Учебно-методический комплекс дисциплины




Скачать 499.71 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата11.11.2012
Размер499.71 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
Структурный элемент "Паспорт дисциплины" оформляют в соответствии с СТП 12 310-04 Образовательный стандарт учебной дисциплины.

Учебно-методическую карту дисциплины, по усмотрению разработчика стандарта, составляют в соответствии с формами, приведенными в СТП 12 310-04 Образовательный стандарт учебной дисциплины.


Учебно-методический комплекс дисциплины

Рекомендации по разработке, публикации, сопровождению


1. Назначение и область применения

Учебно-методический комплекс дисциплины (далее - УМКД) – это совокупность учебно-методических материалов по дисциплине (предмету, курсу, модулю), призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения для наиболее полной реализации задач, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) и федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

УМК дисциплин являются основным средством решения задачи оснащения учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, позволяющими улучшить качество подготовки специалистов, а также задачи внедрения в учебный процесс передовых методик обучения.

Разработка компонентов УМК должна осуществляться на основе следующих дидактических принципов:

  • соответствие ГОС ВПО и ФГОС ВПО (или рабочей программе для вузовского компонента);

  • четкая структуризация (модульность) учебного материала;

  • последовательность изложения учебного материала;

  • полнота и доступность информации;

  • определение компетенций, которых должен достичь студент;

  • соответствие объема учебных материалов объему часов (зачетных единиц), отведенных на изучение дисциплины;

  • комплексность (теоретические, практические материалы, промежуточная и итоговая аттестация);

  • мобильность (модернизация компонентов УМК каждые 1–1,5 года);

  • современность и соответствие научным достижениям в соответствующей сфере;

  • оптимальность (размещение дидактических единиц на различных носителях информации);

  • доступность компонентов УМК для студентов и преподавателей.

УМКД является частью ООП, определяющей содержание и структуру дисциплины, ее место и значение в системе подготовки специалиста по каждому направлению (специальности).

Цели и задачи УМКД:

  • оказание помощи студенту в самостоятельном изучении теоретического материала;

  • контроль знаний студента (самоконтроль, текущий контроль и промежуточная аттестация);

  • тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых разработанных учебных материалов;

  • методическое сопровождение организации всех видов занятий, практик;

  • дополнительная информационная поддержка (учебные и информационно-справочные материалы).


2. Нормативные документы

УМКД составляется на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357 ин13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов»;

  • инструктивного письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 № 02-55-77 инак «О показателе государственной аккредитации «Методическая работа»;

  • приказа Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;

  • п.6 ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

  • п.5 ст. 5 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

  • с приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

  • Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71;

  • приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. N 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений», в котором говорится, что процент учебных дисциплин образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами, должен составлять 100 процентов;

  • Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО), п.7.17. (7.18) «Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения...»;

  • учебного плана направления (специальности);

  • примерной учебной программы, рекомендованной УМО (при ее наличии), по соответствующей дисциплине.

3. Глоссарий

При разработке УМКД применяются следующие сокращения.

ФГОС ВПО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

ТЗ — тестовое задание.

БТЗ — банк тестовых заданий.

ДОТ — дистанционные образовательные технологии.

ООП – основная образовательная программа.

ПК – профессиональные компетенции.

ОК – общекультурные компетенции.

Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.

Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области.

Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие.

Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.

Компетенция – интегративная характеристика личности выпускника, способного применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.

Учебно-методический комплекс дисциплины — совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности (направления), необходимых для организации и осуществления учебного процесса.

Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник — это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения студентами. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям ГОС ВПО и полностью раскрывать учебную программу по конкретной дисциплине.

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Разновидностями учебно-методических пособий могут быть методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, лабораторных, дипломных работ, прохождению практик.

Банк тестовых заданий — общая совокупность тестовых заданий по дисциплине, из которых составляются путем компоновки различные варианты тестов.

Тест — система заданий специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень подготовленности тестируемых.

Тестовое задание — один из составляющих элементов структуры дидактического теста, включающий в себя краткую инструкцию для обследуемого, тестовую задачу, эталон ответа.

Учебный модуль (модуль) — автономная, законченная часть дисциплины, включающая в себя различные виды учебных материалов (текст, контрольные и лабораторные работы, аудио-, видеоматериалы), после изучения которой предусматривается контроль знаний.

Кодификатор учебной дисциплины — документ, отражающий содержание теста, позволяющий установить связь между методическим обеспечением, по которому составлен тест, и самим тестом, указывающий дидактические единицы знаний, проверяемые в каждом конкретном вопросе теста.

Зачетная единица — мера оценки трудоемкости освоения дисциплины. Одна зачетная единица равна 36 академическим часам.

Рабочая программа дисциплины — документ, определяющий содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы (виды) контроля знаний по этой дисциплине (промежуточный, текущий, итоговый).

Дидактическая единица — логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания, как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т. п.

Курс лекций — учебное издание, содержащее тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Как правило, это издание развивает содержание учебника за счет

новых оригинальных материалов.

4. Требования к содержанию и порядок разработки учебно-методического

комплекса дисциплины

4.1 Автор или авторский коллектив, разрабатывающий УМК дисциплины, является ответственным за качество содержания и актуальность материалов комплекса и его полное соответствие требованиям ФГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины. Дидактические единицы, перечисленные в Государственном образовательном стандарте, должны содержаться в материалах УМК, логика и порядок их представления могут быть изменены. Название дисциплины должно строго соответствовать учебному плану.

4.2 Содержание УМК должно опираться на современные достижения науки и образовательной практики и может реализовывать авторский подход к объекту изучения.

4.3 Компоненты УМК должны состоять из относительно независимых частей (модулей). Кроме теоретической части, каждый модуль должен содержать элементы самоконтроля или практических заданий, вопросы. В качестве отдельного модуля дисциплины может выступать специальный блок заданий и элементов контроля знаний по всему объему дисциплины.

4.4 Компоненты разработанного УМК по дисциплине проходят процедуру внешнего рецензирования.

В рецензии на учебные материалы оценивается:

  • соответствие содержания учебного материала Государственному образовательному стандарту и рабочей программе;

  • логичность, стиль и последовательность изложения материала;

  • научный и методический уровень материала;

  • наличие и качество дидактического аппарата (обобщений, выводов, контрольных вопросов, заданий и т. п.);

  • качество иллюстративного материала (рисунков, схем, чертежей) и его соответствие изучаемому предмету;

  • соответствие объема учебного материала количеству учебных часов (зачетных единиц) дисциплины.

В рецензии на тестовые материалы промежуточной аттестации по дисциплине отмечается:

  • соответствие тестовых вопросов кодификатору;

  • однозначность и корректность тестовых вопросов;

  • правильность ответов;

  • соответствие общего количества вопросов объему учебного материала;

  • правомерность использования различных типов вопросов в тесте;

  • возможность выполнить тест студенту за отведенное время.

Каждая рецензия заканчивается выводом о возможности или невозможности использования учебных материалов в образовательном процессе.

4.5 Обновление содержания УМК производится по мере необходимости или в соответствии с установленными данным стандартом сроками модернизации.


5. Назначение и описание компонентов

учебно-методического комплекса по дисциплине

5.1 Структура УМКД

Обязательными элементами структуры УМКД являются:

  • рабочая учебная программа дисциплины;

  • методические указания к семинарским или лабораторным занятиям (если они предусмотрены учебным планом);

  • руководство по изучению комплекса (методические указания, разбивка на модули, балльно-рейтинговая система, календарный план изучения дисциплины);

  • контрольный блок ( проекты, кейсы, рефераты, эссе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т.д.).

  • учебная информация (учебник, учебное пособие или курс лекций) в различных формах (текст, аудио-, видео-, слайд-презентации, мультимедиа вставки и др.);

  • методические указания для студентов по организации изучения дисциплины, а также по выполнению самостоятельной работы, в том числе курсовых работ (курсовых проектов);

  • практикум (лабораторный практикум) по дисциплине, если такой вид деятельности предусмотрен учебным планом;

  • глоссарий и иные элементы.

  • хрестоматия (электронная библиотека дисциплины);

Дополнительно в состав УМК могут быть включены:

  • коллекция работ студентов (проекты, рефераты и пр.);

  • часто задаваемые вопросы и ответы;

5.2 Рабочая учебная программа

Рабочая учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание, объем, а также последовательность изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). Основная часть программы посвящается раскрытию содержания дисциплины с учетом предъявляемых к ней педагогических и методических требований.

Рабочая учебная программа разрабатывается на основе примерной (типовой) учебной программы (при ее наличии) или учебного плана специальности (направления).

Рабочая программа включает следующие разделы:

5.2.1. Пояснительная записка, которая содержит:

  • цели и задачи изучения дисциплины;

  • место дисциплины в учебном процессе;

  • Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

  • требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины (указать перечень дисциплин, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины);

5.2.2. Трудоемкость дисциплины (указать количество часов или количество кредитов (зачетных единиц), отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по направлению (специальности).

5.2.3. Тематический план изучения дисциплины

  • Для каждой лекции, каждого практического занятия и каждой лабораторной работы приводятся номер, тема, перечень рассматриваемых вопросов, объем в часах и ссылки на рекомендуемую литературу. Соотнесение модулей дисциплины (разделов, тем) и формируемых в них компетенций рекомендуется приводить в виде Карты компетенций дисциплины

  • Для курсового проекта (курсовой работы) указываются цель и тематика курсового проектирования, содержание и объем пояснительной записки и графической части, объем (в часах) каждой части проекта (работы), ссылки на рекомендуемую литературу. При наличии аудиторных занятий по курсовому проектированию приводятся темы занятий;

  • Для самостоятельной работы студентов приводятся темы эссе, рефератов, расчетных заданий, перечисляются другие задания, которые студенты должны выполнить самостоятельно во внеаудиторное время, с указанием содержания и объема каждого задания (в часах), а также ссылки на литературу.



Таблица 1. Тематический план изучения дисциплины




Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа

Итого часов по теме

Итого часов в интерактивных формах

Итого количество баллов

Лекции

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа
























































Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

устный опрос

письменные работы

Итого количество баллов

собеседование

ответ на семинаре

Контрольная/ лабораторная работа

Самостоятельная работа

Решение задач













































Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Количество баллов

Обязательные

Дополнительные












































5.2.4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми последующими дисциплинами

Таблица 4. Междисциплинарные связи



Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

Номера тем дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











































































Таблица 5. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины




Тема

Компетенции

Рекомендуемые ФГОС ВПО

Предложенные вузом

Предложенные работодателями
































5.2.5. Содержание дисциплины

Раздел раскрывает содержание дисциплины по темам в соответствии с ФГОС ВПО по направлению (специальности); определяет перечень дидактических единиц, общий объем знаний, получаемых студентом.

5.2.6. Планы семинарских занятий

Указать темы семинарских занятий с перечнем вопросов, выносимых на обсуждение студентам.

5.2.7. Темы лабораторных работ

Указать темы лабораторных работ, название опытов, объекты изучения, а также необходимый инструментарий для их проведения.

5.2.8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

1. СРС проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе:

  • формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

  • качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

  • формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений студентов;

  • развития познавательных способностей студентов, формирования самостоятельности мышления;

  • совершенствования речевых способностей;

  • развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, саморегуляции);

  • развития научно-исследовательских навыков;

  • развития навыков межличностных отношений.

2. Виды самостоятельной работы:

    • выполнение самостоятельных заданий на семинарских, практических, лабораторных занятиях;

    • подготовка к аудиторным занятиям и выполнение заданий разного типа и уровня сложности; подготовка к проблемным лекциям, дискуссионным вопросам, коллоквиумам, «круглым столам», ролевым играм и т.п.:

    • изучение отдельных тем (вопросов) учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами, составление конспектов;

    • составление хронологических таблиц, логических и структурных схем и т.п.;

    • выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, сообщений, рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, резюме, глоссариев и т.д.);

    • решение задач; выполнение самостоятельных и контрольных работ, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, составление отчётов к лабораторным работам, самостоятельная работа с приборами, сдачи терминов и понятий и др.;

    • выполнение проектных заданий (разработка проектов, моделей, программ, макетов и т.п.);

    • выполнение исследовательской работы;

    • выполнение курсовых работ (проектов);

    • индивидуальные консультации;

    • индивидуальные собеседования;

    • подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к текущему контролю успеваемости (в течение семестра), промежуточной аттестации (по окончании семестра), к Федеральному Интернет-экзамену;

    • подготовка к итоговой государственной аттестации, в том числе подготовка к государственным экзаменам, выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

    • подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях и семинарах;

    • подготовка к участию в работе факультативов, спецсеминаров;

    • прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий, составление отчетов по итогам практик.

3. Контрольный блок ( проекты, кейсы, рефераты, эссе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т.д.).


5.2.9. Образовательные технологии

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, анализ презентации совместно со студентами, защита авторских проектов, решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций по темам, встречи со специалистами в области экологии.

Компьютерная симуляция: в компьютерной среде с помощью имеющихся программных средств моделируется та или иная профессиональная (техническая, экономическая или иная) ситуация, проблема или задача, модель. На этой основе отрабатывается принятие технических или управленческих решений. При этом требуются самостоятельный поиск и проработка информации по отдельным вопросам теоретического курса, консультации преподавателя, взаимодействие с сокурсниками, создание творческих групп с распределением функций и пр.

Интерактивные видеолекции с синхронными слайдами (ИВСС) предназначены для повышения качества и эффективности обучения за счет обеспечиваемого ими высокого коэффициента передачи педагогического воздействия, оказываемого на студентов преподавателем.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии студентов со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося.

Активные формы обучения: где учащиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с преподавателем. Основные методы это творческие задания, вопросы от студента к преподавателю, и от преподавателя к студенту.

Пассивные формы обучения: где студенты выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им преподавателем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

5.2.10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  • Основная литература

  • Дополнительная литература

При необходимости этот раздел может быть дополнен справочными изданиями и словарями, нормативными документами, периодическими отраслевыми и общественно-политическими журналами, научной литературой; ссылками на базы данных, сайты, справочные системы и сетевые ресурсы.

5.2.11. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

5.2.12. Технические средства и материально- техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Указывается перечень обучающих, контролирующих, компьютерных программ, мультимедийных лекций, видеолекций, диафильмов, кино- и телефильмов, диапозитивов. Рекомендуемые иллюстративные материалы: плакаты, альбомы, планшеты, макеты, образцы работ. Дается перечень технических средств обучения, указываются специализированные аудитории и классы, основные механизмы и приборы, установки, стенды и др.

  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001)
Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методический рекомендации по изучению дисциплины, планы семинарских...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этнология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Абиль Еркином...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Археология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Абиль Еркином...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск
Э этнология [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е. В. Маликова; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. –...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск
Охрана труда [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины./ Сост.: В. И. Парубец; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск
П психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Е. Варшавская, Н. А. Кочергина, И. С. Пищева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д лингвострановедение и страноведение [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост.: Кузьмина И. Н.; Бийский пед гос ун-т...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск
П психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Н. Е. Варшавская; Бийский пед гос ун-т им. В....
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск
Д дисциплина [Живопись] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: С. А. Жук; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница