Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва




НазваниеУчебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва
страница1/4
Дата12.11.2012
Размер0.72 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4
Ю. А. Поляков


международное гуманитарное право
и средства массовой информации



учебное пособие


Для студентов факультета журналистики





Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2003

Утверждено
кафедрой теории и практики
периодической печати





Поляков Ю.А.

П 54 Международное гуманитарное право и средства массовой информации: Учеб. пособие. — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. — 40 с.


В данном учебном пособии разбираются лишь те разделы международного гуманитарного права и относящихся к нему документов — конвенций, соглашений, протоколов, которые либо напрямую, либо в той или иной степени касаются деятельности СМИ и журналистов в зонах военных действий, опасных районах, в экстремальных условиях и которые следует знать работникам СМИ, выполняющим свои профессиональные обязанности.

Пособие подготовлено на факультете журналистики.


© Поляков Ю.А., 2003


Глава 1. Международное гуманитарное право:

история возникновения, основные документы


Усилия установить прочный мир после двух мировых войн, наладить международное сотрудничество и взаимопонимание пока не приводят к желаемым результатам. Вооруженные конфликты остаются одной из характерных и — увы! — трагических черт нашего времени. Государства, народы, этнические группы продолжают разрешать споры или навязывать волю, защищать свою целостность или помогать это делать другим с помощью оружия. А это неизбежно несет смерть и страдания людей, уничтожение или разрушение материальных ценностей, калечит подрастающее поколение.

Понимание этой трагической реальности и привело к созданию 150 лет назад Международного комитета Красного Креста (МККК), чтобы сохранить хотя бы частицу гуманности во время конфликтов и войн. МККК руководствуется тем принципом, что даже у войны должны быть свои пределы — пределы, ограничивающие методы и средства военных действий и поведение их участников. Почти все государства обязались соблюдать правила, вытекающие из этих принципов и составляющие международное гуманитарное право.

Это право родилось не сразу. Все началось 24 июня 1859 г. во время гигантского многочасового сражения австрийской и французской армий у городка Сольферино на севере Италии. Его результатом было 40 тысяч убитых и раненых, брошенных на поле боя на произвол судьбы без надлежащей медицинской помощи. Увидевший ужасающую картину швейцарский гражданин Анри Дюнан обратился к жителям окрестных деревень с просьбой помочь раненым, оказать им милосердие, причем без различия, к какой враждебной стороне они относились.

Вернувшись в Швейцарию, Дюнан опубликовал книгу «Воспоминания о битве при Сольферино», в которой он выступил с двумя практическими предложениями, требующими конкретных действий: заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений и создать постоянную организацию для практической помощи раненым на войне.

На эти идеи откликнулись 16 государств (их представители собрались 26 октября 1863 г. в Женеве), основавшие Движение Красного Креста и принявшие его эмблему — красный крест на белом фоне (геральдический знак швейцарского флага с обратным расположением цветов). А в 1864 г. по инициативе правительства Швейцарии в ее столице собралась Дипломатическая конференция 12 государств, которая приняла Женевскую конвенцию об участи раненых и больных в действующих армиях. Этот документ является первым договором международного гуманитарного права.

Современное международное гуманитарное право развивалось постепенно, часто изменения в него вносились уже после событий, во время которых оно было столь необходимым, для того чтобы откликнуться на все возрастающие гуманитарные потребности, обусловленные совершенствованием вооружений и изменением типов конфликтов.


К примеру, в ходе первой мировой войны (1914–1918) были применены в широком масштабе новые методы ведения войны — газовые атаки, воздушные бомбардировки, пленение сотен тысяч военнослужащих. Ответом на такое развитие событий явились договоры 1925 и 1929 гг.: Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств и Женевская конвенция об обращении с военнопленными.

Во второй мировой войне (1939–1945) число убитых гражданских лиц сравнялось с числом погибших военнослужащих. Озабоченное этими трагическими событиями, мировое сообщество, пересмотрев предыдущие, приняло новую IV Женевскую конвенцию о защите гражданского населения. Позднее, в 1977 г., Дополнительные протоколы явились ответом на проблемы, возникающие в гуманитарной сфере в результате национально-освободительных войн.

В историческом аспекте международное гуманитарное право приобретало все новые и новые черты благодаря следующим основным документам, принятым после 1864 г.

1868 г.: Санкт-Петербургская декларация о запрещении использования на войне некоторых видов пуль.

1874 г.: Дипломатическая конференция, созванная в Брюсселе по инициативе русского царя Александра II, приняла проект Международной декларации, касающейся законов и обычаев войны. Документ, хотя и не был ратифицирован, явился важным этапом в процессе кодификации законов войны.

1899 г.: Гаагские конвенции, касающиеся, в частности, законов и обычаев сухопутной войны и применения к морской войне принципов Женевской конвенции 1864 г. В 1907 г. эти конвенции были пересмотрены и приняты новые.

Четыре Женевские конвенции, принятые в 1949 г., явились главным достижением Дипломатической конференции этого года, которая в качестве основополагающего принципа провозгласила, что уважение должно быть гарантировано человеку при любых обстоятельствах и, соответственно, запретила запугивание, пытки, коллективные наказания, репрессалии, взятие заложников и депортацию. Принятые документы содержали важные решения: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения (упомянута выше).

В 1972 г. была принята Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении.

Дополнительные протоколы, составленные на прошедшей в несколько этапов Дипломатической конференции 1974–1977 гг., — внушительный свод правил международного гуманитарного права (МГП), которые необходимо знать всем, и в первую очередь тем, кто формирует общественное мнение, информирует и воспитывает население.

В протоколах особо подчеркивается неприкосновенность гражданского населения во время конфликтов. Особо следует выделить определение гражданского населения и гражданских объектов, противопоставляющее их солдатам и военным целям. Статьи протоколов подтверждают охрану во время войны исторических памятников, произведений искусства, мест отправления религиозных культов; запрещают использование голода как средства ведения войны и в связи с этим запрещают нападения на сельскохозяйственные угодья, скот, резервуары питьевой воды, другие жизненно важные объекты. В отдельной статье оговаривается охрана окружающей среды, что явилось очень важным нововведением. Еще одна статья запрещает нападения на объекты, содержащие опасные силы, высвобождение которых может нанести колоссальный вред гражданскому населению (например, плотины, дамбы, атомные электростанции), если они не используются для «прямой, постоянной и значительной поддержки военных операций». Запрещаются репрессалии против гражданского населения.

В 1979 и 1980 гг. под эгидой ООН состоялась международная конференция, которая 10 октября 1980 г. приняла важную Конвенцию о запрещении или ограничении применения определенных видов обычных вооружений, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, ставшую солидным и важным дополнительным вкладом в международное гуманитарное право, поскольку три протокола к этой Конвенции запрещают использование видов вооружения, появившихся в последние годы.

Протокол I запрещает применение снарядов, осколки которых нельзя обнаружить в теле человека с помощью рентгена, то есть пластиковых осколочных снарядов и бомб.

Протокол II осуждает применение мин, мин-ловушек и других подобных приспособлений против гражданского населения или применение их избирательным способом.

Протокол III ограничивает применение зажигательного оружия.

Нельзя не упомянуть и принятую в 1993 г. Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. В 1954 г. была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а в 1999 г. — Протокол к ней.

Упомянутые Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г., усиливающие защиту жертв международных и немеждународных конфликтов (в них около 600 статей) являются основными договорами в области МГП. Будучи важной составной частью международного публичного права (или международного права), МГП является сводом норм, направленных в период вооруженного конфликта, с одной стороны, на то, чтобы предоставить защиту лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, а с другой — на то, чтобы ограничить методы и средства ведения войны, предоставить защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате конфликта.

В Женевских конвенциях определяется также роль, которую играет Международный комитет Красного Креста в облегчении страданий людей. Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, разрешает МККК предлагать свои услуги не только во время международных, но и немеждународных вооруженных конфликтов и предоставляет минимальную защиту жертвам таких конфликтов.

К международным договорам, то есть к Женевским конвенциям и Дополнительным протоколам, могут присоединяться только государства. В 2002 г. участниками Женевских конвенций были 189 государств, то есть практически все страны мира. То, что эти Конвенции относятся к договорам, насчитывающим наибольшее число участников, говорит об универсальном характере данных международно-правовых актов.

Обратим внимание на различие между международным гуманитарным правом (его также называют правом вооруженных конфликтов или правом войны) и правом прав человека (далее: права человека), которые часто путают. Международное гуманитарное право и права человека развивались отдельно друг от друга. Они значительно отличаются по своему содержанию, что легко объясняется различными сферами их применения. В то же время эти два права дополняют друг друга, ибо и то и другое призваны защищать личность, но они защищают ее в различных обстоятельствах и различными способами. Гуманитарное право применяется в ситуации вооруженного конфликта, а права человека защищают человека в любое время. Гуманитарное право имеет целью защитить жертв конфликтов, ограничивая их страдания, причиняемые войной. Права человека предназначены для защиты человеческой личности и содействия ее развитию. Гуманитарное право в первую очередь регламентирует обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятельской стороны, а также ведение боевых действий. Права же человека предназначены в основном для того, чтобы не допустить произвола со стороны государства, ограничивая его власть над людьми; они, эти права, не ставят перед собой цели регламентировать ведение военных операций.

Международное гуманитарное право состоит из совокупности международных юридических положений, нормативно закрепленных или традиционно принятых, которые обеспечивают уважение человеческой личности в случае вооруженного конфликта. Основываясь на чувстве гуманности, МГП исходит из принципа, в соответствии с которым воюющие стороны не должны причинять своим противникам ущерб больший, чем это обусловлено целью войны, заключающейся, как известно, в уничтожении или ослаблении военного потенциала противника. МГП включает в себя «женевское право» (защита военнослужащих, прекративших принимать участие в военных действиях, и лиц, не принимающих в них участия), а также «гаагское право» (определение прав и обязанностей воюющих сторон при проведении военных операций и ограничении выбора средств нанесения поражения противнику).

В случае международного вооруженного конфликта применяются четыре Женевские конвенции и Дополнительный протокол I.

МГП проводит различие между вооруженными конфликтами международного характера и вооруженными конфликтами внутреннего характера.

В международном вооруженном конфликте участвуют вооруженные силы по крайней мере двух государств. Отметим, что национально-освободитель­ная война приравнена к международному вооруженному конфликту.

Во время немеждународного вооруженного конфликта борьба идет на территории одного государства между регулярными вооруженными силами и опознаваемыми вооруженными группировками либо между вооруженными группировками. В этом случае применяется ст. 3 — общая для четырех Женевских конвенций и Дополнительный протокол II.

В МГП содержится еще одно определение — внутренние волнения (или беспорядки). Они характеризуются серьезными нарушениями порядка внутри страны, вызванными актами насилия, которые, однако, не имеют признаков вооруженного конфликта, и применением со стороны государства силы, для того чтобы восстановить и поддержать общественный порядок.

Группа норм МГП включает положения, которые действуют до того момента (часто после прекращения военных действий), пока не будут полностью решены все гуманитарные проблемы, связанные с вооруженным конфликтом.

Статья 3 Дополнительного протокола I предусматривает, что применение Женевской конвенции и Дополнительного протокола прекращается с общим прекращением военных действий, а на оккупированной территории с прекращением оккупации.

Таким образом:

1) I и II Женевские конвенции перестают применяться только тогда, когда все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, как военнослужащие, так и гражданские, будут освобождены, репатриированы или обустроены;

2) III Женевская конвенция перестает применяться, когда все военнопленные будут освобождены и репатриированы или обустроены;

3) IV Женевская конвенция перестает применяться на оккупированных территориях лишь после освобождения всех оккупированных территорий и освобождения, репатриации и возвращения на прежнее место жительства всех интернированных гражданских лиц или их устройства;

4) прекращается применение МГП в отношении отдельных лиц, комбатантов и покровительствуемых лиц на основании упомянутой выше ст. 3 Дополнительного протокола.

В этом контексте следует разъяснить употребляемые в гуманитарном праве и лежащие в его основе понятия «комбатант» и «лицо, находящееся под защитой». Все положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов строятся вокруг этих двух ключевых понятий.

Термин «комбатант» был определен в 1977 г. в Дополнительном протоколе I (ст. 43, п. 2): «Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте… являются комбатантами». Здесь нет никакой неясности: любой солдат или офицер вооруженных сил государства — комбатант. В этой же статье есть и исключение, а именно: лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатанта, даже если они входят в состав вооруженных сил.

Любое лицо, не обладающее статусом комбатанта, но принимающее участие в боевых действиях в период вооруженного конфликта, не может претендовать на привилегии комбатанта и защиту, предоставляемую Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами. Оно несет личную ответственность по действующему национальному законодательству за свои действия, в частности: за использование силы (применение оружия), нанесение ущерба другим лицам или имуществу. Тем не менее, комбатанты в своих действиях обязаны соблюдать положения международного гуманитарного права.

«Лицо, находящееся под защитой» — это любой человек, который, согласно Женевским конвенциям и Дополнительным протоколам к ним, имеет право на особую защиту или на особый статус покровительствуемого лица. Женевское право различает несколько категорий находящихся под защитой лиц: раненые; больные лица; потерпевшие кораблекрушение; военнопленные; интернированные гражданские лица; гражданские лица, находящиеся на территории противника; гражданские лица, находящиеся на оккупированных территориях.

Хотелось бы обратить внимание на основные правила, относящиеся к защите жертв войны и перечисленные в ст. 3 Женевских конвенций. Предписывая гуманное отношение к лицам, не принимающим участие в военных действиях, статья запрещает:

  • посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности: всякие виды убийств, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

  • взятие заложников;

  • посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

  • осуждение и применение наказания без предварительного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

Положения МГП не имеют юридической силы международного правового документа и не подменяют собой действующие соглашения.

Работникам СМИ для их «ориентировки на местности» особенно полезно знать следующие основные положения МГП, применяемого в случае вооруженных конфликтов.

1. Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимающие в них прямого участия, имеют право на уважение своей жизни, а также моральной и физической неприкосновенности. При всех обстоятельствах они должны находиться под защитой и пользоваться гуманным обращением без какого-либо различия.

2. Противника, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях, запрещается убивать или наносить ему увечья.

3. Раненые и больные должны быть подобраны, и им должна быть оказана помощь стороной, находящейся в конфликте, во власти которой они оказались. Под защитой находятся также медицинский персонал, санитарные учреждения, транспорт и оборудование. Эмблема красного креста или красного полумесяца является знаком этой защиты и должна уважаться.

4. Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение своей жизни, уважение своего достоинства, личных прав и убеждений. Они должны быть защищены от любого акта насилия и преследований. Они должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение медицинской помощи.

5. Всякому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии. Никто не несет ответственность за не совершенное им преступление. Никто не может подвергаться физическим или моральным пыткам, равно как телесным наказаниям или оскорбительному, унижающему достоинство обращению.

6. Стороны, находящиеся в конфликте, и лица из состава их вооруженных сил ограничены в своем праве выбора методов и средств ведения боевых действий. Запрещается применять оружие или методы ведения военных действий, способные причинить чрезмерные повреждения или излишние страдания.

7. Стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

В этих нормах, разработанных Международным комитетом Красного Креста, заключена сущность МГП. Они не имеют силы юридического документа и не предназначены для того, чтобы подменить собой действующие договоры. Тем не менее, нормы МГП должны соблюдаться не только правительствами и их вооруженными силами, но и вооруженной оппозицией или любой другой стороной, участвующей в конфликте.

Основная тяжесть выполнения этих положений ложится, кроме, безусловно, государств, на Международный комитет Красного Креста, национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, которые вместе с Международной федерацией Красного Креста и Красного Полумесяца составляют международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Международное Движение осуществляет свою деятельность практически во всех странах мира (180). Оно руководствуется семью Основополагающими принципами: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность.

Международный комитет Красного Креста, согласно его уставным требованиям, беспристрастная, нейтральная и независимая организация (Suigene­ris — организация особого рода); имеет полномочия (мандат), полученные от международного сообщества; выступает в качестве нейтрального посредника между воюющими сторонами; является пропагандистом и хранителем международного гуманитарного права; стремится обеспечить защиту и помощь жертвам вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков и насилия внутри страны. МККК осуществляет свою деятельность более чем в 60 странах мира. Его Делегация представлена в Российской Федерации.

Став инициатором заключения первого договора в области современного международного гуманитарного права (Женевская конвенция 1864 г.), Международный комитет Красного Креста следит за тем, чтобы эта отрасль международного права соответствовала требованиям времени. В связи с этим он видит свою роль в том, чтобы:

  • следить за изменениями в характере конфликтов;

  • организовывать консультации для получения возможностей заключать соглашения по вопросу принятия новых положений;

  • разрабатывать проекты документов, представляемых для принятия дипломатическими конференциями.



  1   2   3   4

Похожие:

Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconПрограмма Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва
Мода и журналистика: Программа, учебное пособие. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 38 с
Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconУчебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва
Т 80 Зарубежная литература XX века (19141945). Часть Франция: Учеб пособие. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 68 с
Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconУчебное пособие Москва Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова 2008
Современная английская литература: Учебное пособие для студентов факультета журналистики по специальности «Журналистика и средства...
Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconУчебное пособие для студентов факультетов и отделений журналистики
Дизайн периодических изданий / Учебное пособие для студентов факультетов и отделений журналистики. Под редакцией проф. Э. А. Лазаревич....
Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconУчебное пособие для студентов юридического факультета Москва
Сравнительная теория закона: Учебное пособие. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 78 с
Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconПрикладные программы для студентов факультета журналистики Москва
Сборник методических материалов по курсу «Электронные издания»: Прикладные программы для студентов факультета журналистики. – М.:...
Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconУчебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
Информационные системы в экономике: Учеб пособие. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 54 с
Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета журналистики Москва 2006
Довольно высок уровень немотивированной агрессии по отношению к представителям других наций и народностей
Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconУчебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
К66 Антикризисное управление: Учеб пос.: Ч. II. М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2001. 71 с
Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва iconУчебное пособие Москва Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова 2005
С 24 Социология журналистики: Учебное пособие. – М.: Импэ им. А. С. Гри­боедова, 2005. – 119 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница