Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации




НазваниеЛ. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации
страница1/63
Дата12.11.2012
Размер5.93 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63


БЕЗОПАСНОСТЬ: ДВОЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


(ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)


Словарь


Москва

Издание Совета Федерации


2008


С о с т а в и т е л и:

Л.Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации

А.Г. Ветров – заместитель начальника отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат физико-математических наук

Т.А. Дорофеева – ведущий советник Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В.М. Лазарев – советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, доктор технических наук

И.Ю. Литвинцева − советник Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации


Безопасность: двойные технологии (понятия и определения федерального законодательства) − Словарь. / Под ред. Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова. – М.: издание Совета Федерации, 2008 – с.


В книгу включены понятия, термины и определения, содержащиеся в принятых актах федерального законодательства и вносящих изменения в действующие ранее.

Предназначен для правоустановителей, специалистов в области безопасности, научных работников, а также может быть использован в правотворческой и правоприменительной деятельности, обладает высокой степенью информативности.


© Совет Федерации, 2008

© Миронов С.М. Предисловие, 2008

© Составители, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ


Ключевые направления экономического развития страны, определенные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, связаны с перспективными разработками в области науки и новых технологий, модернизацией высокотехнологичных секторов промышленности, включая оборонный комплекс.

Современный мир держится на двойных технологиях, которые могут применяться как в военном, так и в гражданском секторе. Приоритет двойных технологий в развитии цивилизации понятен для всех стран, но особенное значение они имеют для нашего государства. Исторически именно в "оборонке" были сосредоточены лучшие отечественные технологические достижения. На Западе нередко технология в военное производство приходит из гражданской промышленности, для нашей страны этот вариант до недавнего времени был абсолютно нехарактерен.

Преодоление многих трудностей, с которыми сталкивается российская промышленность, связано с ускоренным развитием технологий двойного назначения и их внедрением в промышленное производство.

Это направление становится сейчас приоритетным в государственной научно-технической политике Российской Федерации в связи с процессами интеграции в мировую экономику и неизбежной конкуренцией с западным производителем. Фактически на основе двойных технологий идет перевооружение важнейших сфер экономики страны — транспорта, связи, энергетики, машиностроения, медицины, сельского хозяйства, ТЭК.

В настоящее время действует Перечень критических технологий Российской Федерации, поддержание и развитие которых имеет принципиальное значение для реализации жизненно важных национальных интересов страны. В него включено 34 технологии по восьми направлениям: информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и материалы, живые системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение, транспортные системы, безопасность и противодействие терроризму, перспективные вооружения и военная техника.

Вопросы правового регулирования создания и применения двойных технологий обусловливают стремительное развитие одного из направлений современного нормотворчества. Создание эффективных правовых механизмов в этой сфере рассматривается как необходимое условие для построения в России современной экономики знаний, основанной на расширенном воспроизводстве и активном вовлечении в хозяйственный оборот результатов интеллектуального труда. Россия в ближайшем будущем должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг, одним из активных участников мирового рынка современных технологий и других интеллектуальных продуктов. Вот почему сейчас, когда наша страна добилась устойчивого экономического роста и решает задачи, связанные с переходом на путь инновационного развития экономики, проблемы законодательства в сфере создания и использования двойных технологий имеют важное значение для развития оборонных отраслей промышленности, экономики и безопасности России.

Сегодня российское законодательство в области технологий не представляет собой стройную, последовательную систему, а содержит целый ряд пробелов, неясностей, противоречий. Совершенствование законодательства — необходимый механизм реализации посланий Президента России и решения задач модернизации экономики нашей страны.

Представляется, что важным шагом к систематизации законодательства в области безопасности и двойных технологий должно стать определение и уточнение терминологии. Предлагаемый вниманию читателя материал подготовлен специалистами Аппарата Совета Федерации и представляет современный понятийный состав российского законодательства в этой области права. Он оформлен в виде словаря, содержащего словарные статьи с понятиями и определениями из нормативных правовых актов, со ссылками на источники права и опубликования.

Материал настоящего словаря может служить базой юридической терминологии для законодательной работы. Использование предлагаемой терминологической базы в значительной мере поможет устранению и предупреждению противоречий между системными понятиями и их определениями во всех отраслях и институтах системы отечественного законодательства. Как правило, такая задача решается именно посредством систематизации понятийного материала, используемого в нормативных правовых актах.

Словарное издание по вопросам безопасности и двойных технологий окажет существенную помощь и при совершенствовании ведомственного нормотворчества, в котором еще имеется немало пробелов. Систематизированная и устоявшаяся правовая терминология, собранная в словаре, будет исключительно полезна в работе органов исполнительной и законодательной власти, предприятий ОПК и гражданских секторов экономики.

Но кроме важного направления, связанного с развитием и применением нормативной базы по проблемам безопасности и двойных технологий, словарь будет чрезвычайно полезен для решения прикладных задач, возникающих в процессе развития рыночных отношений, в том числе на международном уровне, а также вопросов создания и использования новых технологий.

В юридической практике сегодня используется немало специальных терминов и понятий. Большая часть из них формируют особый язык, и даже особый жаргон специалиста. Свободное владение профессиональной терминологией, ее правовой интерпретацией — это одно из важнейших отличий квалифицированного специалиста, которое делает возможным профессиональное общение, раздвигает границы делового взаимодействия.

Овладение общедоступным словарем в области понятийного состава поможет специалистам избежать элементарных ошибок, которые часто вызывает непонимание многих явлений в рассматриваемой сфере.

Настоящее издание позволяет ввести в деловой оборот новые для отечественной практики термины и понятия, дать их правовую интерпретацию, что наряду с применением традиционной научной терминологии, ее правовым обоснованием обогащает лексику и знания российских специалистов.

Основная идея издания заключается в том, чтобы показать преломление научных категорий и понятий в области безопасности и двойных технологий в нормах российского законодательства. В отечественной научной практике такое систематизированное и полное издание юридических понятий и терминов в данной сфере подготовлено впервые. Его использование поможет решению многообразных задач текущей систематизации законодательства, будет способствовать углублению и совершенствованию научных изысканий в различных отраслях права, развитию учебной базы.

С.М. Миронов


Статьи словаря расположены в алфавитном порядке, в качестве заглавного слова дается понятие (термин) в форме, приведенной в тексте нормативного правового акта. Определение, являющееся дословной выдержкой из текста, воспроизводит нормативное положение правового акта. Далее приводится ссылка на источник права, то есть на тот нормативный акт и его структурную единицу, откуда взято правовое понятие. В том случае, если определение изменялось, ссылка на источник включает указание на два нормативных акта, содержащих первоначальную и текущую (с пометой в ред.) редакции текста определения.

Расположение отобранных из различных правовых актов словарных статей, содержащих одно и то же понятие (термин), выстроено в соответствии с иерархией актов и хронологическим порядком.


Условные обозначения

Вед. СНД и ВС СССР – Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР


Вед. ВС РСФСР – Ведомости Верховного Совета РСФСР


Вед. СНД и ВС РСФСР – Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР


Вед. СНД и ВС РФ – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации


САПП РФ – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации


СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации


в ред. – в редакции


разд. – раздел


ст.–- статья


п. – пункт


ч. - часть


А*


Абонент

абонент − пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", ст.2 (СЗ РФ, 2003, № 28, ст. 2895) в ред. Федерального закона от 09.02.2007 № 14-ФЗ, ст.1 (СЗ РФ, 2007, № 7, ст. 835)


Аварийная ситуация

"аварийная ситуация" − ситуация, при которой возможности и квалификация экипажа воздушного судна государственной авиации и персонала пунктов управления воздушным движением, а также резервы работоспособности авиационной техники могут оказаться недостаточными для предотвращения авиационного происшествия и утрата (повреждение) воздушного судна является наиболее вероятным исходом полета;

Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 № 65, п.2 (СЗ РФ, 2003, № 6, ст. 527)


Аварийное оповещение

"аварийное оповещение" – обслуживание воздушного движения, предоставляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 № 1084, п.2 (СЗ РФ, 1999, № 40, ст.4861)


"аварийное оповещение" − обслуживание воздушного движения, осуществляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;

Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 № 65, п.2 (СЗ РФ, 2003, № 6, ст. 527)


Аварийно-спасательная служба

Аварийно-спасательная служба − это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Федеральный закон от 22.08.95 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", ст.1 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3503)


Аварийно-спасательная служба − это совокупность органов управления, сил и средств, функционально объединенных в единую систему и предназначенных для осуществления профилактических работ по противоаварийной и противопожарной защите организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), а также осуществления экстренных и неотложных действий по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации последствий взрывов, внезапных выбросов угля и газа, горных ударов, обрушения горных пород.

Положение о функционировании аварийно-спасательной службы для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 .№ 883, п.2 (СЗ РФ, 2005, № 1, ч.II, ст.125)


Аварийно-спасательное обслуживание организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)

аварийно-спасательное обслуживание организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) − комплекс мероприятий, направленных на осуществление профилактических работ по противоаварийной и противопожарной защите организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), на обучение технике безопасности работников этих организаций, а также на осуществление экстренных и неотложных действий по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации последствий взрывов, внезапных выбросов угля и газа, горных ударов, обрушения горных пород;

Федеральный закон от 20.06.96 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", ст.1 (СЗ РФ, 1996, № 26, ст.3033) в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ст.77 (СЗ РФ, 2004, № 35, ст. 3607)


Аварийно-спасательное формирование

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Федеральный закон от 22.08.95 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", ст.1 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3503)


Аварийно-спасательные работы

Аварийно-спасательные работы − это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон от 22.08.95 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", ст.1, 5 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3503)


Аварийно-спасательные средства

Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Федеральный закон от 22.08.95 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", ст.1 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3503)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

Похожие:

Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconФедерального собрания российской федерации аппарат совета федерации федерального собрания
Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации, кандидат социологических наук
Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconGeneral ciправовые аспекты последствия покупки похищенной автомашины
Магомедов Сергей Константинович – консультант Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской...
Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconВопросы и ответы москва новый Юрист 1999
Северухин Владимир Александрович — кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист Российской Федерации
Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconGeneral ciэкспертная деятельность общественной палаты российской федерации в сфере законодательства: современное состояние и перспективы
Курмаев Рустам Мусаевич – адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы;Самойленко Владимир Анатольевич – кандидат юридических наук, советник...
Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconДоклад совета федерации федерального Собрания
Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»...
Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconФедерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в том числе бесплатную,...
Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconФедерального собрания российской федерации о федеральном
Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconК водному кодексу российской федерации
Боголюбов С. А. заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор (главы 4, 5, 6, 7 вк рф, Федеральный...
Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconФедеральный судья в отставке
Пашин С. А., профессор Московского института экономики, политики и права, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской...
Л. Ф. Апт начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации iconФедерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации
Семинар «Реалистическое моделирование» был основан в 1970-е годы на экономическом факультете Московского государственного университета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница