Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»




Скачать 106.98 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Дата11.11.2012
Размер106.98 Kb.
ТипПрограмма

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПРОВОДИМОГО В НОУ ВПО «СИБИРСИКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПЫТАНИЯ


Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» разработана на основе примерной программы вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения), предлагаемой Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине «Обществознание» (базовый уровень).

Целью вступительного испытания является определение степени усвоения абитуриентами содержания курса «Обществознание» и способности их обучения по соответствующим программам высшего профессионального образования.

Задачи вступительного испытания заключаются в выяснении предметных результатов изучения абитуриентами курса «Обществознание». Эти результаты должны отражать:

– сформированность личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания;

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– способность применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни;

– возможность соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения;

– владение навыками работы с социально значимой информацией, умение делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки событий и процессов общественной жизни;

– наличие социального кругозора и познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Требования к уровню подготовки абитуриентов, достижение которого проверяется на вступительном испытании, составлены на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Абитуриенты должны:

знать и понимать:

– биосоциальную сущность человека;

– основные этапы и факторы социализации личности;

– место и роль человека в системе общественных отношений;

– закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

– тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы;

– основные социальные институты и процессы;

– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

– особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

– характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни;

– анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявлять их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений;

– объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы);

– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

– осуществлять поиск социальной информации; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

– оценивать действия субъектов социальной жизни (личности, группы, организации) с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

– формулировать на основе приобретенных знаний собственные аргументированные суждения по проблемам общественной жизни;

– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения для:

– самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;

– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

– оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;

– решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

– ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

– ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в ходе освоения программ высшего профессионального образования;

– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

СОДЕРЖАНИЕ ИСПЫТАНИЯ

Раздел I
ОБЩЕСТВО


Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. Общественные отношения.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Человечество как социальная общность. Многообразие. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Раздел II
ЧЕЛОВЕК


Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

Бытие человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Способности человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека. Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Проблема смерти в духовном опыте человечества.

Раздел III
ПОЗНАНИЕ


Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.

Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.

Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.

Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знания. Самопознание.

Раздел IV
ЭКОНОМИКА


Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост. Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя.

Предпринимательство: сущность, функции, виды.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений.

Деньги, их функции. Банки, инфляция.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля. Международная финансовая система. Россия в системе международных экономических отношений. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Права потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.

Раздел V
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.

Понятие о малой группе. Групповые нормы и санкции.

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

Социальное законодательство. Социальная политика.

Раздел VI
ПОЛИТИКА


Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы.

Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

Раздел VII
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА


Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Моральный выбор.

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.

Раздел VIII
ПРАВО


Право в системе социальных норм. Роль права в жизни человека, общества, государства. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Публичное и частное право.

Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура.

Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека. Международное гуманитарное право.

Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции общепринятых международных стандартов прав человека.

Структура высшей государственной власти в Российской Федерации.

Федерация и ее субъекты.

Гражданин, гражданство и государство. Участие граждан в политике и управлении. Политические организации. Многопартийность. Правовая культура.

Основные признаки и значение юридической ответственности.

Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление.

Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.

Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве.

Трудовое право. Трудовой договор. Формы и виды оплаты труда. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений. Правоохранительные органы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2011.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1–4. М.: Омега-Л, 2012.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Омега-Л, 2012.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2011.

Основная

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 кл.: учебник. М.: Просвещение, 2011.

2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 кл.: учебник. М.: Просвещение, 2011.

3. Гуревич П.С. Обществознание. 10 кл.: учебник. М.: Мнемозина, 2010.

4. Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание. 11 кл.: учебник. М.: Мнемозина, 2011.

5. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл.: учебник. М.: Русское слово, 2011.

6. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл.: учебник. М.: Русское слово, 2011.

7. Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2011.

8. Никитин А.Ф. Обществознание. 11 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная

1. Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание: 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: Астрель, 2011.

2. Баранов П.А., Шевченко С.В., Воронцов А.В. Обществознание. ЕГЭ: учебно-справочные материалы. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012.

3. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2011.

4. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов / под ред. А.В. Опалева. 4-е изд. М.: Юнити-Дана, 2012.

Похожие:

Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» для поступающих на обучение по направлению впо 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по учебной дисциплине «Обществознание» 2011
Гуманитарный факультет Кафедра философии и истории программа вступительного испытания по учебной дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «обществознание»
Необхо­димость изучения обществознания (научный, гуманитарный и гражданский ас­пекты). Место обществознания в структуре научного...
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «История»
Программа вступительного испытания по дисциплине «История» для поступающих на обучение по направлениям впо 030900. 62 «Юриспруденция»,...
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «математика»
Вступительное испытание по дисциплине «Математика» проводится в соответствии с Положением о вступительных испытаниях, утвержденным...
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по предмету История
В тесте по дисциплине «Обществознание» представлены восемь содержательных линий курса: человек, общество, познание, право, экономическая...
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Общество: понятие и признаки. Общество как сложная динамичная система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа....
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по дисциплине
Вступительные испытания по дисциплине «Проектирование швейных изделий» проводятся в форме тестирования, задание включает в себя 50...
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по дисциплине «математика»
Вступительные испытания по дисциплине «Математика» проводятся в форме тестирования, включают в себя 20 заданий. К каждому заданию...
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание»
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в Центральный филиал ффгбоувпо «Российская академия правосудия» по направлению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница