Методическая разработка




НазваниеМетодическая разработка
страница1/4
Дата12.11.2012
Размер0.83 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4
МОУ Великосельская средняя общеобразовательная школа


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Опыт

организации психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности при обучении математике

учителя математики

высшей квалификационной категории

МОУ Великосельской средней

общеобразовательной школы

Гаврилов-Ямского муниципального

района Ярославской области

Солодовниковой Надежды Николаевны


Великое, 2011г


Содержание:

Стр

  1. Актуальность темы -2

  2. Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся -2

  3. Сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающихся при изучении математики . -3

  4. Психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся

    1. Результаты диагностирования учащихся класса; -4

    2. Организация образовательной деятельности учащихся при изучении математики на примере темы -6

    3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащегося при изучении математики. -12

  5. Заключение -15

  6. Литература. -15

  7. Приложения




  1. Актуальность темы.

Важнейшим направлением развития системы образования на современном этапе, обозначенным в Концепции модернизации российского образования, государственных стандартах основного и среднего (полного) образования, является достижение нового качества образования путем перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному подходу. Одним из принципиальных моментов на сегодняшний день является самостоятельная работа учащихся. Эффективным педагогический процесс будет только при условии, если сам обучающийся максимально активен, а учитель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Этому условию отвечает ряд современных педагогических технологий, в том числе и технология модульного обучения. Под индивидуализацией образовательного процесса понимается способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории.

Десятый класс сельской школы формируется из учащихся своей школы и основных образовательных школ. С помощью анкетирования и собеседования педагоги школы выясняют жизненно-профессиональный план учащегося, главные факторы выбора будущей профессии, в каком учебном заведении хотел бы получить образование после школы, по каким предметам необходимо углубление, а по каким необходима коррекция знаний и умений. У всех десятиклассников разные образовательные цели. После анкетирования и диагностирования учащихся перед школой встает проблема организации 3-4 профилей, чтобы обеспечить реализацию образовательных целей каждого учащегося и выполнить заказ родителей. Из-за небольшого количества учащихся в старших классах сельской школы невозможно создать профильные классы, поэтому сельская школа организует образовательный процесс, используя универсальный учебный план, составляя индивидуальные образовательные планы для каждого обучающего. Ориентиры изучения математики у старшеклассников разные: кому то математика нужна для будущей профессии, кому-то только для поступления, кому-то необходима для общего развития. Задача учителя – обеспечить реализацию этих планов через организацию групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках и во второй половине дня.

  1. Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося в учебно- воспитательном процессе является обеспечение нормального развития его в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются

- выявление индивидуальных особенностей, склонностей и интересов обучающихся ;

- предупреждение возникновения проблем развития обучающегося ;

- помощь (содействие) ему в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся

Направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

- диагностика (индивидуальная и групповая );

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);



  1. Сопровождение индивидуальной деятельности при обучении математике


Организацию образовательной деятельности учащихся осуществляю, используя элементы технологии проблемного обучения (Мельниковой ), модульного обучения , уровневой дифференциации, интегральной технологии (Гузеев В.В.)

Используя стандарты по математике, определяю для учащихся требования к знаниям и умениям по теме на «3», «4», «5», которые помогают учащимся осуществить самооценку своих достижений. Затем составляю технологическую карту для учащихся, в которой прописан план прохождения темы, формы контроля, дифференцированные задания для классной и домашней работы, а также творческие задания, использование УМК. Технологическая карта помогает учителю правильно формировать знания и умения по данной теме, определять, как учащиеся усвоили данную тему, на каком уровне обучения они находятся, так как умения ранжированы на трех уровнях. Ученик, используя технологическую карту, проставляет себе прогностическую оценку, а учитель, проверяя обучаемость и уровень обученности, исходя из заложенных знаний и умений в технологической карте, ведет отслеживание результатов обучения по данной теме и сверяет свой результат с прогнозом учащихся. Технологические карты выдаются каждому учащемуся. Это позволяет учащемуся самостоятельно определять уровень сложности заданий как при работе в классе и дома, изучать материал в случае болезни или пропуска урока.

На первом уроке темы провожу диагностический срез, определяющий уровень сформированности опорных знаний и умений, учащиеся об этом предупреждений на итоговом уроке предыдущей темы. Это необходимо для организации коррекции знаний и умений, которая осуществляется в дополнительное время на консультациях. В зависимости от объема темы после блочного изучения материала проводится зачет по теории, затем учащиеся формируют основные умения и навыки. На данных уроках-практикумах формы организации образовательной деятельности учащихся разные: парные, групповые, индивидуальные. Группы эти мобильные, формирование групп зависит от темпа продвижения по теме, от уровня усвоения материала, от мотивации обучающихся, от уровня самостоятельности обучающихся и определяются на каждом уроке. Учитель при этом рекомендует комплектование групп, но не навязывает свое мнение. Учащиеся могут выбрать и индивидуальную работу на уроке.

Промежуточный контроль умений учащихся по теме в виде самостоятельных, тестов, зачета может осуществляться в разное время, но не позднее урока, где этот контроль запланирован. Если кто-то из учащихся сдали зачет по практическому применению знаний раньше, то оставшиеся уроки они углубляют свои знания по теме, используя дополнительную литературу, решают задачи высокого уровня сложности.

При изучении темы я практикую привлечение учащихся с высоким уровнем математической подготовки в роли консультанта с целью оказания помощи тем учащимся, у которых появились проблемы при изучении темы или они по какой-то причине пропустили занятия и не могут сами разобраться в материале темы. Используя также прием «опережающего обучения»: учащиеся самостоятельно дома изучают блок материала (часть теории или ее практическое применение), а на уроке выступают в роли учителя, обучаю своих одноклассников. Важно при этом осуществлять индивидуальный подход и в обучении и воспитании каждого учащегося, проявлять такт. Итоговый контроль, который учащиеся выполняют все одновременно, представляет собой обычно трёхуровневую контрольную работу или письменный зачёт, причём структура контрольного задания повторяет структуру задания домашнего: два-три задания минимального уровня, одно-два задания повышенного уровня, одно задание высокого уровня. Все уровни явно выделены.

Задачи учителя при изучению темы:

– диагностические (выявление уровня усвоения материала на промежуточных этапах)

- организационные (при формировании групп на каждом уроке);

- консультационные (оказание помощи при работе групп, пар или отдельным учащимся с разным уровнем математической подготовки);

- развивающие (формирование универсальных учебных действий);

- осуществление своевременной корректировки в деятельности учащихся.

При организации деятельности на уроках можно применять разнообразные формы, методы и средства, в том числе и цифровые образовательные ресурсы, компьютерные программы. Наличие компьютеров, оснащённых высококачественными обучающими программами, программами-тренажёрами и контролирующими программами, позволяет осуществить первичный контроль знания теории объективнее. Эти же программы могут использоваться и во втором закреплении и коррекции знаний учащихся . Компьютер применяется как средство усиления интеллекта для групп, работающих над задачами высокого уровня сложности

  1. Психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся

4.1 Результаты диагностирования учащихся класса


При изучении каждой темы курса математики необходимо учитывать личностные особенности учащегося, уровень его обучаемости и обученности по математике, уровень сформированности универсальных учебных действий, чтобы создать условия для развития познавательных интересов и личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, помочь ему в достижении намеченных целей.

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности учащихся, мною используется дифференцированный подход, с учетом которого я распределяю учащихся по группам на основе уровня сформированности у них приемов учебной деятельности и уровня усвоения учебного материала согласно рекомендациям О.Б. Епишевой [1, стр. 70] и на основе результатов диагностических тестов (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровни усвоения учащимися 10 класса математических знаний

(2006/2007 учебный год)

Уровень

учебной

деятельности

Содержание уровня усвоения

Ф. И. учащихся

«Минимум» успеваемости»

(рутинный уровень)

Восприятие, узнавание, различие воспроизведение простейших знаний и умений по памяти или по смыслу

И. Н.

К. А.

Р. Л.

Обязательный уровень

(селективный уровень)

Применение знаний по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец (знания-копии).

С. А

У. А.

Х. Л.

Уровень возможностей

(адаптивный уровень)

Применение обобщенных знаний в новых ситуациях (знания-умения)

Б. Е.

Ж. Е.

С. С.

С. Е.

«Одаренные дети»

(инновационный уровень)

Применение знаний в различных ситуациях, решение нестандартных задач

(знания-трансформации)

К. С.

С. М.

В. Т.

К. К.


На основе результатов диагностических работ и наблюдений по уровню обученности математике учащиеся 10 класса делятся мною на три группы (см. табл. 2).

Таблица 2

Уровни обученности по математике

На «3»

На «4»

На «5»

Ж. Е.

К. К.

В. Т.

Х. Л.

С. С.

К. С.

С. А.

С. Е.

С. М.

У. А.

Б. Е.




К. А.







И. Н.







Р. Л.









Все учащиеся в начале учебного года по результатам анкетирования учащихся мною получена следующая информация о мотивации учащихся 10 класса изучения математики (см. табл. 3).

Таблица 3

Ориентиры учащихся при изучении математики

Математика необходима для дальнейшего обучения

Математика необходима для общего развития

При этом хотели бы иметь оценку:

При этом учащиеся планируют иметь оценку:

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

К. С.

Б. Е.

-

С. М.

С. Е.

И. Н.

К. К.

С. С.

-




С. А.

К. А.

В. Т.










Ж. Е.

Р. Л.













У. А.
















Х. Л.






Надо отметить, что большинство учащихся объективно оценивают свой уровень усвоения материала по предмету.

На основе наблюдений за учащимися, в процессе проектирования их индивидуальных образовательных программ, бесед с учащимися и родителями, было определены качества, которые необходимо развивать у детей в процессе изучения ими курса математики (см. таб. 4).

Таблица 4

Развитие личностных качеств учащихся 10 класса

Какие качества

личности развивать

У кого развивать

Как развивать

Коммуникативность

И. Н., К. А.,

Р. Л., У. А.

Использовать групповую форму организации учебного процесса, причем на разных этапах обучения менять роли учащихся в группе

Настойчивость

в достижении цели

С. С., Б. Е., И. Н., К. К.

Через индивидуальные задания, с указанием срока исполнения и обязательным контролем за их выполнением

Самостоятельность

С. А. и С. Е.

Предлагать дифференцированные задания или предложить найти другой способ решения задачи (проблемы)


Рассмотрим подробнее, с помощью каких приемов предполагается формировать те или иные личностные качества учащихся конкретно на уроках математики (см. табл. 5).

Таблица 5

Формирование личностных качеств у учащихся 10 класса

Какие качества личности

формировать

У кого формировать

Как формировать

Уверенность в себе

У. А., К. А., Р. Л.

-На уроках изучения нового материала им первым предоставлять слово.

-На уроке воспроизведения знаний просить дополнить ответ учащегося.

-На уроках формирования умений и навыков использовать тетради с печатной основой или задания по готовому рисунку.

Трудолюбие, преодоление слабоволия и неорганизованности

С. С, И. Н, Б. Е

-предлагать задание с указанием времени;

- чаще проверять выполнение домашних заданий;

- при организации групповой работе предлагать роль организатора или генератора идей

Культура общения

С.С. , Б.Е.

Предлагать задания вида:

- объяснить партнеру ход решения задачи;

-прокомментировать ответ

Рефлексивность, потребность в самоанализе и самоконтроле

У.Н., Р. Л., К. А.

При работе в парах, группах, дома предлагать задания вида:

-оцени свой уровень усвоения того или иного фрагмента урока;

- заполни лист контроля темы;

- при заполнении маршрутной книжки оцени уровень усвоения темы




4.2 Организация образовательной деятельности учащихся при изучении математики на примере темы

Тема «Векторы в пространстве» изучается в курсе математике 10 класса в апреле месяце. Для успешного усвоения содержания данной темы учащиеся должны владеть практическими и теоретическими умениями и навыками темы «Векторы на плоскости» (9класс), обладать развитым пространственным мышлением. Для учащихся была составлена технологическая карта, разработаны требования к уровню усвоения темы на оценку «3», «4», «5», составлен лист контроля темы, предоставлен список источников информации для усвоения темы (см. Прил. 2-5).

Организация психолого-педагогического сопровождения индивидуальной деятельности учащихся при изучении темы «Векторы в пространстве» представлена в таблице 6.

Таблица 6

Взаимодействие учителя и учащихся при изучении темы

«Векторы в пространстве»

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1 группа

(знания-копии)

(объединяются учащиеся рутинного и селективного уровня учебной деятельности)

2 группа

(знания-умения)

3 группа

(знания-трансформаци)

Урок №1 . Изучение теоретического материала темы «Векторы в пространстве»

Предварительная деятельность:

-определение руководителей групп;

-распределение индивидуальных заданий для учащихся 2 и 3 групп;

- консультирование по выполнению индивидуальных заданий



Для работы на уроке учащиеся 1и 2 групп (11 человек) образовали три группы. В каждой группе были распределены роли: генератор идей, доводчик, оформитель результата работы

Троим ученикам (Марие С., Татьяне В., Сергею К.) с целью развития

самостоятельности предложено:

-сделать презентации по темам модуля;

-составить опорный конспект по теме и оформить его, используя возможности компьютера (прием опережающего обучения)






Двум учащимся группы (Егору и Сергею), проявляющим интерес к физике, предложено индивидуальное задание:

«Решение проблемных ситуаций в архитектуре и литературе с помощью векторов, но с позиции физики».

(опережающее обучение, развитие познавательных интересов).

В конце урока эти учащиеся должны продемонстрировать результаты своих исследований, используя возможности компьютера

Деятельность на уроке:

-предоставление каждому технологической карты по теме и требований к уровню усвоения темы на оценку «3», «4», «5»

-создание проблемных ситуаций;

-оказание помощи в организации работы группы с целью вовлечения в работу каждого учащегося;

-консультирование учащихся 3 группы по выполнению задания творческого характера;

-создание условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей

-предоставление дифференцированного домашнего задания:

-подготовиться к дифференцированному зачету(см. Прил.3).

- по желанию написать реферат.

Тема «История возникновения понятия «вектор» и его развитие» предложена Алесе К.( 1 группа) и Лене С.( 2 группа- гуманитарий по профилю, но стремиться освоить материал на «4»).

Тема «Применение векторов в науке и технике» выбрана Егором Б. ( 2 группа, он готовится к экзамену по физике). Тема «Векторный способ решения задач» предложена Сергею К.(3 группа, ему необходим хороший балл по математике)

Группа, слушая выступления своих одноклассников по содержанию нового материала, должна составить опорный конспект или кластер по изучаемой теме.

Руководителем 1 групп выбрана Настя У., которой необходим опыт организационной деятельности для будущей профессии. Представление результата работы группа доверила Алесе К., неуверенной в своих возможностях ученице.

В состав двух других групп вошли учащиеся 1 и 2 уровня усвоения учебного материала, но отчитывались о работе групп учащиеся селективного уровня усвоения материала


Выступление перед учащимися:

- «Векторы. Их виды»- Таня В.

-«Операции над векторами» Мария С.

-«Разложение векторов»- Сергей К.

Учащимся группы предложено выполнить задание:

обобщить и доказать задачи-теоремы из курса

планиметрии для стереометрии.

(прием погружения в тему)

Представил результат работы группы Сергей К.(он работает над развитием устной и письменной математической речи)

2 урок. Тема «Решение задач трех уровней сложности. Зачет по теории»(15мин).

-Предоставление возможности сдать зачет по теории на любом уровне усвоения;

- создание условий по индивидуализации и дифференциации обучения;

-организация работы учащихся по решению комбинированных задач (укрупнение дидактических единиц при решении задач модуля);

-ознакомление учащихся со списком задач разного уровня

Математический диктант по теоретическому материалу темы «Векторы в пространстве»:

(вопросы 1-10- обязательного уровня на оценку «3», вопросы 11-13 - по желанию на оценку «4»или «5»)(см. Прил. 2,3 )

При решении задач базового уровня (анализе условия, обсуждении способов решения) начинается опрашивание учащихся,

- неуверенных в своих возможностях,

- боящихся сделать неверный шаг.

Затем организуется выслушивание мнения других учащихся.

Выявляются лучшие способы решения задач




Решают задачи на оценку «4»

Решение задач на оценку «4» демонстрируют учащиеся 2 группы.

Решают задачи на оценку «5»

Решение задачи на оценку «5» демонстрируют учащиеся 3 группы

Работают с задачами повышенного уровня

Уроки № 3-5. Решение задач по теме «Векторы в пространстве»

Создание условий по индивидуализации и дифференциации обучения:

-право выбора уровня сложности задач, решаемых на уроке или дома;

- право выбора темпа продвижения по материалу модуля;

- право перехода из одной группы в другую;

- организация взаимопомощи



Каждому из учащихся предоставляется право выбора уровня сложности задач (см. технологическую карту) и темпа продвижения по модулю, возможности перейти в другую группу

При работе с этой группой используются рабочие тетради для образца рассуждения и оформления. Работа с учащимися организуется с использованием классной доски; коллективно или индивидуально, но с обязательной самопроверкой или взаимопроверкой.

В конце занятия обязательно организуется этап рефлексии

Учащиеся этой группы

работают в парах или индивидуально.

Если не получается задача, то оказываю помощь сама или подключаю консультантов, предлагаю посмотреть решение аналогичной задачи с помощью диска «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10-11 класс(ЧастьII)»

Учащиеся этой группы работают самостоятельно. Им оказывается консультативную помощь, предлагается решить задачу другим способом или решить более сложную задачу.

учащиеся сами выбирают срок промежуточного контроля в форме самостоятельной работы, в тексте которой представлены задачи трех уровней сложности

Самостоятельную работу на основе внутренней дифференциации проводится в конце 4 урока (15 мин)

Подбирают задачи (по материалам ЕГЭ), журнала «Математика для школьника») и самостоятельно решают его

На 5 уроке организуется индивидуальная работа по коррекции знаний, умений и навыков (анализ ошибок; выявление причин и ликвидация пробелов в знаниях и умениях) , консультирование более подготовленных учащихся; углубление в тему (решение более сложных задач)(При этом используется парная или групповая работа)

6 урок

Тест по теме «Векторы в пространстве» и контрольная работа (по выбору учащихся)



Уровень усвоения материала темы «Векторы в пространстве» учащимися 10 класса в 2006/2007 учебном году представлен в листе контроля(см. Прил. 5)

Наблюдения за учащимися свидетельствуют о том, что в результате проделанной работы произошли следующие изменения:

  • активнее на уроках стали А. У., Е. Ж, А. С.;

  • самостоятельнее стала Л. Х.;

  • организовать работу в группе может Л. Р.;

  • Достигли достаточно высокого уровня самостоятельности в овладении новым материалом С. К. и М.С., хорошо выполняют они и роль консультанта;

  • Е. С. и Е. Ж. не удалось выйти на свой уровень возможности в усвоении материала по темы «Векторы», (сказались пробелы в знаниях по данной теме, изучаемой 8 класса.



На конкретных примерах проследим индивидуальную образовательную деятельность некоторых учащихся (см. таблицу 7).

Таблица7

Индивидуальная образовательная деятельность учащихся при изучении модуля




урока

Активность

Роль в группе

Уровень усвоения

(выбор сложности задания)

Выбор форм

изучения(продвижения) по теме

Оценка на уроке

Учащаяся Е. С.

1

высокая

Руководитель группы

адаптивный

групповая

«4»

2

Зачет по теории

«4»

высокая

Генератор идей

Селективный

Групповая

(решение задач)

«3»

3

высокая

руководитель

адаптивный

Групповая

(решение задач)

«4»

4

Самостоятельная работа

индивидуальная

«4»

5

высокая

-

Селективный

(работа над ошибками)

индивидуальная

«4» (инд. зад)




-

творческая

индивидуальная

«4»

6

Тест по теме( она лучше пишет тест)

«4»

Учащийся А.К.

1

средняя

Оформитель, доводчик

адаптивный

групповая

«3»

2

2

Зачет по теории

«3»

высокая

Генератор идей

рутинный

Групповая

(решение задач)

«4»

3

высокая

руководитель

адаптивный

Групповая

(решение задач)

«3»

4

средняя

Генератор

идей

Селективный


парная

«3»

5

Уровневая самостоятельная работа

(базовый уровень)

индивидуальная

«3» (инд. дом. зад «4»

6

Тест по теме

«3»

Организация сопровождения образовательной деятельности учащихся на уроке математики представлена в приложении 1 (см. разработку урока «Векторы в пространстве» (10класс))


    1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащегося при изучении математики.


Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся подразумевает организацию учителем соединения внешней дифференциации обучения в соответствии с возможностями ученика с внутренней дифференциацией учения на основе индивидуальных целей самого ученика. Необходимо обеспечить внутреннее единство трех образовательных компонентов: «хочу» , «могу» и «надо» в достижении индивидуального результата в обучении и развитии. Процесс индивидуальной образовательной деятельности учащегося осуществляется:

  • по целям, уровням, по содержанию,

  • по планированию и обеспечению,

  • по формам и методам организации деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся предполагает описание того как:

  • осуществляется перевод с одного уровня усвоения на другой;

  • выявляются и ликвидируются пробелы в знаниях по предмету;

  • как обеспечивается смена маршрута обучения (для старшеклассников

  • как реализуются программы по развитию и саморазвитию учащихся

При психолого-педагогическом сопровождении образовательной деятельности учащихся необходимо учитывать:

  • уровень обученности и обучаемости учащихся;

  • уровень сформированности универсальных учебных действий

  • жизненные профессиональные планы;

  • сформированность личностных качеств учащихся



Как учитель математики, расскажу об организации ППС конкретного ученика Сергея К. на уроках, курсах и внеклассных занятиях. Сергею математика необходима для дальнейшего образования: он выбрал профессию программиста, но не исключает и профессию учителя информатики. Поэтому Сергей ставит для себя главную задачу – углубить и расширить математические знания и совершенствовать свою письменную и устную математическую речь.

На занятиях в старших классах я, чаще всего, применяю элементы технологий модульного обучения, проблемного обучения и интегральной технологии. При этом создаю условия для усвоения тем каждого модуля в своем темпе, предлагаю дифференцированные задания по теории и практике для работы в классе и дома, а также индивидуальные задания повышенного и высокого уровня, контролирую качество выполнения заданий, обращаю внимание на рациональные способы их выполнения.

Например, при изучении первого модуля по алгебре и началам анализа «Тригонометрические функции» Сергей работал по плану прохождения темы со всем классом, при этом выполнял задания повышенного уровня в соответствии с темой урока. Обсудив результаты работы, решили включить в его план изучения второго модуля «Тригонометрические уравнения» самостоятельное освоение темы «Обратные тригонометрические функции» из профильного уровня, с которой он справился на «отлично». В следующем модуле «Преобразование тригонометрических выражений» была увеличена доля его самостоятельности. Он самостоятельно изучал новый материал, решал дома и на уроках задания из технологической карты на оценку «5», выполнял промежуточный контроль в виде самостоятельных работ и тестов, сдал зачет по теме , потратив на это 13 часов из 18 по плану, а оставшееся время до контрольной работы выполнял задания повышенного и высокого уровня по материалам из ЕГЭ и вступительных экзаменов в технические ВУЗы. Роль педагога при этом - консультационная.

При работе с Сергеем используется прием опережающего обучения, поэтому он активно помогает учителю в проведении уроков, как в роли консультанта, так и в роли учителя.

В первом полугодии Сергей выбрал курс по математике «Модуль», который помог ему расширить и углубить свои знания решению уравнений и неравенств и построению графиков функций, содержащих знак модуля. Он подготовил компьютерную презентацию по теме «Построение графиков функций, содержащих знак модуля» и выступил с ней перед одноклассниками на занятии. Во втором полугодии он выбрал курс «Знакомьтесь: параметр», который помог ему в организации исследовательской деятельности, как на уроках математики, так и на уроках информатики. Сергей самостоятельно разобрал тему «Исследование неравенств вида ах2+вх+с≤0, ах2+вх+с≥0 с начальными условиями» и подготовил компьютерную презентацию в двух электронных видах с пошаговым и возвращающимся просмотром и в форме презентации.

К. С. два года занимался под моим руководством во Всероссийской заочной многопредметной школе при МГУ имени М.В. Ломоносова на отделении математики по системе «Коллективный ученик». Он добросовестно выполняет задания, самостоятельно изучает новый материал, которого нет в школьном курсе, помощь педагога при этом минимальна.

Сергей принимал активное участие во внеклассной работе по математике: подготовил презентацию «Проценты в нашей жизни», был членом команды в игре между старшеклассниками «Математика и бизнес», постоянный участник школьной и районной олимпиад по математике.

Сергей принял участие в апреле 2007года во второй открытой областной олимпиаде школьников по математике и криптографии, по результатам которой награжден похвальной грамотой за высокие результаты.

Начиная с 7 класса, занимался исследовательской деятельностью по математике. Свои работы: «Фигуры одним росчерком», «Замечательные кривые» он представлял на научно-практических конференциях

Совместно с Сергеем составлена образовательная программа по математике на 11 класс(см. таблицу 8)

Таблица 8

Тема

Кол-во

часов

по общему плану

Кол-во

часов

для

усвоения темы учеником

Расширение программы (часы, которые остались от количества часов по общему плану)



Алгебра и начала анализа

Интеграл

12

10

Примеры применения интеграла в физике и геометрии (2 часа)

Степени и корни. Степенные функции

25

20

Графики дробно-линейных функций, деление многочлена с остатком. Формула сокращенного умножения для старших степеней. Решение иррациональных неравенств (5 часов)

Показательная и логарифмическая функции

30

25

Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств с параметром, содержащих знак модуля.

Взаимно-обратные функции, их свойства и графики (5 часов)

Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств.

20

20

Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом чисел. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств













Геометрия

Метод координат в пространстве

15

13

Решение задач на комбинацию тел (6часов)

Цилиндр, конус и шар

17

15

Объемы тел

22

20

Повторение

14

14

Теорема Чевы и Теорема Менелая

Курсы профильные

Практикум решения задач (углубленный уровень)

Его величество: параметр

34


17

34


17

По программе курса

Дополнительное образование

Занятие по системе «Коллективный ученик) при МГУ

34

34

По программе курса

Курсы при УГУ им. Демидова

Платные воскресные курсы по математике и информатике

По программе курса

Внеклассная работа по математике

Подготовка и участие в олимпиадах по математике

Активное участие в математической неделе

Участие в конкурсе «Открытие» с исследовательской работой по теме «Замечательные кривые в полярной системе координат» Выступление на научно-практической конференции. Презентация проекта.


Итогом образовательной деятельности учащегося по математике под руководством учителя стала победа на российском конкурсе «Открытие» на секции математика, награждение денежной премией в рамках национального проекта «Талантливая молодежь России»(2008 год), результат ЕГЭ по математике -81 балл (рейтинг 99, 7)- самый высокий в районе. Сергей поступил сразу в два ВУЗа: Ярославский Технологический университет и ЯГУ им П.Г. Демидова, выбрав последний ( факультет прикладной математики).



  1. Заключение

Психолого педагогическое сопровождение образовательной деятельности способствует успешному формированию универсальных учебных действий. Учитель отслеживает не только усвоение знаний учащихся по теме, но и изменения в его развитии и воспитании. Создаются условия для саморазвития и самообразования.


Библиографический список


  1. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение,2003.

  2. Волосовец Т.В. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года N 28-5 ) ttp://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_121881.html

  3. Интегральная технология -http://lyubnitsa.valdayskiy.okpmo.nov.ru/p44aa1.html

  4. Организация обучения старшеклассников сельских школ по индивидуальным планам: Методические рекомендации для педагогических работников/ Под редакцией Л.В.Бабородовой, Л.Н. Серебренникова, Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006

  5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся: учебно-методическое пособие; под редакцией Л.В. Байборовавой, Л.Н. Серебренникова.-Ярославль: Изд-во «Канцлер»2008. 168 с..

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М: Народное образование, 1998.

  7. Чернявская А. П., Байбородова Л.В. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие.- Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.



Приложения

Приложение 1

  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка iconМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный...
Методическая разработка iconМетодическая разработка классного часа на тему: «О правилах дорожного движения»
...
Методическая разработка iconМетодическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия Неделя химии «Химия в спецовке строителя»
Методическая разработка предназначена преподавателям химии и спецтехнологии колледжей строительного профиля во внеклассной работе...
Методическая разработка iconПермский строительный колледж методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов 3 курса. Цель разработки познакомить учащихся с особенностями технического перевода,...
Методическая разработка iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка iconМетодическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»
В ней даются конкретные методические рекомендации по обучению учащихся приемам осознанного чтения. Методическая разработка поможет...
Методическая разработка iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка iconКонкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Методическая разработка iconМетодическая разработка к практическому занятию «Изучение анатомии и физиологии сердца»
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Анатомия и физиология сердца» инаправлена на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница