Скачать 343.06 Kb.
|
Методическая лаборатория русского языка и литературы КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ I. Требования к речи учащихся Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая: 1) содержание высказывания; 2) логическое построение; 3) речевое оформление. Учащиеся должны уметь: — создавать высказывание на тему, соблюдая ее границы; — отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания; — излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы); — правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания; — строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.); — отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения; — оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения. II. Формы организации письменного контроля знаний учащихся Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся: - упражнения по русскому языку, - планы статей учебников, - диктанты, - сочинения, - изложения, - письменные ответы на вопросы и т.д. По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее значительных тем программы, - в конце учебной четверти, - в конце полугодия. Примечания ü Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. ü В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. ü При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. ü Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник. III. Содержание письменных контрольных работ Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Текст контрольного диктанта должен включать: а) орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется в настоящее время (2-3 случая); б) основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее (1-3 случая). Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:
С помощью контрольного диктанта проверяется:
Контрольная работа может состоять из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и наиболее трудными орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
Примечание: до конца первой четверти (в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. Рекомендуемое число контрольных работ
В 10-11 классах кафедра методики преподавания русского языка, литературы и МХК МИОО рекомендует проводить следующее количество контрольных работ по русскому языку:
Сочинения по литературе в 10-11 классах обычно проводятся после изучения каждой монографической темы. Кафедра методики преподавания русского языка, литературы и МХК рекомендует следующее количество сочинений: в каждом полугодии не менее 4, причем 2 – классных сочинения и 2 домашних. В конце учебного года рекомендуется в 10 классе проводить итоговое сочинение, в 11 классе – предэкзаменационное сочинение или изложение (на выбор учащихся). При составлении данных методических рекомендаций использованы следующие источники:
|
![]() | Контрольная работа по русскому языку для учащихся 8-го класса (промежуточный контроль) | ![]() | Городская школьная олимпиада угту по русскому языку 2012 г Олимпиада по русскому языку проводилась в целях выявления у учащихся образовательных учреждений филологических способностей, развития... |
![]() | Информационно-аналитическая справка по итогам диагностической контрольной работы по русскому языку в 11 классе «О проведении контрольных работ по математике и русскому языку в муниципальных общеобразовательных учреждениях» 26. 10. 2011 г проведена... | ![]() | Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе «Государственного стандарта общего образования по русскому языку», «Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический... |
![]() | Как готовиться к выполнению задания части с по русскому языку (рекомендации для учителей и учащихся) Содержание экзаменационной работы по русскому языку для выпускников проверяет весь комплекс языковой подготовки учащихся | ![]() | Книга писатель Цель: раскрыть перед учащимися значение знаний по русскому языку, стимулировать интерес к русскому языку, развивать смекалку, догадливость,... |
![]() | Программа Спецкурса по русскому языку Система подготовки к егэ по русскому языку в 11 классе. Автор: Насонова Е. Ю., учитель литературы Томск 2010 Пояснительная записка. Спецкурс «Система подготовки к егэ по русскому языку» С одной стороны, это позволит повысить общую грамотность учащихся, восполнить те пробелы, которые могли возникнуть во время учебы... | ![]() | Пояснительная записка абитуриенты, поступающие в Тувинский государственный университет, сдают экзамен по русскому языку в случаях, предусмотренных Правилами приема в Тувгу 2012 года Настоящее издание содержит характеристику экзамена, описание процедуры экзамена и критериев оценки. Перечень знаний, умений и навыков,... |
![]() | Инновационного педагогического опыта (ипо) Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче егэ по русскому языку (часть С). Разработка методических пособий для сдачи экзамена... | ![]() | Программа элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс» Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:... |