Скачать 132.62 Kb.
|
«ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ Класс Насекомые» Автор: учитель биологии, географии и экологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Никитина Ольга Васильевна г.Череповец 2010 Цели (для учителя): научить характеризовать представителей класса Насекомые как сухопутных членистоногих Задачи урока (для учителя): 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные: - воспитывать культуру труда при работе с лабораторным оборудованием (коллекциями); - способствовать воспитанию бережного отношению к природе на основе понимания биологической роли насекомых в экосистемах Земли. Цели (для обучающихся): научиться характеризовать представителей класса Насекомые как сухопутных членистоногих Задачи урока (для обучающихся):
Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: урок – исследование (1 уровень). Оборудование: фотографии и коллекции насекомых различных отрядов, таблица «Многообразие органического мира», рельефная таблица «Внутреннее строение жука». Рекомендуемая литература для учителя:
Рекомендуемая литература для обучающихся:
Основное содержание урока:
План урока
1) Столкновение с проблемой – 5 мин. 2) Сбор данных – «верификация» – до 10 мин.
1) Сбор данных – «экспериментирование» – 10 – 12 мин. 2) Построение объяснения – до 10 мин.
Ход урока I. Организационная часть До начала урока учащиеся делятся на 3 – 4 группы (в зависимости от материальной базы кабинета биологии и количества учащихся в классе). Проверка готовности к уроку. II. Создание проблемной ситуации, выдвижение предположения. ? Название этого класса Членистоногих происходит от слова «насечка». Как называется этот класс? О. Данный класс членистоногих называется Насекомые. 1 этап Столкновение с проблемой.
Фотографии для анализа 1 группа.
2 группа
3 группа
2 этап Сбор данных – «верификация»
Текст для ознакомления и анализа. Видовое разнообразие и распространение насекомых Как предполагают, насекомых на всей Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звезд в нашей Галактике. Только бактерии и прочие одноклеточные существа более многочисленны. Подсчет, безусловно, приблизительный и для каждого момента весьма неодинаков, ибо очень многие причины решительно влияют на численность насекомых. Иные их виды, правда, из года в год обитают вокруг нас примерно в одинаковом количестве (например, бабочка-капустница), другие (боярышница, сосновая совка, сосновая пяденица, сибирский шелкопряд) то почти незаметны в лесах, то, вдруг расплодясь в великом множестве, буквально пожирают их. Описан примерно миллион разных насекомых: 70 - 75% всех видов животных, населяющих Землю. Каждый год (в основном в тропиках) открывают тысячи новых видов насекомых. Сколько же их видов всего на Земле? Полагают, что от 2 до 5 миллионов! А возможно, что и 10 миллионов. Больше всего жуков (250 000 видов), потом бабочки (140 000 видов), двукрылых (комары, мухи) – 100 000 видов и перепончатокрылые (муравьи, осы, пчелы и пр.) – около 90 000 видов. Сравните: птиц лишь 8663 вида, зверей – 4237. Насекомые населяют все широты: от Заполярья (гнус вам об этом напомнит, если там побываете) до тропиков, все низины и высоты (до вечных ледников), все пресные воды (даже горячие – 550), воздух над нами и землю под нашими ногами (на 1 м2 может их тут быть 50 000 и больше), саму почву, травы, листву, корни, грибы, живых и мертвых животных… проще сказать, где их нет: в морях (хотя некоторые и тут живут) и на снегу (впрочем, и здесь не без исключений). Даже в нефти, разлитой на поверхности земли, можно их встретить! Вопросы для анализа текста ? Какова предположительная численность насекомых? ? Каково приблизительное видовое разнообразие насекомых? ? Какие районы Земли заселены насекомыми? ? В каких поясах Земли численность и видовое разнообразие насекомых наибольшее? Выдвижение предположения (под руководством учителя)
III. Сбор данных и построение объяснения. 3 этап. Сбор данных – «экспериментирование».
Особенности строения насекомых как сухопутных членистоногих ![]() Тело насекомых, как и всех членистоногих покрыто многослойной кутикулой, состоящей из хитина и задубленных белков. Кутикула насекомых, как и у всех членистоногих, служит наружным скелетом. Она препятствует потере телом воды, т.к. в ее наружном слое содержатся жиро- и воскоподобные соединения, отсутствующие у ракообразных. Также кутикула защищает насекомых от механических повреждений, воздействия химических веществ и ультрафиолетовых лучей. Окраска тела насекомых позволяет им сливаться с фоном мест обитания, подражать защищенным формам (мимикрия), отпугивать врагов. Кровеносная система незамкнутая, сердце расположено на спинной стороне. Кровь (гемолимфа) у насекомых участвует только в транспорте питательных веществ и продуктов жизнедеятельности. Кишечник сквозной, начинается ротовым аппаратом и заканчивается анальным отверстием. Ограничение количества испаряемой влаги также осуществляется у насекомых с помощью дыхалец, которые они приоткрывают только во время дыхательных движений. Органы дыхания приспособлены к извлечению кислорода из атмосферного воздуха и представлены у насекомых исключительно разветвленными трахеями. Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды – прикреплены к заднему отделу кишечника. В них происходит всасывание воды обратно в гемолимфу, а продукты жизнедеятельности кристаллизуются. В результате выделяются сухие экскреты через анальное отверстие, и потери воды минимальны. Все промежутки между внутренними органами заполнены жировым телом, которое является одновременно запасом воды и питательных веществ, поэтому насекомые могут долго не пить и голодать. Насекомые имеют хорошо развитую нервную систему. Строение ее сходно со строение нервной системы кольчатых червей, но брюшная нервная цепочка состоит из меньшего числа нервных узлов, но они более крупные. Особенно сильно развиты надглоточный и подглоточный нервные узлы, с которыми органы чувств. С таким развитием нервной системы связано сложное индивидуальное и общественное поведение насекомых. У всех насекомых исключительно внутреннее оплодотворение, яйца покрыты плотной оболочкой. Изучение причин многообразия насекомых и их широкого расселения в экосистемах Земли. Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых»
Задание к лабораторной работе 1. Сформулируйте цель лабораторной работы. 2. Запишите в тетради тему урока, название лабораторной работы, ее цель и оборудование к лабораторной работе. 3. Выполните лабораторную работу по инструкции на стр. 65 учебника и выданным коллекциям. 4. Сделайте вывод о причинах большого видового разнообразия насекомых. Вопросы для обсуждения: 1. Насекомые каких отрядов были представлены в коллекциях? 2. Каковы особенности их ротовых аппаратов и конечностей? 3. В каких местах обитания они встречаются? 4. Чем отличаются насекомые разных отрядов? 5. О чем свидетельствует большое разнообразие ротовых аппаратов и типов конечностей? 6. Какова роль насекомых в экосистемах? 4 этап – Построение объяснения
IV. Закрепление материала 5 этап – Анализ хода исследования.
Задание: заполните схему Отделы тела насекомых ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Задание (по группам: вопрос 1 – 2 – гр.1, вопрос 3, 4 – гр.2, вопрос 5 – группа 3) – ответить на вопросы: 1. В чем сходство насекомых с другими животными типа Членистоногие? 2. Почему видовое разнообразие насекомых так велико? 3. Как насекомые приспособлены к жизни на суше? 4. Почему ученые-энтомологи для фиксации насекомых капают им эфир (усыпляющее вещество) на брюшко? 5. Зачем нужны насекомые на планете? V. Домашнее задание § 15, ответить на вопросы после параграфа (базовый уровень обязательное всем). Подготовить сообщения о тараканах и медведке (по желанию – задание дополнительное). Заполнить таблицу в тетради (макет таблицы выдан в распечатанном виде) (задание повышенного уровня сложности)
ЛИТЕРАТУРА:
|
![]() | Урок по биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция в живом организме» Урок относится к главе «Жизнедеятельность организмов» раздела «Живой организм» умк под редакцией Н. И. Сонина. Урок был проведён... | ![]() | Урок презентация по биологии в 8 классе на тему Урок «Пищеварение в ротовой полости» — это третий урок в теме пищеварение изучается в 8 классе. Учебник: Биология. 8 кл. Человек:... |
![]() | Урок по биологии в 9 классе по теме Задачи: Познакомиться с творческими работами учащихся (проектами), обобщить и углубить их знания по данной теме | ![]() | Урок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии» Бабушкина Л. А., учитель биологии, моу долгодеревенская сош, Сосновский район, Челябинская область |
![]() | Урок биологии в 7 классе Оборудование: гербарии злаковых растений, цоры по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме | ![]() | Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан |
![]() | Урок биологии в 10 классе по теме «Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы» | ![]() | Урок биологии в 10-м классе по теме Воспитательная: формирование культуры биологической речи и сознательной дисциплины |
![]() | Урок по биологии в 9 классе по теме Продолжить знакомство с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток | ![]() | Урок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви» Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности» |