Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»




Скачать 231.29 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»
Дата05.09.2012
Размер231.29 Kb.
ТипРабочая программа
Раздел 1.

Пояснительная записка.


Данная адаптированная рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с ФК ГОС по биологии, примерной программой основного общего образования по биологии, авторской программой основного общего образования по биологии 6-9 классы, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н.И.Сонина (5 и 6 класс). На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Особое внимание при изучении курса биологии 7 класса необходимо уделить вопросам систематики животных, особенностям строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, связи строения со средой обитания животных. Именно по этим вопросам наблюдается наибольшее количество ошибок при проведении ЕГЭ.

Изучение содержания биологии в 7 классе направлено на решение следующих задач:

  1. Формирование целостного образа системы органического мира.

  2. Формирование представлений о разнообразии видов живых организмов, особенностях их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

  3. Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов животных, растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах Ярославской области.

Особенности курса.

1. Продолжить изучение материала модуля «Краеведение», включая краеведческий материал в основное содержание курса.

2.Программа предполагает блочный принцип построения курса:

-первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы;

-вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

3. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний предусматривается выполнение лабораторных и практических работ, которые проводятся при изучении нового материала на основе исследовательской, а не репродуктивной деятельности учащихся.

Изменения, внесенные в тематическое планирование (автор Н.И. Сонин) и использование резервного времени (4 часа)

1.Сокращена тема «Введение» на 1 час. Этот час добавлен на изучение «Царства Грибы».

2. Сокращен раздел «Царство Прокариоты» на 1час. Этот час + 2час из резервного времени добавлены на изучение « Царства Растения», отдел «Покрытосеменные».

3.Сокращена тема «Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» на 1час. Этот час добавлен на изучение типа «Иглокожие».

4.Оставшиеся 2 часа резервного времени используются:

  • 1 час - на изучение надкласса «Рыбы»

  • 1час – для проведения экскурсии «Млекопитающие леса и водоема»

5. 1час (заключение)– на проведение итогового обобщающего урока по «Царству Животные»

6. Практическая работа «Наблюдение за поведением животных» проводится во внеурочное время с оформлением дневника наблюдений или выполнением проекта. Объект наблюдения выбирает ученик.


В преподавании курса будут использоваться следующие современные образовательные технологии:

- ИКТ

- проектная деятельность

- исследовательская деятельность

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи

  • фундаментальные понятия биологии

  • о существовании эволюционной теории

  • основные группы прокариот, грибов, растений, животных, особенности их организации, многообразие, экологическая и хозяйственная роль живых организмов

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

Уметь

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам

  • работать с микроскопом, изготовлять препараты для микроскопических исследований

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат

  • владеть языком предмета



Раздел 2.

Содержание программы.



  1. Тематический план.






Тема

Количество

часов

Форма контроля

Какие СОТ предполагается использовать

1

Введение

2







2

Раздел 1.Царство Прокариоты

Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов

2







3

Раздел 2. Царство Грибы.

1.Общая характеристика грибов

Лишайники

3+1


1

Фронтальный опрос.




4

Раздел 3. Царство Растения

Общая характеристика растений

Подцарство низшие растения

Подцарство высшие растения

Отдел голосеменные растения

Отдел Покрытосеменные

16+3

2

2

4

2

6+3


Индивидуальный фронтальный опрос. Отчеты по л/р и пр/р




5

Раздел 4. Царство животных

Общая характеристика животных

Подцарство одноклеточные

Подцарство многоклеточные животные

Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

Трехслойные животные. Тип плоские черви

Первичнополостные. Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

Тип Моллюски

Тип Членистоногие

Тип Иглокожие

Тип Хордовые. Бесчерепные животные

Тип Позвоночные (Черепные) Надкласс Рыбы

Класс Земноводные

Класс Пресмыкающие

Класс Птицы

Класс Млекопитающие


40

1

2

1


2


2

1

3

2

7

1

1

2+1


2

2

4

4+2


Индивидуальный фронтальный опрос. Отчеты по л/р. Заполнение таблиц


Сообщение тестовой работы







Раздел 5. Царство Вирусы

2










Итого

68часов









2. Поурочное планирование







Тема урока

л/р и п/р экскурсии

ЦОР

Д/з

Введение (2 ч.)

1

1

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Естественная система живой природы.







Стр. 5,8

2

2

Основные положения Ч. Дарвина о естественном отборе.







Стр.6

Царство прокариоты (2 ч.)

3

1

Общая характеристика прокариот.







Стр. 10,14,15

4

2

Многообразие и значение бактерий.







Стр.11-13

Царство грибы (4ч.)

5

1

Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочных грибов.







Вырастить мукор.

Стр. 20-22

6

2

Классификация грибов. Отдел настоящие грибы. Грибы Ярославской области.







Стр.23-25

7

3.

Классификация грибов. Отдел оомециты.

л/р №1 «Строение плесневого гриба мукора»





Стр. 25

8

4

Экологическая роль грибов.

л/р №2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов Ярославской области»




Записи. Знать ядовитые и съедобные грибы

Лишайники (1ч.)

9

1

Лишайники. Лишайники Ярославской области.







Стр. 28-33

Раздел 3 Царство растения (19)

3.1 Общая характеристика растений(2)

10

1

Растительный организм как целостная система. Основные признаки растений.







Стр. 36-37

11

2

Систематика растений. Красная книга России и Ярославской области.







Записи

3.2 Подцарство «Низшие растения» (2ч)

12

1

Общая характеристика водорослей, особенности строения.

л/р №3 «Изучение внешнего строения водорослей»




Стр. 38-39

13

2

Многообразие, распространение и значение водорослей.







Стр. 41-47

3.3 Подцарство «Высшие растения» (4ч.)

14

1

Общая характеристика, происхождение, особенности организации и развития высших растений.







Стр. 48-49

15

2

Отдел моховидные. Мхи Ярославской области.

л/р №4 «Изучение внешнего строения мха»




Стр. 50-55, записи

16

3

Отдел плауновидные и хвощевидные.







Стр. 56-61

17

4

Отдел папоротниковидные.

л/р №5 «Изучение внешнего строения папоротника»




Стр. 62-67

3.4 Отдел голосеменные растения (2ч)

18

1

Происхождение и особенности организации голосеменных.

л/р №6 «Изучение строения голосеменных растений»




Стр. 68-70

19

2

Многообразие, распространенность, роль значение голосеменных растений. Голосеменные растения Ярославской области.







Стр. 68,71-75, записи

3.5 Отдел покрытосеменные (6ч+3ч)

20

1

Происхождение, особенности организации, строение покрытосеменных растений.

л/р №7 «Изучение строения покрытосеменных растений»




Стр. 76-79

21

2

Размножение покрытосеменных растений.







Стр. 80-81

22

3

Класс однодольные. Семейства лилейных и злаковых растений. Однодольные растения Ярославской области.







Стр. 82, записи

23

4

Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Крестоцветные Ярославской области.







Стр. 83, записи

24

5

Класс двудольные. Семейство бобовые. Бобовые Ярославской области.







Записи

25

6

Класс двудольные. Семейство розоцветные. Розоцветные Ярославской области







Записи

26

7

Класс двудольные. Семейства пасленовые, сложноцветные. Представители семейств Ярославской области







Записи

27

8

Распознавание наиболее распространенных растений Ярославской области, определение их систематического положения в жизни человека.

П/р №1




Записи, повторить стр. 5-83

28

9

Итоговый обобщающий урок по царствам прокариоты, грибы и растения




Тесты




Раздел 4. Царство животные(40ч)

4.1 Общая характеристика животных.

29

1

Общая характеристика животных. Систематика животных.







Стр. 92

4.2 Подцарство одноклеточных (2ч)

30

1

Общая характеристика простейших.







Стр. 94-95

31

2

Многообразие и значение простейших

л/р №8 «Строение инфузории-туфельки»




Стр. 96-101

4.3 Подцарство многоклеточные(1ч)

32

1

Общая характеристика многоклеточных.







Стр. 102-107

4.4 Двуслойные животные. Тип кишечнополостные (2 ч)

33

1

Особенности строения и жизнедеятельности Кишечнополостных.







Стр. 108

34

2

Многообразие, распространение и роль кишечнополостных в природных сообществах.







Стр. 108-115

4.5 Трехслойные животные. Тип плоские черви (2ч)

35

1

Особенности организации и строение плоских червей.







Стр. 116-117

36

2

Многообразие плоских червей, приспособления к паразитизму и меры профилактики.







Стр. 118-121

4.6 Первичнополостные. Тип круглые черви(1ч)

37

1

Особенности организации и строение круглых червей. Паразитизм.







Стр. 122-125

4.7 Тип кольчатые черви (3ч)

38

1

Особенности организации и строение кольчатых червей.

л/р №9 «Внешнее строение дождевого червя»




Стр. 128-129

39

2

Многообразие кольчатых червей и их значение.







Стр. 129-131

40

3

Класс пиявки, представители класса в Ярославской области.







Стр. 131

4.8 Тип моллюски (2ч)

41

1

Особенности организации и строение моллюсков.

л/р №10 «Внешнее строение моллюсков»




Стр. 134-135

42

2

Многообразие и строение моллюсков. Представители типа моллюсков в Ярославской области.







Стр. 135-141

4.9 Тип членистоногие (7ч)

43

1

Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс ракообразные.

л/р № 11 «Изучение внешнего строения речного рака»




Стр. 144-151

44

2

Класс паукообразные. Многообразие и значение паукообразных.







Стр. 152-157

45

3

Класс насекомые. Общая характеристика и внешнее строение насекомых.

л/р №12 «Изучение внешнего строения насекомого»




Стр. 158-161

46

4

Внутреннее строение насекомого.







Стр.162-163

47

5

Размножение насекомых. Полный и неполный метаморфоз.







Стр.163

48

6

Многообразие и значение насекомых.







Стр.164-165

49

7

Представители типа членистоногих в Ярославской области и их значение.







Записи

4.10 Тип иглокожие (1 ч)

50

1

Общая характеристика типа иглокожие. Многообразие и значение иглокожих.







Стр.168-173

4.11 Тип хордовые. Бесчерепные животные (1ч)

51

1

Общая характеристика типа хордовые. Подтип Бесчерепные.







Стр.174

4.12 Подтип Позвоночные (черепные) Надкласс Рыбы (2ч)+(1ч)

52

1

Общая характеристика позвоночных. Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб.

л/р №13 «Изучение внешнего строения рыбы в связи с образом жизни»




Стр.175-179

53

2

Класс хрящевые рыбы.







Стр.180-181

54

3

Класс костные рыбы. Представители класса в Ярославской области.







Стр.182-185

4.13 Класс земноводные (3ч)

55

1

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение земноводных.

л/р №14 «Особенности строения лягушки в связи с образом жизни»




Стр.186-192

56

2

Развитие земноводных







Стр.

57

3

Многообразие и значение земноводных. Представители земноводных в Ярославской области.







Стр. 193

4.14 Класс пресмыкающиеся (3ч)

58

1

Общая характеристика, внутреннее и внешнее строение на примере ящерицы.







Стр.196-201

59

2

Распространение и многообразие рептилий. Вымершие группы. Представители класса в Ярославской области.







Стр.201

60

3

Повторительно-обобщающий по темам: Земноводные и Пресмыкающиеся










4.15 Класс птицы (4ч)

61

1

Происхождение птиц Особенности строения птиц. Приспособленность к полету.

л/р №15 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»




Стр.204

62

2

Внутреннее строение птиц. Роль и охрана птиц.







Стр.206-211

63

3

Экологические группы птиц. Птицы степей и пустынь, леса. Представители птиц леса в Ярославской области.







Записи

64

4

Экологические группы птиц. Роль и охрана птиц. Птицы болот, водоемов, побережий. Домашние птицы. Представители в Ярославской области.







Записи

4.16 Класс млекопитающие (5ч)

65

1.

Общая характеристика млекопитающих. Первозвери низшие звери. Настоящие звери.

л/р №16 «Изучение внешнего строения млекопитающих (на примере собаки)




Стр.222-223

66

2

Внутреннее строение млекопитающих.

л/р №17 «Изучение внутреннего строения млекопитающих»




Стр.224-229

67-

3-4

Основные отряды плацентарных млекопитающих. Домашние млекопитающие. Значение.







Записи

68

1

Вирусы. Общая характеристика, строение вируса. Вирусы - возбудители опасных заболеваний.







Стр.242-245



Раздел 3.

Методические рекомендации.

В связи с введением ФК ГОС обновляется не только содержание, но и методика преподавания биологии. В целях совершенствования обучения биологии при организации учебного процесса будет обращаться особое внимание на:

      • использование эколого-эволюционного, системного, функционального подходов, которые способствуют систематизации знаний школьников, их обобщению и осмыслению на новом качественном уровне, а также позволяют акцентировать внимание на методах научного познания и современных достижениях науки;

  • раскрытие процессов жизнедеятельности, исторического развития видов, что способствует повышению воспитательного и развивающего потенциала курса;

  • реализацию деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности (сравнение, распознавание, определение принадлежности, установление причинно-следственных связей, проведение наблюдений, постановка опытов, мысленное моделирование и проведение натуральных экспериментов и др.), выдвижения на первый план общебиологических знаний и умений применять их для анализа и интерпретации второстепенных, частных фактов;

  • повторение и обобщению наиболее значимых и наиболее сложных для школьников знаний

  • контроль знаний основных биологических теорий, законов, общебиологических понятий;

  • формирование умений применять полученные знания в новой, непривычной ситуации, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать устанавливать иерархическую соподчиненность, выполнять практико-и-личностно - ориентированные задания;

  • формирование умений добывать информацию из различных источников, анализировать, критически осмысливать и умело использовать ее;

  • осуществлять исследовательскую деятельность;

  • формирование умений применять информационные технологии, так как именно с помощью информационных технологий можно повысить уровень образования.



Раздел 5.

Учебно – методическое сопровождение.


1.УМК

  • В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Учебник. М: Дрофа 2008

  • Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Методическое пособие.

  • В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Рабочая тетрадь.

  • П.Е. Старцев, А.А. Наумов «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Биологические лабиринты.

  • Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Рабочая тетрадь для учителя.

  • Н.Б. Огородова, Н.Б.Сысолятина, , Н.И.Сонин Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс.

  • П.Е. Старцев, А.А.Наумов «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Биологические карты.

  • Н.И. Сонин, В.Н. Семенцева, В.Н. Мишакова Наумов «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Дидактические карточки-задания.

  • С.И. Гуленов, , Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Тестовые задания.




  1. Литература для учителя

    • Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1991. 2-е изд.

    • Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2005.

    • Миркин Б.М., Наумова Г.Л. Биологическое разнообразие: состояние и перспективы// Биология в школе, 2004. № 8.

    • Красная книга РСФСР (растения) АН СССР/ Сост. А.Л. Тахтаджян.- М.: Росагропромиздат, 1988.

    • Лисицин Л.И., Папченков В.Г., Артеменко В.И. Флора водоемов волжского бассейна. Определитель цветковых растений. СПб.: Гидрометеоиздат, 1993.

    • Конвекция ООН по сохранению биоразнообразия. Рио-де-Жанейро, 1992.

    • Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Биология. Покрытосеменные растения.- М.: Дрофа, 2003.

    • Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Твой первый атлас-определитель. Растения луга.- М.: Дрофа, 2005.

    • Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Твой первый атлас-определитель. Растения леса. - М.: Дрофа, 2005.

    • Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: справочное пособие. Самара: Корпорация «Федоров», «Учебная литература», 2005.


3.Электронные издания

    • 1С: Репетитор.Биология

    • CD-ROM «Открытая биология» Версия 2.5

    • CD-ROM «Лабораторный практикум БИОЛОГИЯ 6-11 классы»

    • Серия «Биология в школе»

    • CD-ROM «Биология. 6-9 классы. Электронные наглядные пособия»

    • CD-ROM «Биология, химия, экология»

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconРабочая программа по курсу Биология. Многообразие живых организмов
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы...
Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconРабочая программа по курсу Биология. Многообразие живых организмов
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы...
Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconРабочая программа по биологии 7 класс к учебнику : В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» 2008 г
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова и Н. И. Сонина,...
Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconРабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconРабочая программа по учебному предмету «Биология. Многообразие живых организмов» для 7 класса (базовый уровень) на 2009 2013 годы
Рассмотрена и рекомендована Методическим советом моу «оош №1» Протокол №1 от 27. 08. 2009г
Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconПлана-конспекта урока
Базовый учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В. Б., Сонин Н. И., издательство «Дрофа», 2003 год
Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconОбразовательная программа по предмету биология для 7 б, в, г
План составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, Программы основного...
Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconМногообразие защитных приспособлений к конкретным условиям существо­вания
Биология – наука, изучающая строение, проявление жизнедеятельности, среду обитания всех живых организмов (бактерии, грибы, растения,...
Рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» iconМетодическая разработка учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»
Психолого педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница