнополые и неспособны к вегетативному размножению.

Ракообразные- наиболее древние из членистоногих, имеющие ряд характерных особенностей.

  1. 25000 видов

  2. Моря и пресноводные бассейны

  3. 2 пары усиков на голове

  4. Жаберное дыхание

  5. Развитие из яиц

  6. Яйца вынашиваются на теле

  7. Личинка – науплиус

Особенности типичного представителя десятиногих высших ракообразных - речного рака. Выявите усложнения его организации в ходе эволюции

    • Тело рака, как и тело дождевого червя, имеет метамерное строение, но у рака отделы тела более дифференцированы.

    • У рака более значительное разнообразие органов и приспособлений.

    • Более сложное поведение, чем у кольчатых.

    • Имеется сердце, в котором находится артериальная кровь.

    • Наличие печени, способной выделять пищеварительные соки.

    • Строение нервной системы схоже с таковым кольчатых червей.

    • Органы зрения, глаза имеют очень сложное строение. Кроме этого имеются другие хорошо развитые органы чувств- осязание, обоняние, равновесие.

    • Твёрдый хитиновый покров рака служит умй наружным скелетом.

Многообразие экологических групп ракообразных и их роль в пищевых цепях биоценозов.





Вопросы для обсуждения.

  1. Какие общие черты строения имеются у кольчатых червей и ракообразных?

  2. По каким признакам животных объединяют в тип Членистоногие?

  3. Назовите причины, ведущие к сокращению численности ракообразных. Каковы последствия этого явления?

  4. Какие меры вы могли бы рекомендовать для предотвращения падения численности ракообразных?

  5. Перечислите ракообразных, используемых человеком. Укажите их практическое значение.

Закрепление материала.

    • Допишите предложения

Тип Членистоногие включает в себя свыше ___________ видов. Это животные с ­_______________ симметрией. Тело их (в большинстве случаев) состоит из ________, __________ и __________. Оно покрыто ________ кутикулой. Первые членистоногие возникли в ________ и произошли от других древних свободноживущих ____________.



Похожие:

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков iconПлан-конспект урока по теме: «Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе»
Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе. Урок 52
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков iconТема: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих
Основные понятия и термины занятия: тип членистоногие, класс ракообразные, антенны, антеннулы
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков iconПлан-конспект урока по теме: «Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности»
Дайте общую характеристику Типу Членистоногие? Расскажите о строении тела ракообразных на примере речного рака? Перечислите органы...
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков iconКонтрольная работа №2 для слушателей «нулевого» курса по итогам изучения второго раздела программы по биологии
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности гидроидных. Особенности...
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков iconБилеты по биологии. 8 класс
Одноклеточные растения и животные. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков iconБилеты по биологии 9 класс
Одноклеточные растения и животные. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков iconЭкзаменационные билеты по биологии 9 класс
Одноклеточные растения и животные. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков iconЭкзаменационные билеты по биологии 9 класс
Одноклеточные растения и животные. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков icon«Класс Паукообразные. Многообразие, особенности строения, значение в природе и жизни человека»

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков iconМатериал
Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Их роль в природе и практическое значение
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница